На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Останется ли Россия без Абалдуевки?

В каких деяниях Дмитрий Медведев с Петром I сравнялся

По черноземным меркам, и район, и поселение, где разворачивалась эта драма с переименованием, совсем небольшие. В Перемышльском районе Калужской области всего-то проживает 13 540 жителей. Зато поселений целых 16. И есть среди них такие названия, что невольно поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вспоминается. К примеру, сельское поселение «Деревня Большие Козлы» соседствует с муниципальным образованием «Деревня Погореловка». Воспевший эти места Вячеслав Бучарский пишет: «По карте местоположение муниципального образования «Перемышльский район» – на востоке области. Восток и восторг – близкие по звуковому устройству слова в русском языке. Восход солнца на востоке неба дарит восторг земледельцу. Стало быть, восточный край земли самый красивый. Так и есть в земле Калужской: ее Перемышльский край – восторженно-красивый!»

В сказочном этом краю, в поселении «Село Борищево», на сегодняшний день проживает всего 248 человек. В составе поселения две деревни и само Борищево. Последнее знаменито тем, что здесь родился полярный исследователь Семен Иванович Челюскин. Село, как известно, в России приобретало свой статус вместе с освящением храма. Местные краеведы нашли клировую ведомость церкви села Борищево Перемышльского уезда за 1916 год. Приход Борищевского храма во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских (ныне пребываемого в руинах) состоял из одного села и семи деревень. В состав прихода входила в том числе и деревня Абалдуевка на реке Выссе. Свое название деревня получила по фамилии помещика Абалдуева, которому когда-то и принадлежала. Согласно архивным документам в 1914 году, накануне Первой мировой войны, в Абалдуевке проживало 106 мужчин и 115 женщин. А уже в 1916-м – 58 мужчин и 69 женщин. С названием деревни есть путаница. В списке населенных пунктов за 1859 год упоминается деревня владельческая Абалдаевка (Болдовка). На знаменитой карте Шуберта 1867 года обозначена как Болдовка. А вот в списке 1914 года опять упоминается как деревня Абалдуевка.

Село опустело к 60-м годам прошлого века. И в 1961 году решением сельсовета Абалдуевка была исключена из списка населенных пунктов. Правда при оформлении протокола секретарь сельсовета ошиблась и записала название через о – АбОлдуевка. Но, поскольку и на современных картах еще значится поселок Абалдуевка, правильное название деревни не потерялось. Уж больно оно запоминающееся. Согласитесь, Абалдуевка название редкое даже для России, в которой до сих пор каких только названий не встретишь.

Кстати, попытку убрать неприличные названия с географических карт предприняли еще большевики. Они, как и нынешние либералы, думали, что если Посконовку назовешь Лучезарной, то коммунизм наступит послезавтра. При советской власти деревню Ибаково в Мордовии переименовали в Нагорную, Пиздютки в Подмосковье – в Радугу, Польское Сучкино в Нижегородской области – в Липовку, а Херовку в Смоленской области – в Красную Пристань. Однако до сих пор в Подмосковье стоят села Бухловка, Пьянкино и Суково, в Тверской области – Большое и Малое Лохово, в Белгородской – Муходоево, в Ивановской – Писькино. По словам замдекана исторического факультета МГУ Алексея Власова, только в средней полосе России более 120 населенных пунктов с неблагозвучными названиями: «Иногда это прозвища, которые давались особой личности, а порой жители соседних деревень так сводили счеты друг с другом». 

Однозначного решения, что делать с такими названиями, нет. Психологи утверждают, что эмоционально-поведенческий статус человека напрямую связан с названием места, в котором этот человек проживает. По их мнению, люди, живущие в селе с неблагозвучным названием, якобы, подсознательно испытывают чувство глубокого дискомфорта.

И хотя в законе «О наименованиях географических объектов» не сказано ни слова о неблагозвучии, переименование по инициативе жителей вполне возможно. Но надо иметь в виду, что вслед за этим придется вносить изменения во все адреса, карты, справочники, менять таблички на домах. Юридические лица, находящиеся в переименованной местности, должны сменить печати. Кроме того, любое переименование влечет бюджетные расходы, а после переименования и самим жителям придется менять прописку за свой счет. Проблемы могут возникнуть со свидетельством о собственности на квартиру и кадастровым планом. 

Бюрократические препоны важный аргумент против переименования. Но есть и другие. Большинство названий были даны в XVI-XVII веках, когда «наши предки не стремились к благозвучию», считает писатель, преподаватель истфака МГУ Дмитрий Володихин. «К населенным пунктам, как к человеку, какая кличка прилепилась, такая и осталась», – указывает Володихин. По его мнению, менять такие названия – «ханжество», потому что «в них видна национальная психология».

