Не знаю, как у вас, а я выхожу с литургии из храма с высоко поднятой головой и ясными светлыми глазами. И взор светлеет, и разум играет, и улыбка не прячется в скромно поджатых губах, если тебе еще и в заключительном аккорде службы повезло услышать настоящее слово настоящего проповедника.
Скажу честно: такое редко бывает, но бывает. Выходит священник на амвон, и с первого слова его ты проваливаешься в правду – в ту, которую искал, в которой была душевная нужда. Нет, ты пытался искать ответы сам, самостоятельно, а разумения не хватало уяснить для себя, чего обеспокоенного в тебе накопилось. Силишься, пытаешься понять и разобраться, а, повторюсь, разумения не хватает.
Идешь, бывает, к другому человеку, но и тот оказывается тебе не помощником.
Чаще всего в такие моменты я открываю ответы на письма оптинского старца Амвросия и нахожу у него нужное. Иногда бегу со всех ног услышать проповедь священника в храме, но в большинстве случаев еще больше запутываюсь в своих поисках истины.
И вот недавно мне в руки попалась (совершенно случайно попалась) книга протоиерея Геннадия Фаста "А вечность уже началась...". Батюшка служит в далеком Абакане – это там, где "Макар телят гоняет". Туда, если и захочешь, вряд ли попадешь. А тут вот она – книга, да не совсем обычная – книга проповедей, с которыми священник обращается к народу.
Открываю книгу и читаю обращение к нам протоиерея Фаста: "Поскольку у читателя в руках проповеди, то рекомендуется читать за один раз только одну из них, хотя объем их невелик. Проповедь всегда цельна, она вводит слушателя в некое духовное пространство, где он духовными очами созерцает некий образ, духовными ушами внемлет некоему слову, обращенному к уму и сердцу. Это слово требует переживания, размышления после услышанного, а то и некоего действия".
Следую наставлению батюшки и понимаю, что читать можно как подряд, так и наугад.
Конечно, проповедь – не статья, не трактат и даже не лекция, которые можно читать. Ее, проповедь, слушают, особо подчеркивает священник. Устная речь весьма отличается от письменной. "Однако, издревле проповеди, устно изреченные, записывались скорописцами для последующего прочтения. Текст, исходно написанный, и текст, фиксирующий речь, отличаются. Так у святого Иоанна Златоуста ощущается разница в текстах, которые он писал, и в записях слов, произнесенных им устно.
Устная речь, в отличие от письменной, более отрывиста, в ней нет такой гладко согласованной последовательности слов. Отсутствуют многие пояснительные слова, которые говорящим подразумеваются. И, наоборот, встречаются осколки фраз, понятные в устной речи и нарушающие течение речи письменной".
Это предупреждение, а скорее наставление, собирает твое внимание перед чтением книги, и ты уже не просто читаешь – ты слышишь голос проповедника, обращенного только к тебе, и раскрываются пред тобою картины, в которых ты сам не мог и вряд ли бы когда разобрался.
Болезнь и беда, ослушание и память, родство душ и смирение, предупреждения святителей... Будто на ладони преподносит протоиерей Геннадий Фаст наши заблуждения, нашу темноту и освещает завтрашнюю нашу дорогу.
Признаюсь: я до сих пор не могу до последней страницы прочитать проповеди священника – то и дело возвращаешься к прочитанному и снова открываешь для себя мудрость и толковость его пастырского слова. И понимаешь, почему к нему в далекой иркутской стороне идут за разумением старики и молодежь, почему его ждут люди состоявшиеся в жизни и заблудшие души в тюрьмах и колониях.
Мимо слова протоиерея Геннадия Фаста, конечно же, не могли пройти члены оргкомитета по присуждению премии "Имперская культура" имени Эдуарда Володина – мимо слова, подаренного нам проповедником в радость и в разумение.
Иван Чуркин (Саров)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"