700 лет со дня преставления Святого Даниила Московского
В нынешнем году Русская Православная
Церковь отмечает четыре наиболее значительные даты. Это 1700 лет со дня
мученической кончины Святого Георгия Победоносца, 300 лет Санкт-Петербургу, 100
лет прославления и обретения мощей преподобного Серафима Саровского и 700 лет
со дня смерти князя Даниила Александровича.
Первый московский князь и основатель первого
московского монастыря. Сын Святого Александра Невского, сам ставший святым…
Патриарх Алексий II утвердил план огромного количества
торжественных мероприятий, связанных с юбилеем его блаженной кончины.
Последний
сынок великого русского полководца, Святого Благоверного Александра Невского,
родившийся во Владимире за два года до смерти своего отца, в 1261 году. Как
раньше говаривали на Руси — последышек, поскрёбышек, поскрёбочек. После кончины
отца Даниил Александрович получил в удел град Москву, стал московским удельным
князем, родоначальником всех московских князей. Он же первым и возвысил будущую
столицу России, украсив ее многими новыми зданиями, храмами, монастырями. До
него она считалась ничтожным городком. После него стала заметным и крепким
городом, известным уже по всей Руси Святой. Ради своей кротости и любви к
ближним Даниил не стремился, получив городок неважный, искать себе иных
приобретений, отнимать города у других князей, а вместо этого своей негромкий
удел превратил в цветущий град.
И вот,
случается первое чудо. Родиной Александра Невского, богоснабдимым, как его именовали
современники, Переяславлем Залесским владел племянник Даниила Московского, сын
его старшего брата Дмитрия, Иоанн. Он полюбил бывать у своего дяди, учился у
него кротости и любви к людям. Единственный сын Иоанна Дмитриевича скончался в
младенчестве, и, умирая бездетным, Иоанн завещал Переяславль своему дяде. Так в
1302 году к Москве впервые присоединилось соседнее княжество — Переяславское. В
то время оно было вторым после Ростова Великого по численности населения и
укреплениям. С этого и пошло воссоединение русских княжеств под единой и всё
более набирающей мощь московской державой.
Так что,
князь Даниил может считаться не только родоначальником князей Московских, но и
зачинателем грядущей централизации Русского государства.
Подобно
своему славному отцу, князь Даниил отличался воинской удалью и храбростью. И
всё же, гораздо чаще он восхищал народ свой умением умиротворять людей, пресекать
пагубную междоусобицу. Побеждать чаще не оружием, а христианским смирением. Сыновья
Александра Невского враждовали между собой, деля власть на Руси. Лишь благодаря
миротворчеству Даниила, на съезде 1295 года в Дмитрове они, наконец,
помирились. А в 1300 году Рязанский князь Константин собирался с помощью
ордынцев покорить Московские земли. Князь Даниил выступил навстречу ему, разбил
татарский отряд у Переяславля Рязанского и лично взял в плен князя Константина,
но, привезя его в Москву, так привечал и чествовал его у себя, что Константин
полностью примирился со своим недавним недругом. Но Коломну князь Московский
тогда к своим землям прибрал.
Небесным
покровителем первого Московского князя был
Святой Даниил Столпник. В его честь и была сооружена на берегу Москвы
деревянная церковь, вокруг которой вскоре зародился и мгновенно возрос
Свято-Данилов монастырь. Князь содержал первую московскую обитель полностью за
свои деньги, выделил ей луга и земли, крестьянские дворы и рыбные ловли. Здесь
была собрана первая московская библиотека. Кроме Свято-Данилова князь возвел
Богоявленский монастырь, храм Преображения Господня на Боровицком холме, а на
Крутицах — Архиерейский дом и храм Петра и Павла. Но именно в Свято-Даниловом
монастыре князь Даниил Александрович принял схиму незадолго до своей кончины.
По странному стечению обстоятельств, прожил он почти столько же, сколько и его
отец — Даниил Московский скончался в сорок два года, а Александр Невский в
сорок три.
