На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Источник национальной силы,

или За что мстят Алексею Суворину?

В Калуге увековечили память писательницы Евгении Тур. В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие министр внутренней политики и массовых коммуникаций области Олег Калугин и заместитель министра культуры и туризма области Виталий Бессонов. Событие приурочено к 200-летию со дня её рождения Евгении Тур.

 

Издавала газету «Русская речь»

 

Идею калужских краеведов об увековечении памяти известной в России и за её пределами писательницы поддержали в областном отделении «Российского Фонда Мира». Памятный знак размещен в Калуге на доме 24/50 по улице Космонавта Комарова, где проживала в 80-х годах XIX века графиня Елизавета Салиас де Турнемир, писавшая под псевдонимом Евгения Тур. В настоящее время здесь находится Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной автомагистрали «Москва – Бобруйск». Часть здания является памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством.

Приветствуя участников памятного события, Олег Калугин подчеркнул его значимость для калужан в Год литературы, объявленный Указом Президента РФ в 2015-ом году. «Этот дом претерпел серьезные изменения. Но он хранит в своем облике ауру ушедшего времени, связанного с именем и творчеством замечательной писательницы, жившей здесь и так много сделавшей для отечественной литературы и культуры», – сказал министр.

В этот же день в конференц-зале ФКУ «Управление автомобильной автомагистрали «Москва – Бобруйск» состоялось заседание круглого стола по теме «Год литературы и 200-летие со дня рождения Евгении Тур», в котором приняли участие калужские краеведы, лингвисты, работники архивов.

Напомним, Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир (псевдоним Евгения Тур) родилась 12 августа 1815 года в Москве, в дворянской семье Сухово-Кобылиных. Она – родная сестра Александра Васильевича Сухово-Кобылина, драматурга, автора сценической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Евгения Тур также вела творческую деятельность – писала повести и романы, в том числе для детей и юношества. В 1861-1862 гг. Евгения Тур издавала газету «Русская речь». Именно последнее обстоятельство и роднит это имя с уроженцем Воронежской губернии, знаменитым издателем и журналистом, общественным деятелем Алексеем Сергеевичем Сувориным.

 

По рекомендации Де-Пуле

 

Родившись в семье солдата Отечественной войны 1812 года, выслужившегося до капитана, дававшего в те годы дворянство, Алескей Сергеевич воистину сам сделал себя. В одном из своих "Маленьких писем", он признавался что "до 14 лет <...> не читал ни одной детской книжки и не знал об их существовании. До 14 лет <...> не имел понятия о том, что такое театр. Пушкин мне попался в руки, когда мне было 15 лет. О газете и журнале я узнал гораздо позже". Но поступив в ноябре 1845 в открывшийся в Воронеже Михайловский кадетский корпус за шесть лет учебы из крестьянского мальчика он превратился в образованного, подающего надежды юношу. А далее он «подал прошение, что желаю выйти в статские по болезни. Меня выпустили колежским регистратором”. Выдержав в начале 1856 года экзамен на звание учителя истории и географии, он стал преподавателем того самого Бобровского училища, в котором в свое время учился сам.

В Боброве Суворин женился и вскоре дебютировал в печати переводом стихотворений Беранже "Роза" и "Клара", опубликованных в петербургском журнале "Ваза" (1858), затем последовал перевод из Шенье в "Московском вестнике" и оригинальные статьи в "Весельчаке" и "Русском дневнике".

Первая жена Суворина, Анна Ивановна дочь купца 3-й гильдии, не принесла большого приданого. Неприкрытая бедность сопутствовала Суворину вплоть до переезда в Петербург. В мае 1859 Суворины с двумя детьми перебрались в Воронеж, где Алесей Сергеевич стал преподавать в уездном училище. И стал своим в кружке, группировавшемся вокруг литератора и издателя Михаила Федоровича Де-Пуле. Близко сошелся с поэтом Никитиным и почти ежедневно просиживал часами в его книжной лавке. Плодом сотрудничества членов кружка стал альманах "Воронежская беседа на 1861 год", в котором Суворин поместил рассказы "Гарибальди" и "Черничка". Первый из них имел успех у публики, благодаря публичному чтению его артистом Малого театра Провом Садовским. Де-Пуле через своих московских друзей рекомендовал Суворина издательнице газеты "Русская речь" Елизавете Васильевне Салиас де Турнемир. Корреспонденции Суворина ей настолько понравились, что она предложила ему место секретаря редакции и "сотрудничество по критической части". ("Русская речь" выходила два раза в неделю с января 1861).

Переехав в Москву, Суворин оказался в центре литературной жизни второй столицы. Не располагая сколько-нибудь значительными средствами, издательница "Русской речи" принимала весьма широкий круг литераторов.

Еще будучи сотрудником "Русской речи", Суворин печатался в газете "Современное слово", "Современнике", «Отечественных записках» А. А. Краевского, журнале братьев Достоевских «Время». И даже в журнале "Ясная Поляна" Л. Н. Толстого. Имя его получило некоторую известность в литературных кругах. Таким образом, получается , что именно Евгения Тур что называется, ввела Алексея Суворина в большую литературу и столичную журналистику.

Затем по приглашению Корша он переезжает в Петербург. Сотрудничество Суворина в "Санкт – Петербургских ведомостях" продолжалось двенадцать лет, с 1863 по 1874. Именно здесь взошла звезда Незнакомца, блестящего автора, которым зачитывалась вся Россия… Затем было свое дело, газета «Новое время», типография и издательство, театр, контрагентство по распространению печати. Восхождение на самую вершину русской литературы, журналистики и политики.

 

За что мстите?

