На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Россия - опасное государство

Почти незаметно в стране ежегодно гибнет более 200 тысяч граждан

10 февраля этого года пришла страшная весть: на 88-м году жизни умер наш старейший ученый, академик Игорь Алексеевич Глебов. Директор Всероссийского НИИ электромашиностроения, президент Санкт-Петербургского союза научных и инженерных обществ, фронтовик, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, в том числе ордена Александра Невского, автор более 600 научных трудов и изобретений, работ в области электрофизики, электроэнергетики и электротехники скончался от побоев. Получив пенсию, он вместе с женой возвращался домой, когда на него напали неизвестные подонки. Жестоко избив стариков, они отняли у них деньги и скрылись.

А за день до этого в подъезде своего дома ударом бейсбольной биты по голове был убит профессор Российского медицинского университета Владимир Коршунов. Опять ограбление.

А 31 января опять в своем подъезде был убит директор Института психологии РАН Андрея Брушлинский. Преступники ударили чем-то тяжелым его по голове, а когда увидели, что он еще дышит, задушили и ушли, прихватив его сумку.

И наконец, этот мартиролог можно продолжит трагедией происшедшей прошлым летом в Биробиджане. В собственной квартире был убит директор Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН доктор геолого-минералогических наук Анатолий Врублевский. Опять ограбление.

Страшная страна, где ученого забиваю насмерть бейсбольной битой, чтобы овладеть ничтожной суммой денег. Нас потрясают вести о гибели товарищей, известных ученых. А сколько менее известных людей, чьи имена не попадают в сообщения информационных агентств, не возвращаются домой!

Действительно, сколько? Давайте вместе посчитаем, хотя бы укрупнено, сколько людей погибает неестественной смертью.

Выступая в конце прошлого года в Государственной Думе, выступает первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Бирюков отметил, что «криминогенная обстановка в стране остается по-прежнему сложной и не дает оснований для оптимистических прогнозов». По его словам, динамика преступности свидетельствует о тенденции ее роста, причем роста наиболее тяжких преступлений, в том числе и организованной преступности. За девять месяцев прошлого года совершено 2 миллиона 270 тысяч 492 преступления (за год более 3-х миллионов – прим. ред.), это на 2,5 процента больше, чем в предыдущем году. В структуре преступности 60 процентов составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Тревогу вызывает увеличение почти на четверть особо тяжких преступлений. Количество убийств возросло на 11 процентов, умышленных тяжких причинений вреда здоровью - на 13,5 процента, случаев похищения человека - на 21 процент, грабежей, разбоев - на 18 процентов, с 64 до 263 увеличилось число террористических актов. На сегодняшний день остались нераскрытыми более 600 тысяч преступлений.

Если же перейти к прямому счету, то цифры выглядят еще более удручающими. Ведь за год угрозыск имеет дело примерно с 20 тысячами неопознанных трупов. В розыск ежегодно объявляются более чем 200 тысяч преступников и 70 тысяч пропавших без вести, примерно 40 тысяч в течение года находятся, но не обязательно живыми, и 30 тысяч исчезают без следа. За год в России убивают более 30 тысяч человек. По этому показателю Россия является безусловным лидером – опережает ее только ЮАР.

У нас ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет до 45 тысяч человек. И 60 тысяч расстаются с жизнью добровольно. Итого, без учета людей умирающих от злоупотребления алкоголем и наркотиками, гибнущих на производстве и в вооруженных силах, тонущих в водоемах и умирающих в результате различных несчастных случаев, страна ежегодно теряет около 200 тысяч своих граждан. Вдумайтесь в эту цифру: 200 тысяч! Это же целый город! Да это же настоящая война! Эти потери в 4 раза превышают американские во Вьетнаме, и в более чем в 14 раз больше наших потерь в Афганистане за пять лет боевых действий.

Безусловно, гибель 200 тысяч в год в основном трудоспособного населения - это трагедия даже для военного лихолетья. А для мирного времени - так это истинная национальная катастрофа. Но власть, похоже, ее не замечает. Это крайне настораживает.

Статья 20 Конституции РФ установила: «1. Каждый имеет право на жизнь». В качестве реализации этого права и было приостановлено вынесение смертных приговоров. А как государство обеспечивает это право не обычным людям? Ответ очевиден. Отсюда вытекает, что наше государство, которое не может обеспечить основополагающее право своих граждан, не справляется со своей задачей.

Случились трагедии, с которых я начал, и ученые - люди по определению образованные и гуманные - стали требовать возвращения смертной казни. В обществе вновь разгорелась дискуссия по этому поводу. Честно говоря, я тоже не уверен в своевременности отмены смертной казни в период, когда общество буквально захлестывает преступность. Неужели нашему руководству так хочется войти в Совет Европы, что оно готово заплатить за это любую цену, и даже поставить под удар общество?

