24 октября ни один федеральный телеканал в России не вспомнил о событии, случившемся во Львове ровно 70 лет назад, хотя напоминание о нём, казалось бы, идеально могло вписаться в наилюбимейшую тематику отечественного телевидения – ту, что касается событий на Украине.
24 октября 1949 года в самом сердце Галичины был злодейски убит известный писатель и журналист, пламенный борец с фашизмом и буржуазным национализмом Ярослав Александрович Галан. В советское время тиражи его произведений публицистики и прозы составили в общей сложности миллионы экземпляров. А уже в 90-е годы на переиздание книг Я.Галана был словно бы наложен запрет. И, понятное дело, на Украине, которая и тогда, а теперь уже точно и твёрдо свернула на тот путь, который точно не одобрили бы Я.А. Галан и его единомышленники, но что странно, в России, которая выступала и выступает против украинского национализма, — тоже. Неудивительно, что людям не только совсем молодым, но и, скажем, 40летним (даже 50-летним), имя этого человека совершенно неизвестно. В чём же тут дело, в чём причина сложившегося умолчания? Остаётся только гадать. Поэтому «Красноярская газета» рада хоть как-то скромными своими силами восполнить создавшийся пробел.
***
Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в местечке Дынув Австро-Венгерской империи (ныне это территория Польши) в семье служащего-русофила, в начале Первой мировой войны интернированного австро-венгерскими властями и освобождённого наступающей русской армией. Но прежде, чем это произошло, отца Ярослава за симпатии к русскому народу бросили в концлагерь для политзаключённых Талергоф. Мать, опасаясь новых репрессий, вместе с детьми была вынуждена выехать в Ростов-на-Дону. Здесь Ярослав продолжил учёбу в русской гимназии. Для юноши, как он тогда напишет, начались «дни незабываемые»….
После войны семья Галанов вернулась на Родину. Окончив в Перемышле гимназию, Ярослав поступил на факультет славянской филологии Венского университета. Здесь он сблизился с прогрессивно настроенной студенческой и рабочей молодёжью, вступил в товарищество «Единство»...
Во время каникул на свои скромные сбережения Я.Галан едет в страну Данте и Рафаэля, лелея при этом призрачную надежду на встречу с живущим в то время на Капри Максимом Горьким. Сбыться этой надежде было не суждено, зато он познакомился здесь с выдающимися памятниками мировой культуры, но и не только. Именно в Италии он впервые лицом к лицу столкнулся с фашизмом на стадии его осуществления и с сопротивлением трудящихся силам реакции. За городом Палермо на 400-метровой скале он увидел написанный большими красными буквами лозунг: «Evviva Lenin! Abasso Mussolini!! («Пусть живёт Ленин! Долой Муссолини!»).
После того, как полиция вновь арестовала отца Ярослава, он переводится в Ягеллонский университет в Кракове, где сразу включается в революционную работу, а после его окончания в 1928 году получает назначение на должность преподавателя польского языка и литературы в Луцке – центре Волыни. Однако уже спустя десять месяцев он был уволен с «волчьим билетом» за свои убеждения и отправился во Львов, где приступил к сотрудничеству с прогрессивным журналом «Вiкна» («Окна»), пропагандировавшем, в частности, достижения украинской советской литературы. Пьесы, памфлеты и фельетоны Я. Галана, появлявшиеся на его страницах, вызывали злобную реакцию и у польских властей, и в среде украинских националистов.
С большим трудом Ярослав Галан получает разрешение на издание политико-теоретического издания «Освiта» («Просвещение»), призванного пропагандировать революционные идеи и лучшие образцы советской литературы. Но пилсудчики и его соплеменники-реакционеры сделали всё для того, чтобы редакция журнала была разгромлена уже после выхода третьего номера. В 1932 году были запрещены и «Окна». Писатели перешли в глубокое подполье. Ярослав Александрович глубоко переживал эти драматические события. В результате постоянной травли его здоровье резко ухудшилось и он был вынужден выехать к родственникам жены на Гуцульщину, где прожил три года. Но и здесь, в глухом селе Нижний Берёзов, полиция пристально следила за каждым шагом писателя. В донесениях товарищ Яга (таким был партийный псевдоним Я. Галана) значился как «выдающийся коммунистический деятель, занимающий высокое положение в коммунистической организации». Указывалось также на то, что он пересылает в СССР художественные произведения через свою жену Анну Геник, которая тогда училась в Харьковском мединституте.
