На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Экслибрис в России

Из каталога выставки в Школе акварели Сергея Андрияки

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») – маленькая гравюра с  сюжетным изображением и именем владельца, напечатанная ограниченным тиражом и наклеенная на форзац книги.

В России экслибрисы появились в начале XVIIIвека наряду с другими европейскими новшествами, введёнными Петром I. Тогда же это слово вошло в отечественный лексикон. Естественно, что книжный знак тогда могли себе позволить лишь члены царской семьи, первые лица государства и представители знати. Высокопоставленный владелец книги украшал её изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом.

В XIX веке личная библиотека перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных книжных собраний становились писатели, учёные и просто образованные люди, что способствовало массовому распространению книжного знака. Таким образом, экслибрис стал, пусть и небольшим, но ярким элементом культуры Просвещения.

В XXвеке произошёл настоящий ренессанс. Экслибрис стал самостоятельным жанром графического искусства. К нему обращались Иван Билибин, Лев Бакст, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века. Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования книжных знаков. Это вид собирательства получил название экслибристики.

1920-е годы в России – это период расцвета ксилографии. Гравюру на дереве узнать просто: то, что вырезано на доске – на оттиске остаётся белым. По продольной деревянной пластине мастера работали ножом и долотом, а на поперечном срезе более тонкими штихелями(Фаворский В. А. Экслибрис С. Г. Пятина,Рерберг И. Ф. Экслибрис А. С. Шахова).

В каталоге представлены книжные знаки из фондов редкой книги Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, начиная царскими и заканчивая экслибрисами двадцатых годов.

Царские экслибрисы

Императрица Александра Федоровна (1798 – 1860) – прусская принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина из династии Гогенцоллернов, супруга императора Николая I. После смерти императрицы Марии Фёдоровны продолжала её благотворительную деятельность. В дальнейшем этим занимались и другие члены семьи Романовых. Александра Фёдоровна две трети своих доходов тратила на пенсии, содержание больниц и богаделен. Создавала благотворительные учреждения за границей. Была покровительницей Женского патриотического общества. Книжное собрание императрицы включало сочинения Дж. Байрона, Э. Гофмана, В. Скотта, В. Гюго, Ч. Диккенса, а также В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского. Романтический герб императорской дачи – Александрии – меч в венке из белых роз, который послужил мотивом для экслибриса этой библиотеки, так как императрица очень любила эти цветы.(Гравюра Н. И. Уткина по рисунку В. А. Жуковского, 39 х 29. 1 пол. XIX в.).

Император Александр III (1845-1894) — второй сын в семье императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Объявлен наследником престола после неожиданной кончины старшего брата, наследника-цесаревича Николая Александровича. Относительно благополучное царствование императора-миротворца Александра III было основано на успешной внешней политике, созидательных внутренних преобразованиях и мерах по укреплению государственности. Поощрялись образование, наука и искусство. Были открыты Русский музей в Санкт-Петербурге и Исторический музей в Москве. Император хорошо знал русскую словесность. Его любимым поэтом был М.Ю. Лермонтов. В общении пользовался только русским языком, хотя хорошо знал немецкий, французский и английский. Коллекционировал предметы искусства, любил музыку и историю. Экслибрис Александра IIIпредставляет собой четырёхугольник с углами, вырезанными полукругом внутрь. Вензель «АА» изображён под императорской короной, окружённой сиянием в облаках (Гравюра, 59 х 60. После 1881 г.).

Великий князь, наследник-цесаревич Алексей Николаевич (1904 – 1918) – сын императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Юный наследник престола был болен гемофилией. По свидетельству современников мальчик обладал добрым сердцем и весёлым нравом. Вместе с другими членами семьи был расстрелян 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Александровский дворец в Царском селе служил семье постоянной резиденцией. Среди детских книг Алексея Николаевича было издание «Казачьей колыбельной песни» М.Ю. Лермонтова, различные учебники. В царской семье книги всегда входили в состав детских подарков. Автором экслибриса для наследника был А.Е. Фелькерзам, художник-любитель, который служил хранителем коллекций в Эрмитаже. На нём изображён Ангел в сиянии со щитом в руках, на щите –  двуглавый орёл с вензелем «Н II». Вокруг изображения помещена надпись. Справа внизу монограмма самого художника «Ф.».

Геральдические экслибрисы участников войны 1812 года

Алексей Андреевич Аракчеев (1769–1834) – выходец из семьи отставного военного, служил в Артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе в Петербурге. Своей ответственностью и находчивостью быстро завоевал расположение императора Александра I, который сам лично написал девиз на гербе Аракчеева – «Без лести предан». На экслибрисе изображён гербовый щит, который увенчан графской короной. По сторонам два воина – гренадёр и артиллерист полка (Офорт. 1818 г. Художник Н. Уткин).

