На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Пламенный, да преданный на родине трибун

Личность в истории

24 октября ни один феде­ральный теле­канал в России не вспомнил о событии, слу­чившемся во Львове ровно 70 лет назад, хотя напоминание о нём, казалось бы, идеально могло вписаться в наилюбимейшую тематику отечественного телевидения – ту, что касается событий на Ук­раине.

24 октября 1949 года в самом сердце Галичины был злодейски убит известный писатель и жур­налист, пламенный борец с фа­шизмом и буржуазным национа­лизмом Ярослав Александрович Галан. В советское время тиражи его произведений публицистики и прозы составили в общей слож­ности миллионы экземпляров. А уже в 90-е годы на переиздание книг Я.Галана был словно бы на­ложен запрет. И, понятное дело, на Украине, которая и тогда, а те­перь уже точно и твёрдо сверну­ла на тот путь, который точно не одобрили бы Я.А. Галан и его еди­номышленники, но что странно, в России, которая выступала и вы­ступает против украинского наци­онализма, — тоже. Неудиви­тельно, что людям не только со­всем молодым, но и, скажем, 40­летним (даже 50-летним), имя этого человека совершенно неиз­вестно. В чём же тут дело, в чём причина сложившегося умолча­ния? Остаётся только гадать. По­этому «Красноярская газета» рада хоть как-то скромными сво­ими силами восполнить создав­шийся пробел.

***

Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в местечке Дынув Австро-Венгерской империи (ныне это территория Польши) в семье служащего-русофила, в начале Первой мировой войны интернированного австро-венгер­скими властями и освобождённо­го наступающей русской армией. Но прежде, чем это произошло, отца Ярослава за симпатии к рус­скому народу бросили в концла­герь для политзаключённых Талергоф. Мать, опасаясь новых репрессий, вместе с детьми была вынуждена выехать в Ростов-на-Дону. Здесь Ярослав продолжил учёбу в русской гимназии. Для юноши, как он тогда напишет, на­чались «дни незабываемые»….

После войны семья Галанов вернулась на Родину. Окончив в Перемышле гимназию, Ярослав поступил на факультет славян­ской филологии Венского универ­ситета. Здесь он сблизился с про­грессивно настроенной студен­ческой и рабочей молодёжью, вступил в товарищество «Един­ство»...

Во время каникул на свои скромные сбережения Я.Галан едет в страну Данте и Рафаэля, лелея при этом призрачную на­дежду на встречу с живущим в то время на Капри Максимом Горь­ким. Сбыться этой надежде было не суждено, зато он познакомил­ся здесь с выдающимися памят­никами мировой культуры, но и не только. Именно в Италии он впервые лицом к лицу столкнул­ся с фашизмом на стадии его осу­ществления и с сопротивлением трудящихся силам реакции. За го­родом Палермо на 400-метровой скале он увидел написанный большими красными буквами ло­зунг: «Evviva Lenin! Abasso Mussolini!! («Пусть жи­вёт Ленин! Долой Муссо­лини!»).

После того, как по­лиция вновь арестовала отца Яросла­ва, он пере­водится в Ягеллонский университет в Кракове, где сразу включается в революционную работу, а пос­ле его окончания в 1928 году по­лучает назначение на должность преподавателя польского языка и литературы в Луцке – центре Во­лыни. Однако уже спустя десять месяцев он был уволен с «волчь­им билетом» за свои убеждения и отправился во Львов, где при­ступил к сотрудничеству с про­грессивным журналом «Вiкна» («Окна»), пропагандировавшем, в частности, достижения украин­ской советской литературы. Пье­сы, памфлеты и фельетоны Я. Галана, появлявшиеся на его стра­ницах, вызывали злобную реак­цию и у польских властей, и в сре­де украинских националистов.

С большим трудом Ярослав Галан получает разрешение на издание политико-теоретическо­го издания «Освiта» («Просвеще­ние»), призванного пропагандиро­вать революционные идеи и луч­шие образцы советской литера­туры. Но пилсудчики и его сопле­менники-реакционеры сделали всё для того, чтобы редакция жур­нала была разгромлена уже пос­ле выхода третьего номера. В 1932 году были запрещены и «Окна». Писатели перешли в глубокое подполье. Ярослав Александрович глубоко переживал эти драматические события. В результате постоян­ной травли его здоровье резко ухудшилось и он был вынужден выехать к родственникам жены на Гуцульщину, где прожил три года. Но и здесь, в глухом селе Ниж­ний Берёзов, полиция присталь­но следила за каждым шагом пи­сателя. В донесениях товарищ Яга (таким был партийный псев­доним Я. Галана) значился как «выдающийся коммунистический деятель, занимающий высокое положение в коммунистической организации». Указывалось также на то, что он пересылает в СССР художественные произведения через свою жену Анну Геник, ко­торая тогда училась в Харьков­ском мединституте.