В то время, когда националисты провозглашали лозунг «Долой от Москвы!» и призывали ориентироваться на Европу, лучшие представители западно-украинской интеллигенции обращали свои взоры на многонациональную советскую литературу. Не случайно и сам Я. Галан в своих пьесах «Груз» и «Ячейка» призывал к единству действий классовой солидарности украинского, польского и еврейского пролетариата. Успехи страны социализма стали «смыслом моей жизни», сообщал он в письмах жене.
Ярким событием стало проведение в мае 1936 года во Львове антифашистского конгресса культуры, организаторами которого были Я. Галан и его соратник А.Гаврилюк. Почётным председателем этого форума был избран М. Горький, а известный польский поэт В. Броневский писал тогда, что факт проведения форума стал свидетельством создания единого фронта борьбы против фашистской реакции.
***
Выстраданную радость всей своей жизни Ярослав Галан и его товарищи ощутили в сентябре 1939 года, когда на Западную Украину наконец-то пришла Советская власть. Только человек, который столько всего пережил, мог так взволнованно и задушевно сказать, обращаясь к своим соотечественникам: «Вдохните всем своим сердцем и вы почувствуете, как страстно, до боли страстно хочется жить…»
С первых же дней освобождения от польского владычества Я. Галан – сотрудник газеты «Вiльна Украiна». Почти каждый день на её страницах появляются его очерки, фельетоны, рецензии, в которых он рассказывает о рождении новой жизни, высмеивает рецидивы буржуазной морали, освещает театральную жизнь.
Однако Великая Отечественная война оборвала мирную и такую короткую творческую жизнь писателя при Советах. В этот грозный час Я. Галан пишет заявление с просьбой послать его на фронт. В своём дневнике он записывает пророческие слова: «Впереди далёкий и неизвестный, конечно же, тяжёлый путь, но я твёрдо верю в день нашей Победы…» Годы войны для Я.Галана стали особенно плодотворными в жанре публицистики: он сотрудничал с редакциями фронтовых газет, в Саратове работал на радиостанции им. Т.Шевченко, а потом комментатором на прифронтовой радиостанции «Днiпро».
После войны Ярослав Галан как специальный корреспондент газеты «Радянська Украiна» командируется в Нюрнберг, где вместе с Борисом Полевым освещает судебный процесс над главными гитлеровскими преступниками. На материалах судебного разбирательства, а также под впечатлением от увиденного в послевоенной Европе, писатель создаёт большой цикл антифашистских памфлетов, в которых на неопровержимых фактах раскрывает преступную предательскую роль украинских националистов во Второй мировой войне.
В своих публицистических произведениях Я. Галан разоблачал не только реакционную сущность фашистской идеологии, украинского национализма, но и идеологию католицизма, философию клерикализма. К примеру, в памфлетах «С крестом или с ножом», «Сумерки чужих богов» он прослеживает почти полувековой путь предательств и метаний епископа Украинской греко-католической церкви Андрея Шептицкого...
Вообще после И. Вишневского, Т. Шевченко, И. Франко, Остапа Вишни, А. Довженко в истории украинской литературы не было такого последовательного разоблачителя католицизма и украинского национализма, как Ярослав Галан. Его имя по праву стоит в ряду лучших представителей мировой литературы – Эразма Роттердамского, Поля Лафарга, Анатоля Франса, Максима Горького.