 

Но спустя сто лет со дня смерти, имя Суворина если не совсем забыто, то не получает должного внимания со стороны потомков. Автор статьи «Что с нашей памятью?» Леонид Дружинин в журнале «Конкуренция и рынок» задается вопросом: «В забвении творчества А.С. Суворина можно разглядеть изощренную месть. За что мстят А.С. Суворину?» «Зайдя в любой российский книжный магазин, вы обнаружите там несколько книг о Наполеоне и его похождениях, а о Суворине – ни одной! В год русской истории никто из писателей не получил грант на написание биографии человека, бившегося на страницах газет и книг за развитие Русской Цивилизации. Как-то странно это, не так ли?», – пишет автор. И призывает:

«Откройте для себя… публициста А.С. Суворина и убедитесь, насколько незамутнен этот источник национальной силы, столь необходимый России в XXI в. Читая Суворина, вы не разочаруетесь в России и наверняка встанете в ряды тех, кто сейчас созидает величие нашего Отечества».

Много странностей связано с именем Суворина. Именно так. Мы-то знаем. Еще недавно воронежский губернатор предлагал руководителю Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко поставить памятник издателю в городе на Неве. И последний пообещал рассмотреть это предложение. Но у себя в губернии, Алексей Васильевич, почему-то отказался присвоить имя Суворину областному училищу культуры. Хочется спросить у его советников, в том числе и Александра Акиньшина. За что вы мстите Суворину?

А вот в Петербурге памятник Суворину все-таки поставили. Как сообщил все тот же Леонид Дружинин работы по реставрации памятника А.С. Суворину на Никольском кладбище, велись Сергеем Радванецким, президентом Союза полиграфистов Санкт-Петербурга при поддержке предпринимателей, которые неравнодушны к русской истории. По итогам этой работы на сайте типографии «Премиум-пресс», которая располагается в Санкт Петербурге появилась заметка, которую мы публикуем ниже.

 

Восстановление могилы А.С. Суворина

 

«В сердце моем навсегда сохранится благодарная память об этом выдающемся общественном деятеле и добром, прекрасном человеке. Без сомнения, он дождется беспристрастной оценки…»

С.Н. Шубинский «Памяти А.С. Суворина»

 

Алексей Сергеевич Суворин скончался в ночь на 11 августа 1912 года в возрасте 78 лет, после продолжительной болезни, смерть его стала настоящей трагедией для современников. Б.Б. Глинский, известный русский писатель и публицист, ставший издателем «Исторического вестника» после Суворина и постаравшийся сохранить традиции основателя журнала, в своем биографическом очерке о Суворине написал: «Весть об этой кончине, хотя и не явившаяся неожиданностью для широких кругов русского общества, произвела, однако, и на друзей, и на врагов покойного глубокое впечатление. Все поняли, что отошел в вечность крупный исторический человек, с именем которого тесно связаны были многие и многие страницы отечественной жизни».

Похороны состоялись 14 августа, на отпевании в Александро-Невской лавре присутствовали многие видные деятели того времени. Как становится известно из упомянутого выше биографического очерка, сразу после смерти знаменитого издателя на его могиле на Никольском кладбище «на фоне голубого неба, утопая в зелени и цветах, возвысился новый белый могильный крест, на котором было начертано историческое имя: «Алексей Сергеевич Суворин». Позже крест заменили на величественный памятник в виде портала, выполненный из гранита и мрамора. Такая форма надгробия появилась в 1850-е года и предназначалась специально для портретного бюста: портал в виде сени с задней глухой стенкой. В расположенной по центру нише находился бюст Суворина работы скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама, выполненный им еще в 1891 году. Примечательно, что бюст не только был выполнен еще при жизни Алексея Сергеевича, но и заказан им самим.

Здесь стоит сказать несколько слов о личности самого скульптора. Бернштам родился в Риге в 1859 году. Учился он в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств вольнослушателем. Уже в 1883 году Бернштам приобрел известность, как скульптор-портретист. В 1885 году Леопольд Бернштам переехал в Париж. Во Франции он стал известным скульптором, создав бюсты многих выдающихся людей Франции. Именно во время одного из своих путешествий в Париж Суворин и заказал скульптору свой погрудный портрет. Результат работы Суворину безусловно понравился, так как позже он даже посоветовал Бернштама Толстому. Известно так же, что позже, в 1892 году, на столе у Чехова стояла копия этого бюста.

В период между 1930-ми и 1950-ми годы бюст был перенесен в Музей городской скульптуры. Выполнен он из бронзы, высота составляет60 см., на обрезе левого плеча надпись: «Л. Бернштамъ, Парижъ,1891 г.». Перенос бюста, безусловно, искажал первоначальный вид памятника и мешал его правильному восприятию, но, учитывая материал изготовления, он был необходим для сохранения бюста.

К сожалению, могила Суворина не охраняется государством, не смотря то, что сам Суворин без сомнения относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России. Кроме того, памятник над захоронением представляет собой архитектурную композицию, так же заслуживающую пристального внимания. Колонны композитного ордера, выполненные из серого мрамора с белыми прожилками, поддерживают гранитный фронтон. Из-за отсутствия государственного финансирования за монументом не было надлежащего ухода и единственной надеждой в вопросе сохранения памятника были это частые средства и общественные организации. Наша типография приняла участие в восстановлении могилы этого выдающегося человека. Сейчас могилу отреставрировали, почистили и вернули ей первоначальный вид.

* * *

Таким образом, хотя родина Суворина в лице оффшорной администрации и россиянской псевдокультурной элиты отвернулась от него и увлеклась более

близкими ей ментально именами прошедший год не прошел впустую. Россия не забывает Алексея Сергеевича. Не забудут его и многие воронежцы.

Святослав Иванов (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"