На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

На могиле Гоголя

В понедельник 4 марта 2002 года исполнилось 150 лет со дня блаженной кончины раба Божия Николая Васильевича Гоголя, широко отмечаемой Русской Православной церковью и общественностью славянских стран

Величие писателя в том, что он бывает необходим не столько своим современникам, сколько потомкам. Таков и Гоголь. В наше время нет более необходимого произведения для русского самосознания и самоопределения, чем «Тарас Бульба».

Раскроем его наугад: вот Янкель сообщает Тарасу о предательстве Андрия. Тарас в гневе: «— Так это выходит, он, по-твоему, продал отчизну и веру?

— Я же не говорю этого, чтобы он продавал что: я сказал только, что он перешел к ним», — отвечает Янкель. В его понимании продавать это лишь торговать чем-то, его сознание облегчено от таких понятий, как честь, Родина, да и вера тоже. Они говорят на одном, вроде бы, языке, но в душе и голове у Янкеля нет ничего, что помогло бы ему понять скорбь и гнев Бульбы.

«— И ты не убил тут же на месте его, чортова сына? — вскрикнул Бульба.

— За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел». Полное непонимание. Как сейча аплодируют, если ты проквакаешь: «Родина там, где наименьшие налоги». Этого непонимания добиваются от наших детей те, кто изъял «Тараса Бульбу» из школьных программ. Андрии и Янкели взяли власть в России в 1917 году, затем постепенно утратили ее и вернули ее себе при демонократах. Эти двое, Андрий и Янкель, сделали всё, чтобы разрушить великую державу, развратить ее народ, лишить его великой веры. Один — ради любви к Западу; другой — рабски исполняя программу, заложенную в его генетическом коде теми, кто не слушался Моисея и Христа, продолжая поклоняться единственному своему богу — золотому тельцу. И вот — нет России, добивают ее армию, флот, авиацию, космос, промышленность, сельское хозяйство. Она умерла, как Пульхерия Ивановна, и мы, последние русские, только плачем, подобно Афанасию Ивановичу, поминая былое: «Это то кушанье, которое по… по… покой… покойни…» Вроде бы, не все, далеко не все виноваты, а получается, что как бы и все. Сами позволили развернуться Андриям и Янкелям, отвернулись: «Пусть делают новую Россию, если им наша не нравится».

И вот они сделали…Изымают «Тараса Бульбу». Повесть, быть может, наиглавнейшую в творчестве Гоголя. В ней — всё. Православным говорится о том, что надо быть воинами, нельзя не воевать, ибо у России нет и никогда не будет друзей, только соперники, мгновенно становящиеся лютыми врагами, едва только мы ослабеваем. Воинам нашим говорится о том, что надо быть христианами, нельзя не быть со Христом, иначе ты не с Россией. За что пьет лихой Тарас первую чарку перед решающими битвами: «Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами!» Русским и украинцам говорится о том, что они — единый народ, ибо сечевики — несомненно украинцы, но страну свою величают Русью: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», — произносит Тарас в своей знаменитой речи о том, что «Нет уз святее товарищества». И с какими словами гибнут бесконечно любимые мои хохлы-сечевики — Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!», Балабан: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..», Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!», Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена Православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Более свободного художника не знали мы. Где бы сейчас был Тарас Бульба, явись такой человек в наши дни? Известно где — на суде в Гааге, под дьявольским оком Карлы дель Понти Пилата. (Оно мужчина или женщина, я до сих пор не уразумею!) Поди, и Милошевича отпустили бы, и Караджича перестали алкать, даже и про Усаму забыли бы, увидев, что по сравнению с террористом N 1, Тарасом Бульбой, они — сущие дети и более ничто. Николая Васильевича туда же потянули бы за то, что воспел его.

«Отыскался след Тарасов. Сто тысяч козацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд, выступивший на добычу или на угон за татарами. Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за посрамление Церкви, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за всё, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков».

Вот почему отнимают у нас «Тараса». Он слишком невыгоден людям с «новым мышлением».

Николай Васильевич, Николай Васильевич… Знал бы ты, что через 150 лет после его кончины, в твоей любимой Отчизне будут хозяевами Андрий да Янкель!.. К счастью, нет их среди тех, кто пришел на твою могилу в эти дни скорбного юбилея… Не нужен ты ни президенту, ни министру культурки, ни актеришкам, ни режиссеришкам русской погибели. «Боже, как несчастна наша Россия», — сказал бы ты. Но как бы ни была она несчастна, во сто крат несчастнее те, кто предает и грабит ее, эти рабы страстей, будь то любовное наваждение или низменная страсть к бесконечной наживе.

Батько Мыкола! Где ты? Слышишь ли ты нас?

Александр Сегень


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"