На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Почему я говорю о подвиге?

Памяти В.Н. Сергеева

"Здесь же все неподвижно, одни застывшие картинки, и время в них остановилось! Причем здесь кинематограф?.. Даже Тарковский, пытаясь показать "Троицу", скользил по ней камерой, как скользила бы муха, в бессмысленном движении, и ничего в "Троице" не раскрыл…"– Я с горячностью обращаюсь к своему мастеру – Федору Александровичу Тяпкину, у которого прохожу преддипломную практику.

Федор Александрович – замечательный режиссер и художник – терпеливо выслушивает мои возмущенные речи. "Возьмите рамку и попробуйте все-таки найти движение, заключенное в этой неподвижности. Ищите смысл."

Он раскрывает страницу альбома с изображением Богоматери Одигитрии- "Путеводтительницы". Я долго двигаю рамку, но смысла не нахожу… Наконец, остановилась на лике Младенца Христа. Подумала: а где Он находится? Оторвалась от Лика и стала поднимать рамку (отъезжать), открылась фигура Богоматери с Младенцем на руках. Она смотрела прямо в меня. Взгляд спокойный, притягивающий, как магнит. Захотелось двинуться ему навстречу... Я еще раз проделала этот "путь" и посмотрела на мастера. Он утвердительно покачивал головой, не говоря ни слова. Я поняла, что в неподвижности образа действительно скрыто напряжение движения, открывающее смысл.

Так начался мой путь в неподвижный мир, совершенно мне неизвестный, но уже не хотелось его покидать. В особо сложных случаях рядом был мой мастер...

Я купила 2 кг гречки, 1 кг сахара, 3 пачки чая и на месяц заперлась в квартире: изучала скрытые движения и работала над сценарием. Тогда же впервые начала читать изданные еще до революции поучения святых отцов, не менее странные, чем неподвижный мир икон. Книги, сохранившиеся каким-то чудом. Что из этого получилось?

Разные люди, смотревшие мой дипломный фильм в разное время, говорили загадочную фразу: "Знаете, это не фильм даже, а какое то видение из другого мира."

Как правило, в любой аудитории фильм смотрели дважды. После первого показа наступала тишина, во время которой у меня дрожали коленки, потом задавали вопросы и просили показать фильм еще раз.

В 70-е годы фильм наверняка вызывал шок. О Боге, о вере вслух не говорили, это была эпоха "победившего атеизма". Но фильм свидетельствовал об ином и о чем-то еще, глубоко запрятанном.

Помню один из первых просмотров в Черноголовке, "закрытом" научном центре, куда нас пригласили с научным консультантом Валерием Николаевичем Сергеевым. После первого показа наступила та самая оглушительная тишина, наконец, к авансцене вышел Валерий Николаевич: "У вас, может быть, появились вопросы?" Опыт общения с аудиторией у него был, не в пример мне, большой. Аудитория молчала. Потом поднялся высокий человек с седыми висками и сказал: "Спасибо вам, впервые за 40 лет я чувствую себя русским". Потом были вопросы и просьба показать фильм еще раз.

Этот фильм делался по заказу Студии зарубежного обмена Центрального телевидения СССР и предназначался он для показа за границей, поэтому были некоторые послабления в трактовке темы (без оголтелого атеизма), был определен и круг научных консультантов и этот "круг" оказался замечательным. Главным консультантом оказался академик Михаил Владимирович Алпатов – искусствовед с мировым именем, автор многотомной истории русского искусства, всем обликом своим походивший на "бывших" – так называли людей, укорененных в старой России. Другим консультантом стал Николай Николаевич Третьяков, преподававший историю русского искусства в двух престижных вузах – ВГИКе и Суриковском; третьим консультантом – главный реставратор древнерусского отдела Третьяковской галереи Николай Борисович Кишилов, окладистой бородой и крутым нравом похожий на старовера. Он же рекомендовал четвертого консультанта – молодого сотрудника Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, но не раньше, чем я пройду испытание в лице знаменитого реставратора Адольфа Николаевича Овчинникова. Он был известен тем, что многие годы (лет 15, не меньше) провел на лесах в ледяном пространстве Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, расчищая и укрепляя его древние фрески.

