На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Была своя соль

Старая история

Мне попал в руки очень интересный исторический материал, написанный одним из моих родовых предков Саввой Шнырёвым — псаломщиком Троицко-заводской церкви в 1884 году об истории одного из старейших сёл Красноярского края, основанного в 1640 году.

 

И основано это село было в глухой тайге и не по тому, что здесь было много зверя, а по более важной причине. Освоение Енисея казаками нуждалось в наличии поваренной соли, а как раз вдоль берегов реки Усолки были обнаружены солевые бичевники с высоким содержанием соли. Люди и тогда понимали жизненные интересы общества. Сибирский промышленник Тимофей открыл эти богатейшие соляные ключи и построил Спасский солеваренный завод. И как сейчас, на обустройство завода и первоначальной обстановке задолжал порядочную сумму Туруханскому Троицкому монастырю: соль пошла. Но рассчитаться с монастырём денег не было, и он передал всё построенное хозяйство по духовному завещанию свому благодетелю. По-сегодняшнему – обанкротился!

До 1764 г. заводом заведовали монахи, и жил постоянно на заводе доверенный монах и назывался он посыльным монахом. Деревни в окрестности завода – Глинная, Мурина, Яковлева, Кунтук, Спасская, Бобровка, Средняя, Нижняя, Устье и село Троицкое – входили в монастырскую вотчину. Выварка соли, запашка хлеба и разведение скота лежали на вотчине. То бишь социалка того времени.

В 1764 году по высочайшему повелению солеваренный завод был принят в казну вместе с монастырской вотчиной. Явно, что монахи не справлялись с обеспечением соли, и на новом источнике была построена в 1778 году варница, а в 1780-м – вторая. Управлять заводом стали комиссары. С 1779-го и по 1876 год сюда стали ссылать ссыльнокаторжных. В тридцатых годах вместо комиссаров стали назначать управляющих, которым ставилось в обязанность улучшать жизнь каторжных.

Жизнь рабочих в это время стала безбедной. За время управления казною соль продавалась от 60 и не дороже 80 копеек за пуд.

В 1876 году Троицкий солеваренный завод сдан казною в арендное содержание на десять лет канскому купцу Игнатию Никитичу Некрасову с обязательной вываркой соли не менее 75 000 пудов и с платой в казну по 12 копеек за пуд вываренной соли. Купец ежегодно вываривал от 120 до 140 тысяч пудов соли и продавал её от 1 рубля до 1,2

рубля. Ему же обходилось от 24 до 30 копеек за пуд. Заработная плата была уменьшена от приказчика до рабочего. Завод перестал развиваться и из цветущего состояния год от году приходил к упадку. Из прежних хороших домов сделались развалины. Жители завода, даже из достаточных людей, пришли в очень бедственное положение, а многие удалились на золотые промыслы.

Олигарх расставил всё по своим местам.

Надо заметить, что переселенцы принесли с собой и все ремёсла и обеспечили себе вполне самодостаточную жизнь. Выплавляли металл, делали кирпич, известь, выращивали лён, коноплю и ткали себе одежду. Держали скот, выделывали кожи и шили себе обувь. Из конского волоса ткали себе накомарники. Овцы давали достаточно шерсти, которая тут же обрабатывалась: из неё вязали одежду и катали валенки. Занимались охотой и рыбалкой. Выращивали хлеб и овощи.

При Троицко-заводском селе с 1830 года существует сельское училище для обучения детей рабочих поселян.

Выплачивалось жалованье учителям и учащимся, нанималась квартира для училища, отопление со сторожем,

все учебные принадлежности – от книг до карандашей – и библиотека. Последняя имела порядочное число книг, но, к сожалению, неудобопонятных для чтения мальчиками, как, например, алгебра, геометрия, химия и прочие. Мальчиков в училище ежегодно обучалось до 30, а девочек до 7.

История повторяется. В ХХ веке завод стал казённым, плановое хозяйство восстановило его деятельность, себестоимость пуда соли стала около 80 копеек, тысячу пудов соли стали вываривать в сутки, рабочие стали получать нормальную зарплату, отходы леспромхоза пошли в дело, улучшая экологию в лесу. Народ с участием профсоюзов обеспечивал своё хозяйство всем необходимым.

Занимался огородами, держал скот (до 1000 голов крупного рогатого скота, свиньи, птица) и обеспечивал себя дровами, а скот – сеном из тайги. Из села на войну ушло около пятисот парней!

Но пришла перестройка, и разрушился налаженный советской властью уклад. Рынок решит всё. И он решил! Завод продали дешевле, чем стоимость однокомнатной квартиры. Хозяин так и не освоил производство. Что мог утащить – утащил, а остальное стоит непотребно. Есть надежда, что, возможно, Сибирский федеральный университет создаст музей сибирского производства и организует туристический маршрут. Проект я такой видел.

...Село умирает. Всего числится жителей 666 человек, но это числится, а многие работают вахтовым методом, да и просто живут в Красноярске. В селе пока работает средняя школа и в ней учится чуть больше учеников, чем в 1830 году.

Запасы соли оцениваются геологами в четыре миллиарда тонн, запасы каменного угля и известняка лет на сто, тайга возрождается, даже в реке появилась снова рыба.

А соль мы закупаем за границей в той же Украине и Турции и за валюту! А есть такие новые прекрасные отечественные технологии!

Геннадий Иванов (Красноярск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"