На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Дружба с настороженностью

Как живется в Москве китайской общине?

Когда я входил во общежитие пединститута на улице Космонавтов мне вспомнилось как когда-то много лет назад, пряча бутылки сухого вина под одеждой, я старался незаметно прошмыгнуть мимо бдительного вахтера. В пединституте в основном учились девушки, и здесь было весело.

Давно это было. Теперь здесь все по-иному. Тяжелые стальные двери холодно смотрели из проемов, словно в попал в следственный изолятор. Вместо девчушек в ситцевых халатиках по лестницам наподобие муравьев сновали мелкие человечки с огромными тюками, переговариваясь на незнакомом языке. Воздух пропитан пряными запахами чужой кухни, пыли и чем-то неуловимо китайским. Впрочем, чем же еще здесь могло пахнуть, если здесь жили китайцы, торгующие на московских рынках.

Говорят, что начальники таких общежитий с каждой комнаты получают по 500-800 долларов в месяц. Таким образом общая сумма прибыли составляет до 200 тысяч.

Как только стальная дверь, ведущая в кабинет Го Ху, затворилось, маленький чайна-таун пропал — здесь царил европейский деловой стиль. Го Ху представился как советник общества китайских коммерсантов. Но если бы кто-нибудь сказал мне, что разведчик, я бы не удивился. Он живет на последнем этаже этого же общежития, на родине не был вот уже 11 лет. Какие заботы до такой степени держат его здесь непонятно, но по тому как относятся к нему другие китайцы не трудно догадаться, что именно он здесь старший, но не хозяин. Хозяин, который арендует все это общежитие и сдает другим китайцам в субаренду, скорее всего живет в гостинице «Пекин», где снимает два этажа. Впрочем, об этом можно лишь догадываться, потому что когда разговор начинает касаться пресловутых триад, реальных доходов или устройства китайского землячества Го Ху, сносно говорящий по-русски, вдруг начисто забывает русские слова.

Сколько вас, братцы китайцы?

В последние годы усилилось внимание российской общественности к китайским землячествам на территории страны. Причин тому несколько. Во-первых, впечатляют темпы роста численности китайских мигрантов. В 1989 году, согласно материалам последней Всесоюзной переписи населения, в СССР было немногим более 11 тысяч китайцев. Ныне оценки их численности колеблются от нескольких сот тысяч до 2,0-2,5 млн. человек. Некоторые авторы, не приводя никаких доказательств, говорят о пяти-шести миллионах, о призраке "демографического империализма", начавшейся "тихой экспансии" Китая. Но если даже исходить из самой низкой оценки в 200 тысяч человек, получается, что за истекшее десятилетие численность китайцев в России возросла почти в 20 раз. Это намного больше, чем в любой другой развитой стране мира. Имеются оценки, согласно которым численность китайцев, поживающих на территории России, в ближайшие годы достигнет 10 млн. человек. То есть китайцы станут вторым народом по численности. Есть все основания ожидать, что и после этого китайское миграционное давление на Россию не ослабнет.

В разговорах о китайской "демографической экспансии" явно сквозит опасение, что со временем она может обернуться отторжением от России территорий компактного проживания многочисленной китайской диаспоры. Некоторые специалисты прямо говорят о китайской опасности: "из всех видов иммиграции именно она представляется наиболее опасной для нашей национальной безопасности". Надо заметить, поводов для опасения сколько угодно.

Еще пять лет назад многолетний руководитель российской делегации на пограничных переговорах посол Г. Киреев предупреждал: "Впервые за последние двадцать лет в Китае вновь начали заявлять, что царская Россия "отторгла" свыше полутора миллионов квадратных километров китайской территории, вновь оживает концепция "утраченных земель". По мнению известного специалиста по Китаю академика В. Мясникова, "чем бы ни занимались китайцы в России, особенно в ее дальневосточных областях, они преисполнены сознания, что они лишь временно мирятся с "исторической несправедливостью", выражающейся в принадлежности Приморья и Приамурья России". Генерал-полковника В. Седых, в бытность свою командующим Тихоокеанским пограничным округом, говорил, что происходит «...оседание китайцев, причем зрелого возраста и с такой, я бы сказал, военной выправкой, вблизи важных стратегических объектов: узлов связи, аэродромов, железнодорожных мостов и т. д.». Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев очень обеспоен перспективой постепенного вхождения российского Дальнего Востока в границы Китая. "Они уже пришли и живут. Они открывают свой бизнес на Дальнем Востоке, покупают в Хабаровске квартиры" — говорил он накануне рассмотрения закона о земле. — "Если закон будет принят, земли на Дальнем Востоке скупят граждане КНР, и мы потеряем весь российский Дальний Восток"

