На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Есть вещи поважнее промышленного взлета

или как изрусела воронежская культура

Изрусеть, стать, по привычкам, обычаям и духу своему, нерусским, выродиться.

Изруселое ухо наших западников не слышит и не понимает родного языка.

Толковый словарь Даля. – 1863-1866

 

Знают ли вы, что воронежцы живут в регионе экономического процветания? Если кто не верит, или сомневается, советую проехать от Воронежа чуть дальше Боброва. На трассе «Дон» увидите огромный баннер, где написано: «Воронежская область – территория промышленного взлета!» Прочитав сие , я не поленился и посмотрел табличку Росстата по итогам 2013 года «Темпы роста (снижения) объемов производства важнейших видов промышленной продукции» по регионам. Чем же так отличилась Воронежская область? Наибольший рост объемов производства по сравнению с предыдущим периодом показали следующие виды нашей продукции: крупа, мука грубого помола и гранулы из зерновых культур – 133,8%, мясо и субпродукты пищевые убойных животных – 134,9% (не «помогла» ли росту африканская чума свиней?), спреды – 128,7%, конструкции и детали сборные железобетонные – 116%, сыры и продукты сырные – 112,4%, кирпич керамический не огнеупорный строительный, блоки керамические для полов, плитки керамические несущие или облицовочные и аналогичные изделия керамические – 110,8%. Вот, собственно, и все, чем мы можем похвастаться. Замечу также, что среди важнейших видов воронежской продукции машиностроение как таковое отсутствует совсем. И выглядим мы на фоне Центрального федерального округа крепким аграрным регионом, с развитой пищевой промышленностью. Можно ли назвать такое промышленным взлетом? Спорить не будем. Но даже если поверить известному воронежскому политологу Дмитрию Нечаеву, который утверждает, что налицо – «последовательно укрепление позиций Воронежской области в нарастающей региональной конкуренции», хотелось бы обратить внимание на более важные тенденции.

Почему мы считаем, что происходящее в культуре важнее для региона, чем даже настоящий промышленный взлет? А посмотрите на нынешнюю Украину. Пока Восток страны занимался экономикой, лил металл и добывал уголь, небольшая кучка свидомых филологов в западной Украине просто издавала книжечки, снабжала ими летние лагеря юных украинцев. И в итоге переформатировала полстраны. Половине страны был навязан галицийский культурный код, понимание истории и видение будущего украинской нации. В столь искаженной истории русские являются не равноправным коренным народом Украины, а национальным меньшинством, интересами которого можно пренебречь. Что в результате вышло, мы сегодня наблюдаем. Или давайте посмотрим с Востока. Согласились бы жители Донецкой и Луганской областей отказаться от русского языка, от своих корней и традиций взамен экономического процветания и личного материального благополучия в зоне Евросоюза? Согласились ли бы они ради обещанного еврорая принять историю от Олега Тягнибока и культуру, в том числе мову, от Ирины Фарион? Ответ, я думаю, для каждого нормального русского очевиден.

Вот почему тем, кто спокойно наблюдает за происходящим в воронежской культуре, я бы посоветовал вполне серьезно задуматься. Нынешние руководители региона в целом, и руководство профильного департамента в частности, настойчиво ведут политику на дерусификацию воронежской культуры. Об Эдуарде Боякове, соратнике Марата Гельмана, бывшем худруке модернистского московского театра «Практика», ныне ректоре Воронежского академии искусств и его разрушительной деятельности уже достаточно было сказано мною и моими коллегами по воронежскому «Культурному фронту», общественной организации сформированной для защиты от бояковщины-гельмановщины. Но чем закончился наш общественный протест? Скульптура Музы, которую убрал Бояков, у академии искусств так и не заняла свое законное место. И возвращать ее, похоже, никто не спешит. Никто из официальных инстанций не осудил акт вандализма, акт разрушения привычной городской среды со стороны Боякова. Протест автора скульптуры так и остался воплем одинокого в пустыне.

