На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Трагедия в Крымске

Еще одно катастрофическое наводнение начала XXI века

Почти 35 тысяч человек пострадали в результате наводнения в Краснодарском крае, в том числе 171 погиб.

Паводок в ночь на 7 июля затопил около 5 тысяч жилых домов в трех городах (Геленджик, Крымск, Новороссийск) и ряде поселков Краснодарского края.

За медицинской помощью, по данным МЧС, обратилось 479 человек, из них 48 детей.

 

Полтора года назад, когда в январе 2011-го забурлил арабский мир, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв самодовольно заметил: «Посмотрел новости из Египта. Все-таки лучше выбирать курорты Краснодарского края. Рекомендую». Сегодня сама очевидная действительность свидетельствует, чего стоят такого рода рекомендации. Без социальных потрясений, без войн и нашествий, всего за одну ночь в Краснодарском крае смыло небольшой город Крымск с населением в полсотни тысяч душ.

Согласно официальной хронике, 6 июля 2012 года в 22.00 в Крымск поступило предупреждение о чрезвычайной ситуации – река Адагум может выйти из берегов и затопить населенные пункты. Через полчаса в Крымске созвали штаб по ЧС и, по заверениям местных чиновников, было начато оповещение жителей. А уже ночью 7 июля, примерно в 3.00, семиметровая волна накрыла город.

Теперь вода постепенно уходит, оставляя после себя в виде страшного «сухого остатка» последствия масштабной трагедии. По официальным данным, в Крымске погибло 153 человека. Однако по словам местных волонтеров-спасателей, реальные цифры в разы превышают казенную статистику. «Наша группа уже собрала около трехсот тел, но будет больше, – уверен Павел Римский, член сформированной казаками отдельной группы для поиска погибших в Крымске. – Вода еще стоит, так что триста – это только начало».

Пропавших без вести в Крымске еще больше. Неужели это правда? Тысячи людей остались без крова, имущества, средств и документов. Не работает связь, без нее, по данным на 8 июля, по всему Краснодарскому краю остались 30 тысяч жителей. Люди не могут связаться с родными и близкими. Это еще больше усиливает колоссальный стресс населения. И пройдет стресс не скоро. Ведь, как говорится, беда не вода – враз не вычерпаешь. И горе не море – махом не одолеешь. Поэтому беду потерь и горе человеческих жертв уцелевшие горожане Крымска будут переживать еще очень долго.

Вместе с тем в «сухом остатке» трагедии в Крымске стал сгущаться ком вопросов, связанных с причинами страшного происшествия и возможными виновниками гибели людей.

Предварительная позиция местных чиновников заключается в том, что всему виной осадки, которых за два дня выпала полугодовая норма.

Первый канал ТВ 7 июля транслировал поездку президента В.Путина в район катастрофы. В вертолете шумно, но вопрос главы государства, адресованный губернатору А.Ткачёву, слышен отчетливо: «Откуда вода пошла и как об этом узнали?» Ответ Ткачёва шум авиамотора заглушает окончательно. Губернатор пучит глаза и размахивает руками, будто изображая волну.

В следующем сюжете новостей Путин повторяет те же вопросы, но уже в кабинете, где вместе с Ткачёвым присутствуют еще несколько взволнованных краснодарских чиновников. На почти прямой вопрос – почти прямой ответ: да, власти знали о надвигающейся катастрофе и предупредили главу администрации Крымска посредством… SMS-сообщения. И жителей мирно спящего города предупредили… бегущей строкой по телеэкрану. Путин одобрительно кивает и переходит к другой части обсуждения: откуда вода? И, словно бы намекая, задает наводящий вопрос о злонамеренном сбросе воды из двух близлежащих водохранилищ. Чиновники почти божатся: нарушений в работе гидротехнических сооружений не было и сбросы исключены! И стоят на этом твердо. Даже несколько настойчивых повторений Путина не поколебали их – не было сброса, быть не могло, и точка! Покачав головой (ну-ну), президент поручает Следственному комитету проверить все обстоятельства дела и переходит к теме о материальных компенсациях пострадавшим.

Следом в новостях промелькнула хроника подобных стихийных происшествий в прошлом. Сложилось впечатление, будто зрителей хотят убедить, что так было всегда и данный случай хоть и трагический, но вполне рядовой, поскольку с природой не поспоришь. И тут же заключительный, так сказать, закрепляющий сюжет об автокатастрофе на Украине под Черниговом. Из чего следует вывод: не только у нас беды случаются, везде так.

Желание чиновников оправдаться в этой трагической ситуации так же понятно, как и стремление государственной власти срочно найти виноватых, пусть это будут даже пресловутый «стрелочник» или безжалостная природа. Однако краснодарская катастрофа снова обнажила недоверие общества к властному официозу и в очередной раз обострила его.

