На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Небесный хозяин Москвы

700 лет со дня преставления Святого Даниила Московского

Св. блгв. князь Даниил Московский. Икона с www.days.ruВ нынешнем году Русская Православная Церковь отмечает четыре наиболее значительные даты. Это 1700 лет со дня мученической кончины Святого Георгия Победоносца, 300 лет Санкт-Петербургу, 100 лет прославления и обретения мощей преподобного Серафима Саровского и 700 лет со дня смерти князя Даниила Александровича.

Первый московский князь и основатель первого московского монастыря. Сын Святого Александра Невского, сам ставший святым… Патриарх Алексий II утвердил план огромного количества торжественных мероприятий, связанных с юбилеем его блаженной кончины.

Последний сынок великого русского полководца, Святого Благоверного Александра Невского, родившийся во Владимире за два года до смерти своего отца, в 1261 году. Как раньше говаривали на Руси — последышек, поскрёбышек, поскрёбочек. После кончины отца Даниил Александрович получил в удел град Москву, стал московским удельным князем, родоначальником всех московских князей. Он же первым и возвысил будущую столицу России, украсив ее многими новыми зданиями, храмами, монастырями. До него она считалась ничтожным городком. После него стала заметным и крепким городом, известным уже по всей Руси Святой. Ради своей кротости и любви к ближним Даниил не стремился, получив городок неважный, искать себе иных приобретений, отнимать города у других князей, а вместо этого своей негромкий удел превратил в цветущий град.

И вот, случается первое чудо. Родиной Александра Невского, богоснабдимым, как его именовали современники, Переяславлем Залесским владел племянник Даниила Московского, сын его старшего брата Дмитрия, Иоанн. Он полюбил бывать у своего дяди, учился у него кротости и любви к людям. Единственный сын Иоанна Дмитриевича скончался в младенчестве, и, умирая бездетным, Иоанн завещал Переяславль своему дяде. Так в 1302 году к Москве впервые присоединилось соседнее княжество — Переяславское. В то время оно было вторым после Ростова Великого по численности населения и укреплениям. С этого и пошло воссоединение русских княжеств под единой и всё более набирающей мощь московской державой.

Так что, князь Даниил может считаться не только родоначальником князей Московских, но и зачинателем грядущей централизации Русского государства.

Подобно своему славному отцу, князь Даниил отличался воинской удалью и храбростью. И всё же, гораздо чаще он восхищал народ свой умением умиротворять людей, пресекать пагубную междоусобицу. Побеждать чаще не оружием, а христианским смирением. Сыновья Александра Невского враждовали между собой, деля власть на Руси. Лишь благодаря миротворчеству Даниила, на съезде 1295 года в Дмитрове они, наконец, помирились. А в 1300 году Рязанский князь Константин собирался с помощью ордынцев покорить Московские земли. Князь Даниил выступил навстречу ему, разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского и лично взял в плен князя Константина, но, привезя его в Москву, так привечал и чествовал его у себя, что Константин полностью примирился со своим недавним недругом. Но Коломну князь Московский тогда к своим землям прибрал.

Небесным покровителем первого Московского князя был Святой Даниил Столпник. В его честь и была сооружена на берегу Москвы деревянная церковь, вокруг которой вскоре зародился и мгновенно возрос Свято-Данилов монастырь. Князь содержал первую московскую обитель полностью за свои деньги, выделил ей луга и земли, крестьянские дворы и рыбные ловли. Здесь была собрана первая московская библиотека. Кроме Свято-Данилова князь возвел Богоявленский монастырь, храм Преображения Господня на Боровицком холме, а на Крутицах — Архиерейский дом и храм Петра и Павла. Но именно в Свято-Даниловом монастыре князь Даниил Александрович принял схиму незадолго до своей кончины. По странному стечению обстоятельств, прожил он почти столько же, сколько и его отец — Даниил Московский скончался в сорок два года, а Александр Невский в сорок три.

По смирению своему Даниил завещал похоронить его не в храме, а на общем погосте. В одно время могила его была утеряна. Его сын, князь Иван Данилович Калита перенес Свято-Данилов монастырь в Кремль, к собору Спаса на Бору, а обитель, основанная Даниилом Александровичем, совершенно опустела. Так продолжалось до самых времен правления Ивана III. Однажды, как записано в летописи, «великий князь Даниил явился у своего гроба на берегу Москвы-реки и сказал некоему юноше: «Скажи великому князю Ивану, что он сам всячески себя утешает, меня же забвению предал еси. Аз же есмь господин и хозяин месту сему». С того времени князь Иван Васильевич постановил постоянно служить панихиды у гроба Даниила.

Следующее чудо произошло во времена князя Василия III. Боярин Иван Шуйский, следуя за государем, вознамерился вскочить на коня с камня гроба, но вдруг услышал голос: «Не дерзай! Тут лежит Великий князь Даниил». «Мало ли тех князей!» — фыркнул Шуйский, но в следующее мгновенье конь его захрапел и упал замертво, придавив всадника. Тот едва остался жив, сильно хворал и излечился только молитвами, обращенными слёзно к Даниилу Московскому.

При царе Иване Грозном сын некоего купца исцелился, когда его с молитвами положили на могилу Даниила, и тогда царь Иван, при коем произошло прославление Александра Невского, приказал восстановить Свято-Данилов монастырь на берегу Москвы-реки, вернул ему самостоятельный устав с собственными настоятелями. В 1561 году сам митрополит Московский и всея Руси Макарий освятил в возрожденном монастыре храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Затем царь Алексей Михайлович имел чудесное видение — к нему явился князь Даниил и велел открыть его мощи. 30 августа 1652 года мощи Святителя Даниила были обнаружены в его гробе нетленными. Они были перенесены в соборную церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, и оставлены открытыми, дабы все москвичи могли удостовериться в чуде. Там же покоились мощи святых братьев Бориса и Глеба. В тот же год состоялось прославление Даниила Московского в лике святых.

