На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

И лучше той родины нет...

Довоенный мир в настольном календаре советского учителя на 1941 год

Купленная по случаю на книжном развале эта книга вот уже несколько лет не даёт мне покоя. Нет-нет, да и нахожу её на полке, листаю пожелтевшие страницы, рассматриваю в две краски заставки со скупым добавлением державного красного цвета, мысленно возвращаюсь в год её выхода в свет. Представляю, как человек имеющий небольшой опыт работы в издательстве, с каким нетерпением ждали из типографии эту книгу все, кто с такой любовью работал над ней. А каким сокровищем она могла стать для своих читателей, особенно в сельской глубинке! Но, увы, вся эта радость, и весь будущий успех этой книги у будущих читателей заслонила чёрной тучей, пришедшая с западных рубежей война.

«Настольный календарь учителя на 1941 год» – солидный фолиант, с двухколоночным набором в 388 страниц, хорошо иллюстрированный. На обороте титула в предваряющем объявлении «От издательства» сказано: «Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР приступает с 1941 г. к ежегодному изданию большого «Настольного календаря учителя». Этим планам по понятным причинам не суждено было сбыться и проект, едва начавшись, закончился. Но в том роковом году инициаторы этого уникального издания были уверены, что рассчитанный главным образом «на учителей начальных школ, особенно сельских», календарь будет «содействовать всестороннему повышению квалификации учителя, поможет его идейно-политическому, научному, педагогическому и общекультурному росту».

Для меня очевидно, что редактор календаря учителя Е.И. Перовский и члены редакционной коллегии О.Ф. Леонова и Н.А. Сундуков в своей работе ориентировались на знаменитый дореволюционный ежегодный «Русский календарь», инициатором которого, редактором и составителем был знаменитый журналист, издатель, литератор и общественный деятель Алексей Сергеевич Суворин (1834 — 1912). Конечно, суворинский календарь был намного богаче по содержанию. Достаточно сказать, что, к примеру «Русский календарь на 1901 г. А.Суворина» (тридцатый от начала издания год) открывался целым набором разного рода календарей. Главный из них, конечно, православный календарь с указанием неприсутственных дней, дней замечательных событий, времени восхождения и захождения солнца, луны и планет в С.-Петербурге и Москве. Вслед за этим помещены римско-католический, армяно-григорианский, протестантский, магометанский и еврейский календари. За ними следовали обширный астрономический отдел и метеорологический календарь. А также «хронология замечательных русских событий», справочная информация : «Российский Императорский Дом», «Императорские и королевские династии иностранных государств» и «Государи, и правители всех стран света». В Германии тогда, кстати, правил Вильгельм II, император германский и король прусский. Среди неприсутственных дней в 1901 году преобладали православные праздники. К примеру, начиная с 25 марта, воскресенья, Благовещенья Пресвятой Богородицы, неприсутственными днями объявлялись: Великий четверг, Великая пятница, Великая суббота и дни Святой Пасхи (1–3 апреля). Вот с таким размахом в императорской России праздновали Воскресенье Христово. Неприсутственными были дни тезоименитства и рождения членов царствующей семьи. Особенно богатым в этом плане был май: 6. Воскресенье. Рождение Государя Императора, 14. Понедельник. Коронование Государя Императора, 26. Пятница. Рождение Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В том же мае 1901 года, (свидетельство имперского сознания!), отмечались дни взятия Самарканда, Ардагана, присоединение к России Ахалтекинской территории, покорение Дербента, взятие Нарвы, Ходжента, Хивы... Среди замечательных дней отмечено и 26 мая. В этот день в 1848 году умер знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский. А вот его день рождения, 30 мая по старому стилю, в 1901-м ему исполнилось бы 90 лет, никак не обозначено. В православной стране человека поминали в день смерти, а праздновать круглые даты со дня рождения принято не было.

