На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Песни и молитвы Георгия Свиридова

К 100-летию великого национального мастера

По признанию современников Свиридов совершил в свое время подлинный переворот в отношении общества и культуры к народному творчеству. В его музыкальном мире есть живое ощущение того глубоко залегающего фундамента, которым являются древнее искусство церковного пения, знаменный распев, колокольные звоны. Свиридов был первым, едва ли не единственным, кто вернулся к этой мощной традиции в XX веке. В этой традиции — основа эпического и “предвечного” характера свиридовского художественного мира, его аскетической простоты, истовости и устойчивости, которые противо­стоят, пресловутому “игровому отношению к жизни”, каким соблазняются и соблазняют людей многие таланты. Вот почему Свиридову принадлежит великая заслуга: он олицетворил в себе, он создал целое направление, вернувшее современной русской музыке ее роль органа национального самосознания. В своем творчестве он воспевал «народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования». Сам он свою задачу понимал так: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

 

Основные вехи жизни

 

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец в гражданскую воевал на стороне большевиков и погиб, когда Георгию было четыре года. Воспитывался в традиционной патриархальной семье, вспоминал, как бабушка водила его в церковь. В 1924 году, когда Георгию было девять лет, семья переехала в Курск. Здесь началось его страстное увлечение литературой. Но постепенно на первое место стала выдвигаться музыка. Еще в школе Свиридов учился играть на балалайке. Подбирал на слух мелодию и показал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в Курской музыкальной школе в фортепианном классе В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.

В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано в Центральном музыкальном техникуме, который окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской консерватории. В 1937 году принят в Союз композиторов СССР. В 1941 году, сразу после окончания консерватории, Свиридов был мобилизован, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980).Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов» . Свиридов один из основателей Петровской академии наук и искусств . В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

На разных полюсах с учителем

 

Уже за три года композиторских занятий в техникуме Свиридов сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Некоторые получили широкую известность. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано.

Но среди произведений тех лет совершенно особое место занял вокальный цикл из шести романсов на слова Пушкина, созданный в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Романсы эти быстро приобрели популярность. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.

В 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию в класс композиции Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда — Шостаковича. С Шостаковичем у Свиридова были сложные отношения. Его сочинение «Слободская лирика» не понравилось Дмитрию Дмитриевичу, он высказал свое мнение в резких тонах, и Свиридов ушел из консерваторского класса Шостаковича. Но их первая размолвка длилась недолго. Во время войны они опять сблизились и долгие годы, примерно до начала 70-х, оставались в доверительных отношениях. В 1948-м Свиридов был объявлен формалистом, пять лет его музыка не исполнялась. Все эти годы Шостакович поддерживал Свиридова, как мог, а после смерти Сталина много сделал, чтобы был снят запрет на исполнение музыки ученика. Как позже заметил племянник Свиридова и издатель его дневников Александр Белоненко, у учителя и ученика были разные взгляды, и это шире чем «прав – виноват, за – против». Шостакович впитывал в себя с детских лет столичную культуру. Свиридов же — едва ли не единственный из выдающихся русских композиторов — выходец из крестьян, родился в провинции. Поэтому ему так близок был Есенин. У Шостаковича — традиционный либерально-интеллигентский , польский взгляд на Россию: задрипанный мужичонка, каторга, карикатурный поп. Свиридов написал вокальный цикл «У меня отец крестьянин» и кантату «Лапотный мужик». То есть, они находились на разных полюсах. Шостакович заканчивает свое творчество замечательной 15-й симфонией, ее финал — уход в небытие, в замогильную тишину вечности. Завещание Свиридова — хоровой цикл «Песнопения и молитвы». И тут — тоже дистанция огромного размера.

Еще студенческие годы Свиридов сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. И хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.

Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

 В военное время и молодой композитор написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Создал оперетту «Раскинулось море широко» — первую музыкальную комедию героического содержания. Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.

В начале 50-х годов создается еще одна оперетта — «За Нарвской заставой» , сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров, крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Основное же внимание и творческие силы Свиридов отдает теперь жанрам вокальной музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей его в эти годы вокально-симфонической. Появляются вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе С. Маршака», вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» на слова С. Есенина, «Петербургские песни» на слова А. Блока. А в области вокально-симфонической музыки — оратория «Декабристы» на стихи А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского, «Курские песни» на народные тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

 С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. В пору работы над музыкой на тексты Есенина (1956) Свиридов оставляет Ленинград и переезжает в Москву. Творческий путь Свиридова 50—60-х годов пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», которые были завершены автором в 1963 году. Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству.

 

Первопричина духовного сознания

 

В 1960-е годы у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» на слова А. Блока. В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет. В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.

Переходом в сферу духовной музыки стал для Свиридова 1973 год. Для спектакля «Царь Федор Иоаннович», поставленного в Малом театре Борисом Равенских по пьесе Алексея Толстого, со Смоктуновским в главной роли, Георгий Васильевич написал три духовных хора. В 1988 году по поводу выхода в свет книги Валентина Непомнящего “Поэзия и судьба”, Свиридов писал автору: « Книга Ваша прямо указует главное в поэте — первопричину его духовного сознания — Христа, соединение Высшей Мудрости с наивностью ребенка. Близка мне и мысль о таинственности мира, которую и не надо пытаться разгадывать, а следует принять целиком».

К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и другие сочинения . В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии». Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».

Болезнь и смерть застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова.

 

Выражать или служить?

 

После смерти Свиридова были изданы его дневники, которые он вел долгие годы. Которые, в буквальном смысле взорвали читающую Москву. Кроме безжалостных характеристик деятелей культуры ХХ века, в том числе своих современников, особенно досталось от Свиридова людям с еврейскими фамилиями, в книге есть глубокие и выстраданные мысли автора. Вот, к примеру, его мысли о культуре: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое».

О двух типах художников: «Первый тип – А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов – поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь. …если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художника – прислуга. Такой поэт или художник СЛУЖИТ силе. стоящей над народом и, как правило, чужеродной силе. Под видом национального беспристрастия, "интернационализма", в его, главным образом, американском понимании, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом. Примеров этого – много».

В тетрадях 1982-83г. Георгий Свиридов с горечью констатировал: "Нации русской больше нет". А в 1988 – во время перестройки записал: "Народ русский... почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию". У Свиридова теплилась надежда, что русский народ возьмётся за ум и стряхнёт с себя рабство и жирных пауков, т.н. "прорабов перестройки". Иначе, предупреждал он, русский народ "останется униженным рабом и будет истреблён, что может произойти гораздо быстрее, чем мы думаем".

…Кстати сказать, Курск в последние годы стал своеобразной столицей свиридовского творчества. Здесь ему поставлен памятник, работы знаменитого Вячеслава Клыкова. Курский музыкальный колледж проводит ежегодные Свиридовские чтения и по их результатам издает сборники. В Курске проходит и Международный конкурс камерного пения имени Свиридова. 

Подготовил Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"