На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Живели! Валерий Николаевич!

К 75-летию Валерия Хайрюзова

В каждой из выходящих к читателю книг Валерия Хайрюзова, публикуются представления автора. Как правило, они содержат изложение его биографии и перечень повестей, очерков и рассказов автора. Порой издатели помещают отзывы критиков, которые излагают свое видение художественных достоинств и несомненный талант автора.

Ожегов в своем толковом словаре определяет талант как «Выдающиеся прирожденные качества; особые природные способности». Готов не согласиться с классиком в том, что талант определяет только генетика. Не зря же русская пословица гласит: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда!». Я уверен, что в основе таланта лежит трудолюбие, стремление познать и показать новое и неизведанное с чем столкнулся автор с детства, отрочества и далее по всей жизни.

Трудолюбия Валерию Николаевичу не занимать. Он сибиряк, родился в Иркутске. Детские годы пали на суровый послевоенный период. Это была хорошая «закваска» на всю жизнь.

Тогда ещё не было таких плодов цивилизации как телевизор, интернет, мобильный телефон. Было другое – походы в кино, после игры в «войну», футбольные сражения улица на улицу и, конечно же, чтение книг. В футбол играли до изнеможения, книги читали запоем, порой до самого утра! Книги брали в школьной библиотеке, а еще обменивались с друзьями. Их содержание бурно обсуждались и считалось позорным для того, кто не знал той или иной книги и ее автора. Возможно, именно тогда в душу Валерия запали ростки очарования русским словом, ёмкие образы и картины окружающего мира, характеры и поступки людей, которым хотелось подрожать.

Мечта подняться в небо всегда была свойственна человеку. Путь к ее осуществлению, был длительный и тернистым. Эта тяга всячески поощрялась в нашей стране. Лозунги: «Молодежь на самолет!», «От модели к планеру, от планера на самолет!» обеспечивались созданием авиамодельных кружков, аэроклубов в системе ДОСААФ и летных училищ. Коснулось это и Иркутска: Валера со своими друзьями  прошел свой путь к небу, сначала это был авиамодельный кружок в школе, затем планерный кружок при авиационном заводе, и наконец, Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Училище, хоть и относилось к гражданскому ведомству, но жило по военным уставам внутренней и караульной службы. Жизнь курсантов была расписана по минутам от подъема до отбоя; строгая дисциплина; строевая подготовка; наряды вне очереди, чистка картошки на кухне и гауптвахта для разгильдяев. Все это формировали ответственность, столь необходимую в летном деле, что в последствии, уже проверенным умом и опытом, воспринимать как справедливая необходимость.

Вместе с тем, в  летном училище царила атмосфера уважительного отношения к курсантам. Преподаватели, пилоты–инструкторы, летные командиры видели в них будущее гражданской авиации и стремились к тому, чтобы это будущее было достойным. Впоследствии выпускники училища  становились видными руководителями отрасли, Героями Советского Союза и Российской Федерации, заслуженными пилотами, кавалерами орденов и иных почетных наград. В училище всячески поощрялся спорт, художественная самодеятельность. Библиотечный фонд содержал не только техническую, но и художественную литературу.

И здесь курсант Хайрюзов отводил душу не только в футбольных соревнованиях. Его библиотечный формуляр был самый вместительный записями прочитанных  книг. Именно здесь, в Бугуруслане, он сформировался не только как профессионала летного дела. Иначе как объяснить то, что в дальнейшем,  он проявил себя не только как лётчик, но состоялся как писатель и драматург.  Не стану говорить за всех, но абсолютно точно знаю, что двое из них воспели и прославили свое родное Бугурусланское летное училище в  своих книгах и стихах на всю страну. Это Валерий Хайрюзов и Михаил Чернобай.

Там нас крестил один и тот же дух,

И даже одного размера китель.

Так Миша Чернобай поразительно точно в двух строках отразил ту атмосферу, которая формировала личности курсантов.