Зато спустя 40 лет, в стране Советов «неистовому Виссариону» отдали должное. В 1941 году отмечали 130 лет со дня рождения Белинского. Упоминаю его не только поэтому. И не только потому, что нынче в 2011 году мы отметили 200 лет со дня его рождения.

Фигура Белинского, как ни крути, является ключевой на распутьях русской истории. Некогда он написал такие слова: «Завидую внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещённого человечества...» В каком-то смысле календарь учителя на 1941 год и позволяет заглянуть в Россию, о которой мечтал великий критик, проверить пророчество Белинского.

Итак, настольная книгу учителя страны, которую провидел великий критик, открывает табель-календарь на 1941 год с маленькой сноской. «Праздничные и нерабочие дни: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря». Поскольку табель-календарь отпечатан в чёрно-белых тонах, то важно здесь прояснить ситуацию с нерабочими днями. С начала 1930-х годов в Советском Союзе была установлена шестидневная рабочая неделя при семичасовом рабочем дне. Шестидневка имела фиксированный день отдыха, приходящийся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). А 26 июня 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений". Предваряло Указ «Обращение Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов ко всем рабочим и работницам, инженерам, техникам и служащим, ко всем членам профессиональных союзов». «Вторая империалистическая война, – говорилось в нём, – уже захватила в свою орбиту больше половины населения земного шара. Во всем капиталистическом мире – в Европе и Азии, Америке, Африке и Австралии – промышленность, транспорт, сельское хозяйство целиком подчинены интересам войны. До отказа завинчен пресс капиталистической эксплуатации, рабочий работает по 10-12 и больше часов в сутки, отменены все воскресные и праздничные дни. Путем такой всеобщей военизации хозяйства империалистические государства колоссально повысили производство всех видов вооружения. Таким образом, возросла военная опасность для нашей страны; международная обстановка стала чревата неожиданностями. В этих условиях наша страна, верная политике мира, обязана в интересах народов СССР еще больше усилить свою оборонную и хозяйственную мощь. Наша страна не может быть менее подготовлена в производстве предметов вооружения и других необходимых товаров, чем капиталистические страны. <…> Мы обязаны, напрячь все силы для дальнейшего развития индустрии, для укрепления нашего государства. Нам нужно больше металла, угля, нефти, больше самолетов, танков, пушек, снарядов, больше паровозов, вагонов, станков, автомобилей, больше продукции всех отраслей нашего народного хозяйства! »В конце обращения ВЦСПС выражал уверенность, что рабочие и работницы, инженеры, техники и служащие, «честно выполнят перед социалистической Родиной свой долг, проявят новые образцы трудового героизма в борьбе за дальнейшее укрепление экономического и оборонного могущества великой страны социализма, в борьбе за новые победы коммунизма, в борьбе за великое дело Ленина – Сталина».

 Согласно Указу, в СССР с 27 мая 1940 года продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях с 7-часовым рабочим днем увеличивалась до 8 часов; на работах с 6-часовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда – до 7 часов; для служащих учреждений и для лиц, достигших 16 лет – с 6 до 8 часов. Все государственные, кооперативные и общественные предприятия и учреждения перешли на семидневную неделю. Седьмой день недели – воскресенье – стал днем отдыха. Увольнение по собственному желанию было запрещено. Самовольно ушедшие предавались суду и по приговору народного суда подвергались тюремному заключению сроком от 2-х до 4-х месяцев. Прогул без уважительной причины карался исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Семидневку отменили только после войны в 1946 году, а уголовную ответственность за опоздание – в 1956-м.

