Именно в дни работы Всемирного Русского
Народного Собора Россия пребывает в состоянии своей наивысшей духовной
сосредоточенности. В той сосредоточенности, которую хоть в какой-то мере должно
перенять все наше общество для своего выздоровления.
И не случайно тема Собора сформулирована
так: «Россия: вера и цивилизация.
Диалог эпох».
...Один из наших читателей - молодой, весьма
уважаемый мной человек – недавно позвонил мне и сообщил, что его очень
взволновало содержание статьи «Запах серы» И. Медведевой и Т. Шишовой,
опубликованной в N 20 «Российского писателя». «Вот только зачем надо было столь
замечательным авторам в делах чисто мирских различать этот мистический «запах
серы»? – Сказал он. – Мы ведь люди светские и ваша газета, это не церковное
издание, а литературное». «Но авторы статьи пишут о злодеяниях, не имеющих
исторических аналогов, о замыслах, покушающихся на саму нравственную природу
человека, на его тысячелетиями складывающийся духовный строй или, как теперь
принято выражаться, на нашу ментальность, под контроль берутся естественные
процессы мировой истории!» – возмутился
я. «В статье есть достаточно вполне убедительных фактов и предостережений, а
вот мистический характер ее выводов у современного образованного читателя может
вызвать лишь усмешку», - не согласился со мной наш читатель. «Но не проще ли,
чтобы не вызывать подозрений у «образованного» читателя, вообще заявить, что
Бога нет?...» - сказал я. «Я же не говорю, что Бога нет, я просто сожалею, что
светский читатель воспримет с иронией статью, которая на самом деле на многое
могла бы ему открыть глаза...», - стал убеждать меня мой умный и образованный
собеседник.
Я бы не стал столь обстоятельно пересказывать
этот телефонный разговор, если бы не знаком был со своим собеседником и не
знал, что считает о себя человеком верующим, православным. Если бы вот эта
весьма красноречиво продемонстрированная раздвоенность его сознания не была
нормой для абсолютного большинства самых умных и образованных российских
граждан.
Да, десять лет публичного – на виду у всего
мира! – национального унижения России
не прошли даром. Нравственное, а вместе с ним и национальное чувство в обществе
предельно обострились. Политики, даже с репутацией самых продажных, уже
стесняются вслух рассуждать о России в границах Московского княжества и об
извечной неполноценности русского народа. Да, вместо открытой ненависти к
России – «цивилизованным» и не вызывающим «иронии» стало равнодушное отношение
к России (это когда говорятся правильные слова, но ничего не делается для блага
страны, ничего не делается для того, чтобы не то что обявить войну
русофобствующим силам зла, а хотя бы лишить их номенклатурных привилегий).
Но – чтобы преодолеть равнодушие чужое, надо
преодолеть равнодушие собственное. Надо, чтобы наша любовь к ближнему была
горячее, чем боязнь иронии к нашему самоотверженно обнаженному сердцу, исходящей из чьего-то если даже и не
ненавистливого, то пустого и потому очень уж надменного сердца.
Сегодня уже нет локальных войн и конфликтов. В
противостоянии православных сербов и боснийских мусульман, российских
федеральных сил и чеченских работорговцев участвует весь мир. Даже обыкновенная
гражданская война в Афганистане на самом деле является всего лишь эпизодом
мировой войны. И в замалчивании имен русских писателей, наследующих
высокую мировую и национальную
традицию, и в обильных зарубежных премиях всякого рода пелевиным сегодня уже
нет места чьим-то вольным пристрастиям. Все это - противостояние идеологий.
И если война эта имеет цель перекроить на некий
новый лад не только границы государств, но и души человеческие, то, значит,
какими бы светскими людьми мы себя ни ощущали - по сути своей характер у
мирового противостояния все равно остается религиозным.
Мы каждый день слышим лишь партийные ответы на
вызовы, которые делаются уже не государствам и народам, а каждой суверенной
человеческой душе. Нас уже приучили постоянно находиться в поисках новых
мировозрений и мироощущений. Но ответ на вызовы душе может дать только Церковь,
потому как только церковное миропонимание и мироощущение таит в себе, выражаясь языком светским,
всевременную и всемировую матрицу.
Вот что сказал ровно три года назад в своем
выступлении на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II о характере противостоящих русской
цивилизации сил:
«...Сегодня это не спорадические проявления
греха, не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное
строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется
на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе.
Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат,
наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой...».
Любой наш уход именно от столь прямых ответов на прямые, давно не
маскирующиеся вызовы в «светскость», «образованнось», «толерантность» или в
«просвещенное неоязычество» - это либо проявление плохо замаскированной
трусости, либо свитетельство духовной и нравственной незрелости.
Николай Дорошенко
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"