Вернувшись из летного училища, в свои  20 лет в отутюженном форменном костюме с надраенными до блеска пуговицами и золотыми шевронами на рукавах, прошагал Валера от автобусной остановки по родной Барабе до собственного дома. В кармане его костюма лежало Свидетельство пилота гражданской авиации; Свидетельство об окончании летного училища; Военный билет офицера запаса и направление на работу вторым пилотом самолета Ан-2 в Иркутский объединенный авиаотряд.

Летная жизнь овеяна романтикой. На самом же деле все не так радужно. И, как тут вновь не вспомнить стихи Михаила Чернобая:

Днем и ночью в согласьях и спорах

В ведро, в слякоть, в жару и мороз,-

В необъятных небесных просторах

Мы держали воздушный извоз.

 

Пилот Хайрозов «отпахал» в небе Сибири и Заполярья в полной мере, налетав в общей сложности на самолетах Ан-2; Ил-14; Ан-24 и Ан-26, пятнадцать тысяч  безаварийных часов. Одно это должно вызывать признание и уважение! Какая уж тут романтика.  Сложная и ответственная работа. Не зря говорят, что пессимист смотрит в лужу и видит в ней лишь грязь, а оптимист – отражение звезды. Иначе в этой сложной профессии и не может быть. А еще летчики народ любознательный, у них тяга ко всему новому.  Отсюда постоянное желание к освоению более совершенной авиационной техники, желание увидеть иные города, страны и континенты.

А пока Валерий наслаждается первыми полетами на Ан-2 над сибирской тайгой от одного поселка к другому, от одной грунтовой площадке к другой. Это совсем иное, чем в летном училище, где полет по кругу на самолете Як-18 и Ан-2 всего 6-10 минут, а по маршруту не более 30. Здесь же на производстве – 100 часов – это месячная норма.

Теперь у него появилась возможность из пилотской кабины детально рассмотреть свою Сибирь, отмечая в памяти отдельные ориентиры в виде лесных прогалин, характерных изгибов рек, отмечать в памяти незнакомые слуху название деревень и посёлков, затерянных в тайге стойбищ эвенков. Теперь он уже, как говорят лётчики «вживую» сличал полётную карту с пролетаемой местностью.  Его самолет приземлялся на маленькие аэродромы, перевозил грузы, пассажиров и почту. Качуг, Карам, Казачинск, Жигалово, Усть-Кут, Тальники, Новостройка, Усть-Уда, Балаганск, Зима, Черемхово, Ербогачён, Усть-Илим, Братск. Да всего не перечтешь! Ему довелось застать ещё оставшуюся от казаков-землепроходцев  таежную, деревянную Русь, поселки и стойбища бурят, якутов и эвенков, прилетать в села населенные белорусами и украинцами, кержаками и чалдонами, землю таёжников, ягодников, охотников, рыбаков и оленеводов. И не только прилетать в эти села, но бывало по нескольку дней жить среди этих людей. Все это для Валерия было весьма интересным. Сначала он всё запоминал, а потом стал записывать в своем блокноте.

Ему захотелось поделится всем этим с другими. Но с кем? С командиром во время полета или с новыми друзьями в период ожидания летной погоды в промежуточном аэропорту? Старшие  по возрасту, за свою летную жизнь они навидались многого. И охотно делились этим как бы мимоходом во время «травли баланды», чтобы скоротать время. Известно выражение: «Не можешь писать – не пиши!»  Ну а если желание  тебя переполняет? Так появилась «проба пера» в виде небольшого очерка о своём бортмеханике Николае Григорьевиче Меделяне, ветеране Великой Отечественной войны, которого все называли дядей Колей. Валерий отнес очерк в редакцию «Восточно-Сибирской правды». Очерк приняли и опубликовали! За первым очерком последовал второй, третий. Еще в училище он привык к правилу, что завершить очередной полет ему надлежит подойти к инструктору и обратиться со словами: «Товарищ инструктор, разрешите получить замечание». Замечания от журналистов газеты и редактора, конечно же, были. Было ещё  и дружеское участие, не каждый же день к ним  в газету приходит летчик, который приносит новости с далёких северных аэродромов и посёлков. А вскоре, не смотря на загруженность полетами, Хайрюзов поступил на заочное отделение факультета журналистики Иркутского университета. Трудно судить о его решении. С одной стороны, всякая учеба благо, с другой, для творческой натуры содержит риск подвести индивидуальность обучаемого под общий знаменатель требований планов, программ, методик… Однако, Валерий расширил свой литературный кругозор и сохранил свою  индивидуальность!