Николай Борисович пригласил нас в свою мастерскую, усадил меня перед Адольфом Николаевичем, а сам встал за моей спиной и с удовольствием слушал нашу "беседу", состоявшую из каверзных вопросов, приправленных ехидными смешками. Так проверялся уровень моей осведомленности в истории и культуре Древней Руси, а также понимание несуразностей в только что вышедшем фильме "Андрей Рублев"; многие «древнерусники» его на дух не принимали. Испытания я каким-то образом прошла, и тогда Николай Борисович, наконец, решил рекомендовать меня Валерию Николаевичу Сергееву, в Музей Рублева.

Попасть туда, в круг общения было непросто. Рублевцы – это особый мир, они держались замкнуто, осторожно с пришлым людом, были людьми скромными, благородными, нищими. Их зарплата приравнивалась к зарплатам уборщиц в 60 рублей, и знаменитые "рублевские каши", черные сухарики и травяные чаи, отражали не только их материальные возможности (благородную бедность), но и осознанный постоянный пост, как положено иконописцам и людям, пребывающим в постоянном общении с иконами.

Пространство, называемое "трапезной", было отгорожено справа серой перегородкой, на которой пестрели записочки, называемые по примеру Китайской культурной революции, бушевавшей тогда, «дацзыбао». Текст на одном из листочков я прочла и запомнила на всю жизнь: "Братья, нет радости без наказания, а печали без утешения. А всегда бывает радость до печали, а печаль до радости. А все минуется..." (написано на полях Иконописного подлинника XVII века).

Среди моих почтенных консультантов Валерий Николаевич отличался молодостью, неуемной энергией, веселым острым языком и каким-то особым отношением к иконам, казалось, он их "не изучал" – он их свидетельствовал. Был прекрасно образован, причем, не только светски, но и богословски. Как это у него получилось – не знаю. Словом, он представлял собою ученого нового типа, еще только нарождавшегося. Наверное, сказались и поездки в экспедиции по глубинной России для поисков и спасения чудом сохранившихся икон, впрочем, в эти годы началось повальное увлечение "охотой за черными досками" – об этом писатель Владимир Солоухин написал целую книгу. Хотя для рублевцев, в отличие о «охотников», это был тяжелый труд – найти, укрепить и вывезти на себе, нак своем горбу, при отсутствии транспорта, тяжелые древние доски. Это, безусловно, было подвигом музейщиков, до сих пор недооцененным.

Странно и страшно вспоминать, как обращались с иконами наши соотечественники: они служили столешницами, ступеньками крыльца, загородками в хлеву – или были заброшены в разоренных, обезображенных храмах. На всю жизнь у меня сохранилось глубокое уважение к скромным благородным людям, спасавшим нашу древнюю святыню, ставшую фундаментом для возрождения Родины.

Каждый сотрудник Музея имени Андрея Рублева был особенным, красивым и внутреннее сильным. О главном хранителе Вадиме Васильевиче Кириченко, художниках-реставраторах Кире Георгиевне Тихомировой, Ирине Васильевне Ватагиной, Ирине Евгеньевне Брагиной, библиографе Милене Душановне Семиз и других сотрудниках слагались легенды, в том числе, и Валерием Николаевичем Сергеевым, у которого был особый дар ценить людей и задавать вектор их движения в духовном развитии. Расскажу один случай из моей жизни. Однажды, испросив разрешения у Ирины Евгеньевны Брагиной – потомственного реставратора и очень скромного человека, Валерий Николаевич привел меня в ее мастерскую к столу, на котором лежала большая темная икона, – над ней и трудилась Ирина Евгеньевна. На иконе был изображен какой-то старец с большой головой, увенчанной прямо-таки куполом лба. Образ суровый. Поражали глубоко сидящие пронзительные глаза и крохотные руки, их тонкие пальцы были обтянуты кожей и сложены в благословение. Такая мощь была заключена в этом образе, в этом жесте – я обмерла. Кто это? "Преподобный Кирилл Белозерский, монах, основатель Кирилло-Белозерского монастыря" – Ирина Евгеньевна отвечала тихо и немногословно.

"Я о нем ничего не знаю."