Что касается пресловутого доклада экспертов под руководством Боякова, то, как сообщил интернет-портал «Четыре пера», «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» уже стал руководством к действию для чиновников, курирующих культуру в областном правительстве. И от начальников учреждений культуры региона они уже требуют предоставить план мероприятий по реализации рекомендаций, изложенных в докладе. По нашим оценкам, тот факт, что руководство таким масштабным исследованием поручено человеку, по сути, постороннему для Воронежа, является странными. Эстетика господина Боякова как театрального режиссера, оправдывающая мат как способ передачи реальности, с повышенным вниманием к однополой любви, вызывает протест у воронежской публики. Привлечение же в качестве экспертов людей, в большинстве своем авторитетных только в узких либеральных столичных кругах и, соответственно, далеких от воронежской культуры, поверхностные мнения которых выдаются как истина в последней инстанции, оскорбительно для большинства воронежцев. Но критика доклада, поправки, мнения тех, кто его принял в той или иной мере, проигнорированы. Верх взяло опять сплоченное либеральное меньшинство, поддержанное на самом верху региональной власти.

Теперь понятно, что и назначение бывшего проректора по учебной работе ВГУ Елены Ищенко руководителем департамента культуры и архивного дела Воронежской области было не случайным. Казалось бы, в такой богатой культурными традициями области как наша ведомство по логике должен был возглавить человек русской культуры, публичный, авторитетный, обладающий известностью и достаточным обаянием. Елена Николаевна известна в узких научных кругах и в основном как жесткий администратор. Говорят, коллеги из ВГУ с удовлетворением и большой радостью восприняли повышение Ищенко. Напомню, что Елена Николаевна закончила физический факультет Воронежского госуниверситета, а затем – аспирантуру при кафедре философии. (Поменять физику на философию Елене Николаевне предложил профессор ВГУ Александр Самуилович Кравец, грантополучатель института «Открытое общество» (Фонд Сороса)). Тема кандидатской диссертации Ищенко – «Понимание в научном познании», докторскую диссертацию она защитила на тему «Современная эпистемология в контексте гуманитарного познания». Переход ее из ВГУ в правительство области, скорее всего, не был спонтанным. И здесь отнюдь не интрига ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, таким оригинальным образом избавившегося от непопулярного администратора. Допускаю, что Ищенко входит в весьма закрытый круг либеральных реформаторов нашей области. И, по-видимому, неслучайно Ищенко на официальном сайте департамента обозначила свою европейскую продвинутость, как сигнал для своих: «Принимала участие в работе международных конференций в Бельгии, Германии, Франции, США, проходила научные стажировки в Католическом Университете города Левен (Бельгия), Колледже Королевы (Оксфорд, Великобритания)». Так что заняла она место руководителя воронежской культуры, по-видимому, именно как свой человек в кругу властьимущих кураторов ведомства.

И результат ее работы не в пользу представителей традиционной культуры – налицо. Впервые в истории Воронежской области приоритет получило региональное отделение Союза российских писателей. А реготделение Союза писателей России все больше отдвигается. Если посмотреть на персональный состав областного общественного Совета по изданию социально значимой и представительской литературы при департаменте культуры и архивного дела, сформированный уже Еленой Ищенко, то без труда можно определить, что при спорном вопросе большинство всегда будет у россиянского либерального Союза. В составе Совета три их члена, тогда как от ганичевского Союза – два. Таким образом, представители русского традиционного большинства процессом издательской политики в регионе уже не управляют. Притом, что русский, возглавляемый Валерием Ганичевым, Союз писателей в области по численности в два раза больше россиянского, но по воле Елены Николаевны при распределении финансирования авторов и изданий квоты у обоих реготделений одинаковые. То есть, потерян не только единый подход к изданию талантливых авторов. Русских писателей, по сути, уже приравняли к одной из диаспор. И выделили квоту на творчество.