«Я не верю в эту семиметровую волну, особенно такую внезапную, – сомневается заместитель директора по науке Института географии РАН профессор географии Александр Беляев. – По природным причинам такая волна возникнуть просто не могла. Если она была, то без сбросов здесь не обошлось».

Есть еще одна версия, идущая вразрез с официальной. Озвучил ее бывший заместитель руководителя Росприроднадзора РФ Олег Митволь. Он считает, что тревожный прогноз пришел в Крымск еще накануне катастрофы, 5 июля. Но руководители находящегося неподалеку от Крымска Варнавинского водохранилища прогнозу, видимо, не поверили. Они побоялись сбросить воду потому, что если бы дождь не пошел, то высохли бы рисовые поля. А когда 6-го числа поняли, что прогноз не шутка, то открыли шлюзы, начали сброс. В результате вышло, что горные потоки соединились с тем, что сбросили.

Эти версии для краснодарского чиновничества убийственны. А признание этих версий для государства хуже самоубийства. Сеть гидротехнических сооружений в Краснодарском крае, построенная еще в советское время, сегодня выработала свой ресурс и требует модернизации. Но это полбеды. Управление этой ветхой системой находится в состоянии хаоса. Различные участки сети эксплуатируются разными, подчас не связанными между собой ведомствами и организациями. Взаимодействия нет. Координации нет. Каждый при своей части. А в целом гидросистема Краснодарского края не контролируется никем. Она похожа на несущийся под откос громадный состав, части которого еще действуют по инерции, но рулевое управление уже вышло из строя.

Впрочем, эту аналогию категорически не приемлют государственные структуры. Директор Института безопасности гидротехнических сооружений Виктор Волосухин уверен, что сброс воды не был главной причиной потопа в Краснодарском крае: «Относительно нынешней ситуации ничего экстренного не произошло. Да, в течение приблизительно пяти часов уровень воды был превышен. Вода сбрасывалась со скоростью 75 кубометров в секунду, это нормально. А сильное наводнение связано с тем, что выпала за день треть годовой нормы осадков. Фактически все осадки с водосборной площади скатились в створ рек Неберджай и Адагум, и дополнительно добавилась вода с водостока застройки города Крымска. А на пути течения рек понастроены разные сооружения, то есть препятствия для потока воды».

Конечно, быть может, для кого-то в Крымске «ничего экстренного не произошло», а разрушенный город – это всего лишь «разные сооружения, то есть препятствия для потока воды». Однако сотни человеческих жизней могут стать препятствием для карьеры многих высокопоставленных персон. Возможно, поэтому сброс воды упорно отрицается местными чиновниками, а всю вину возлагают на «хляби небесные».

«Сброса однозначно не было! – заявляет старший помощник руководителя следственного управления СК по Краснодарскому краю Иван Сенгеров. – Сброс – это когда открыты шлюзы. Мы официально заявляем, что дамбы не являются причиной трагедии. Оповещение населения было, но насколько своевременным, предстоит выяснить».

Здесь можно сказать: «не верь ушам своим!». Хаос управления в Краснодарском крае превратился в хаос оценок и мнений. Тогда стоит поверить очевидному. Маленький тихий Крымск разрушен водой. Сотни его жителей погибли.

Говорят – несчастный случай. То что случилось в Крымске, конечно, большое несчастье. Но не случайное. Если система безопасности в потенциально опасном регионе держится лишь на SMS-сообщениях, которые потом, как в компьютерной игре, рассылаются бегущей строкой в ночном телеэфире, если в регионе тратят миллиарды на подготовку к Олимпиаде, а на примитивные радиосирены не могут найти копейки, если все силы стянуты на охрану дворцов власть имущих, а штат спасательных служб для простонародья сокращается в порядке «оптимизации», то эта трагедия – не случайность.

Это закономерность. Катастрофа в Крымске на время затмила другие, не менее закономерные, но пока не такие вопиющие беды. Сейчас в России горит 35 тысяч гектаров леса. Уже не вода, а другая стихия подходит вплотную к нам. Сама природа обнажает наши социальные язвы, тычет в них то водой, то огнем. «Вы бывали 20 лет назад в населенных пунктах? На домах обязательно висел топор или ведро... – восклицает экс-министр МЧС С.Шойгу. – Сейчас организовать общественность на тушение пожаров очень сложно».

В такие моменты нас сотрясает, как от удара током. Мы вдруг пронзительно ясно осознаем, что стряслось с нашим обществом, с нашей страной. Крымск – это трагическое проявление общей беды. Ведь говорят: где тонко, там и рвется, а где хлипко, там и льется.

Денис Миронов-Тверской


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"