Об утрате Россией статуса самостоятельного государства
И в экономической, и во
внешнеполитической сфере Россия семимильными шагами идет к утрате национального
суверенитета. На основании чего делается этот вывод?
Обратите внимание, как быстро переходит за границу контроль над
ключевыми отраслями нашей экономики. Во-первых, самые прибыльные
подотрасли — табак, пиво, а также наиболее доходные сегменты добывающей
промышленности - уже полностью
контролируются зарубежными фирмами. На очереди средства массовой информации —
многие из них находятся под
контролем транснациональных корпораций.
Вторая опасность, которая угрожает перспективам самостоятельного
развития страны, связана с расширяющейся практикой передачи прав собственности
на недра. Переуступаются лицензии, заключаются соглашения о разделе продукции,
где в случае возникновения спорных проблем в силу вступает механизм
международного арбитража. Таким образом, угроза утраты прав собственности на природные
ресурсы становится вполне реальной.
В третьих, реальной становится угроза утраты контроля над финансовой сферой. Привязка
нашей национальной валюты к доллару, эмиссии рублей — к объему валютных
резервов означает, по сути, отказ от собственной денежной политики и ее переход
к обслуживанию чужой финансовой системы. Следствием такой политики через
некоторое время неизбежно станет утрата контроля над своей банковской системой,
о чем убедительно говорит опыт Восточной Европы, где практически не осталось
национальных банков, а в банковской системе доминируют иностранные
банки.
В четвертых, в ходе завершающегося
процесса присоединения России к Всемирной торговой организации
намечается отказ от проведения активной самостоятельной государственной политики
развития. Если в ближайшее время не будут предприняты
серьезные меры по корректировке наших переговорных позиций, достижению
баланса выгод и уступок с пользой для нашей страны, то российское
правительство свяжет себя по рукам и ногам, отказавшись от поддержки экономического роста.
В частности, после подписания так называемых
системных соглашений по ВТО, которые предусматривают, в том числе, отказ
от субсидий, наше правительство не сможет применять основные инструменты поддержки
экономического роста и структурной перестройки экономики, включая даже те,
которые используются сегодня. Такие, скажем, как льготные процентные
ставки, предоставление государственных гарантий, льготные кредиты, развертывание
банков развития. Все они противоречат требованиям ВТО в части
обязательных соглашений, которые сегодня даже не обсуждаются, поскольку
предполагается, что Россия автоматически их подпишет. Разговоры идут вокруг
второстепенных вопросов: ставок таможенных тарифов, условий доступа на рынок
услуг. А главный вопрос, берем ли мы на себя обязательства по системным
соглашениям ВТО, повторяю, не обсуждается. И если мы их принимаем, то
это означает, что наше государство самоустраняется от проведения активной
политики поддержки экономического роста.
Делается это на фоне удручающего состояния научно-производственного потенциала страны. Приведу
только одну цифру: сегодня средний возраст профессоров, работающих в сфере
образования и науки, приближается к 60 годам. По расчетам профсоюза научных
работников Российской академии наук, если в течение ближайшего года-двух
не будут приняты меры по резкому наращиванию государственной
поддержки науки и технического прогресса, то качественные изменения станут
необратимыми.
Мы теряем остатки нашего интеллектуального научно-промышленного
потенциала, молодое поколение даже наполовину не замещает эту потерю. Возникает
вопрос: а как мы будем строить свою экономическую политику через 5-10
лет, когда уже будет
утрачена основная часть научно-технического и интеллектуального потенциала страны?
И, наконец, о внешних угрозах. В обществе активно рассуждают о
терроризме, действиях разнообразных преступных группировок, плохо или хорошо
вооруженных, глобальных или локальных, но забывают о главном: что
является истинным источником терроризма? Разве мы не знаем, кто вырастил
банды Бин Ладена и выпестовал движение “Талибан”? Тем не менее, у нас
стыдливо замалчивается роль иностранных, точнее, глобальных спецслужб в
организации террористической деятельности во всем мире. То, что детище ЦРУ
вышло из-под контроля и начало бороться с США, не должно затушевывать факт его происхождения. Поэтому на роль спецслужб, прежде всего
американских, английских и других в создании предпосылок для всплеска
международного терроризма нельзя закрывать глаза.
Настораживает и растущая роль военных, которые вместе со
спецслужбами начинают сами принимать решения, кого и когда бомбить,
какие бомбы сбрасывать.
У нас в дискуссиях терроризм часто рассматривается как некое
спонтанное, плохо организованное массовое движение каких-то периферийных
отчаявшихся групп населения. На самом деле это хорошо организованная и
оплачиваемая деятельность во всем мире, контролируемая рядом влиятельных и
вполне респектабельных центров и спецслужб, и обходить это обстоятельство
молчанием довольно странно.
На фоне борьбы с терроризмом идет кардинальная перелицовка
международного политического порядка. Право судьбоносных решений присваивают
себе недоучившиеся последователи Бжезинского, которые весь мир рассматривают как поле для реализации своих
амбиций и фантазий, а
роль международных институтов практически сводят на нет. Это
означает, что мир оказывается игрушкой в руках совершенно безответственных
людей. И в этом, мне кажется, главная угроза международной политической
стабильности, в том числе и России. Вчера группа лиц, ни за что ни перед кем не отвечающая,
решает бомбить Югославию, затем Афганистан, завтра - Ирак, потом наступит
очередь Абхазии, следом — Южной Осетии и т. д.
Приходится признать, что никаких международных институтов, способных контролировать
этот процесс, больше не существует. И мне кажется, что главная угроза исходит
от терроризма, организованного в международном масштабе. Крах
международных систем обеспечения глобальной безопасности — это колоссальная
внешняя угроза, в том числе и для нас. Поэтому если думать, как ослабить угрозы нашим национальным
интересам, то, прежде всего, нужно восстанавливать научно-промышленный
потенциал, защищать национальный суверенитет, особенно в таких
чувствительных областях, как
финансовая сфера. И очень важно добиваться паритетного и прозрачного
международного порядка, восстановления ключевой роли международных институтов,
где решение бы принимались открыто, взвешенно и в интересах всех участников.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы РФ, член-корреспондент Российской Академии наук.