После табеля-календаря, в настольной книге учителя опубликован «календарь январь-декабрь (с памятными датами на каждое число)», с красочными заставками на каждой странице с сюжетом посвящённым главному празднику месяца. Для начала перечислим названия «праздничных и нерабочих дней», упомянутых выше. 22 января страна отмечала День памяти В.И.Ленина и 9(22) января 1905 года («Кровавое воскресенье»). Вот такое странное по сегодняшнему времени сочетание. Хотя улицы имени 9 января до сих пор есть почти во всех городах России. 1 мая тогда отмечался как День международной боевой пролетарской солидарности. Мы его помним как День международной солидарности трудящихся и как День весны и труда. Но для того времени интерпретация 1 мая в пользу «боевой солидарности»,по-видимому, не случайна. 7 ноября — ХХIV годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. 5 декабря — День Конституции, с пояснением: «Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов (1936) утверждена Сталинская Конституция СССР». Заметим, что Новый год как праздник в календаре отсутствует (1 января отмечался день отмены рабства в США в 1863 году), а День Красной Армии и Международный коммунистический женский день в число нерабочих не входили. Интересно сравнить, что общего с суворинским календарём сохранил календарь учителя. Таких дат я насчитал бесспорных две — день смерти А.В. Суворова 18 (6) мая и основание Петербурга 27 (16) мая 1703 года. Третьим совпадением можно считать день рождения и смерти В. Г. Белинского, хотя по новому стилю эти даты и переехали на июнь. Но в отличие от суворинского, календарь учителя за основу берёт день рождения критика, 13 июня, и указывает напротив этой даты: «1811 – Родился В.Г.Белинский, великий русский критик и публицист, революционер-демократ. Умер в 1848 г. 7/VI». Далее в разделе «Юбилейные даты»в подразделе «Знаменитые писатели, поэты и критики»по случаю 130-летия со дня его рождения опубликованы две статьи о Белинском. Есть смысл сравнить и то, как поданы дни рождения руководителей страны. В суворинском календаре, как мы помним, 6 мая обозначено так: «Рождение Государя Императора». В календаре учителя напротив 22 декабря сказано: «1879 – Родился И. В. Сталин, гениальный продолжатель дела Маркса – Энгельса – Ленина, генеральный секретарь ЦК ВКП (б), вождь народов СССР и трудящихся всего мира».

Однако вернёмся в май 1941 года, и посмотрим, какими памятными для советского человека событиями он был заполнен. В первую очередь отметим День печати, который советские журналисты праздновали 5 мая, в день выхода первого номера газеты «Правда». Из исторических событий отмечены начало всеобщей забастовки английского пролетариата, падение Парижской коммуны, начало организации Красной гвардии в Петрограде, открытие в Лондоне V cъезда РСДРП, а также открытие ХIII съезда РКП (б). Есть чисто школьные даты: награждение орденами и медалями СССР особо отличившихся сельских школ, публикация постановления о структуре начальной и средней школы. Преобладают среди памятных событий дни смерти и рождения. При этом первых больше. По-видимому, не изжита была ещё дореволюционная традиция. Календарь отметил дни рождения Карла Маркса, Н.И. Новикова, Карла Линнея, Роберта Оуэна, Н.И.Мечникова, Анри Барбью, Жана Поля Марата, и дни смерти — И.К. Айвазовского, Шолома Алейхема, Томаса Кампанеллы, Сен-Симона, Христофора Колумба, Вольтера, Г.В. Плеханова...

Естественно, официально и широко страна отмечала только революционные праздники. Об их содержании, идеологическом наполнении рассказывает статья С.М. Шитика «Революционные праздники в начальной школе», помещённая в разделе «В помощь самообразования учителя». Праздники автор рассматривает как одно из «существенных средств коммунистического воспитания». Они воспитывали в детях «любовь к родине, революционную бдительность, мужество, честность», «качества, свойственные истинному борцу за дело Ленина — Сталина». В статье подробно изложена технология подготовки праздников, примерный план проведения их, содержание торжественной части и художественной.

В День Рабоче-Крестьянской Красной армии рекомендовано было читать стихотворение О. Высотской «Наша песня», которое заканчивается так:

Дорогой товарищ Сталин, –

Пусть пройдёт немного дней –

Мы защитниками станем

Милой родины своей.

А стихотворение И. Добровольского читалось в таком порядке:

Вожатый. Нам грозят войны пожаром,

  Но ответ врагу суров!

