На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Памятливая кисть

Владимира Кузьмина

Старый деревянный Иркутск, цепляющий за душу даже искушенных иностранцев – такая же уходящая натура, как снег в апреле. Время, огонь и забвение скоро окончательно вытравят из человеческой памяти старинный лик города. Пожалуй, единственная сила способная удержать былое – палитра художников. Многие пытаются остановить прекрасное мгновение, но, как считают знатоки, лучше всего это удается заслуженному художнику России Владимиру Кузьмину, который готовится встретить свое 75-летие. Как он сам пишет: «Я напишу старинные дома, остановлю их медленное тление, чтобы дети помнили всегда души народной вечные творения». Предлагаем его рассказ о времени и о себе.

Один ты, Вовка, нехристь в семье

В 50-е годы художественное училище, в котором я учился, размещалось в бывшем доме священника. И все пять лет из окна была видна церковь, та, что у дома Волконских. Без крестов, конечно, без колоколов. Такая она была стройная даже в запустении. Так и подмывало набросать на бумагу. Но церкви рисовать было нельзя. Для себя, конечно, ты мог, но выставиться и не думай. Запретная тема.

И вот, спустя полвека с лишним, решил восполнить пробел и к 350-летию города написать если не все, то большинство его церквей. Есть уже Харлампиевская, Крестовка, Спасская, Владимирская…Это не только дань уважения церквам, но и моему деду с отцом. Дед был сильно верующим. А батя, когда был мальчишкой, пел в церковном хоре. Мы с Ангары. Родственников была тьма, от Балаганска до Братска. Жили крепко, зажиточно. Ну, а как пришла коллективизация, так все и рухнуло. Сначала нас зачислили в середняки, а потом что-то там пересчитали и прямиком в мироеды. Ну а участь мироедов известна: конфискация подчистую. Особенно жалко было лошадей. Отец до конца жизни помнил их имена.

Перебрались в Иркутск, в предместье Знаменское. Мне шесть лет было, батя спрашивает: «Вовка, ты в школу пойдешь?» «Пойду, – говорю, – там пончики дают». Война – время голодное, и пончики, о которых рассказывали мои старшие братья и сестры, рисовались мне самым большим счастьем. Жрать все время хотелось. Первая крапива пойдет – мы с отцом рвали в мешки вместо капусты. Была у нас еще коза Люська, беленькая такая, хорошая, но на молоко скупа – приносила не больше кружки. Только-только забелить чай хватало.

Батя, как всякий крестьянин, был дока по плотницкому делу, навострился дома ставить. Но в церковь – больше ни ногой. Боялся. И даже меня, последыша, не решился крестить. Все говорил: «Ты у нас, Вовка, один в семье нехристь, смотри, не прогневи Бога» А как узнал, что я подался в художники, сразу решил: чем-то все же прогневил. Приходил ко мне в мастерскую, позировал мне и все недоумевал: «Че ты меня все рисуешь да рисуешь, а когда же ты работаешь?» У бати лицо было колоритное, я с него много портретов сделал, один даже купил Новосибирский музей.

А ну, пацан, брысь отсюда

Я же после училища об академии мечтал, да вот попасть туда так и не получилось. Сначала денег не было. Ничего, говорит жена, вот поднакопим немножко и поезжай, тебе обязательно дальше учиться надо. Урезали себя во всем, но собрали нужную сумму. Я уже сел в автобус, чтобы на вокзал ехать, с собой – эскизы, наброски, этюдники, оглядываюсь – жена стоит с ребенком на руках, молчит, а у нее слезы по щекам льются. Так мне ее жалко стало. Выскочил я из автобуса: а, говорю, жили без академий и еще проживем. Так и не поехал.

Со временем-то, конечно, понял что это только кажется: Москва – это о-го-го. Такие же люди живут. Все зависит от таланта и преподавателей. Вот наш Вычугжанин в академиках не ходил, а портретист был замечательный, безо всякого преувеличения один из лучших в стране. Когда он выставлял свои работы, академики аплодировали. Я горжусь, что у него учился.

Помню, пришел он в первый раз к нам на курс. Занятия еще не начались, он стоит в уголке, перебирает студенческие работы. Сам маленький, худенький, а у нас учились здоровые ребята, иным лет по 30-35, войну уже прошедшие. Заходят они, видят какого-то парнишку, лапающего их картины, ну и естественно: «А ну, пацан, брысь отсюда». Аркадий Иванович испуганно на них: «Видите ли, я у вас буду преподавать». Все так и онемели.

Теплые окна старинных домов

Я про себя так решил: коль я не закончил академий, буду пахать со страшной силой. Так до сих пор и не выпускаю кисть из рук. Как сейчас принято говорить: трудоголик. Мне просто неинтересно бездельничать. На дачу съезжу, покопаюсь в земле и снова за мольберт.

Иркутск я пишу с незапамятных времен, зимой и летом. Зимний он мне, между прочим, больше нравится. Там как бы графика получается: светлое, темное…Контраст. Летом же все закрыто…Крыша мелькнула, а так все в зелени. Когда она только начинает, она такая нежная, красивая, а позже, к концу лета, становится слишком тяжелой. Жаль, уходит постепенно старый Иркутск. Гляжу порой на свои картины и вижу: этого дома уже нет, и того нет… Они лишь в памяти холста. Меня всегда тянуло писать вечерние светящиеся окна. Когда смотришь на них – они теплые. И притягивают тебя. Хочется зайти, посмотреть, что там творится.