К тому же, многие неблагозвучные названия раньше имели другой смысл. «Зараза», к примеру, означала «красавица». Все зависит от точки зрения на это самое неблагозвучие. Можно оскорбляться и испытывать «чувство глубокого дискомфорта». А можно сделать его брендом и весело продавать туристам. Вот, к примеру, прозвище «тверские козлы» жители одноименной губернии обрели еще в первой половине XIX века. По одной версии, за то, что делали крепкую обувь из козлиной кожи. По другой – что продали крупную партию обуви армии Наполеона, и Александр I, узнав об этом, воскликнул: «Вот козлы!» После этого про тверичан стали говорить: «В Твери народ хитрый: если нужно, козла писаным пряником на колокольню заманят». Обидное прозвище «тверской козел» упоминается у Гиляровского в книге «Москва и москвичи».

Все это, конечно, знал историк из Твери Владимир Лавренов, когда начал собирать в 2006-м году разные материалы на козлиную тему. А уже в 2008 году он, поначалу на окраине Твери, открыл единственный в своем роде Музей Козла, и увлечение историка вылилось в научно-забавное козловедение. Сейчас в музее около 4000 экспонатов из 40 стран мира. Музей Козла в Твери один из самых посещаемых. Секрет в том, как пишут на своем сайте основатели музея: «У нас за козла – не ответишь!»

А теперь вернемся в Абалдуевку. Согласно нашим интеренет-изысканиям в начале ХХ века в России существовало три Абалдуевки. До середины прошлого века продержалась Абалдуевка в Пензенской области – ныне село Залесное Каменского района. По данным историка М.С. Полубоярова, заселена в 1710-1717 годах  помещиком И. Обалдуевым в составе Завального стана Пензенского уезда. В 1931-1939 годах – центр Абалдуевского сельсовета. Переименовано решением Пензенского облисполкома от 20.02.1952 г. в связи с «неблагозвучностью» старого названия. В мотивации ходатайства назвать село Залесным говорится: «Так как данное село по отношению к городу Каменка находится за лесом». Решение о переименовании подтверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.06.1952 г.

 Еще дольше, до 11.08.1967 г., носила название Абалдуевка по фамилии помещицы, землевладелицы Абалдуевой, деревня Приозерная в Татарстане, в составе Ерыклинского сельского поселения Алексеевского района. Поселение на реке Малый Черемшан основано в XVIII веке, по-видимому, тоже переименовано по тем же причинам.

Калужская Абалдуевка, как мы рассказали, просто исчезла из перечня населенных пунктов. Но, как оказалась, не умерла, а все это время спала летаргическим сном. Примерно в начале нового века жители стали возвращаться на свою малую родину, где уцелело пять домов. Земля здесь благодатная, чернозем. Рядом лес и река, родники. Выезжать, правда, в распутицу трудно, около двух километров дорога без твердого покрытия. На сегодняшний день постоянно в деревне живет семья Рыжовых. В хозяйстве у них 50 кур, 4 козы и 4 редких муарда (кто не знает про эту диковинуспросите у Яндекса). Кроме Рыжовых еще  семь человек приезжает на лето. И совсем недавно еще три семьи выразили желание жить и работать на этой земле. Они  оформляют разрешительные документы. Как говорят, к Абалдуевкепроявляют интерес и вездесущие москвичи.

В 2014 году к Новому году стараниями Любови Семеновны Рыжовой, побывавшей на приеме у федерального инспектора, после того как поделилась своей нуждой на прямой линии с президентом, в Абалдуевку пришло электричество.

А перед этим они с мужем при поддержке остальных сезонных жителей начали хлопотать, чтобы вернуть безымянной деревне имя и узаконить ее статус населенного пункта. После этого у местной администрации появляется возможность финансировать мероприятия по благоустройству деревни, строительству коммуникаций, зимней расчистке дорог, а жители, в свою очередь, без проблем смогут оформлять правоустанавливающие документы на имеющиеся объекты недвижимости.