  Бить врагов двойным ударом

  Будь готов!

Все. Всегда готов!

«1 Мая — смотр революционных сил международного пролетариата». Растущим «в свободной стране», окружённым «постоянным вниманием и заботой всех трудящихся», советским детям сначала следовало рассказать «как плохо жилось прежде рабочим, деревенской бедноте, «инородцам», а потом внушить, что угнетённые народы смотрят на Советский Союз, как на маяк, указывающий им «путь к освобождению от гнёта капитала». Докладчик, рассказывающий с трибуны «о борьбе зарубежных братьев», достижениях и задачах страны Советов свою речь должен был закончить призывом: «Ребята! Продолжить и завершить великое дело Ленина – Сталина будьте готовы!». Дети отвечали: «Всегда готовы!»Затем хором пели «Интернационал», «Песню про Сталина». Декламировали:

Один. На площадь выходят стальными рядами

  Могучие танки в тяжёлой броне.

  Их сделали сами своими руками

Все. Советские люди в Советской стране!

Празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции призвано было «помочь воспитанию в детях советского патриотизма и пролетарского интернационализма». На празднике раскрывалось «безотрадное прошлое царской России, её исключительная отсталость, бедность»– с одной стороны, и «блестящий путь побед, пройденный трудящимися Советской страны под руководством партии Ленина — Сталина», с другой. После краткого доклада о значении праздника, под марш на сцену выходила «группа детей-отличников учебы, одинаково одетых». Выстроившись в шеренгу, они декламировала:

Первый. Кремлёвские звёзды

  Над нами горят –

  Повсюду доходит их свет!

  Хорошая родина есть у ребят

  И лучше той родины

Все. Нет!

Первый. Мы пляшем, поём

  И смеёмся сейчас –

  Нам радостно жить

  На земле!

  И всё потому,

  Что о каждом из нас

Все . Заботится Сталин в Кремле!

Первый. Мы чудесно живём!

Второй. Мы цветём, мы растём,

Третий . Дни счастья настали.

Первый . Нас к победам ведёт

  Всё вперёд и вперёд

  Наш родной и любимый Сталин!

В том же порядке со сцены декламировали песенку-загадку Н. Саконской «На метро»:

Один . Есть такие залы –

  Гранитные кварталы,

  Подземные вокзалы

  Блестят как серебро,

  С просторными перронами,

  Высокими колоннами,

  Где такие залы?

Все . На метро!

День Конституции праздновался в том же духе. Читали «Песню о Сталине»Б. Турганова,

  стихи С. Михалкова «Это – наше»:

Я смотрю по сторонам:

Это — наше!

Это — нам!

....................

Эти самые родные

Наши звёзды на Кремле!

Проводился конкурс костюмов и плясок. Победителям вручали подарки и гостинцы. В своих рекомендациях автор рекомендовал: «После премирования руководитель проводит с детьми заключительную игру, которая переходит в марш с пением и заканчивается общим хоровым приветствием всей массы детей:

«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

После развернутого календаря, с графическими заставками, посвящёнными главному празднику каждого месяца, следовала статья профессора В.К.Никольского «Из истории нашего летосчисления». Автор напоминал, что «новый стиль»введён у нас декретом Советского правительства в 1918 году. Но главный пафос статьи заключался в следующем : «Не только верующим, но и многим неверующим кажется непонятным, как можно считать годы от события, которого в действительности никогда не было». И в конце статьи следовал вывод: «Не подлежит сомнению, что когда в близком будущем, весь нынешний календарь и всё международное летосчисление подвергнутся очистке от церковных влияний, то будет сдана в музей и мифическая эра — «от рождества христова». Другие статьи на календарную тему («Время и его измерение», «Как узнать время захода и захода солнца в данном месте», «Что наблюдать на небе в 1941 году», «Наблюдения над сезонными явлениями природы», «Темы сезонных наблюдений над птицами») носят сугубо познавательный характер. Профессор П.И. Попов с гордостью пишет, что «Союз ССР распространился на одиннадцать часовых поясов, т.е. опоясывает по долготе почти половину земного шара». Рассказывает о происхождении декретного времени. Оказывается, 16 июня 1930 года Совнарком СССР именно декретом, в целях более рационального распределения электроэнергии, предписал перевести часы поясного времени на 1 час вперёд. Попов также сообщает, что в 1941 году летнее солнцестояние – начало лета – наступит 23 июня в 23 часа. А полное солнечное затмение на территории страны будет наблюдаться 23 сентября 1941 года. К этому времени Красная армия уже оставила Киев…