В то время, когда национали­сты провозглашали лозунг «До­лой от Москвы!» и призывали ори­ентироваться на Европу, лучшие представители западно-украин­ской интеллигенции обращали свои взоры на многонациональ­ную советскую литературу. Не случайно и сам Я. Галан в своих пьесах «Груз» и «Ячейка» призы­вал к единству действий классо­вой солидарности украинского, польского и еврейского пролета­риата. Успехи страны социализ­ма стали «смыслом моей жизни», сообщал он в письмах жене.

Ярким событием стало прове­дение в мае 1936 года во Львове антифашистского конгресса куль­туры, организаторами которого были Я. Галан и его соратник А.Гаврилюк. Почётным председа­телем этого форума был избран М. Горький, а известный польский поэт В. Броневский писал тогда, что факт проведения форума стал свидетельством создания единого фронта борьбы против фашистской реакции.

***

Выстраданную радость всей своей жизни Ярослав Галан и его товарищи ощутили в сентябре 1939 года, когда на Западную Ук­раину наконец-то пришла Совет­ская власть. Только человек, ко­торый столько всего пережил, мог так взволнованно и задушевно сказать, обращаясь к своим со­отечественникам: «Вдохните всем своим сердцем и вы почув­ствуете, как страстно, до боли страстно хочется жить…»

С первых же дней освобож­дения от польского владычества Я. Галан – сотрудник газеты «Вiльна Украiна». Почти каждый день на её страницах появляют­ся его очерки, фельетоны, рецен­зии, в которых он рассказывает о рождении новой жизни, высме­ивает рецидивы буржуазной мо­рали, освещает театральную жизнь.

Однако Великая Отечествен­ная война оборвала мирную и такую короткую творческую жизнь писателя при Советах. В этот грозный час Я. Галан пишет заяв­ление с просьбой послать его на фронт. В своём дневнике он за­писывает пророческие слова: «Впереди далёкий и неизвестный, конечно же, тяжёлый путь, но я твёрдо верю в день нашей Побе­ды…» Годы войны для Я.Галана стали особенно плодотворными в жанре публицисти­ки: он сотрудничал с редакциями фрон­товых газет, в Сара­тове работал на ра­диостанции им. Т.Шевченко, а по­том комментатором на прифронтовой радиостанции «Днiпро».

После войны Ярослав Галан как специальный кор­респондент газеты «Радянська Украiна» команди­руется в Нюрнберг, где вместе с Бори­сом Полевым освещает судебный процесс над главными гитлеров­скими преступниками. На матери­алах судебного разбирательства, а также под впечатлением от уви­денного в послевоенной Европе, писатель создаёт большой цикл антифашистских памфлетов, в которых на неопровержимых фак­тах раскрывает преступную пре­дательскую роль украинских на­ционалистов во Второй мировой войне.

В своих публицистических произведениях Я. Галан разобла­чал не только реакционную сущ­ность фашистской идеологии, ук­раинского национализма, но и идеологию католицизма, филосо­фию клерикализма. К примеру, в памфлетах «С крестом или с но­жом», «Сумерки чужих богов» он прослеживает почти полувековой путь предательств и метаний епископа Украинской греко-като­лической церкви Андрея Шептицкого...

Вообще после И. Вишневского, Т. Шевченко, И. Франко, Оста­па Вишни, А. Довженко в истории украинской литературы не было такого последовательного разоб­лачителя католицизма и украин­ского национализма, как Ярослав Галан. Его имя по праву стоит в ряду лучших представителей ми­ровой литера­туры – Эразма Роттердамского, Поля Лафарга, Анатоля Франса, Максима Горького.

