На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

К разумеющим

Из цикла очерков "Гонец"

Недавно, в лунную ночь, сидя на огромном камне, высунувшемся из под прибрежных вод нашего Помперага, я прислушался к говору потока и услышал в нем голоса тысяч и тысяч людей, когда-то живших и ушедших без следа. И те же струи подхватили и понесли в вечность и мой голос и мои думы и все это слилось в непрерывную цепь бытия. Голоса всех тех безвестных, имена которых стерты тысячелетиями, я услышал так отчетливо, что радостно смирился с тем, что в потоке этих голосов и мой голос канет в лету и никто и никогда не будет знать моего имени... Как никогда еще я позабыл о том, что я существую, но ощутил со всею радостью слияния с вечным говором воды, что я лишь капелька, несущаяся в общем потоке. Но сознание, что эта капелька слезы, горькой и радостной, но человеческой, слезы от дум, от чувств и от любви одного сердца – напоило меня восторгом и уверенностью, что думы мои никогда не исчезнут бесследно.

И вот я посылаю их к вам, мыслящие, как отдельный горный ручеек в большую реку, устремленную в безбрежный океан. Примите, растворите в себе или претворите в пенящееся вино для праздника новой жизни. А новая жизнь – это непрерывное стремление вперед, непрерывное строительство, непрерывное искание лучших форм для бытия, это практическое проявление интеллекта, как динамической воли Космоса.

Но вы знаете, что в наше время, в наш необычайно грозный час – творческий интеллект в опасности.

Как это ни странно, но именно в Америке, в стране сурового труда и славных достижений, я почувствовал со всею силой ужаса, что истинному гению человеческой культуры угрожает гибель. Истинное вдохновение, истинные духовные ценности на общечеловеческом рынке сейчас никак не оцениваются. Интеллект на поводу у мелких и находчивых торгашей. Лучшие писатели, лучшие артисты, лучшие ученые, за очень малым исключением, делают не то, что хотят. Вы знаете, сколько прекрасных ученых занято изобретением новейших способов войны. Вы знаете, сколько даровитых писателей унизилось до писания пошлейших романов и сценариев. Вы знаете, сколько истинных творцов прекрасного влачат нищенское существование не только в Европе, но и в Америке. Для того, чтобы поднять их дух и энергию на должную высоту – надо прежде всего выбросить и раструбить новый и могучий лозунг:

"Мыслящие всех стран, объединяйтесь!".

И надо создать почву для этого объединения, надо найти и утвердить не только материальную базу для этого объединения, но и тот основной смысл, который должен быть очевидным и радостным для каждого живущего, как истинно существующая, научно-доказуемая благая сила созидания.

Пора возлюбить жизнь и возненавидеть существование. На помощь интеллекту прежде всего должны прийти сами мыслящие, носители этого интеллекта. Кто-то должен же ответить действием на ужаснейшие, трагические вопросы современности:

Куда мы идем?

Для чего живем или существуем?

Для чего творим наши романы, картины, ученые изыскания, драматические воплощения на сцене?

Для чего несбыточная мечта древних мыслителей превратилась в повседневную быль – например, в аэроплан, на котором люди перелетают океаны?

Ведь не для того же, чтобы в миллионах появились подражатели-спортсмены?

В потоке Помперага я отчетливо слышал голос-хор отошедших в прошлое и безыменных предков:

"Миллионы нас, нет миллиарды – этого даже вы, живущие, не можете вообразить – миллиарды самых молодых, самых здоровых, самых талантливых, самых храбрых, под музыку или боевые песни, с надеждой шли и умирали на бесчисленных войнах прошлого, в бесчисленных революциях, в бесчисленных подвигах, создавая эволюцию для вас. Во имя чего? Чем и как вознаградили вы наши жертвы? Неужели только тем, что новые миллионы трясутся в лихорадке безрадостного полу животного танца? Неужели только для того, чтобы новые поколения ограничились весьма сомнительной радостью перед смехотворными картинами кино или перед безобразными кулачными боями?"

Вот почему все творящие смысл жизни, люди искусства, литературы и науки, должны звонить в набат, кричать всем имеющим уши: опасность! Интеллекту угрожает гибель, а без интеллекта человечество одичает и люди снова могут превратиться в обезьян.

Вот почему, не боясь грандиозности задачи и не думая, сколько мы успеем сделать. Мы должны спешить и делать, делать, делать. И начинать надо во что бы то ни стало, с самых осуществимых, с самых практически-возможных и необходимых действий. Упорным трудом, энтузиазмом, верой в будущую эволюцию мы должны овладеть растерянными, но еще тлеющими очагами мысли. Мы должны бодро, весело и даже воинственно начать борьбу против уныния, апатии и невежества во всех их измерениях.

Пусть скептики улыбаются – мы будем действовать. У нас нет времени им возражать и что-либо доказывать словами. Пусть видят нашу неотступную решимость, наши буднично-суровые труды, наши ошибки. Но и в ошибках наших, но и в буднях нашего строительства мы будем помнить, что готовимся к большому празднику, который сами создаем, чтобы навсегда исчезли будни. Не стесняясь малой долей пользы, мы будем устраивать выставки, читать лекции, созывать конференции писателей, художников, ученых, писать бодрящие письма к близким и далеким, печатать статьи в газетах, создавать книги и журналы, строить хижины в глухих лесах и дворцы в городах-садах, прокладывать тропинки в дебрях и воздушные пути над океанами, – но все с единой мыслью об Общине, о всеобщем благе человеческом, о том, чтобы раз сотворенное в мечтах, творилось бы в действительной жизни – на радость всем и каждому.

О, разумеющие и творящие! Вы часто командуете усовершенствованными кораблями и вы, конечно, знаете о той великой и далекой гавани, в которую так просто и уверенно направлены лучшие мысли. Но почему же часто ваши корабли стоят на якоре в скучном порту или же уныло совершают рейсы по раз намеченному кругу?

Почему вы не поведете ваших кораблей в безбрежные просторы за поисками счастья всепобеждающей флотилией?

Я знаю, среди вас тоскуют многие о новых, дальних, не открытых, но счастливых островах, где дума ваша может стать стрелою, достигающей даже иных планет. И если вам не боязно отправиться даже на утлом челноке – я радостно готов быть вашим спутником.

Проще и короче говоря: не смотря на множество препятствий и всевозможных затруднений, мы начинаем наше скромное культурное строительство во-первых потому, что оно согрето лучшим светом самых лучших устремлений и во-вторых потому, что полны уверенности, что наше начинание не есть попытка, но начало целого движения – и имя ему: Практическое вооружение интеллекта. Потому мы говорим, что чем скорее разумеющие, мыслящие и творящие научатся хоть что-либо из лучших человеческих идей воплощать в действительную жизнь их собственными усилиями, тем скорее настанет новая радостная ступень общечеловеческой культуры.

Во всяком случае, Гонец мой бережно доставит ваш ответ мне. Давайте вместе думать, как нам укрепить наши челны, а если можно – то и начать строить новые, хотя бы парусные корабли, чтобы упорно и уверенно продолжать наш путь в намеченную гавань.

(Печатается в сокращении)

Георгий Гребенщиков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"