Зато своим Совет радеет в первую очередь. За бюджетный счет в 2014 году к 20-летию Камерного театра выйдет красочное издание, прославляющее худрука Михаила Бычкова. (Того самого, который после протестов общественности во главе с Валентином Распутиным был вынужден уехать из Иркутска после постановки пьесы «Каин» по Байрону.) Другие юбилеи и знаменательные даты отодвинуты перед грандиозной годовщиной маленького театра и узкого круга его почитателей. Своим и для своих можно все. Чем и объясняется тот факт, что в Воронеже, где уровень обеспеченности учреждениями культурно-досугового направления составляет 32% от нормативной потребности, для труппы в десять человек строится здание театра стоимостью 500 млн рублей. И такое происходит в то же самое время, когда абсолютное большинство Домов культуры в районах области находятся в плачевном состоянии. Власть лишает огромное количество людей всякого доступа к культуре – ради того, чтобы один режиссер-модернист смог в комфорте реализовать свои сомнительного толка идеи. Попутно скажем, что возглавляемый Бычковым Международный Платоновский фестиваль по своему репертуару является не чем иным, как набором изысканных культурных блюд для пресыщенной публики. Ни к Воронежу, ни к Андрею Платонову фестиваль не имеет никакого отношения. В угоду Платоновскому зрелищу для своих, «зарезали» в областном бюджете фактически все региональные фестивали – такие, как «Жар-птица», «Игрушка-говорушка» «Песни над Доном», «Казачье братство», «Савальские россыпи», «Воронцовая Русь», «Во славу Бориса и Глеба», «Играй, гармонь – душа России!» Опять подают пирожное для небольшой аудитории, лишив хлеба огромную массу нуждающихся.

Ярче всего то, как изрусела воронежская культура, пожалуй, демонстрирует состав общественного совета при департаменте культуры и архивного дела Воронежской области. Здесь фактически нет ни одного прорусски настроенного представителя воронежской общественности. Фактически собрано политбюро россиянской либеральной воронежской партии культуртрегеров. Состав Совета – полная победа и триумф новой культурной политики в регионе. И дело не только в том, что среди его членов – Эдуард Бояков, Михаил Бычков, Сергей Горшков (арт-директор галереи современного искусства «Х.Л.А.М.»), представители россиянского Союза писателей Галина Умывакина и Олег Ласунский, искусствовед Евгений Трембовельский и историк Александр Акиньшин, люди определенного сорта. Возглавил Совет скандально известный, многоликий (конферансье, музыковед, театральный критик, профессор истории и политологии) Бронислав Яковлевич Табачников.

Сам по себе факт того, что в Совете по культуре в русском регионе председательствует видный деятель еврейской общины, – знаковый. Ни один воронежский губернатор до Алексея Гордеева не рискнул бы такого сделать. Иначе как хуцпой такую политику не назовешь. До недавнего времени Табачников возглавлял воронежскую городскую общественную организацию «Еврейский общинный центр «Бейт Мишпаха – Дом семьи», и есть ли у кого какие-либо сомнения, что он и в кресле председателя по культуре не будет помогать своим соплеменникам?

Чтобы шире представить главного героя воронежской культуры, вот лишь некоторые штрихи к портрету. Еще в 2004 году Бронислав Табачников обратился в Центральный районный суд города Воронежа с иском к газете «Берег» и к автору статьи «Образование и халтура» профессору Ивану Суркову. В своей статье профессор Сурков подверг критике работу скандально нашумевшего на тот период времени ВЭПИ – Воронежского экономико-правового института, а также рассказал об «антироссийских, русофобских», по оценке автора, международных научных конференциях, организованных ректором ВЭПИ Юлием Золотовским и профессором Брониславом Табачниковым. Дословно опубликованный и опровергаемый фрагмент статьи звучал так: «Вызывает возмущение патриотической общественности организация Ю. Золотовским и завкафедрой института Б. Табачниковым антироссийских, русофобских конференций, причем международных. В прошлом году на такую конференцию пригласили антирусски настроенных западных украинцев и поляков, которые в своих докладах рьяно доказывали, что у русских нет будущего». Интересы газеты в процессе представлял Центрально-Черноземный Центр защиты прав СМИ. В итоге президиум Воронежского областного суда вынес решение, которым отказал Брониславу Табачникову в удовлетворении иска к Ивану Суркову и редакции газеты «Берег». Кстати, коллега Табачникова, бывший ректор Воронежского экономико-правового института Юлий Золотовский, как сообщали СМИ, в прошлом году был задержан в столице за торговлю высокопоставленными должностями. Против него было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