В России смертная казнь отменялась трижды — в 1917, 1920 и 1947-1950гг. Однако правосознание народа не было готово к этим либеральным мерам. Восстановлению смертной казни способствовали рост преступности, проявление все более жестоких, варварских способов совершения преступлений (особенно убийств на сексуальной почве), появление организованной преступности, низкая раскрываемость преступлений. В 60-70 годах число составов преступлений, за совершение которых могла быть применена смертная казнь, достигло двадцати двух, включая воинские преступления (в том числе хищения в особо крупных размерах, дезорганизация работы исправительных учреждений и др.). Но в конце 80-х годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни, в частности, была отменена смертная казнь за совершение экономических преступлений.

Самым существенным аргументом за отмену смертной казни является возможность непоправимой судебной ошибки. Что же касается нравственного воздействия, то смертная казнь, несомненно, сильнее, чем пожизненное заключение. И, как утверждают сами заключенные, гуманнее. Предвижу возражения. Поэтому позволю заметить, что те преступления, по которым в последние годы выносились смертные приговоры, были настолько чудовищными, что, строго говоря, приговоренные к высшей мере не могут считаться людьми. Поэтому рассуждения о гуманности к ним не приемлемы. Зато наличие в арсенале наказаний смертной казни может стать фактором, предотвращающим преступление. А законы, на мой взгляд, в первую очередь призваны защищать интересы общества у нас же концептуально они слишком часто стоят на страже интересов преступников, а не жертв.

Наш гуманизм оставляет странное ощущение. С одной стороны, в угоду коньюктурным соображениям, защищая право на жизнь единиц самых бесчеловечных преступников, которые приговаривались смертной казни, мы отменяем казнь. С другой, сквозь пальцы смотрим на то, что из миллиона человек, составляющих "население" тюрем и колоний, около 92 тысяч больны туберкулезом. Медицинская помощь оказывается не всем и является недостаточной. Примерно 20 000 человек из числа всех больных страдают т.н. мультирезистентной формой туберкулеза. Получается, что человека приговаривают не только к тому или иному сроку тюремного заключения - над ним нависает более чем реальная угроза смерти. Особенную опасность мультирезистентный ТБЦ представляет на этапе следствия, когда человек находится в камере СИЗО, где на каждого подследственного порой приходится меньше квадратного метра площади.

К сожалению, можно констатировать, что мы живем в жестоком государстве. Как у нас не клеймили прошлое, как не обличали коммунистический режим, пока нам не удалось построить менее жестокое и опасное для своих сограждан государство, чем раньше. Особенно наглядно это видно на примере пенитенциарной системы, отличающейся непомерной жестокостью по отношению к собственным гражданам. Скученность, отсутствие приемлемого медицинского обслуживания, жестокость окружающих, отсутствие работы в лагере и скудное питание для сотен людей превращает приговор за мелкие правонарушения в высшую меру наказания.

Известный норвежский криминолог Нильса Кристи, ознакомившись с состоянием пенитенциарной системы в России с тревогой написал: «Покуда Запад продолжает с жаром обсуждать Холокост - катастрофу, случившуюся шестьдесят лет назад, - на Востоке, не привлекая к себе особо пристального внимания Европы, зреет новая катастрофа».

Государство не бессильно, нет. Но оно традиционно пренебрежительно, даже брезгливо относится к нуждам и правам своих граждан. И оно опасно для них как своими действиями, так и бездействием. В одной газете на днях описывалась жуткая история о том, как буквально в двух шагах от Дома правительства, много месяцев чеченцы, используя побои, шантаж и издевательства, отнимали у законных владельцев двухэтажную «стекляшку» возле метро «Краснопресненская», где находилась парикмахерская. Самое возмутительное, что все это беззаконие творилось при поддержке местных властей.

Наконец, доведенная до отчаяния женщина, уже к тому времени ставшая в результате побоев инвалидом, обратилась в Государственную Думу. Депутаты ей помогли отменить незаконные решения местных властей о передаче здания новым владельцам. А после этого к ней вновь вместе с милицией явились чеченцы и на глазах представителей власти в очередной раз жестоко избили женщину. В конце концов они добились своего - у здания теперь новый владелец.

В этой истории сплелись и невозможность законными методами отстоять свое право на собственность, и незащищенность маленького человека перед бандитами, и коррумпированность городских властей и милиции, и неуважение к высшей законодательной власти страны. Это один из примеров того, как государство отказалось обеспечивать права своих граждан.

Страшно жить в такой стране, где власти относятся к своим подданным как к грязи. Но еще страшнее то, что мы с этим примирились. Лассаль, помнится, сказал: «Единственный источник права - общее сознание всего народа, общий дух его». И пока мы будем терпеливо сносить удары битой по голове, мы будем получать эти удары.

Валентин Зубков


 
Ссылки по теме:
 

  • Тюремное население России в 1993-2001 гг.
  • Цифры и факты
  • Количество заключенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста РФ в 2000 году

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"