На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Величие русского слова

Лауреаты премии «Имперская культура»-2021

ВЕЛИЧИЕ РУССКОГО СЛОВА

Сколько бы времени не проходило, какие бы течения не веяли, для меня лично всегда было главным слова из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Во дни сомнений... Во дни горькие... Во дни безрадостные... Во дни..., примятые самими же, русскими...

Жутко, когда тобою же, русским человеком, грязным сапогом придавлено то, чем мы должны гордиться и что должны оберегать, принизив силу и преданность русских богатырей. Никто и никогда не может, не имеет права измарать таких слов, как матушка, батюшка, земля-кормилица, любушка, сыночка, жалость моя, радость моя, голубушка…

Потому мне по сердцу решение большого жюри присвоить звание лауреата "Имперской культуры" по  разряду «Драматургия» Народной артистке Жанне Болотовой, актрисе театра и кино Полине Нечитайло, актеру Саровского драматического театра Руслану Шегурову. Каждый из них в разное время и сегодня встал на защиту русского литературного языка и возвеличил душу русского слова.

Разве можно забыть, разве можно похерить судьбу, разве можно вычеркнуть из нашей жизни потаенную любовь матери?

 

А К ЖИЗНИ МЫ ЕЩЕ ВЕРНЕМСЯ

Тут и говорить нечего – вернемся, обязательно вернемся, потому как вчерашний отеческий день есть кому беречь. А день этот в нашей истории не был проходным – на нем росли, воспитывались, мужали и крепли поколения за поколениями, которые действительно раньше думали о Родине, а потом о себе.

Это сейчас в неразберихе и путанице, в стремлении забыть все, чем гордились страна и люди, мы завели в тупик второе, или третье уже, поколения, для которых Пушкин не знаком, Ленин чуть ли не китайский лекарь, Царь-пушка – настольное украшение... А что говорить про хлеборобов, про строителей ГЭС, если в крохотной сельской школе ребятам на рисунках показывают, как выглядит корова.

Но среди нас живут люди, осознающие в полной мере, что свою историю забывать нельзя. Они свои судьбы связывают со вчерашним российским днем, тем самым заглядывая в будущее.

Мы опомнимся. Опомнятся наши дети, и вновь станет справедливо некрасовское пророчество:

Придет, настанет времечко,

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет.

Вот для них, будущих настоящих русских, трудится режиссер-документалист Валентин Борисов.

Это Борисов снимает фильм "Проспект Журавлева" о карельском археологе Анатолии Павловиче Журавлеве, который почти полвека по пять месяцев в году живет, как робинзон, на диком берегу Онежского озера. Живет там, где в молодости он сделал археологическое открытие, – нашел памятник эпохи неолита "поляну идолов". Режиссер в судьбе одного русского человека раскрыл весь драматизм и необъяснимость русской судьбы.

учиться любить человека и Россию.

И так можно говорить о любом фильме Борисова, который знает: за горизонтом жизни больше, и мы вернемся к русской истории, которой дорожить надобно.


ЗЛАТО И СЕРЕБРО ДМИТРИЯ ДАРИНА

Не для привлечения внимания вынес я в заголовок слова из русской сказки. Нет, на самом деле в жизни московского поэта Дмитрия Дарина было и то, и другое, только тот же сказочный развилок дорог оказался не по пути и не по нраву, и свернул человек на нехоженую тропу. Только по ней суждено было идти, идти навстречу жизни, которая спала-дремала в обеспокоенном сердце.

Чем она была обеспокоена, Дмитрий вначале и сам не знал – проснулось в душе что-то такое, чего объяснить никогда нельзя. И рука, отяжеленная сытостью и дозволенностью, вдруг взяла обычную фиолетовую ручку, и побежали – скорее, потекли – по белому листу спрятанные в тайнике разума искренние сыновьи строчки:

Мы опять наступаем на Ржев,

Попирая ногами не глину,

Тех, кто лёг здесь, еще не истлев,

По ногам, головам и по спинам.

Ты прости, незнакомый солдат,

Что тобою прикрылся от мины,

Ноздри высушит приторный смрад,

Душу высушит ужас змеиный.

Смерть оставит меня на потом,

Осмелевший от бранного слова,

Оттолкнусь от тебя сапогом,

И – в атаку кровавую снова.

Ты прости, что я не оглянусь,

У тебя и лица не осталось,

Но запомню костей твоих хрусть,

Словно смерть на спине расписалась.

Нас осталось из роты чуток,

Только павших словами не троньте,

Кто ногами лежал на восток

Без лица на Калининском фронте.

Где отрыть мне солдата того,

Среди тысяч и тысяч таких же?

Я б прощенья просил у него

И у всех подо Ржевом погибших.

Я, когда вспоминаю про Ржев,

Со словами высокими медлю,

Слишком просто мы все, обсытев,

Наступаем на русскую землю.

Это стихотворение Дарин написал год назад, а тогда, в начале века, были стихи с робким характером. С робким, но твердым, и твердость эта сразу же зазвучала в обращении к тем, кто "наступает на русскую землю" без стыда и совести. А земля – это люди, века, пашня, синенькие купола церквей, матери, отцы и деды-солдаты, горе в слезах и радость на плече с гармошкой.

Именно так, приковав себя к родной русской земле, вырастал из "гадкого утенка" белый лебедь Дмитрий Дарин, рожденный в Ленинграде. И поэтическая дорога его привела в Союзы писателей России, Донецкой и Луганской народных республик. Его привлекли к сотрудничеству журналы "Российский колокол" (Москва) "Невский альманах" (С.-Петербург) "Новая Немига литературная" (Беларусь)...

Дарин – автор восьми поэтических сборников. На его стихи написано более двухсот песен, которые пели и поют лучшие голоса России.

А еще Дмитрий Дарин лауреат Большой Премии им. С. Есенина «О Русь, взмахни крылами», лауреат международного фестиваля патриотической песни «Красная гвоздика», других многочисленных конкурсов и премий.

И вот недавно увидела свет его драматическая поэма «Царь Иоанн Первый Грозный. Битва за Русь», которая в уходящем году отмечена премией Союза писателей России "Имперская культура" имени Э.Ф. Володина.

Как пересказать простыми словами поэтическую судьбу грозного царя? Может, кто-то и смог бы, но я не сумею. Поэму просто читать надо, и откроется судьба Иоанна совсем не с той стороны, к которой мы привыкли. Да, был властелин грозен – к тому, кто злато и серебро почитал более Христа самого. К тому, кто "обсытев, наступал на русскую землю". К тому, кто жадностью своей торил дорогу сегодняшнему небрежению к России.

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"