«Юбилейные даты»– самый обширный раздел настольного календаря учителя. Открывался он подразделом «Из истории международного революционного движения»и первой в нём статьёй М. Зоркого «Женевский конгресс I Интернационала»была посвящена 75-летию со дня его открытия.

Конгресс этот открылся 3 сентября 1866 года в Женеве, в присутствии 60 делегатов от Англии, Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии. А предшествовала ему, как пишет автор

«двухлетняя борьба Маркса за создание и укрепление первой международной пролетарской партии». Это была следующая ступень дела начатого «Марксом и Энгельсом в «Союзе коммунистов (1847 –1852). Что эта за борьба Зоркий не уточняет. Так что придётся разбираться самим. Тем более речь идёт собственно о генезисе той идеи, которая потрясла весь мир, но перевернула вверх дном на тот момент только Россию.

Итак, как возник «Союз коммунистов»? После Французской революции 1830 года часть участников антиправительственных выступлений в Германии эмигрировали во Францию. А в 1833 году в Париже они создали "Немецкий Народный Союз". После запрета его деятельности несколько членов Союза организовали в 1834 году новую уже тайную организацию – “Союз отверженных»( иногда его название переводят как "Союз изгнанных"). Целью "отверженных»было «освобождение Германии и осуществление в реальности прав человека и гражданина», установление в немецких государствах "Социальной Республики", в которой будут уважаться "свобода", "равенство»и "гражданское достоинство". Вдохновляясь французской "Декларации прав человека и гражданина", они составили собственную программу и издали программную брошюру "Кредо отверженных".

В начале 1836 года в "Союзе отверженных»произошел раскол и 400 человек из примерно 500 "отверженных»организовали свой "Союз справедливых".
Его создателями стали сапожник Генрих Бауэр, наборщик Карл Шаппер, часовщик Иосиф Молль и портной Вильгельм Вейтлинг . Членами Союза были преимущественно ремесленники, подмастерья, немногочисленные рабочие, но также и люди с университетским образованием, например д-р Германн Эвербек.

Девизом «Союза справедливых»были слова "Все люди – братья", а его "стратегической»целью – "утверждение на Земле Царства Божия, основанного на идеалах любви к ближнему, равенству и правосудию". В уставе Союза его цель было сказано: «Целью союза является раскрепощение человечества путем распространения теории общности имущества и возможно скорейшего ее практического претворения в жизнь». "Союз справедливых»был организацией законспирированной. Его члены были организованы в "общины", несколько "общин»составляли "округ", делегаты от "округов»избирали на конгрессе руководящий центр – центральный комитет, который имел право самопополнения и в крайних случаях мог делегировать свои полномочия. Рядом с тайными организациями основывались открытые рабочие союзы, в которых проводились дискуссии, организовывались образовательные курсы .

