На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Отзывчивости нашей торжество

К 210– летию со дня рождения Михаила Глинки

Это поэт Николай Рыленков, земляк композитора, назвал Михаила Глинку торжеством русской отзывчивости. В творчестве которого есть и простой напев русской деревенской песни, и «мазурки гром», и «радостные всплески» испанской пляски. По его убеждению Глинка творил, «прислушиваясь к музыке вселенной».

В лице Михаила Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. Его наследниками являются все крупные композиторы 19 века. «Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», – сказал о нем известный русский критик В. Стасов. Творчество Глинки и по сегодняшний день воздействует не только на отечественную музыкальную культуру, оно не перестает быть притяжением для музыкантов всего мира.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был шляхтичем. После потери Польшей Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие.

Главные впечатления детства, проведенного в смоленской деревне, в обстановке помещичьего усадебного быта, русские песни. А также крепостной оркестр дяди, жившего в родовом имении Шмаково. Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 года.

Годы учения Михаила Ивановича в Петербурге (1818-1822 гг.) прошли в Благородном пансионе, одном из лучших учебных заведений России, где преподавали блестящие умы того времени А. Куницын, К. Арсеньев, А. Галич. А воспитателем был будущий декабрист и друг А. Пушкина В. Кюхельбекер. Учеба протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров. Позднее, после разгрома восстания декабристов Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В годы учения Михаил часто посещал театр, знакомился с операми В. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини, брал уроки игры на скрипке, фортепиано. Посещал музыкальные вечера, музицировал в четыре руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 году появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

 Молодой композитор изучал оперную и симфоническую музыкальную литературу, работал с домашним оркестром семьи в качестве дирижера (в Новоспасском). Большое влияние на Глинку оказала русская литература и непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем.

 В 1830-34 гг. М. И. Глинка познакомился с музыкальной жизнью крупнейших центров Европы. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, С. Монюшко. Глинка серьезно учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Весной 1834 года Глинка вернулся на родину и приступил к сочинению задуманной оперы. Вдали от родины, он в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу».

Сюжет оперы был предложен В. Жуковским – подвиг русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради родины. За основу была взята поэма «Иван Сусанин» из сборника «Думы» поэта-декабриста К. Рылеева. Автор либретто, придворный поэт Г. Розен, придал тексту монархическую окраску. К новой опере проявил внимание сам Николай I. Так появилось новое название оперы – «Жизнь за царя». В некоторых эпизодах Глинке удалось изменить текст Розена, приблизить его к авторской концепции.

Премьера оперы была воспринята деятелями русской культуры как большое событие. Высоко оценили оперу русские, а позже и зарубежные критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал :

Пой в восторге русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися Русь! Наш Глинка -

Уж не Глинка, уж не Глинка, а фарфор!

Дата премьеры – 27 ноября 1836 года – стала днем рождения национальной классической оперы. Глинка создал народную героическую трагедию, в корне отличную от популярного в то время жанра большой оперы. Одоевский писал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки». «Это более, чем опера, это национальная эпопея», – писал в 1840 году французский критик А. Мериме.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила». Мешали этой работе неудачная женитьба, завершившаяся разводом, отнимавшая много сил служба в Придворной певческой капелле. Сильным ударом стала трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением. Мешала бытовая неустроенность. Но работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом».

 Около шести лет работал Глинка над второй оперой – «Руслан и Людмила». Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало огорчений. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Высокую оценку она получила в статьях В. Одоевского, О. Сенковского, Ф. Кони. Музыкой её восхищались Ф. Лист и Г. Берлиоз. Причины сложного отношения к опере заключаются в новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее сказочно-эпический оперный театр. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму». Солнечная музыка перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк ; «Там русский дух, там Русью пахнет». С 1846 г. опера сошла с петербургской сцены и после нескольких представлений в Москве надолго прекратила свою сценическую жизнь.

Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испания вдохновила Глинку. Он создал две симфонические пьесы: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Одновременно с ними появилась знаменитая «Камаринская», гениальное «русское скерцо» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, ведет свое начало русская симфоническая музыка. Позднее Чайковский отмечал, что «настоящая русская симфоническая школа» вся в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

Расцвет реалистических принципов «натуральной школы» повлияли на замыслы композитора. В начале 50-х гг. он задумывает программную симфонию «Тарас Бульба» (на сюжет повести Гоголя), в 1855 – оперу-драму из народного быта «Двумужница» (по одноименной драме А. Шаховского).
Весной 1856 года Глинка уехал в Берлин. Он был увлечен созданием оригинальной системы русского контрапункта. Но 3 (15) февраля 1857 года Михаил Глинка скончался в Берлине, в мае того же года его прах был перезахоронен в Петербурге в Александро – Невской лавре. Его музыкальные замыслы, впоследствии получили развитие в творчестве С. Танеева, С. Рахманинова и других известных русских композиторов.

 Первый памятник композитору в России открылся в Смоленске 20 мая (1 июня) 1885 года. На высоком пьедестале с короткой надписью «Глинке – Россия. 1885 год» возвышается бронзовая фигура композитора с дирижерской палочкой в руке. 27 мая 1982 г. был торжественно открыт Дом-музей М. И. Глинки в Новоспасском.

Любопытно, что бюст Михаилу Глинке в 1910 году был установлен и освящён в Киеве, перед зданием музыкальной школы Русского музыкального общества в начале улицы Прорезной. В 1955 году памятник был перенесён в парк Мариинского дворца, ныне резиденция украинских президентов. Дело в том, что Михаил Иванович имеет прямое отношение и к первой украинской опере. В своё время, в качестве капельмейстера придворной императорской капеллы будучи в столице Малороссии Глинка не мог не заметить талантливого молодого священника из черкасского села Городище, который пел в митрополичьем (самом престижном) хоре Киева первой половины XIX века. Грядущую звезду оперной сцены звали Семен Гулак-Артемовский. Так началась удивительная история восхождения к славе лучшего баритона тех лет.

Благодаря поддержке Глинки, Гулак-Артемовский завершил музыкальное образование в Европе. А затем поступил в оперную труппу императорских театров и свыше двух десятилетий занимал положение одного из ведущих певцов русского музыкального театра. В 1852 году в свой бенефис Артемовский поставил собственный водевиль «Ночь накануне Иванова дня». А потом он написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем» — вещь, любимая народом на огромных просторах бывшего СНГ

Сюжет «Запорожца за Дунаем» подсказал историк Николай Костомаров. Либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир — все это написал сам Артемовский. Умер Семен Степанович в 60 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его судьба – не только успешный менеджерский проект Михаила Глинки, но и ещё одно доказательство русской отзывчивости. 

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"