…Я.А. Галан очень внима­тельно следил за теми остродра­матическими, а нередко и траги­ческими процессами и события­ми, которые происходили в сёлах областей Западной Украины. Пи­сатель часто выезжал туда, встречался с крестьянами, друзь­ями и недругами... Когда по его следам уже хо­дили бандеровские убийцы, на собрании колхозников артели им. Ивана Франко на Львовщине он сказал: «Мы строим счастливую и радостную жизнь на новой зем­ле. Но на нашем пути ещё стоят самые лютые враги – украинские бур­жуазные националисты».

***

Вместе с тем необходимо ска­зать, что Ярослава Галана никак нельзя было назвать безропот­ным и безоглядным адептом лю­бых советских порядков. Он не стеснялся высказывать даже та­кие суждения, которые явно не могли понравиться Москве. Мно­го раз прямо писал о том, что ему не нравится при новой власти, в адрес партийных органов…

В отместку за это он вместе с заслуженными словами призна­ния порою получал не вполне лицеприятные отзывы о себе со стороны не только руководящего партактива, но и коллег по цеху. Вот что, к примеру, писал о нём в докладной записке в ЦК КП(б)У литературный критик Г. Пархоменко: «Ярослав Галан – талантли­вый публицист, В прошлом прогрессивный писатель... Но заражён западноевропейским буржуазным духом. Советских людей уважает мало. Считает их недостаточно цивилизован­ными. Политику партии в общих чертах принимает, но в Запад­ной Украине, по его мнению, партия делает большие ошиб­ки в отношении крестьянства. В Москву верит. Но в партию вступать не хочет, будучи ин­дивидуалистом, а также ради сохранения свободы рук и свобо­ды мысли и слова. Он считает, что если вступит в партию, он всё это потеряет». Наверное, были в этих характеристиках и зёрна истины, но на мировоззре­ние Я. Галана, безусловно, не мог­ли не повлиять совершенно объективные причины и прежде всего тот факт, что до 37 лет он жил и формировался в капитали­стическом обществе.

Однако несмотря ни на что, Ярослав Галан до конца считал себя твёрдым сторонником Со­ветской власти...

Кстати, нельзя не сказать, что политику Советского государства в послевоенные годы следовало бы понимать с учётом всех обсто­ятельств того времени, ведь если их учитывать, то можно сделать один-единственный вывод: она была абсолютно вынужденной и потому правильной. Коренным жителям Западной Украины руко­водство СССР не могло полнос­тью доверить ни руководство партийными комитетами, ни со­ветскими органами, ни руковод­ство культурой и образованием. Поэтому во Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Волынскую, Ровенскую, Закар­патскую и Черновицкую области было направлено множество кад­ров из РСФСР, Белоруссии, Лат­вии, Казахстана, Восточной Укра­ины и других регионов СССР. Поэтому и внедрялся повсемес­тно русский язык – единственный, который в нашей стране понима­ли всюду. К тому же была жива и память о том, как во­сторженно многие встречали там не­мецких оккупантов, да и бандеровцы уже начали свою же­сточайшую воору­жённую борьбу с Со­ветской властью.

Они и Галану не раз угрожали. В него стреляли. Было не­сколько попыток по­кушения, которые то не удавались, то срывались. Отвечая тем, кто «вышел из тьмы», Ярослав Александрович пи­сал: «Пугают с пере­пугу. Пусть не наде­ются, что я сложу оружие». А ору­жием его, конечно же, были перо и слово.

Есть в этом что-то неумоли­мо жестокое и непоправимое: че­ловек, который так доверительно признавался, что «до боли хочет­ся жить», в расцвете своих твор­ческих сил и больших замыслов должен был погибнуть, как сол­дат в бою. Чашу терпения нацио­налистов окончательно перепол­нила написанная Галаном статья «Плюю на Папу!», ставшая отве­том писателя на отлучение его от церкви Папой Римским. 24 октяб­ря 1949 года к нему на квартиру во Львове пришла небольшая группа молодых людей, оказав­шихся убийцами, один из которых – студент лесотехнического ин­ститута, член ОУН Михаил Стахур — нанёс писателю 11 ударов по голове гуцульским топори­ком.