Вскоре идейным лидером "Союза справедливых»стал Вильгельм Вейтлинг (1808 — 1846), незаконнорожденный сын французского офицера и немки из Магдебурга познавший в детстве ужасную нищету. Вейтлинг изучил портняжеское ремесло и с 1828 года переходил от одного хозяина к другому. Во время своих странствований попал в Париж, где в 1837 г . познакомился с коммунистами и вступил в „Союз справедливых»и стал пропагандировать идеи коммунизма, как он их понимал. Его первая брошюра, написанная для «Союза справедливых», вышла в 1838 году тиражом 2 000 экземпляров – «Человечество. Как оно есть и каким оно, должно быть». В Швейцарии он издавал журнал "Призыв к немецкой молодежи". В одной из статей "Париж в 2000 году»он писал, что в далеком будущем мы не будем знать, что такое деньги, армия, а имущество будет общим. Весной 1843 г. Вейтлинг отправился в Цюрих, где написал новую брошюру «Евангелие бедного грешника», в которой изображал Христа, как провозвестника коммунистического учения. В предисловии он писал: «Придите, все бедные, трудящиеся, скорбящие, обремененные, презираемые, высмеиваемые и притесняемые и, если вы хотите свободы и справедливости для всех, то в этом евангелии почерпнете вы новую отвагу и надежду!.. Евангелие это запечатлеет поцелуй примирения на челе преступника и осветит надеждой мрачные стены его темницы. Оно уничтожит служителей мамоны и будет провозвестником свободы для бедных и грешников. Веру оно выведет из заблуждения, осветит путь надежды и в сердцах грешников зажжет пламень свободы и любви. Да будет так!»О содержании брошюры можно судить по названию глав: «Притчи и каламбуры. — Предзнаменования и чудеса. — Трапеза, братская вечеря. — Иисус проповедует упразднение собственности. — Иисус проповедует уничтожение наказаний. — Основой учения Христа является общность работ и наслаждений. — Принцип Иисуса есть принцип свободы и равенства. – Ошибающийся Исус. – Иисус отрицает семью. — Иисус проповедует войну.— Иисус не уважает собственности. — Посягательство Иисуса на собственность». Так как оглавление говорит о богохульном содержании, то цюрихские власти книгу и Вейтлинга арестовали. Он отсидел 6 месяцев в одиночной камере, после чего был депортирован .

После тюрьмы он отправился в Гамбург, потом в Лондон, затем в Брюссель и в 1846 году в Нью-Йорк. В Лондоне Вейтлинга английские, немецкие и французские социалисты приветствовали как «мужественного, талантливого вождя немецких коммунистов».

  Развил свои коммунистические идеи Вильгельм Вейтлинг в брошюре «Гарантии гармонии и свободы». Основа подлинной демократии, считал Вейтлинг, не во всеобщем, голосовании и политических и парламентских манипуляциях, а в обеспечении гарантий работы и прав, которые возможны в коммунистическом обществе, путь к которому – революция с вооружением народа, революционным правительством, революционным правом, которые защитят новый порядок. Право голосовать получат только те, кто занимается общественно-полезным трудом и проявляет трудолюбие, мастерство, уважение к порядку и закону, а вот капиталисты, купцы, священнослужители, юристы, лакеи "как паразитические формы»будут права голоса лишены. "Бедных расквартировать в домах богатых, – жёстко наставлял Вейтлинг –. Учредить временное правительство, состоящее из надежных приверженцев коммунизма; вооружить пролетариат и ремесленников, амнистировать всех заключенных. Всякого, кто выступит врагом коммунистического принципа, подвергнуть расстрелу; отменить полицейскую и судебную власти; народ сам выберет лиц для защиты своих прав и интересов... Те богачи, которые в первые же дни отдадут в руки революции все свое имущество, будут получать пенсию соответственно своим привычкам и требованиям жизни...»Так что именно Вейтлингом, а не Марксом-Энгельсом-Лениным выдвинута идея революционной диктатуры во время переходного периода от капитализма к коммунизму.

