На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Мы все осиротели…

На блаженную кончину Светланы Федоровны Ганичевой

Мы надеялись, что болезнь отступит, что опять увидим Светлану Федоровну, что наш писательский дом опять и опять будет наполняться её участием и теплом …

У нее был не наш ремесленный, а простой и ясный вкус к художественному слову, и после своих публикаций нам достаточно было лишь взглянуть ей глаза, чтобы безошибочно, уже профессионально, понять, «как наше слово отзовется…

Но и это не главное.

Светлана Федоровна создавала в нашем писательском сообществе еще и атмосферу той русской жизни, которая вокруг нас, увы, уже истаивает, которая остается в своем чистом свойстве лишь на наших книжных полках – например, в пушкинской повести «Капитанская дочка»…

Нет, Светлана Федоровна не отбирала у нас «шпаги», если узнавала о назначенных нами   «дуэлях» (хотя её доброте да мудрости мы всегда покорялись), она всего лишь любила и понимала нас. Или, вернее, жалела нас, ныне отверженных государством писателей, и каждому находила свое утешительное и оправдательное слово.

Никогда не забуду, как в долгом пути по Транссибу я, заядлый курильщик, восхитившись открывшимися мне бесконечными просторами, решил немедленно бросить курить. И только Светлана Федоровна разглядела мои муки, где-то добывала специальные молочные напитки и спасала меня от токсикоза.

И в других наших поездках по стране, только благодаря ей, я привык выкраивать время, чтобы запомнить российские города и веси не только мероприятиями, а еще и посещениями местных храмов.

Привык, вслед за Светланой Федоровной, затихать, усмиряться, растворяться в горнем пении церковного хора.

Так и запомнил её, словно травиночку наклоненную пред открывающимися нам святыми иконами Святой Руси.

Как и у пушкинского Гринева относительно «комендантши», как и у самого Пушкина относительно Государыни Российской империи, у меня бы сломался язык, если бы я попробовал назвать Светлану Федоровну «первой леди» Союза писателей России. Столь   чистосердечно и просто она сохраняла своею женской или, точнее, своею матрональной сутью в нашем писательском сообществе наш русский общинный дух, наше родное русское мироздание.

Я уверен, что если через сколько-то лет выйдет честная, не по заказу, книга о женщинах, сыгравших значительную роль в истории нашего отечества, то будет там и глава, посвященная Светлане Федоровне. Столь трагически складывались в последние годы   наши писательские судьбы.

И это под её участливым и потому бесконечно родным взглядом каждый из нас мог ощутить себя спартанским царем Леонидом.

Хотя, это только теперь я все это понимаю, это только теперь я об этом могу сказать, а когда Светлана Федоровна накануне рождественских каникул пришла к нам в Союз, чтобы принять участие в скромной корпоративной встрече Нового года, то я только-то и воскликнул:

Здравствуйте, Светлана Федоровна!

И поспешил к прочим гостям.

И это только теперь я могу понять, что в тот последний раз, как и всегда, охотно и радостно здоровался я с самой теплой, самой стойкой стороной души председателя нашего писательского Союза. Что и запросто доверяем мы Валерию Николаевичу еще и потому что у него, истерзанного бесконечными гуннскими нашествиями на нашу литературу, на наш писательский дом, есть жертвенная защита.

Слово жертвенная стороннему человеку может показаться форсированным, но Союз писателей России остался последним русским редутом. И в свои, увы, как не устают напоминать недобрые люди, почтенные годы Ганичев то поездки в «горячие точки» возглавляет, то вдруг организовывает форумы более острые и горячие на незаживающих фронтах нашего национального выживания. И Светлана Федоровна – всегда рядом с ним…

Она начинала свой жизненный путь педагогом. И путь этот оказался достаточно ярким, чтобы однажды судьба её, на взлете, пересеклась с не менее ярко вспыхнувшей судьбой Валерия Николаевича. И стала она его крыльями, забыв о себе. Так, мимоходом, написала в последние книгу, вышедшую в не самое удачное для книг время массовым тиражом, но востребованную, неоднократно переизданную. Но точно так же она угощала нас и своими вкусными пирогами, одаривала своим по нынешним временам очень уж редким талантом преображать любую утомительную дорогу в песню… Так и остались в памяти вот эти минуты, когда мы в автобусе или в поезде вдруг складывали своими голосами похожую на таинственный морозный узор или на открывающуюся нам за окном даль, русскую или украинскую песню…

Трудно привыкнуть к мысли, что надо будет нам сохранять наше мироздание русским, родным уже без Светланы Федоровны.

Но так щедро она утеплила нас, что и памятью о ней наши души будут оставаться живыми…

Да воздаст же Светлане Федоровне и Милостливый наш Господь в селениях праведных водвориться.

Николай Дорошенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"