После убийства Галана госу­дарством были ещё более ужес­точены и активизированы меры против Украинской повстанчес­кой армии, продолжавшей борь­бу против Советской власти на Украине. Во Львов приехало всё руководство МГБ, здесь несколь­ко месяцев работал сам Павел Судоплатов, а за ходом рассле­дования дела следил лично Н.С. Хрущёв. Одним из следствий убийства Галана уже спустя че­тыре месяца стала ликвидация Романа Шухевича. А М. Стахура обнаружить удалось лишь в 1951 году благодаря агенту МГБ Бог­дану Сташинскому. Тому уда­лось внедриться в отряд, где со­стоял убийца, совершенно не скрывавший своего «подвига» и хваставшийся им. Кстати, имен­но Б. Сташинский в 1959 году лично уничтожил в Мюнхене Степана Бандеру, а за два года до этого там же, в Мюнхене, – ещё одного из лидеров украин­ского националистического дви­жения Льва Ребета.

16 октября 1951 года военный трибунал Прикарпатского военно­го округа приговорил Михаила Стахура к смертной казни через повешение. Приговор привели в исполнение в тот же день.

Ярослав Галан был похоро­нен на Лычаковском кладбище Львова при огромном стечении народа...

***

В советское время память о Я.А. Галане была увековече­на в памятниках и названиях улиц, почтовых конвертах с его изображением. Но, к сожале­нию, после распада СССР, а особенно после бандеровского переворота на Украине в фев­рале 2014 года, исчезли все памятники и названия улиц. К примеру, в Одессе три года на­зад улица Я. Галана была пере­именована в улицу Шухевича; и даже в нашем Саратове улице его имени – той, где в годы войны располагалась радио­станция им. Т. Шевченко, на которой работал писатель, — вернули позорное (зато истори­ческое!) название – Провиант­ская. Слава Богу, что продол­жают носить имя Я. Галана ули­цы в Донецке, Луганске и Рос­тове-на-Дону, а во всей Украи­не таковая сохранилась в одном-единственном числе – в городе Шостка Сумской облас­ти (да и то по неподтверждён­ным до конца сведениям).

Жизни и борьбе Ярослава Галана в советское время было посвящено и несколько художе­ственных фильмов. И если пер­вый из них, снятый режиссёром Леонидом Луковым в 1954 году, назвать удачным никак нельзя (речь идёт о картине «Об этом забывать нельзя», где Галан выведен под именем писателя А. Гармаша, а его роль испол­нил Сергей Бондарчук), то фильм «До последней минуты» (киностудия им. А. Довженко, 1973 г.) заслуживает зрительс­кого внимания и поныне. При­чём сейчас он выглядит гораз­до более актуальным, нежели в безмятежные 70-е годы про­шлого века. Поэтому я очень ре­комендовал бы найти его и по­смотреть в Интернете всем ин­тересующимся данной темати­кой (по телевизору вы его не увидите). Здесь страницы био­графии главного героя – журна­листа Ярослава Гайдая – наи­более приближены к реально­стям жизни Я. Галана, хотя без художественного вымысла, ко­нечно, и не обошлось (прежде всего в отношении его личной жизни). Главные роли исполнил тандем прекрасных советских актёров Владислава Дворжец­кого и Валерии Заклунной, сыг­равшей бандеровку Стефу Коцюмбас, которую знакомство с Гайдаем заставляет в корне пе­ресмотреть свои взгляды. В 1975 году этот фильм был удо­стоен Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко.

О жизни и творчестве Ярос­лава Галана можно было бы рассказать ещё много... Желающие могут почерп­нуть всю необходимую инфор­мацию в Интернете, а книги пи­сателя найти в библиотеках.

А закончить этот материал хотел бы парадоксальной и даже крамольной мыслью, ко­торая порою посещает меня в последние годы: а был ли Ярос­лав Галан реальным, а не вы­думанным человеком? Суще­ствовали ли в действительнос­ти и такие его современники и единомышленники, как С. Тудор, А. Гаврилюк, В. Бобинский, П. Козланюк, К. Пелехатый, Я. Кондра, которых называли «лучшими представителями западно-украинской интеллиген­ции, мужественным словом, нё­сшими правду о первом в мире социалистическом государ­стве»? Ведь если бы они суще­ствовали, на западе Украины неизбежно должны были бы ос­таваться их идейные последо­ватели и продолжатели. Но что– то сегодня их не видно и не слышно, а избиратели там под­держивают таких деятелей, что не приведи Господь!..

 

(Использованы материалы Интернета и статья Б. Буряка из книги Я. Галана «Избранное» (изд-во «Правда», 1985 г.).

* «Красноярская газета», №70 от 12.11.2019 г.

Подготовил материал Вадим Дмитриев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"