И ещё несколько цитат из Вильгельма Вейтлинга. О равенстве: «Счастлив тот, кто доволен. Но доволен, может быть лишь тот, кто ведет беззаботную жизнь и имеет друзей; жить же без забот можно только тогда, когда знаешь, что каждый из ближних твоих снабжен всем тем, в чем он имеет нужду. А друзей ищем и находим мы только среди людей, разделяющих с нами одну судьбу». «Коммунизм — это такой общественный порядок, при котором все человеческие силы, способности и органы — человеческие руки, ноги, голова и сердце, ум и чувство — содействуют тому, чтобы каждому индивидууму, сообразно наличным для всех равным условиям, было обеспечено полное удовлетворение его потребностей, желаний и влечений, иначе говоря, чтобы каждому, была гарантирована возможность полного наслаждения своей личной свободой...»

Вскоре главным центром "Союза справедливых»стал Лондон, но имелось несколько групп в разных областях Германии. Лидеры "Союза справедливых»переписывались с товарищами в Париже, Брюсселе, Швейцарии и Германии, следили за публикациями и обратили внимание на заметки, с которыми выступали в прессе Маркс и Энгельс.

Некоторые исследователи считают, что «Союз отверженных»основан последователями общества баварских иллюминатов, основанным 1 мая 1776 года в Ингольштадтском университете сторонником деизма, профессором юриспруденции Адамом Вейсгауптом

  с целью распространения и популяризации этого учения, а также либеральных идей Просвещения. Вейсгаупт утверждал, что естественный человек по природе своей не является плохим. Плохим его делает окружение: религия, государство, внешние влияния. Естественные права на равенство и свободу, данные каждому от рождения, были отняты. Таким образом, когда человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться в своей жизни исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. Для достижения состояния просвещённости Вейсгаупт предлагал использовать любые методы, утверждая, что цель оправдывает средства. Бурный рост органиции начался после того как Вейсгаупт в начале 1777 года вступил в Мюнхенскую масонскую ложу. Орден имел представительства во многих странах Европы. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов»в нём состояли примерно 2 тысячи человек. Однако в 1784—1787 годах баварские власти издали против ордена четыре указа. Папа Римский Пий VI также осудил иллюминатов. К 1787 году членство в обществе Баварских Иллюминатов было объявлено преступлением, караемым смертью. Но до сих пор не существует убедительных доказательств, что в тот период Орден окончательно распался, а не ушёл глубже в подполье.

В 1797 году священник Огюстен де Барюэль опубликовал книгу «Заметки об истории якобинства», описывающую глобальный заговор с участием тайных групп (чья деятельность якобы координировалась иллюминатами), результатом которого стала Великая французская революция. Одновременно, но независимо от де Барюэля, бывший шотландский масон и профессор натурфилософии Эдинбургского университета Джон Робинсон начинает публиковать книгу «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы». Кстати, на обратной стороне государственной печати США есть изображение недостроенной пирамиды со Всевидящим Оком, символом иллюминатов, над ней. Пирамида окружена надписями лат. Annuit Coeptis («он содействовал нашим начинаниям», или «время начала») и Novus Ordo Seclorum («новый вековой порядок»). Дата, лежащая в основе пирамиды на Большой печати Соединённых Штатов, написана римскими цифрами MDCCLXXVI — 1776, что соответствует году принятия Декларации Независимости США. Аналогичное изображение есть и на однодолларовой купюре. По версии сторонников теории заговора, на самом деле в обоих случаях увековечили дату основания «Общества баварских иллюминатов»(1 мая 1776 года). При этом, к примеру третий президент США Томас Джефферсон, неоднократно публично с симпатией отзывался об основателе ордена иллюминатов Адаме Вейсгаупте.

Прежде чем рассказать о встрече Маркса с Вейтлингом, вкратце покажем, почему она была неизбежна. Как известно, Карл Маркс родился в семье трирского адвоката еврейского происхождения. И отец его и мать происходили из старинных раввинских родов. Но в 1817 году отец принял протестантизм, чтобы не лишиться звания судебного советника. Его жена и семья крестились в 1825 и 1824 г. соответственно. Отречение от еврейства, «входной билет в европейскую культуру», при тогдашних обстоятельствах было актом не только религиозной, но и главным образом общественной эмансипации.