Провинция! Некоторые столичные литераторы иногда вкладывают в это географическое понятие некую посредственность и низкосортность. Но именно там, в провинции рождаются таланты, которые впоследствии становятся известны всему миру. Трудно разгадать эту загадку. Однако факт остается фактом. Дальний Восток прославил своими произведениями писатель Задорнов,  Иркутске известен Вампиловым и  Распутиным,  Красноярск – Астафьевым. В деревне Сростки, что на Алтае, родился Шукшин, а Николай Рубцов из Вологодчины…

Еще во время учебы в университете Валерий Хайрюзов близко сошелся  с Вампиловым, Распутиным, Шугаевым и с другими иркутскими писателями. Да и журналистская братия вскоре признала его  своим.           Шло время. Успешно продвигалась летная карьера, освоены самолеты Ил-14, Ан-24. Расширилась география полетов, а с ней и новые впечатления от встреч с разными людьми. Вскоре, еще во время учебы в университете он стал лауреатом Премии Ленинского комсомола, его книги выходят в столичных издательствах, а потом трехмиллионными тиражом его повести печатает «Роман-газета». И хотя местное авиационное начальство ворчало, мол, либо летай, либо занимайся литературой. Но летный и наземный персонал всей страны зачитывался его новыми повестями и рассказами и именовал Валерия не иначе как «Сибирский Экзюпери».

Наступили годы перестройки, а с ними новые веяния в формировании состава органов власти. На этой волне авиаторы Иркутска выдвинули Хайрюзова Валерия Николаевича кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР, а затем единогласно проголосовали за него на выборах, дав ему свои наказы.

Хайрюзов  переехал в Москву, однако, как и тогда, так и до сих пор, он не прервал свою тесную связь со своим городом и его людьми.

Поначалу трудно было сибиряку разобраться в сплетениях властных течений, тем более, что Верховный Совет РСФСР созыва 1990 года бурлил, как котелок на костре. На его глазах рушилась великая страна, и ему тогда казалось, что они чуть ли не в одиночку со своими немногими друзьями и товарищами хотят удержать падающую стену. Не получилось!

Все закончилось трагическим финалом – Ельцин расстрелял Верховный Совет из танковых орудий!

Приступая к написанию этого очерка, я дал себе слово не перечислять литературные произведения юбиляра, тем более давать о них свои комментарии. Однако события, произошедшие после расстрела «Белого дома», трагическим образом повлияли на жизнь нашей страны. Испил эту горькую чашу и Валерий Хайрюзов.

Время сглаживает остроту тех или иных событий, да и находятся сторонники представить их в ином свете. Так вот, если вы хотите знать правду о том, что происходило в момент и после расстрела Верховного Совета, прочтите повесть непосредственного участника и свидетеля тех событий Валерия Хайрюзова  «Плачь, милая, плачь».  И многое станет ясным.

Что делать дальше? Вернуться в Иркутск? Но на летную работу путь ему  был закрыт. Оставалось одно – взять в руки автомат и поехать защищать Сербию, которую раздирала войной «западная демократия». Получилось, как у Михаила Светлова:

Я хату покинул, пошел воевать,                                                                                Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать...

Конечно «взял автомат» я привожу как фигуру речи. Его оружие - слово! Но слово не рождается само по себе. Предстояло понять, что происходит в Сербии и почему маленькая страна не сломилась под напором коллективного Запада, а Великая Россия, уронила своё лицо и, под взмахи пьяной  руки ухватившей дирижерскую палочку, всё, что было завоёвано огромной кровью и потом, было брошено псам под хвост...