Валерий Николаевич решил меня просветить:

Преподобный Кирилл был другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, когда жил в Москве, в Симоновом монастыре. Он был родом из древнего боярского рода Вельяминовых. Когда ему исполнилось 60 лет, он увидел во сне пресвятую Богородицу. Она показала ему какую-то местность на Севере, неподалеку от Белоозера и велела идти туда, отыскать гору Мауру и там спасаться, основав новую обитель… Преподобный Кирилл не посмел ослушаться Богоматерь и вместе со своим другом, монахом Ферапонтом отправился на Север… А ты представляешь, что в XIV веке это было за путешествие? Глухая тайга, дороги – только реки, безлюдье... А Кириллу уже 60, в те времена век человека был короток – в 40 лет уже старик... вдобавок, Кирилл был очень маленького роста. Сохранилась икона с его изображением, написанная его современником, преподобным Дионисием Глушицким. Смотришь на нее и диву даешься – стоит такой старичок-лесовичок... –ну что он может, – а вот когда ты попадешь в Кирилло-Белозерский Монастырь, ты просто остолбенеешь! Как этот старичок выстроил самую мощную белокаменную обитель в России – целый монастырский город? Человеческими силами это сделать невозможно, но силой духа, которая заключена в этом хрупком теле, оказалось, возможно...

А Ферапонт?

А Ферапонт прошел немного дальше и основал обитель у Бородавского озера. Теперь ее тоже знает весь мир, благодаря фрескам великого Дионисия.

Все, что говорил Валерий Николаевич, было для меня абсолютно ново и неизвестно, но оказалось, что стояние перед иконой преподобного Кирилла было только началом пути к нему...

Я попала в Кириллов через 7 лет, тоже на съемки. И напутствовал меня Николай Николаевич Третьяков. Он объездил и обошел Русский Север (Северную Фиваиду) еще в 50-60 годы, изучал памятники воочию. Не раз его задерживали, т.к. в этих памятниках – монастырях и храмах – были, в основном, места заключения (лагеря) или колонии для малолетних или психоневрологические интернаты.

Находиться в них или около них – не разрешалось. Поэтому Николая Николаевича принимали за блаженного и, отругав, отпускали...

И вот я впервые отправляюсь на Русский Север (фильм опять предназначался для показа за границей). "Охраняется государством". Скоро я узнала, сколько цинизма содержалось в табличках, навешанных на разграбленные и превращенные в руины памятники. Но некоторые (немногие) реставрировались и превращались в витрину охраны памятников, в том числе, и Кирилло-Белозерский монастырь.

Николай Николаевич напутствовал меня так: "Из Вологды вы поплывете на пароходе по Кубенскому озеру, оно как море. Будете плыть ночь, а на рассвете стой на палубе и не спускай глаз. Из вод Сиверского озера станет появляться Монастырь, как град Китеж – прекрасные стены и башни, он отражается в воде, над ним встает солнце, краше этого ничего нет".

Так и было. А я вспоминала, как стояла в Рублевском музее перед иконой создателя этой красоты и чувство родства с этой землей и с этим старцем навсегда поселилось в душе. Убеждена, что каждый русский человек должен побывать в Кириллове и поклониться мощам великого человека. Сейчас уже, спустя много лет, безвременных лет, открыт и храм преподобного Кирилла, и подняты из-под спуда его мощи – ведь он никогда не покидал свою обитель.

Привел меня к нему и познакомил Валерий Николаевич Сергеев, за что моя сердечная благодарность. Преподобный отче Кирилле, моли Бога о нас!

Я думаю, что Валерий Николаевич был добрым поводырем для очень многих людей, которые в то время – "на перепутье"– были "томимы духовной жаждою"...

И, конечно, особым его подвигом стало создание научно-художественной биографии теперь уже прославленного в лике святых преподобного Андрей Рублева. Почему я говорю о подвиге? Осталось так мало свидетельств о земной жизни великого художника, выразившего смысл и назначение русского народа на земле, в мировой истории. Если мы все когда-нибудь исчезнем с лица земли, что останется от нас? Храмы и "Троица", и этого будет достаточно, чтобы почувствовать русскую душу.

В книге Валерия Николаевича меня поразили глубокие прозрения, почему на нас воздействует, например, образ Звенигородского Спаса – до слез, которые сами текут.

"Рублев создал образ именно русского Спаса... Глубоким покоем веет от этого произведения зрелого мастера. Он сумел, видимо, постичь в значительной мере опыт внутренней тишины. К этому времени он уже понял путь русских подвижников, которые, по слову историка, не переставая спасаться от мира, почувствовали себя в силах начать встречное движение "в мир", "к миру". Иначе ему не под силу был бы этот удивительно светлый, исполненный любви образ, столь ясный и открытый для человека".

Нам, мятущимся и мятежным, "внутренняя тишина" неведома, но мы чувствуем ее, как воздух.

Книга Валерия Николаевича – и тогда, и сей день – зовет нас в путь и, помоги Господи, осилить хоть несколько шагов на этом пути.

Валентина Гуркаленко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"