Предложение о наименовании и образовании населенного пункта проходит длинную процедуру. Окончательное решение принимает председатель правительства. Как рассказала нам главный специалист комитета по местному самоуправлению Калужского заксобрания Марианна Суконина, московская комиссия вначале завернула название Абалдуевка. Вторично было предложено Аболдуевка. Но вот теперь и оно не прошло. Об этом сообщил 26 октября на заседании правительства Калужской области губернатор Анатолий Артамонов. Говорят, сам премьер позвонил в Калугу. И 26 октября на заседании правительства Калужской области губернатор по поводу Аболдуевки заявил: «Дмитрий Анатольевич категорически не хочет подписывать этот документ. И правильно делает». Оно и понятно, губернатору с премьером ссориться не резон. Жителей уже уговорили согласиться на название Родники, которых в России около сорока. Но глава Борищевского сельсовета Надежда Пикина недоумевает, чем так их Абалдуевка в Москве не понравилась. «Есть в России и почуднее названия», – говорит она. А Любовь Семеновна Рыжова говорит, что она хоть и дала предварительное согласие на Родники, а теперь жалеет. По её словам её муж уже и зарегистрировался в Абалдуевке. То есть  прописан в пока несуществующей деревне. Кто ж знал, что Москва завернет с таким трудом подготовленные документы?  Пока она ничего не подписывала и после совета с внуками намерена бороться за Абалдуевку. Именно отсюда ушло на фронт 76 уроженцев деревни и вернулось только трое. В том числе и отец мужа Петр Федорович Рыжов с орденом Красной Звезды на груди. Как же после этого название деревни менять?

Дмитрий Анатольевич, конечно, известный либерал. Возможно, он и первый раз самолично завернул Абалдуевку. А теперь, когда ему Аболдуевку «подсунули», счел себя оскорбленным. Но людям, которым жить на этой земле, разве не виднее? И кто вправе отнять у них память? Тем более, что русские люди с фамилией Абалдуев живут себе и здравствуют.

Официальна калужская пресса, понятное дело, доложила, что вскоре Абалдуевка станет Родниками. И вопрос полюбовно уже решен. А вот в комментариях в публикации калужане высказались,  что на самом деле они думают по поводу этой драмы с наименованием. Цитируем наиболее интересные и острые высказывания.

Ljcdblfymz: «Он (Медведев – Ред.)  что, там родился? КОШКА ФРО: « Он там планирует умереть. Не иначе, он приберег это говорящее название для переименования страны…» Robinzon Kruzo: «Этот поступок Медведева - показатель отношения нынешней власти к истории России». Алексей Хохлов: « Дмитрий Анатольевич почему-то всё принимает на свой счёт».  Игорь Цесарев: «Жители деревни, а нахрена вам какой-то там торговец энергосберегающими лампочками?  Пусть он занимается тем, что умеет : занимается передвиганием времени, глядишь, со временем, и изменением климата займется. Называйте свою деревню как хотите. Сделайте табличку на трассе, перед въездом в деревню, обозначьте километраж до ближайшего населенного пункта, и через год-другой желаемое вами название приживется, а лет через 10 и на карту его внесут. Не верите?» Гарольд Петрович: «Вспомнил, что у нас в армии был воинский начальник по фамилии Гена Аболдуев. Скорее всего, из той самой деревни. Человек он был добрый и непосредственный, отходчивый и не помнил зла. Был заботливым многодетным отцом. Любил сажать огород и ходить по грибы-ягоды, сам лично копал картошку и пёк её на костре. Подчинённые его очень любили. Если прочитает, дай Б-г ему здоровья». Николай Поляк-Брагинский: «Какой смысл его спрашивать, когда есть решение жителей? Зачем правительству лезть в устройство туалета на даче кого либо?»

Последний оратор возможно и неправ. Если речь идет о географии страны правительство должно контролировать процесс наименований. Но в данном случае вопрос не из области географии.  Тут скорее надо чувствовать, а не понимать. И даже наукообразные цитаты из национальной психологии мало что скажут. Давайте вспомним,  сколько попыток сделано было и делалось чтобы изменить русское своеобразие? До сих пор на полном серьезе, к примеру, некоторые утверждают, что большая ошибка наша в том, что мы приняли Православие. Остались бы, мол, в лоне католической церкви и жили бы как европейцы. Наше смирение, наше юродство, наше равнодушие ко всему внешнему,  кого-то только не раздражает. Помню, во времена чеченских войн мне принесли текст, где русским на полном серьезе предлагали избавиться от неблагозвучных фамилий.

Попытки  подрихтовать культуру и историю России были и будут. Но главный герой  русских сказок был и остается Иван Дурак. И пока он чудесным образом оборачивается Добрым Молодцем, до тех пора и жива будет Россия. Ведь некогда Петр I в числе других нецерковных имен полностью запретил употребление старинного имени Балда, от которого собственно и происходят фамилии Обалдуев и результат акающего произношения - Абалдуев.  Но Балда все равно живет до сих пор своей жизнью, в том числе и благодаря сказке Пушкина. Вспомните скольк раз мы скорее любя, чем из раздражения называем самых близких своих людей? Так, может, не стоит изводить в России последнюю Абалдуевку. Без нее Россия что-то невозвратно потеряет. Потеряет то, что и делает ее неповторимой и любимой нами. Только вот как в этом убедить Дмитрия Анатольевича? 

Святослав Иванов (г. Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"