И еще один штрих. Огромный резонанс вызвала статья известного блоггера, публициста и политика Николая Старикова «Как в вузах России воспитывают патриотов. Патриотов США». Стариков пишет: «19 октября 2013 года профессор Табачников прочел студентам и старшеклассникам лекцию «Конституция США и становление конституционализма в России». О чем шла речь? Например, о том, что Конституция США – эффективная. Она разделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. А Конституция России – неэффективная. Она тоже разделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Но они, по словам профессора, систематически «сливаются в экстазе с президентом». Почему так происходит? В чем «экстаз с президентом»? Для молодежи так и осталось загадкой.

Еще пример. Конституция США – эффективная. В нее с 1787 года внесено всего 27 поправок. А Конституция России – неэффективная. Ей всего 20 лет, а количество внесенных поправок значительно больше, чем в США. Почему обязательно нужно, чтобы поправок было мало? Какие именно поправки заполонили российскую Конституцию? Слушатели снова остались в неведении.

Из лекции выходило, что любой стране для успешного развития необходима не просто конституция, а… Конституция США. Об отсутствии конституции в таких влиятельных странах, как Великобритания или Израиль, не упоминалось вообще. Как не упоминалась и Российская империя, которая в первой половине XIX века вместо конституционализма провозгласила другую государственную доктрину. Ее формула – «Православие, самодержавие, народность». Не говоря уже о Московском царстве с его государственной доктриной «Москва – Третий Рим», сформулированной митрополитом Зосимой в 1492 году. Америку к тому времени даже не открыли».

«А нужны ли российским вузам такие преподаватели и такие деканы?» – задается вопросом автор. И продолжает: «Может быть, пора отправлять их на экспорт, в страну, которая является их духовной родиной? И пусть там живут. Отчего все либералы такие мазохисты? Знают, как хорошо в США и как плохо, с их точки зрения, в России, но упорно продолжают жить здесь. Я уверен, что народ России хочет, чтобы в высших заведениях страны воспитывали патриотов. Но только не патриотов США…»

Из комментариев к статье, где цитируется и сам Табачников, становится известно, что Бронислав Яковлевич несколько раз преподавал в США, к примеру, в штате Вермонт в колледже Сент-Майкл. А первый раз в США он приехал по приглашению Мормонского университета, расположенного неподалеку от города Солт-Лейк-Сити. Хорошо принимали его и в Польше. В одном из комментариев к статье Старикова говорится: «Бронислав Табачников как историк специализируется именно на истории США, очевидно, и диссертация на ту же тему. Дочь кандидата наук в 90-е уехала в США, замужем за небедным американцем. Его внуки – стопроцентные американцы. Чего бы не расхваливать образ жизни и Конституцию США». Если все изложенное, правда, то во главе воронежской культуры мы имеем не просто видного деятеля еврейской диаспоры, а представителя проамериканского лобби.

Перейдем к итогам. Конечно, я совсем не утверждаю, что ситуация с культурой в нашем регионе закончится воронежским майданом и антимайданом. Более всего мне хочется убедить своих коллег по воронежскому «Культурному фронту» и сочувствующих нам. Воронежу не повезло. Всероссийский тренд в культурной политике в нашем регионе оборачивается своей противоположностью. В Воронежской области нет влиятельной силы, которая могла бы исправить перекос культурной политики не в нашу, русскую сторону. Облдума ручная. Реготделение «Народного фронта – за Россию» никак себя не проявило. Все партии скорее торгуются, чем составляют настоящую оппозицию. Только своей активностью и бескомпромиссностью мы сможем повлиять на губернатора Алексея Гордеева, или его супругу Татьяну, которая, как говорят, ментально более близкая к россиянам, чем к русским. Только массовый протест против дерусификации воронежской культуры может отодвинуть наступление евророссиян. Поэтому давайте объединяться и действовать. 

Святослав Иванов (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"