По смирению
своему Даниил завещал похоронить его не в храме, а на общем погосте. В одно время
могила его была утеряна. Его сын, князь Иван Данилович Калита перенес Свято-Данилов
монастырь в Кремль, к собору Спаса на Бору, а обитель, основанная Даниилом
Александровичем, совершенно опустела. Так продолжалось до самых времен
правления Ивана III.
Однажды, как записано в летописи, «великий князь Даниил явился у своего гроба
на берегу Москвы-реки и сказал некоему юноше: «Скажи великому князю Ивану, что
он сам всячески себя утешает, меня же забвению предал еси. Аз же есмь господин
и хозяин месту сему». С того времени князь Иван Васильевич постановил постоянно
служить панихиды у гроба Даниила.
Следующее
чудо произошло во времена князя Василия III. Боярин Иван Шуйский, следуя за государем, вознамерился
вскочить на коня с камня гроба, но вдруг услышал голос: «Не дерзай! Тут лежит
Великий князь Даниил». «Мало ли тех князей!» — фыркнул Шуйский, но в следующее
мгновенье конь его захрапел и упал замертво, придавив всадника. Тот едва
остался жив, сильно хворал и излечился только молитвами, обращенными слёзно к
Даниилу Московскому.
При царе
Иване Грозном сын некоего купца исцелился, когда его с молитвами положили на
могилу Даниила, и тогда царь Иван, при коем произошло прославление Александра
Невского, приказал восстановить Свято-Данилов монастырь на берегу Москвы-реки,
вернул ему самостоятельный устав с собственными настоятелями. В 1561 году сам
митрополит Московский и всея Руси Макарий освятил в возрожденном монастыре храм
Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Затем царь
Алексей Михайлович имел чудесное видение — к нему явился князь Даниил и велел
открыть его мощи. 30 августа 1652 года мощи Святителя Даниила были обнаружены в
его гробе нетленными. Они были перенесены в соборную церковь Святых Отцов Семи
Вселенских Соборов, и оставлены открытыми, дабы все москвичи могли
удостовериться в чуде. Там же покоились мощи святых братьев Бориса и Глеба. В
тот же год состоялось прославление Даниила Московского в лике святых.
В конце XVIII века
у стен Свято-Данилова монастыря появилось гражданское кладбище, на котором в XIX столетии было похоронено
множество выдающихся людей России, в том числе Гоголь, Языков, Хомяков, Самарин,
Петров. В 1918 году большевики закрыли первую московскую обитель. Но монахи не
смирились с их волей, монашеская жизнь продолжалась тайно до 1930 года.
Настоятелем монастыря оставался несгибаемый архиепископ Феодор Поздеевский,
которого патриарх Тихон назвал главой «конспиративного Синода». В 1931 году
монастырь был окончательно упразднен, а останки многих погребенных на
монастырском кладбище были перенесены на другие погосты, в том числе на
Новодевичье кладбище, где снова рядом упокоились Гоголь и Языков.
Святые мощи
преподобного Даниила поначалу были перенесены в храм Воскресения Словущего, а в
1932 году неизвестные люди среди ночи ворвались в храм, захватили мощи и увезли
их в неизвестном направлении. С той поры никто не ведает, где они.
Ходит
легенда, что накануне войны было чудесное явление сына Александра Невского
главе советского государства, и Даниил сказал Сталину: «Не забывай, что ты
земной хозяин Москвы, а я — хозяин Москвы небесный, мною Москва спасётся».
После этого Сталин приказал обновить кремлевские соборы, а в дни сражения под
Москвой князю Даниилу возносились особенные молитвы.
В тридцатые и
сороковые годы обитель по-своему оставалась спасительной для людей. В стенах
Свято-Данилова монастыря была расположена колония для детей репрессированных
родителей. Затем монастырь стал всё больше приходить в упадок, в нем
размещались фабрики, гаражи и склады. Стены стали разваливаться, храмы были
перестроены до неузнаваемости. Я очень хорошо помню, как ясной весной 1983 года
бродил там с детской коляской, и душа надрывалась от вида угасшей святыни.