…Я.А. Галан очень внимательно следил за теми остродраматическими, а нередко и трагическими процессами и событиями, которые происходили в сёлах областей Западной Украины. Писатель часто выезжал туда, встречался с крестьянами, друзьями и недругами... Когда по его следам уже ходили бандеровские убийцы, на собрании колхозников артели им. Ивана Франко на Львовщине он сказал: «Мы строим счастливую и радостную жизнь на новой земле. Но на нашем пути ещё стоят самые лютые враги – украинские буржуазные националисты».
***
Вместе с тем необходимо сказать, что Ярослава Галана никак нельзя было назвать безропотным и безоглядным адептом любых советских порядков. Он не стеснялся высказывать даже такие суждения, которые явно не могли понравиться Москве. Много раз прямо писал о том, что ему не нравится при новой власти, в адрес партийных органов…
В отместку за это он вместе с заслуженными словами признания порою получал не вполне лицеприятные отзывы о себе со стороны не только руководящего партактива, но и коллег по цеху. Вот что, к примеру, писал о нём в докладной записке в ЦК КП(б)У литературный критик Г. Пархоменко: «Ярослав Галан – талантливый публицист, В прошлом прогрессивный писатель... Но заражён западноевропейским буржуазным духом. Советских людей уважает мало. Считает их недостаточно цивилизованными. Политику партии в общих чертах принимает, но в Западной Украине, по его мнению, партия делает большие ошибки в отношении крестьянства. В Москву верит. Но в партию вступать не хочет, будучи индивидуалистом, а также ради сохранения свободы рук и свободы мысли и слова. Он считает, что если вступит в партию, он всё это потеряет». Наверное, были в этих характеристиках и зёрна истины, но на мировоззрение Я. Галана, безусловно, не могли не повлиять совершенно объективные причины и прежде всего тот факт, что до 37 лет он жил и формировался в капиталистическом обществе.
Однако несмотря ни на что, Ярослав Галан до конца считал себя твёрдым сторонником Советской власти...
Кстати, нельзя не сказать, что политику Советского государства в послевоенные годы следовало бы понимать с учётом всех обстоятельств того времени, ведь если их учитывать, то можно сделать один-единственный вывод: она была абсолютно вынужденной и потому правильной. Коренным жителям Западной Украины руководство СССР не могло полностью доверить ни руководство партийными комитетами, ни советскими органами, ни руководство культурой и образованием. Поэтому во Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Волынскую, Ровенскую, Закарпатскую и Черновицкую области было направлено множество кадров из РСФСР, Белоруссии, Латвии, Казахстана, Восточной Украины и других регионов СССР. Поэтому и внедрялся повсеместно русский язык – единственный, который в нашей стране понимали всюду. К тому же была жива и память о том, как восторженно многие встречали там немецких оккупантов, да и бандеровцы уже начали свою жесточайшую вооружённую борьбу с Советской властью.
Они и Галану не раз угрожали. В него стреляли. Было несколько попыток покушения, которые то не удавались, то срывались. Отвечая тем, кто «вышел из тьмы», Ярослав Александрович писал: «Пугают с перепугу. Пусть не надеются, что я сложу оружие». А оружием его, конечно же, были перо и слово.
Есть в этом что-то неумолимо жестокое и непоправимое: человек, который так доверительно признавался, что «до боли хочется жить», в расцвете своих творческих сил и больших замыслов должен был погибнуть, как солдат в бою. Чашу терпения националистов окончательно переполнила написанная Галаном статья «Плюю на Папу!», ставшая ответом писателя на отлучение его от церкви Папой Римским. 24 октября 1949 года к нему на квартиру во Львове пришла небольшая группа молодых людей, оказавшихся убийцами, один из которых – студент лесотехнического института, член ОУН Михаил Стахур — нанёс писателю 11 ударов по голове гуцульским топориком.