Валерий Николаевич бывал на передовой под обстрелами, общался с   жителями сербских городов и сел, а иногда под громкое «Живели!» ему довелось выпивать щливовицу, ракию, препечницу или шумадийский чай в окопах и блиндажах с бойцами сербской армии, когда выпадало время отмечать крестную славу.

Встречался Валерий Николаевич и с Президентом Республики Сербской Радованом Караджичем, генералом Ратко Младичем, Президентом Югославии Слободаном Милошевичем.  В результате всех поездок и встреч, были написаны пронзительные очерки о сербском сопротивлении, А чуть позже, родилась и пьеса «Сербская девойка», которая впоследствии с большим успехом была поставлена иркутским театром народной драмы под руководством Заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Корнева, которую увидели зрители в Иркутске, а потом в Сербии и в Москве.  Актриса Национального сербского театра Ивана Жигон после просмотра спектакля со слезами на глазах вышла на сцену и, встав на колени, сказала, что русские больше любят Сербию, чем сами сербы…

Главное же, в чем он еще более утвердился, что патриотизм, есть движущая сила и залог всех успехов страны. А ещё любовь к своей Родине, к своим предкам и их подвигам во славу своего Отечества, к своим родителям, учителям, к друзьям, к делу, которому служишь...

Эти святые принципы и понятия в 90-е годы доморощенными либералами было засмеяно и разменяно на тридцать серебряников. Вот почему, возвратившись из Сербии, Хайрюзов вновь и вновь обращается к емкой и такой востребованной теме –писать и рассказывать о истории не только своего  Отечества, но и о братьях по оружию, которые отдавали свои жизни «за други своя». Героями его книг становятся: Юрий Гагарин, генерал Рохлин, летчики Дальней авиации. А чуть позже, он решается написать о святом Русской Православной церкви митрополите Московском и  Коломенском  Иннокентии Вениаминове, уроженце земли иркутской. Пьеса Валерия Хайрюзова «Иннокентий», которую в иркутском ТЮЗе поставил Заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Токарев и ставшую победителем Международного театрального фестиваля «Золотой витязь», была показана в  Иркутске, Хабаровске, Санкт-Петербурге, неизменно вызвала большой театральный и общественный резонанс и ставшая своеобразной визитной карточкой иркутского молодежного театра. Затем ангарский театр «Факел» под руководством Заслуженного работника культуры России Александра Кононова  ставит спектакль «Мать богов» о сегодняшней судьбе отечественной  гражданской авиации…

И почти параллельно Валерий погружается в создание короткометражных видеофильмов и успешно в этом преуспевает, как сценарист и режиссер. Тема – необъятные просторы Сибири и ее люди, пилоты полярной авиации, покорявшие Северный и Южный полюса, зимовщики полярных станций, ну и конечно Сибирь и выдающиеся люди  родного  Иркутска.

Все эти фильмы он с удовольствием демонстрирует на своих многочисленных встречах со школьниками – лучший урок патриотического воспитания молодежи! Ряд его фильмов удостоены международных премий.

Можно только поражаться обширной общественной деятельностью Валерия Николаевича. Он Секретарь Союза писателей России, заместитель Председателя Правления Иркутского землячества в Москве, член  Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «ОПЫТ»), член Попечительского совета Бугурусланского летного училища. Он почетный гражданин города Иркутска, Лауреат Национальной литературной премии имени Валентина Распутина и Большой литературной премии России.

При этом продолжает писать и издавать свои новые произведения. Второй раз нарушу данное себе слово не упоминать названия книг автора. Но в прошлом году вышла в свет его книга под емким названием «Мы же русские!», где в полной мере раскрылся образ пилота, писателя, патриота Валерия Николаевича Хайрюзова и его друзей, которые знакомы не только российскому читателю, но их уважают во всём читающем мире.

«Живели! Валерий Николаевич!  С юбилеем Вас!

Юрий Дарымов, председатель Попечительского совета Бугурусланского летного училища


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"