Александр Александрович Бибиков (1765 – 1822) – родился в семье одного из сокрушителей Пугачёвского бунта. В полк был зачислен с самого детства. В начале Отечественной войны принял командование Петербургским и Новгородским ополчениями. При штурме Полоцка его воины первыми ворвались в город. В декабре он последовал за регулярной армией в Пруссию, хотя из 12 тысяч солдат уцелело всего 900 человек. С ними Бибиков участвовал во взятии Кенигсберга. Его заслуги отмечены боевыми наградами, но из-за внезапной болезни он был вынужден оставить военное дело. После войны Бибиков опубликовал «Записки» своего отца, которые стали важным историческим источником для Пушкина, собиравшего материалы о Пугачёве. На его экслибрисе изображён герб, расположенный на орденской звезде. Птица турухтан указывает на тюркских предков из Синей орды. Также мы видим основные награды и девиз владельца библиотеки: «Бодрствующий и смелый». (Ксилография. После 1812 г.).

Сергей Григорьевич Строганов (1794 – 1882) – один из крупных деятелей русского Просвещения. Это он основал в Москве бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой учились художественным ремеслам до 360 человек, в том числе дети мещан и даже крепостные. На экслибрисе Строганова изображён герб с графской короной под тремя коронованными шлемами с нашлемниками в виде орла и голов медведя и соболя. Символически он отражает роль Строгановых в присоединении Урала и Сибири к русскому царству,  в защите Пермского края «от поляков и российских воров». Так, голова медведя взята из герба Перми, а волнистая перевязь с копьями указывает на военные экспедиции по рекам Сибири. Девизом в гербе Строгановых было: «Отечеству принесу богатство, себе имя», но в экслибрис он не вошел (Офорт. После 1817 г.).

Экслибрисы Серебряного века

Аксели Галлен-Каллела (1865 – 1931) был финским художником шведского происхождения. Представлял национально – романтическое направление в стиле модерн конца XIXвека. Экслибрис для семейной библиотеки выполнен в технике ксилографии. На террасе усадьбы изображены два человека, которые созерцают зимний пейзаж с сумрачным небом и хвойными лесами на фоне озера. Суровая северная природа передана автором очень поэтично. Создаётся впечатление, что так пластично скользит по бумаге кисть, но на самом деле это мастерское владение штихелем по дереву. Стиль, вдохновленный образами архаического Севера, который создали русские, шведские и финские художники в конце XIX века, назвали «Северным возрождением».

Сергей Николаевич Кознаков (1863– 1930) являлся знатоком искусства и истории. Ксилография, напечатанная с четырех досок, изображает императрицу Екатерину II с одним из фаворитов звездной ночью в Царском Селе. Сюжет экслибриса отражает интересы владельца, поскольку он коллекционировал портреты Екатерины II. Автором книжного знака является Анна Петровна Остроумова – Лебедева. Она училась в Академии художеств у Репина и В.В. Матэ. Является признанным мастером цветной гравюры на дереве.

Экслибрисы 1920 – х.  годов

Автором экслибриса для А.С. Шахова является Иван Фёдорович Рерберг. Он был племянником архитектора, построившего Киевский вокзал. Окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1917 году, но уже с 1918 года стал заниматься журнальным и книжным оформлением. Рерберга отличало знание и понимание художественных стилей, владение совершенством композиции. Все свои шрифты и надписи он рисовал кистью от руки без чертежного пера и рейсфедера.

Матвей Алексеевич Добров когда-то решил оставить математический факультет и начал учиться живописи. В Париже осваивал офортные техники. По воспоминаниям современников это был скромный и лишённый тщеславия человек. Карьера и известность его мало заботили. Он занимался исключительно профессиональным совершенствованием. Свой собственный экслибрис выполнен в манере шаржа. На фоне офортного станка изображён элегантный человек, погружённый в чтение старинного фолианта (Экслибрис М. А. Доброва. Автошарж. Офорт, 1922 г.).

Хороший экслибрис – это не просто графическая миниатюра, а уже вполне самостоятельное произведение искусства. Общественный интерес к книжному знаку подкрепляется богатым разнообразием литературы. Он становится объектом страстного и основательного коллекционирования в различных странах мира. Мода на личные библиотеки способствовала появлению у экслибриса различных оригинальных форм. В нём пытались зашифровать информацию о владельце, сделав его полноценным художественным творением, созданным различными техниками и представляющим всеобщую эстетическую ценность.

Екатерина Голикова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"