Может зря тревожатся наши начальники? Мне приходилось встречаться с одним из больших знатоков «китайской проблемы» сотрудником Института стран Азии и Африки при МГУ, профессором Вилем Гильбрасом. Вообще-то, как мне показалось от олицетворяет умеренное крыло «китаеводов», предпочитающих излишне не драматизировать «желтую опасность». По его мнению, говорить о нашествии с востока еще рано, но китайцы, оседая в крупных городах, создают общины пусть не столь многочисленные, но обладающие замкнутой развитой инфраструктурой. По этой причине, а также благодаря тому, что теневой бизнес, которым охвачены все китайцы, позволяет аккумулировать огромные деньги, эти общины в короткий срок могут приспособиться к приему неограниченного количества своих сограждан. То есть, они являются как бы форт-постами.

Скажем, в Москве выходит четыре газеты на китайском языке, выходят четыре китайские газеты, три из которых ежедневные. Есть и своя «Вечерка» — «Мосыке веньбао». Имеются две пейджинговые компании, передающие сообщения на китайском языке. Китайцы создали для себя прачечные, рестораны, в которые русских не пускают, клубы, в незаконные обменные пункты валюты, индустрию по оказанию интимных услуг и так далее. Так проверяя проституток, милиционеры вышли на целую группу жительниц Украины, которые оказывали секс-услуги исключительно китайцам. Но трудятся на этой ниве и китаянки.

Наиболее крупная диаспора, естественно, в Москве. Какова ее численность? Это загадка. Некоторые исследователи говорят, что в столице проживает 250 тысяч китайцев. Сами китайцы называют цифру скромнее — 20-30 тысяч. В московской милиции считается, что в городе постоянно проживает около 45 тысяч китайцев, примерно 14 тысяч имеют регистрацию, остальные нет. В результате казна города недополучает десятки миллионов рублей в год. Ни так давно Институт стран Азии и Африки при МГУ под руководством профессора Вили Гельбраса провел исследование, в ходе которого опросили обосновавшихся в Москве китайцев. Почти четверть опрошенных имели высшее образование, 35,3 процентов — неполное высшее, и лишь 22 процентов закончили только среднюю школу. Большинство московских китайцев — мужчины 25-35 лет. Около половины из них — холостые. Заработки почти все исправно отправляют домой.Понятно, что это наиболее активная часть Поднебесной, которой сам черт не брат. Иные в другой, причем не самый безопасный, конец мира не поедут.

Как им живется

Наверное, самое романтичное и интернациональное место это Измайловский вещевой рынок. Ощущение, что, попав сюда, оказываешься в самом центре Азии: таджики, вьетнамцы, корейцы, турки, индусы и, конечно, китайцы стоят за прилавками. Последние занимают несколько громадных павильонов, помимо этого им принадлежит несколько рядов контейнеров. Держатся скромно, прячась за кучами тряпья, кожаных курток и одеял.

По-русски большинство из них говорит плохо. Китайцы вообще трудно адаптируются в России, не могут привыкнуть не к нашему климату, ник нашей пище, предпочитая ей свою или близкую корейскую. Они редко создают семьи с иностранными гражданами. Согласно опросам, все они собираются вернуться в Поднебесную, но, вернувшись после нескольких лет пребывания в России домой, многие возвращаются обратно.

Живут китайцы и в общежитии Университета пищевого производства на улице Панфилова, общежитии на Балтийском проезде, улице Космонавтов, в Будайском проезде, Лиственничной аллее, Дмитровском шоссе, Студенческой улице. Палехской, Федоскинской. Любопытно, что места проживания они переименовывают на свой лад. Так, гостиницу «Останкино» называют «Дунфан», «Молодежную» — «Илинь», «Орленок» — «Олун», «Севастополь» — «Оя», «Салют» — «Старый Пекин», «Космос» — «Юйхан», «Измайлово» — «Женьминь».

Хоть китайцев в Москве и немало, но на улицах они попадается гораздо реже китайцев, чем в Лондоне, Париже, не говоря уже о Нью-Йорке, Сан-Франциско, Ванкувере и других североамериканских городах. Виной тому не суровый климат, а милицейский «беспредел». Китайцы говорят, что независимо от того в порядке или нет, документы встреча со страдами правопорядка часто заканчивается в отделении милиции, где у них отбирают все деньги. А Лю Сяоцзюнь рассказала, что в одном отделении милиции ее подругу раздели до гола. После этого китаянка едва не покончила жизнь самоубийством.

