На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Надежда на духовное сосредоточение всего народа

Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох

Именно в дни работы Всемирного Русского Народного Собора Россия пребывает в состоянии своей наивысшей духовной сосредоточенности. В той сосредоточенности, которую хоть в какой-то мере должно перенять все наше общество для своего выздоровления.

И не случайно тема Собора сформулирована так: «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох».

...Один из наших читателей - молодой, весьма уважаемый мной человек – недавно позвонил мне и сообщил, что его очень взволновало содержание статьи «Запах серы» И. Медведевой и Т. Шишовой, опубликованной в N 20 «Российского писателя». «Вот только зачем надо было столь замечательным авторам в делах чисто мирских различать этот мистический «запах серы»? – Сказал он. – Мы ведь люди светские и ваша газета, это не церковное издание, а литературное». «Но авторы статьи пишут о злодеяниях, не имеющих исторических аналогов, о замыслах, покушающихся на саму нравственную природу человека, на его тысячелетиями складывающийся духовный строй или, как теперь принято выражаться, на нашу ментальность, под контроль берутся естественные процессы мировой истории!» – возмутился я. «В статье есть достаточно вполне убедительных фактов и предостережений, а вот мистический характер ее выводов у современного образованного читателя может вызвать лишь усмешку», - не согласился со мной наш читатель. «Но не проще ли, чтобы не вызывать подозрений у «образованного» читателя, вообще заявить, что Бога нет?...» - сказал я. «Я же не говорю, что Бога нет, я просто сожалею, что светский читатель воспримет с иронией статью, которая на самом деле на многое могла бы ему открыть глаза...», - стал убеждать меня мой умный и образованный собеседник.

Я бы не стал столь обстоятельно пересказывать этот телефонный разговор, если бы не знаком был со своим собеседником и не знал, что считает о себя человеком верующим, православным. Если бы вот эта весьма красноречиво продемонстрированная раздвоенность его сознания не была нормой для абсолютного большинства самых умных и образованных российских граждан.

Да, десять лет публичного – на виду у всего мира! – национального унижения России не прошли даром. Нравственное, а вместе с ним и национальное чувство в обществе предельно обострились. Политики, даже с репутацией самых продажных, уже стесняются вслух рассуждать о России в границах Московского княжества и об извечной неполноценности русского народа. Да, вместо открытой ненависти к России – «цивилизованным» и не вызывающим «иронии» стало равнодушное отношение к России (это когда говорятся правильные слова, но ничего не делается для блага страны, ничего не делается для того, чтобы не то что обявить войну русофобствующим силам зла, а хотя бы лишить их номенклатурных привилегий).

Но – чтобы преодолеть равнодушие чужое, надо преодолеть равнодушие собственное. Надо, чтобы наша любовь к ближнему была горячее, чем боязнь иронии к нашему самоотверженно обнаженному сердцу, исходящей из чьего-то если даже и не ненавистливого, то пустого и потому очень уж надменного сердца.

Сегодня уже нет локальных войн и конфликтов. В противостоянии православных сербов и боснийских мусульман, российских федеральных сил и чеченских работорговцев участвует весь мир. Даже обыкновенная гражданская война в Афганистане на самом деле является всего лишь эпизодом мировой войны. И в замалчивании имен русских писателей, наследующих высокую мировую и национальную традицию, и в обильных зарубежных премиях всякого рода пелевиным сегодня уже нет места чьим-то вольным пристрастиям. Все это - противостояние идеологий.

И если война эта имеет цель перекроить на некий новый лад не только границы государств, но и души человеческие, то, значит, какими бы светскими людьми мы себя ни ощущали - по сути своей характер у мирового противостояния все равно остается религиозным.

Мы каждый день слышим лишь партийные ответы на вызовы, которые делаются уже не государствам и народам, а каждой суверенной человеческой душе. Нас уже приучили постоянно находиться в поисках новых мировозрений и мироощущений. Но ответ на вызовы душе может дать только Церковь, потому как только церковное миропонимание и мироощущение таит в себе, выражаясь языком светским, всевременную и всемировую матрицу.

Вот что сказал ровно три года назад в своем выступлении на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II о характере противостоящих русской цивилизации сил:

«...Сегодня это не спорадические проявления греха, не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой...».

Любой наш уход именно от столь прямых ответов на прямые, давно не маскирующиеся вызовы в «светскость», «образованнось», «толерантность» или в «просвещенное неоязычество» - это либо проявление плохо замаскированной трусости, либо свитетельство духовной и нравственной незрелости.

Николай Дорошенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"