На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Без Моря – Морюшка поморам не жить

Вся наша жизнь тут, в ём – и радости, и горюшко

«Раздели нам море», – просили жители Летнего берега оказавшегося в этих краях в 1907 году Михаила Пришвина. Спорили они о том, кому какие тони должны принадлежать: «Население умножилось, а море по-старому, сделай милость, житья нет, раздели нам море…» Могли ли они предположить, что спустя сто лет их потомкам впору просить: «Верни нам море!» Только кого просить, кто услышит их?..

Не знаю, как и почему появился закон, по которому поморам запрещается ловить рыбу (то есть, в сущности, запрещается быть поморами, ибо помор, по определению, – тот, кто живёт на море и морем). И жители старинной деревни Ворзогоры, чудом сохранившейся, несмотря на все попытки властей, предпринимаемые в последние четверть века, уничтожить русскую деревню, не слишком поднаторели в изучении хитросплетений законов, подзаконных актов, инструкций, приказов, указов и прочих бумаг. Хотя и пытались разобраться, письма писали во все инстанции. Вот строки из письма, подписанного всеми жителями Ворзогор и отправленного в адрес губернатора, председателя областного собрания депутатов и других «слуг народа»: «Нашей деревне в 2009 году исполняется 550 лет. Все эти годы поколения прадедов, дедов и отцов добывали на прибрежном лове рыбу и сдавали её государству. Были у нас рыболовецкие бригады и звенья. А теперь колхоз обанкротился. Безработное население выживает за счёт картошки и мелкой рыбёшки. Нам запрещено ловить рыбу на прибрежном лове. Почему? Ведь речь идёт не о центнерах и тоннах, а только о наборе для ухи. В деревне осталось 20 человек, кто ещё более-менее трудоспособен и может поставить рюжу. Они помогают престарелым колхозникам, которым уже не спуститься к морю. Почему нам не разрешают ловить рыбу? Хотим ловить не воровски, а на законных основаниях. Инспекция отбирает у нас рюжи, штрафует, судит».

Читаешь – и сердце от боли сжимается. А когда видишь растерянные лица людей, смотрящих с высокого ворзогорского берега на внезапно отнятое у них море-морюшко и не смеющих спуститься к своей тоне – поймают, оштрафуют, – и вовсе слёз сдержать невозможно. Кто позволил нашим законодателям и чиновникам так издеваться над людьми?

В июле председатель правления одного из онежских рыболовецких колхозов В.М.Фёдоров говорил в интервью районной газете: «По населённым пунктам Малошуйка и Нименьга, деревням Ворзогоры, Пурнема и Лямца пока не решён вопрос о закреплении за нашим колхозом или кем-нибудь другим рыбопромысловых участков. И даже при наличии достаточной квоты Россельхознадзор не даёт разрешения на лов. Думаю, что разрубить этот гордиев узел область способна и без Москвы».

Собиралась я понять, кто же этот узел завязал, почему, когда, в какой формулировке в каких законах-инструкциях закреплено это дикое решение, а потом подумала: достаточно просто здравого смысла, чтобы прийти к выводу: законы, по которым поморам запрещается быть поморами, – дурные законы, принятые то ли по недомыслию, то ли по злому умыслу. И важно ли, какая не там поставленная запятая или пропущенное слово привели к тому, что люди, предки которых, столетия назад пришедшие на берега Белого моря, обжившие их и обустроившие, сделавшие их русскими берегами, прославившиеся как непревзойдённые судостроители, мореходы и рыбопромышленники, кормившие рыбой пол-России, обречены теперь издали глядеть на отнятое вдруг у них море?

Впрочем, известно, что в первоначальном проекте закона о рыболовстве была статья, которая, стань этот проект законом, избавила бы поморов от унижения. В ней говорилось: «Гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам и малочисленным этническим общностям (курсив мой. – Е.Г.) Севера, Сибири и Дальнего Востока, разрешается бесплатно осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов для личного потребления на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности с использованием традиционных национальных орудий промысла». Однако в законе, вступившем в действие в 2005 году, формулировка иная: «Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами».

Почему-то наши законодатели решили, что традиционный образ жизни сохранился только у малочисленных народов Севера, а русские поморы свои традиции давно утратили. Или решили ускорить утрату этих традиций? А между тем беречь и развивать их нужно не меньше, чем традиции эвенков или ненцев. Уклад жизни поморов, их промыслы, ремёсла, язык – национальное достояние России.

Почитайте описания многолюдных, живущих полной, достойной жизнью поморских сёл в книге «За волшебным колобком» М.Пришвина или «Год на Севере» С.Максимова и взгляните на карту: много ли деревень насчитаете сегодня на беломорском побережье? На Поморском берегу, протяженность которого около ста километров, деревень всего три, а жителей во всех трёх вместе – не больше сотни. Абсолютное большинство из них – пенсионеры. Какое воспалённое воображение надо иметь, чтобы представить, что они могут нанести урон рыбным запасам Белого моря?! И не пора ли, пока Поморье не обезлюдело совсем, перестать уничтожать его коренных жителей.

Большая часть поморских речений, собранных Ксенией Петровной Гемп в книге «Сказ о Беломорье», говорит о буквально неразрывной связи поморов с морем: «Морем живём – всё сказано этими словами. У моря, на морских бережках поселяемся. На его морских просторах трудимся, оно нас кормит. Морюшко – любование наше. Ему, батюшке, песни поём»; «Без Моря – Морюшка поморам не жить. Вся наша жизнь тут, в ём – и радости, и горюшко».

Нынешние власти решили лишить поморов жизни, разорвав эту связь.

…Президент Путин пригласил президента Буша на рыбалку. А потом рассказал журналистам, что в России много прекрасных мест для рыбной ловли.

Только поморам нельзя ловить рыбу.

Профессор Поморского государственного университета Елена Галимова (Архангельск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"