На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Любимый город

Город корабелов Николаев

Когда возраст равен восьмидесяти, то вспоминаются знакомые, родные места: станция Пестово Ленинградской, а ныне Новгородской области, где я родился, а затем Сибирь: Омск, Нижняя Тавда и Марьяновка, где я пошёл в школу во время войны. А вслед за этим украинская послевоенная Камышня, где в гоголевских местах на Полтавщине, у Миргорода, я и закончил школу, поступив в Киевский державный университет им. Т.Г. Шевченко.

А затем уже столичная Москва, с её великим комсомольским издательством и журналом «Молодая гвардия», потом «Комсомолкой», «Роман-газетой» и Союзом писателей России, которые я возглавлял. Да много чего было…

Но самым любимым городом юности для меня всегда оставался город корабелов Николаев.

В 1956 г. можно было видеть двух парней с любопытством разглядывающих замысловатую вязь кованного забора на улице Адмиральской и боевито нахрапистую вывеску артели «Червоный чеботарь» на ул. Фалеевской. Кто такой Валеев? Улицы Котельная, Корабельная, Конопаточная, откуда эти названия? А почему Николаев?

Это потом исторический туман рассеялся, а тогда многое было неясно. Да, 260 лет назад Николаева никакого и не было. Буг спокойно катил здесь свои воды, а Ингул также спокойно сливался за Стрелкой с Бугом, добавляя ему широты и размаха…

Интерес к городу у меня как у историка появился вот именно тогда, в 1956-м. Ну а когда здесь и нашёл свою судьбу в лице прекрасной Светланы, то стал собирать всё, что написано о нашем городе. А потом переехал в Москву. Заметки из газет, исторические материалы накапливались. Начал писать научную работу, проводил по печати, разъезжая по белу свету (побывал более чем в 60 странах), стал кандидатом, а затем и доктором исторических наук, но никогда не забывал свой Николаев, где на 4-й Военной, а ныне улице Героя Великой Отечественной летчика Гречишникова, у Светланы был домик, который построил её отец, простой рабочий, чья жизнь завершилась в зловещий 1937 год.

Её домик был в некой старой уютной части Николаева, где чувствовалось дыхание города работающих людей, корабелов, мастеров железа и дерева, где раскинулись уютные палисадники и виднелись зеленые крыши маленьких домов, где улицы были прямыми и широкими, аккуратно выложенными булыжником, отмеченные по краям церквями и невыпячивающимися кирхами.

Город работал, проектировал, строил флот.

Он и считал себя рабочим городом, а начальство даже «закрытым», то есть закрытым для иностранцев, ибо в нём ещё были секреты, которые надо было охранять.

В начале 1960-х годов у меня в американском Вашингтоне состоялась интересная встреча по совету посла с продавцом русских книг господином Камкиным. Узнав, что я руковожу издательством «Молодая гвардия», он сказал, что очень ценит книги серии ЖЗЛ, но удивлён, что в ней нету повествований о великих русских полководцах: Суворове, Кутузове, Ушакове. Я пообещал, что будут, ибо как раз в это время затеял изменения: «Суворов» и «Кутузов» вышли, за «Ушакова» я взялся сам.

Чем дольше я работал над его образом, биографией в архивах Москвы, Ленинграда, Херсона, Симферополя, тем больше узнавал про жизнь великого флотоводца.

Для него было два неповторимых и любимых города — Севастополь и Николаев. В одном из них он был Командующим флотом, в другом он строил этот флот и возглавлял Адмиралтейств-коллегию Юга, то есть своеобразное министерство южного флота.

Однако жизнь подсказала, что надо вначале прописать, написать художественный роман про XVIII век, вернее, его окончание, про строительство флота, красавцев-городов Херсона, Одессы, Симферополя, Тирасполя, Севастополя и, конечно, Николаева. Про обретение и выковывание океанического мышления на наших южных рубежах.

Так зародился «Росс непобедимый» — роман про южное, полуденное окно Великой державы на юг, в Азию, Африку, на Балканы, в Европу.

Тут и пригодились собранные материалы про родной город Николаев, про его зарождение, про его подлинных героев, строителей, архитекторов, адмиралов и моряков, и их ангелов во плоти — женщин.

XVIII век подарил нам выдающихся людей: великий, хоть и нередко сумасбродный (или сумбурный) князь Потемкин (в версии запорожских, а позднее черноморских казаков— Грицко Нечоса), победители на суше графья Румянцев-Задунайский и Суворов, на море вице-адмирал Ушаков (будущий покоритель Корфу и святой Православной Церкви, о котором я позднее и написал книгу, представив её Патриарху), губернатор Синельников (если бы не случайное ядро, то осуществивший бы планы светлейшего князя о создании третьей после Петербурга и Москвы столицы империи на юге страны в нынешнем Днепропетровске, а тогда в Екатеринославле).

Ну а разве мы можем забыть полковника Абрама Ганнибала, предка Пушкина, возглавившего Херсонский гарнизон в начале его строительства. А два первых херсонских владыки Евгений Булгарис и Никифор Феотокис? Какими путями забросила судьба этих двух греков с далекого острова Корфу, ставшего символом славы русского флота, как этот остров в свою очередь стал мостом дружбы между Николаевом, Херсоном и Ионическими островами.

Ну и конечно, великий Фалеев — строитель, созидатель, человек размаха и волевых решений, вот уж кому надо посвятить не одну страницу, поставить не один памятник.

Так же как простым землероям, плотникам и столярам, возводившим город в степи.

И всё это в фактах, документах вошло в историю, стало её достоянием. Тут и книги, вышедшие в Николаеве и в других городах. Чего стоят «Записки миледи Кравен», высокопоставленной шпионки, написавшей книгу об этой своей опасной миссии, и материалы императрицы Екатерины II, и Ломоносова, петербургских архитекторов, книги Яворницкого о запорожских казаках, различные биографии и истории, написанные о себе и своих потомках в XVIII веке.

Великий подвиг совершили русский и малороссийский народы, отвоевавшие эти земли, заселившие их, построившие красавцы-города Мелитополь, Херсон, Севастополь, Симферополь, Одессу и, конечно, Николаев. Этот подвиг равен геополитическому присоединению Сибири к России, Австралии к Англии, «Дикого Запада» к США.

В книге «Росс непобедимый» (особенно в её первой части), написанной в середине 1990-х годов, перекличка с поиском тех лет, хитроумными выдумками бюрократов и чиновников тех лет, пытавшихся заменить слово «взятка» словом «акциденция», но нам ещё предстояло многое пережить, как и героям XVIII века.

Вековечная дружба украинского и русского народов прослеживается на всём протяжении исторического повествования, на незыблемости города Николаева — этого чуда, возникшего в степи. И только факты, факты и документы стали основой этого романа.

Оттуда, из глубин годов пришёл к нам святой праведный адмирал Федор Ушаков, высвятившийся здесь, в городе Николаеве, в конце «безумного и мудрого XVIII века» и ставший нашим общим святым.

Валерий Ганичев, доктор исторических наук, профессор МГУ


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"