«Раздели нам море», – просили жители Летнего берега оказавшегося в этих краях в 1907 году Михаила Пришвина. Спорили они о том, кому какие тони должны принадлежать: «Население умножилось, а море по-старому, сделай милость, житья нет, раздели нам море…» Могли ли они предположить, что спустя сто лет их потомкам впору просить: «Верни нам море!» Только кого просить, кто услышит их?..
Не знаю, как и почему появился закон, по которому поморам запрещается ловить рыбу (то есть, в сущности, запрещается быть поморами, ибо помор, по определению, – тот, кто живёт на море и морем). И жители старинной деревни Ворзогоры, чудом сохранившейся, несмотря на все попытки властей, предпринимаемые в последние четверть века, уничтожить русскую деревню, не слишком поднаторели в изучении хитросплетений законов, подзаконных актов, инструкций, приказов, указов и прочих бумаг. Хотя и пытались разобраться, письма писали во все инстанции. Вот строки из письма, подписанного всеми жителями Ворзогор и отправленного в адрес губернатора, председателя областного собрания депутатов и других «слуг народа»: «Нашей деревне в 2009 году исполняется 550 лет. Все эти годы поколения прадедов, дедов и отцов добывали на прибрежном лове рыбу и сдавали её государству. Были у нас рыболовецкие бригады и звенья. А теперь колхоз обанкротился. Безработное население выживает за счёт картошки и мелкой рыбёшки. Нам запрещено ловить рыбу на прибрежном лове. Почему? Ведь речь идёт не о центнерах и тоннах, а только о наборе для ухи. В деревне осталось 20 человек, кто ещё более-менее трудоспособен и может поставить рюжу. Они помогают престарелым колхозникам, которым уже не спуститься к морю. Почему нам не разрешают ловить рыбу? Хотим ловить не воровски, а на законных основаниях. Инспекция отбирает у нас рюжи, штрафует, судит».
Читаешь – и сердце от боли сжимается. А когда видишь растерянные лица людей, смотрящих с высокого ворзогорского берега на внезапно отнятое у них море-морюшко и не смеющих спуститься к своей тоне – поймают, оштрафуют, – и вовсе слёз сдержать невозможно. Кто позволил нашим законодателям и чиновникам так издеваться над людьми?
В июле председатель правления одного из онежских рыболовецких колхозов В.М.Фёдоров говорил в интервью районной газете: «По населённым пунктам Малошуйка и Нименьга, деревням Ворзогоры, Пурнема и Лямца пока не решён вопрос о закреплении за нашим колхозом или кем-нибудь другим рыбопромысловых участков. И даже при наличии достаточной квоты Россельхознадзор не даёт разрешения на лов. Думаю, что разрубить этот гордиев узел область способна и без Москвы».
Собиралась я понять, кто же этот узел завязал, почему, когда, в какой формулировке в каких законах-инструкциях закреплено это дикое решение, а потом подумала: достаточно просто здравого смысла, чтобы прийти к выводу: законы, по которым поморам запрещается быть поморами, – дурные законы, принятые то ли по недомыслию, то ли по злому умыслу. И важно ли, какая не там поставленная запятая или пропущенное слово привели к тому, что люди, предки которых, столетия назад пришедшие на берега Белого моря, обжившие их и обустроившие, сделавшие их русскими берегами, прославившиеся как непревзойдённые судостроители, мореходы и рыбопромышленники, кормившие рыбой пол-России, обречены теперь издали глядеть на отнятое вдруг у них море?
Впрочем, известно, что в первоначальном проекте закона о рыболовстве была статья, которая, стань этот проект законом, избавила бы поморов от унижения. В ней говорилось: «Гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам и малочисленным этническим общностям (курсив мой. – Е.Г.) Севера, Сибири и Дальнего Востока, разрешается бесплатно осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов для личного потребления на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности с использованием традиционных национальных орудий промысла». Однако в законе, вступившем в действие в 2005 году, формулировка иная: «Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами».
Почему-то наши законодатели решили, что традиционный образ жизни сохранился только у малочисленных народов Севера, а русские поморы свои традиции давно утратили. Или решили ускорить утрату этих традиций? А между тем беречь и развивать их нужно не меньше, чем традиции эвенков или ненцев. Уклад жизни поморов, их промыслы, ремёсла, язык – национальное достояние России.
Почитайте описания многолюдных, живущих полной, достойной жизнью поморских сёл в книге «За волшебным колобком» М.Пришвина или «Год на Севере» С.Максимова и взгляните на карту: много ли деревень насчитаете сегодня на беломорском побережье? На Поморском берегу, протяженность которого около ста километров, деревень всего три, а жителей во всех трёх вместе – не больше сотни. Абсолютное большинство из них – пенсионеры. Какое воспалённое воображение надо иметь, чтобы представить, что они могут нанести урон рыбным запасам Белого моря?! И не пора ли, пока Поморье не обезлюдело совсем, перестать уничтожать его коренных жителей.
Большая часть поморских речений, собранных Ксенией Петровной Гемп в книге «Сказ о Беломорье», говорит о буквально неразрывной связи поморов с морем: «Морем живём – всё сказано этими словами. У моря, на морских бережках поселяемся. На его морских просторах трудимся, оно нас кормит. Морюшко – любование наше. Ему, батюшке, песни поём»; «Без Моря – Морюшка поморам не жить. Вся наша жизнь тут, в ём – и радости, и горюшко».
Нынешние власти решили лишить поморов жизни, разорвав эту связь.
…Президент Путин пригласил президента Буша на рыбалку. А потом рассказал журналистам, что в России много прекрасных мест для рыбной ловли.
Только поморам нельзя ловить рыбу.
Профессор Поморского государственного университета Елена Галимова (Архангельск)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"