Вступительное слово перед началом работы Секции новомучеников и исповедников Российских в рамках ХI Рождественских международных образовательных чтений
Для меня непросто говорить на тему прославления
мучеников, об исследованиях на эту тему, потому что слишком с нею связан.
Двадцать пять лет было посвящено в значительной степени служению мученикам.
Такова была воля Божия. Что тут можно сказать? Есть книги, из которых сами
мученики говорят с нами красноречивее любых моих слов. Двадцать пять лет — это
время собирания и записывания устного предания о наших мучениках, пока живы
были свидетели тех событий, и одновременно двенадцать лет из них — посвящено
изучению документов в различных архивах.
Чтобы написать семь книг жизнеописаний мучеников,
нужно было собрать о каждом мученике — устное предание (если таковое
сохранилось), архивные материалы, так называемые следственные дела, которые мы
условно вполне можем назвать мученическими актами, ибо они свидетельствуют о времени
заключения, исповедническом подвиге и мученичестве, и архивные документы,
касающиеся действия государства в это время, документы, определявшие тогда
условия жизни миллионов людей. Только изучая все это синхронно, одновременно, и
можно исследовать подвиг мучеников ХХ столетия.
Подвиг мучеников Русской Православной Церкви — это
слава Церкви и слава святых, подвиг которых по возможности запечатлен в этих
книгах, материалом для них послужило одновременно и расследование гигантского
преступления, совершенного в ХХ веке в России, ибо без расследования
обстоятельств преступления невозможно представить вполне ясно и подвиг самих
мучеников. За 25 лет было опрошено множество свидетелей, просмотрены тысячи
документов, недостаточных может быть, чтобы с подробностью говорить о каждой
детали нашего исторического прошлого, но достаточных, чтобы не ошибиться во
всех основных аспектах нашей истории ХХ века и запечатлеть ее такой, какой она
была в действительности. История Церкви и агиография не нуждаются в прикрасах.
В годы иные, когда государство еще не предполагало снимать всей тяжести своего
давления на Церковь, мы изучали обстоятельства насильственной смерти многих
мучеников, и где это было возможным, старались найти и места захоронений.
Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу
святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им,
обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств —
утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников,
хотим учиться из опыта святых, почти современников наших.
Для всех труждающихся в области прославления мучеников
могу лишь сказать, что исследование жизни мучеников — это не некое
профессиональное занятие, хотя все делаемое, разумеется, надо делать хорошо.
Это не то, что мы делаем, потому что нам это нравится или чем есть время
заняться, это — служение, которое, как и всякое служение требует значительного
самоотречения. Ведь не в том дело, чтобы было прославлено бесчисленное
множество святых, а чтобы мы сами могли двигаться в направлении этих святых,
могли, благодаря этим маякам, ориентироваться, могли воспользоваться не только
лишь их благодатной поддержкой и помощью в наших трудных житейских
обстоятельствах, но чтобы мы сами, хоть
несколько стали подобными им. В начале девяностых годов нам всем казалось, что
нам не только необходим сонм прославленных мучеников, но мы всех их можем и
способны вместить. Теперь, однако, видно, что наше общество и человек стали еще
немощней, чем раньше.
Теперь дело прославления святых мучеников не за
Церковью, она прославила их, и не за конкретными исполнителями, изучавшими
архивные документы и работавшими над текстами, они свою работу в значительной
степени исполнили, а за вами, за теми церковными людьми, которые напоминают
скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на
свирели и они не плясали.
Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих
мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не
знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.
Наши мученики являются нашими национальными героями.
Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых
правительствах и режимах. Они подобны скале, вокруг которой может строиться
имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Появление книг
на эту тему и состоявшаяся канонизация мучеников — это в некотором роде
существенные шаги к возрождению русской жизни. Воспользуется русский народ, мы
с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики
станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы
животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из
советского, из российского — православным русским народом, мученики останутся
всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации,
которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были
ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад
и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.