Поэтому после работы китайцы предпочитают не покидать общежития. Они часами играют в мацзян (европейское название — маджонг, китайский вариант домино) или карты, поют караоке или смотрят по спутниковым каналам китайское телевидение.

Комната в общежитии стоит дорого, поэтому в ней используется каждый квадратный сантиметр. Здесь и магазин, и склад, и кухня, а под потолком на полатях спят хозяева. Но так живут только низовые работники, непосредственно осуществляющие торговлю.

Что же касается руководства фирм, то оно предпочитает снимать квартиры или проживать в гостиницах, таких как "Молодежная" или даже "Космос", где тоже существует несколько этажей, принадлежащих китайской фирме, организованной бывшими студентами. Привилегированная прослойка китайской общины имеет возможность ходить в китайские рестораны типа "Чайна тауна", расположенного в общежитии на Панфилова, ездить на машинах и тратить большие деньги в казино. Кстати, говорят, китайцы очень азартны. Китайские владельцы-арендаторы гостиниц и торговых домов — это подлинные хозяева их обитателей. Они занимают ведущее положение в диаспоре, предоставляют землякам работу, жилье, денежные и товарные займы, разбирают споры, выступая в роли третейских судей, наказывают провинившихся.
В 1997 году директор торгового дома «КОТЭ» (в переводе с китайского — «солнце») Юань Синь лично проломил металлическим прутом голову лидеру пекинской ОПГ Да Гуану, который пытался установить контроль над его торговым домом.

Бизнес

Деловая активность китайцев в основном сосредоточена в сфере розничной торговли ширпотребом. Однако «челноки» с неподъемными баулами встречаются все реже, на смену им пришли фирмы, оформляющие так называемое cargo - доставку груза отдельно от хозяина в Москву. Нередко серьезные партии груза поступают в Москву, здесь крупные оптовики перепродают товары мелким торговцам или отправляют в другие города России в адрес своих сограждан. Объем такой торговли представить трудно. Китайцы торгуют на вещевом рыноке «Тиас» (Дмитровское шоссе), в Лужниках, на Дорогомиловском, Измайловском и Черкизовском вещевых рынках и в других местах, товары у них активно перекуют вьетнамцы и индусы. По данным правоохранительных органов, чистая прибыль китайцев от торговли только на одном Черкизовском рынке составляет до 15 миллионов долларов в месяц. Можно предположить, что прибыль московских китайцев приближается к 100 миллионам долларов в месяц.

Имеются данные, что до недавнего времени в год Китай получал от «челноков», промышлявших в России, около 5 миллиардов долларов. Четверть годового бюджета. нашей страны.

Деньги заработаны. Значительная часть их не вывозится из России. Китайцы-нелегалы стремятся реализовывать их на месте, смело превращая в недвижимость или вливая в уставные капиталы банков, зарегистрированных на подставных лиц. Ими приобретаются акции перспективных предприятий, в том числе и в сфере ВПК.

Но основная часть денег переправляется обратно в Китай. Каким образом? По данным МВД значительные суммы вывозятся в виде наличности авиарейсами Москва — Пекин. Но денег слишком много и этот канал слишком опасен - если валюту обнаружат пограничники или таможенники они ее конфискуют. Приходится переводить через российские коммерческие банки, а также АКБ Банк Китая «Элос». Так проверка, проведенная сотрудниками МВД и коллегами из налоговой полиции, установила, что в Юго-Восточном округе через филиалы КБ «Интеллект банк» только в 1997-1998 годах в Китай незаконно было переправлено 30 миллионов долларов.

Теневой бизнес чреват тем, что агент его и сам может угодить в руки жуликов. Так, кстати, недавно и произошло. Китайцы сами рассказывали мне, как они передали для отправки на родину в один из московских банков более миллиона долларов. А когда они узнали, что деньги по назначению не дошли, они обратились в этот банк. А там им сказали, что никаких денег не брали. Я намерено не привожу название банка, не рассказываю и о схеме пересылки денег. Дело в том, что, как мне известно, в Московском уголовном розыске сейчас изучаются обстоятельства этой аферы, и, возможно, по ней будет открыто уголовное дело, а нам меньше всего хотелось бы быть обвиненными в давлении на следствие. Но дело это обещает быть очень интересным, поскольку есть основания полагать, что афера была проведена банком совместно с триадами - легендарными преступными сообществами Поднебесной империи. Возможно, наша газета еще вернется к этой теме. А заодно расскажем о триадах в Москве и многих миллионах долларов идущих мимо городской казны.

Валентин Зубков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"