Казалось, ее уже невозможно воскресить. Но я не знал, что именно в ту весну
правительство удовлетворило просьбу Патриарха Пимена о возвращении монастыря
Церкви. Родоначальник московских монастырей первым же стал и возрождаться!
Возрождение
Даниловой обители — одно из множества великих дел истинного подвижника нашей
Святой Православной Церкви — Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1983 году, когда
начались восстановительные работы, Святейший возглавил Ответственную комиссию
по реставрации и строительству Данилова монастыря. Тогда он был еще
митрополитом Таллинским и Эстонским. И работа, казавшаяся невозможной, была
проделана, благодаря его попечению, всего за два с половиной года — уже в 1986
году в монастыре впервые за пятьдесят шесть лет была отпразднована Пасха
Христова. А в мае того же года в обитель вернулись частицы мощей Даниила
Московского. Некогда их хранил у себя архиепископ Феодор Поздеевский,
расстрелянный врагами Христа в 1937 году. Духовные чада Феодора сберегли
частицы, передали их в Америку, откуда они и были возвращены монастырю
православным Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием.
В 1988 году
обитель Даниила Московского стала центром празднования тысячелетия крещения
Руси. А в 1995 году Алексий II,
будучи уже Патриархом, получил опять из Америки еще несколько частиц мощей
преподобного князя. Так, постепенно, Святой Даниил Московский возвращается к
себе домой.
Сегодня
Свято-Данилов монастырь производит огромнейшее впечатление. В любую погоду,
днем и ночью, это колоссальное соединение зданий, храмов, стен, небольших
парков восхищает каждого, кто сюда приходит. Святейший Патриарх превратил
обитель первого Московского князя в блистательный архитектурный ансамбль, почти
равный Кремлю.
Впечатляет и
размах торжественных мероприятий, связанных с 700-летием со дня преставления
преподобного Даниила. Научные конференции, выставки, просветительские лекции.
Состоится торжественный вечер «Хозяин Москвы» в зале церковных соборов храма
Христа Спасителя. В Центробанке и на Монетном дворе пройдет презентация
посвященной Свято-Данилову монастырю памятной монеты из серии «Памятники
архитектуры», а в издательском центре «Марка» Министерства по связям и
информации будет представлена памятная марка. 19 марта в Свято-Даниловом
монастыре пройдет научная конференция «Святой благоверный князь Даниил в
истории Русской Православной Церкви».
Далее, в
апреле-мае, пройдут: научно-церковная конференция «Святые неразделенной Церкви»
в Российской Академии наук, Пасхальная художественная выставка в
Свято-Даниловом монастыре, выставка детского творчества в Центральном доме
художников, под эгидой фонда «Взгляд ребенка», а также — торжественное
освящение приписного храма Свято-Данилова монастыря Святителя Николая
Мирликийского в Измайлове.
1 сентября урок
москвоведения в столичных школах будет посвящен Даниилу Московскому. Осенью же
намечены: выставка иконографии в Свято-Даниловом монастыре, конференция
«Московский патерик» и выставка «Святой князь Даниил Московский и московские
святые» в Свято-Даниловом монастыре, Государственном историческом музее,
музее-заповеднике «Московский Кремль», в Музее города Москвы, в Издательском
научном центре «Православная энциклопедия», фестиваль искусств, посвященный
Даниилу Московскому (сентябрь-ноябрь).
Но начнутся
торжества завтра праздничной литургией в Свято-Даниловом Ставропигиальном
монастыре, и все мы обратимся к святому благоверному князю Даниилу словами
молитвы, как обращались к нему на протяжении нескольких столетий: «Церкве
Христовы похвала высокая! Града Москвы стена необоримая! Державы Российския
Божественное утверждение!»
Александр Сегень
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"