После убийства Галана государством были ещё более ужесточены и активизированы меры против Украинской повстанческой армии, продолжавшей борьбу против Советской власти на Украине. Во Львов приехало всё руководство МГБ, здесь несколько месяцев работал сам Павел Судоплатов, а за ходом расследования дела следил лично Н.С. Хрущёв. Одним из следствий убийства Галана уже спустя четыре месяца стала ликвидация Романа Шухевича. А М. Стахура обнаружить удалось лишь в 1951 году благодаря агенту МГБ Богдану Сташинскому. Тому удалось внедриться в отряд, где состоял убийца, совершенно не скрывавший своего «подвига» и хваставшийся им. Кстати, именно Б. Сташинский в 1959 году лично уничтожил в Мюнхене Степана Бандеру, а за два года до этого там же, в Мюнхене, – ещё одного из лидеров украинского националистического движения Льва Ребета.
16 октября 1951 года военный трибунал Прикарпатского военного округа приговорил Михаила Стахура к смертной казни через повешение. Приговор привели в исполнение в тот же день.
Ярослав Галан был похоронен на Лычаковском кладбище Львова при огромном стечении народа...
***
В советское время память о Я.А. Галане была увековечена в памятниках и названиях улиц, почтовых конвертах с его изображением. Но, к сожалению, после распада СССР, а особенно после бандеровского переворота на Украине в феврале 2014 года, исчезли все памятники и названия улиц. К примеру, в Одессе три года назад улица Я. Галана была переименована в улицу Шухевича; и даже в нашем Саратове улице его имени – той, где в годы войны располагалась радиостанция им. Т. Шевченко, на которой работал писатель, — вернули позорное (зато историческое!) название – Провиантская. Слава Богу, что продолжают носить имя Я. Галана улицы в Донецке, Луганске и Ростове-на-Дону, а во всей Украине таковая сохранилась в одном-единственном числе – в городе Шостка Сумской области (да и то по неподтверждённым до конца сведениям).
Жизни и борьбе Ярослава Галана в советское время было посвящено и несколько художественных фильмов. И если первый из них, снятый режиссёром Леонидом Луковым в 1954 году, назвать удачным никак нельзя (речь идёт о картине «Об этом забывать нельзя», где Галан выведен под именем писателя А. Гармаша, а его роль исполнил Сергей Бондарчук), то фильм «До последней минуты» (киностудия им. А. Довженко, 1973 г.) заслуживает зрительского внимания и поныне. Причём сейчас он выглядит гораздо более актуальным, нежели в безмятежные 70-е годы прошлого века. Поэтому я очень рекомендовал бы найти его и посмотреть в Интернете всем интересующимся данной тематикой (по телевизору вы его не увидите). Здесь страницы биографии главного героя – журналиста Ярослава Гайдая – наиболее приближены к реальностям жизни Я. Галана, хотя без художественного вымысла, конечно, и не обошлось (прежде всего в отношении его личной жизни). Главные роли исполнил тандем прекрасных советских актёров Владислава Дворжецкого и Валерии Заклунной, сыгравшей бандеровку Стефу Коцюмбас, которую знакомство с Гайдаем заставляет в корне пересмотреть свои взгляды. В 1975 году этот фильм был удостоен Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко.
О жизни и творчестве Ярослава Галана можно было бы рассказать ещё много... Желающие могут почерпнуть всю необходимую информацию в Интернете, а книги писателя найти в библиотеках.
А закончить этот материал хотел бы парадоксальной и даже крамольной мыслью, которая порою посещает меня в последние годы: а был ли Ярослав Галан реальным, а не выдуманным человеком? Существовали ли в действительности и такие его современники и единомышленники, как С. Тудор, А. Гаврилюк, В. Бобинский, П. Козланюк, К. Пелехатый, Я. Кондра, которых называли «лучшими представителями западно-украинской интеллигенции, мужественным словом, нёсшими правду о первом в мире социалистическом государстве»? Ведь если бы они существовали, на западе Украины неизбежно должны были бы оставаться их идейные последователи и продолжатели. Но что– то сегодня их не видно и не слышно, а избиратели там поддерживают таких деятелей, что не приведи Господь!..
(Использованы материалы Интернета и статья Б. Буряка из книги Я. Галана «Избранное» (изд-во «Правда», 1985 г.).
* «Красноярская газета», №70 от 12.11.2019 г.
Подготовил материал Вадим Дмитриев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"