А взять цветы? Они же так и просятся на холст. Правда, роскошные я не люблю. Полевые, лесные – вот это настоящая красота. Например, возвращаясь с дачи, нарвал букетик, поставил в вазу и любуюсь. Такие симпатяги: внизу шишечка, а сверху кудри фиолетовые. Для кого-то это сорняк, а по мне так настоящее изящество.

Люблю людей рисовать. Я портретов тьму тьмущую написал. Наверное, потому что сам балуюсь стихами, особо выделяю поэтов: Василия Козлова, Толю Горбунова... А Миша Трофимов вообще уникальный человек. У нас с ним рядом дачи были, он там все время и жил. Сейчас ему операцию сделали, Миша перебрался в Листвянку к дочери. Все отдаст, ничего ему не надо. У меня говорит, все есть: птицы, кошки, собаки… Посмотришь – человек вроде бы в нищете живет, но ничуть не переживает. Счастливый.

Метод интерпретации

Нынче, несмотря на все перестройки, художнику не стало легче жить. Материалы очень дорогие, а твердого заработка нет. Раньше государство заказывало, художественный фонд. Заказ получишь и какое-то время спокойно работаешь, не заботясь о хлебе насущном. Иногда даже картины давали писать. Мне как-то здорово повезло: вдвоем с товарищем получили заказ на большое полотно «В.И. Ленин на 3-м съезде комсомола». Три тысячи за нее отвалили. Целое состояние по тогдашним временам.

Мы, конечно, на том съезде не были, подробностей не знали, но в этом и особой необходимости не было. Художественный метод назывался «интерпретация». Берешь картину великого художника, президента Академии художеств СССР Владимира Серова – не путать с выдающимся портретистом Валентином Серовым – набившего руку на изображениях вождя, и, следуя образцу, создаешь свой шедевр. Художники, говоря о Серове, обычно делали ударение на первом слоге. Человек он был, конечно, не без таланта, но всю свою жизнь подчинил политической конъюнктуре. Где-то в середине сороковых годов он создал масштабное полотно «Ленин провозглашает Советскую власть» со Сталиным и Свердловым, стоящими за его спиной. В 60-х, когда был развенчан культ личности, появляется второй вариант, где Свердлов маячит за спиной у вождя уже в одиночестве. Такие вот метаморфозы.

Я старался очень быстро делать такие вещи, чтобы не тратить время на эту интерпретацию. Не вдохновляла она меня. А вот на БАМ часто ездил в так называемые творческие командировки. Что было хорошо в этих командировках, на тебя никто не давил: что и кого рисовать, выбирай сам, что по душе. А там встречались весьма колоритные фигуры. У меня была целая серия картин с проходки Северо-Муйского туннеля.

Один заказ мне большое удовольствие доставил. Нужно было оформить магазин «Букинист». Мы там вдвоем с другом Геной целый деревянный иконостас вырезали с фигурой первопечатника Ивана Федорова. Можно сказать, его житие. Чеканки много тогда сделали и неплохой чеканки. Куда-то все потом растащили.

Подпиши-ка, заслуженный художник

Когда художественный фонд лопнул, я на помин его души сложил стишок: «Прекрасные художники творят, чудят, картинки очень мудрые, как солнышки, горят. Берите, покупайте, я дешево отдам, хватило б только, знаете, хотя бы на «Агдам». Мне хочется напиться искристого вина, чтобы тотчас же свалиться, не видеть ни хрена».

Меня в какой-то степени еще выручает звание: заслуженный художник. Наверное, прельстившись им, забредают покупатели, так называемые меценаты. Мы же не привыкли торговлей заниматься, а они за каждую копейку трясутся. Оттого, видимо, и богатые. Один из таких меценатов не одну мою картину по дешевке приобрел. В последний раз пришел, выбрал пару полотен. «Сколько», – спрашивает. Ну, я ему называю цену, а он: «Плачу половину». Уверен был, что я и тому буду рад. А я уперся: «Нет, столько и ни рублем меньше». Думаю: не позволю унижать себя. Когда цена бросовая, то выходит, что и художник никудышный. Он – свое, а я – свое. Так и не договорились.

Нынешние коллекционеры только вид делают, что разбираются в живописи. Покупают больше для престижу. И просят: «Напиши на обратной стороне, что заслуженный художник». Им больше звание важно, чем содержание. Да по многу они и не берут. Они же не музеи, чтобы все время покупать. А музеи, которые прежде делали крупные закупки, теперь совсем обнищали, денег нет, чтобы достойно платить даже своим сотрудникам, смех – по четыре тысячи получают. Теперь как выставка – они к тебе – подари. Ну, входишь в положение, дашь что-нибудь.

Как страна живет – так и мы живем

Я счастливый человек. Что трудно жить – от меня же не зависит. Как страна живет – так и мы живем. Когда в детстве голодуха была – понимаешь, война же. После войны разруха – надо строить. Никто не ныл, ни куксился. Умели веселиться, умели занять себя. У нас в училище, помню, был струнный оркестр, в нем 120 человек занималось. Мне лично домбра приглянулась. Как ударим по струнам – и жизнь хороша, и жить хорошо.

И в нынешнем поколении я не разочарован. Я много лет вел в училище рисунок, живопись, композицию и со всей ответственностью могу сказать: «Иркутск не обделен художественными талантами. И взгляд острый, и кисть точная у ребят. Уверен – они еще скажут свое слово в искусстве».

Фото   Николай Рютин

Олег Гулевский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"