В конце XVIII века у стен Свято-Данилова монастыря появилось гражданское кладбище, на котором в XIX столетии было похоронено множество выдающихся людей России, в том числе Гоголь, Языков, Хомяков, Самарин, Петров. В 1918 году большевики закрыли первую московскую обитель. Но монахи не смирились с их волей, монашеская жизнь продолжалась тайно до 1930 года. Настоятелем монастыря оставался несгибаемый архиепископ Феодор Поздеевский, которого патриарх Тихон назвал главой «конспиративного Синода». В 1931 году монастырь был окончательно упразднен, а останки многих погребенных на монастырском кладбище были перенесены на другие погосты, в том числе на Новодевичье кладбище, где снова рядом упокоились Гоголь и Языков.

Святые мощи преподобного Даниила поначалу были перенесены в храм Воскресения Словущего, а в 1932 году неизвестные люди среди ночи ворвались в храм, захватили мощи и увезли их в неизвестном направлении. С той поры никто не ведает, где они.

Ходит легенда, что накануне войны было чудесное явление сына Александра Невского главе советского государства, и Даниил сказал Сталину: «Не забывай, что ты земной хозяин Москвы, а я — хозяин Москвы небесный, мною Москва спасётся». После этого Сталин приказал обновить кремлевские соборы, а в дни сражения под Москвой князю Даниилу возносились особенные молитвы.

В тридцатые и сороковые годы обитель по-своему оставалась спасительной для людей. В стенах Свято-Данилова монастыря была расположена колония для детей репрессированных родителей. Затем монастырь стал всё больше приходить в упадок, в нем размещались фабрики, гаражи и склады. Стены стали разваливаться, храмы были перестроены до неузнаваемости. Я очень хорошо помню, как ясной весной 1983 года бродил там с детской коляской, и душа надрывалась от вида угасшей святыни. Казалось, ее уже невозможно воскресить. Но я не знал, что именно в ту весну правительство удовлетворило просьбу Патриарха Пимена о возвращении монастыря Церкви. Родоначальник московских монастырей первым же стал и возрождаться!

Возрождение Даниловой обители — одно из множества великих дел истинного подвижника нашей Святой Православной Церкви — Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1983 году, когда начались восстановительные работы, Святейший возглавил Ответственную комиссию по реставрации и строительству Данилова монастыря. Тогда он был еще митрополитом Таллинским и Эстонским. И работа, казавшаяся невозможной, была проделана, благодаря его попечению, всего за два с половиной года — уже в 1986 году в монастыре впервые за пятьдесят шесть лет была отпразднована Пасха Христова. А в мае того же года в обитель вернулись частицы мощей Даниила Московского. Некогда их хранил у себя архиепископ Феодор Поздеевский, расстрелянный врагами Христа в 1937 году. Духовные чада Феодора сберегли частицы, передали их в Америку, откуда они и были возвращены монастырю православным Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием.

В 1988 году обитель Даниила Московского стала центром празднования тысячелетия крещения Руси. А в 1995 году Алексий II, будучи уже Патриархом, получил опять из Америки еще несколько частиц мощей преподобного князя. Так, постепенно, Святой Даниил Московский возвращается к себе домой.

Сегодня Свято-Данилов монастырь производит огромнейшее впечатление. В любую погоду, днем и ночью, это колоссальное соединение зданий, храмов, стен, небольших парков восхищает каждого, кто сюда приходит. Святейший Патриарх превратил обитель первого Московского князя в блистательный архитектурный ансамбль, почти равный Кремлю.

Впечатляет и размах торжественных мероприятий, связанных с 700-летием со дня преставления преподобного Даниила. Научные конференции, выставки, просветительские лекции. Состоится торжественный вечер «Хозяин Москвы» в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. В Центробанке и на Монетном дворе пройдет презентация посвященной Свято-Данилову монастырю памятной монеты из серии «Памятники архитектуры», а в издательском центре «Марка» Министерства по связям и информации будет представлена памятная марка. 19 марта в Свято-Даниловом монастыре пройдет научная конференция «Святой благоверный князь Даниил в истории Русской Православной Церкви».

Далее, в апреле-мае, пройдут: научно-церковная конференция «Святые неразделенной Церкви» в Российской Академии наук, Пасхальная художественная выставка в Свято-Даниловом монастыре, выставка детского творчества в Центральном доме художников, под эгидой фонда «Взгляд ребенка», а также — торжественное освящение приписного храма Свято-Данилова монастыря Святителя Николая Мирликийского в Измайлове.

1 сентября урок москвоведения в столичных школах будет посвящен Даниилу Московскому. Осенью же намечены: выставка иконографии в Свято-Даниловом монастыре, конференция «Московский патерик» и выставка «Святой князь Даниил Московский и московские святые» в Свято-Даниловом монастыре, Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Московский Кремль», в Музее города Москвы, в Издательском научном центре «Православная энциклопедия», фестиваль искусств, посвященный Даниилу Московскому (сентябрь-ноябрь).

Но начнутся торжества завтра праздничной литургией в Свято-Даниловом Ставропигиальном монастыре, и все мы обратимся к святому благоверному князю Даниилу словами молитвы, как обращались к нему на протяжении нескольких столетий: «Церкве Христовы похвала высокая! Града Москвы стена необоримая! Державы Российския Божественное утверждение!»

Александр Сегень


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"