На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

14 миллионов преступлений в год!

Кошмар для страны. Кошмар для юстиции

В настоящее время государство отслеживает пятую часть преступности. На протяжении примерно 3-5 лет в статистических отчетах мы демонстрируем чуть больше или чуть меньше трех миллионов преступлений. На самом деле это лукавство. В каждой стране есть часть преступности, которая не получает отражения в уголовной статистике и не становится предметом уголовного судопроизводства. Это так называемая латентная или незаявленная преступность. Причин этому явлению много, здесь и недоверие милиции, и нежелание встречаться с преступников, и страх перед ним…

К особой группе относится не установленная преступность. То есть преступления были зарегистрированы, дело расследовалось и даже было передано в суд, но суд вынес оправдательный приговор. Выходит, если реальное преступление было совершено, то это не значит, что оно перестало быть латентным.

После того как во Франции было зарегистрировано 4 миллиона преступлений, французы заговорили об угрожающем положении с преступностью. В России, считающейся чуть ли не мировым анклавом преступности, население которой примерно втрое выше, чем во Франции, регистрируется 3 миллиона преступлений. Странно. Зато у нас самая высокая в мире раскрываемость преступлений.

Здесь проявилось сразу несколько процессов. Милиция старается не регистрировать труднораскрываемые преступления, и прокуратура вскрыла за год 120 тысяч преступлений, укрытых милицией. Это капля. 6-8 миллионов не обращаются в милицию из-за недоверия ее профессионализму, боязни подвергнуться унижению и другим причинам. Многие предпочитают разбираться с преступниками собственными силами, иными словами происходит вестернизация страны. Отсюда вытекает первая мера - необходимо восстановить доверие к милиции. В этом велика роль прокуратуры. Но беда в том, что и кадровый состав и техническая оснащенность правоохранительных органов находится в удручающем состоянии. Поэтому начинать надо с кадровой политики и коренного улучшения финансирования.

Так вот если в мире латентность примерно равна уровню регистрации, то у нас этот уровень в 3-4 раза больше. При подсчете по разработанной мною методике выходит, что в России ежегодно совершается около 12-15 миллионов преступлений. То есть, регистрируется одно из трех преступлений, а то и меньше.

Не каждое преступление имеет потерпевшего. Например, взяточничество или злоупотребление служебным положением ни всегда имеет потерпевшего. Но 90 процентов преступлений имеют потерпевшего. Выходит, что примерно 8 миллионов граждан, которые стали жертвами преступников, не получают практически никакой правовой помощи.

Страшно ни только то, что даже честные граждане стараются до минимума ограничить свое общение с милицией и прокуратурой, что, несомненно, говорит о кризисе всей правоохранительной системы, страшнее то, что выхода из этой ситуации при нынешнем уровне сознания законодателей и юристов не видно. Сегодняшний министр МВД Грызлов пытается наладить более полный учет преступлений. Это похвально. Но не он первый старается сдвинуть этот воз. До него с этой задачей не справился Степашин, а еще раньше - Куликов. Но и до него ставилась эта задача. В чем же дело? Да, дело в том, что сами того не осознавая, они все покушались на систему. И если учет действительно будет отражать хоть половину совершаемых в стране преступлений, вся наша система уголовной юстиции рухнет, потому что не справится.

Возьмите такую ситуацию. В США очень не простая машина юстиции. Она и скрипучая и волокитная. Но там нет предварительного следствия. Полиция задержала подозреваемого, добыла какие-то доказательства - и в суд. А у нас еще более несовершенная система юстиции и, несомненно, бюрократичная. Под зонтик рассуждений о гуманности у нас спрятан очень жестокий УПК. Расследование у нас нередко длится 3-4 года, все это время человек может находиться в заключение или его бесконечно треплют на допросах. Расследование может ни к чему не привести, а у человека отнята часть жизни и здоровья. Самое же главное, количество преступлений не уменьшается.

Но безвыходных ситуаций не бывает. И в этом случае тоже имеется веер возможностей. Рассмотрим только два возможных решений вопроса. Можно совершенствовать существующую машину юстиции и проблему декриминализации общества оставить в руках оперативных работников. Они, исходя из имеющегося опыта и своих возможностей, страха перед кем-то или чем-то, своего материального положения будут охотно браться за те правонарушения, которые легко раскрываются, очевидные, безопасные во многих отношениях и так далее. Будет приходить новый министр, объявлять очередной этап борьбы с укрывательством преступлений, прокуратура будет находить незарегистрированные преступления, а оперативники все так же класть их под сукно. Хотя непродуктивность этого подхода понятна, у него очень много сторонников.

Второе решение вопроса. Пересмотреть всю систему юстиции: и уголовный, и уголовно-процессуальный кодексы, всю судебную систему и исполнения наказания. После реформы судебная юстиция должна быть нацелена на борьбу с самыми опасными преступлениями, а все остальное пусть рассматривают товарищеские суды, примирительное производство, мировые судьи и прочее.

То есть выход должен быть найден сверху. А пока власти сами подталкивают правоохранительные и следственные органы постоянно подталкивают к злоупотреблению, позволяя им заниматься только теми расследованиями, которые им нравятся.

Виктор Лунеев, заведующий сектором уголовного права и криминалогии Института государства и права РАН, доктор юридических наук, лауреат Гос. Премии РФ


 
Ссылки по теме:
 

  • Тюремное население России в 1993-2001 гг.

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"