Окончив гимназию в Трире, Маркс учился в университете, сначала в Бонне, потом в Берлине. Изучал юриспруденцию, а затем увлекся историей и философией. В 1841 году Карл закончил учебу и получил степень доктора философии. Нет сомнения, что молодой Маркс верил в Бога. Но за время пребывания в университете Карл Маркс изменил свои взгляды. Однажды он написал, что хочет отомстить за себя "тому Одному, кто правит на небесах». К 1841 г. его перемена убеждений, по наблюдениям его друга, была близка к завершению: "Маркс называет христианскую религию одной из самых безнравственных религий". Но, как правило, он обращал свой гнев против религии как таковой: "Уничтожение религии как призрачного счастья человека является необходимым условием их настоящего счастья". Как показал Пол Джонсон в своей «Популярной истории евреев», Маркс был одновременно и еврейским и антиеврейским мыслителем. Житейский культ евреев, по его мнению, в барышничестве, а житейский бог — в деньгах. «Деньги, – считал он, – ревнивый Бог Израиля, помимо которого не может существовать другого. Деньги унижают всех богов человечества и превращают их в предметы потребления». Поэтому, только ликвидировав частную собственность и личную погоню за барышом, преобразуются не только взаимоотношения евреев и общества, но и все человеческие взаимоотношения. Один из друзей Маркса, Михаил Бакунин писал : "С тех пор, как Маркс отверг идею Бога, он не мог объяснить "общественное положение»как результат греха. Он возлагает вину за все пороки, как нравственные, так и душевные, на экономическую систему, которая, по его словам, должна быть низвергнута революцией так, чтобы человеческое общество могло быть перестроено".

  В 1843 году после закрытия "Новой рейнской газете", Маркс переехал в Париж. где познакомился с членами нескольких тайных обществ, в том числе "Союза справедливых". Энгельс, познакомился с членами "Союза справедливых", годом раньше, в 1842 году.

Генрих Гейне, тесно пообщавшись в это время в Париже с Карлом Марксом и его друзьями, сделал вывод: «Социалистическое будущее, пахнет кнутом, кровью, безбожием и обильными побоями»; «не могу без страха думать о том времени, когда к власти придут эти тёмные иконоборцы».

В 1845 году в Лондоне было организовано первое международное общество "Братские демократы", в котором были представители разных стран. А Маркс Энгельс организовали в 1846 году свой "идейный»центр – "Брюссельский корреспондентский комитет».

  В январе 1847 года из Лондона в Брюссель к К.Марксу и Ф.Энгельсу приехал представитель "Союза справедливых»с предложением вступить в их организацию. Те ответили согласием, но с условием реорганизации Союза.

Встреча К. Маркса и Вейтлинга состоялась 30 марта 1846 года. Вейтлинг был недоволен тезисами Маркса о том, что “коммунизм ремесленников»и “философский коммунизм»должны быть противопоставлены. На повышенных тонах обсуждались финансовые вопросы. Особенно разъярил Маркса вывод, сделанный Вейтлингом по результатам дискуссии о пропаганде: получается так, что тот, кто найдет средства, может писать, что ему вздумается. Впоследствии Вейтлинг утверждал, что Маркс – совсем не гений, а только человек с энциклопедическими знаниями, который имеет финансовых спонсоров и поэтому чувствует силу.

Но в июне 1847 года произошло объединение "Союза справедливых»и Брюссельского корреспондентского комитета (в него входило 15 человек). По предложению Энгельса в качестве девиза, вместо слов "Все люди – братья»была взята фраза, предложенная К.Марксом "Пролетарии всех стран объединяйтесь!". Эту конференцию было решено считать первым конгрессом "Союза коммунистов". Второй конгресс "Союза коммунистов", проходивший с 29 ноября по 8 декабря 1847 г., окончательно утвердил устав "Союза коммунистов". На нём по результатам обсуждения К. Марксу и Ф.Энгельсу было поручено подготовить программный документ "Союза коммунистов", которым стал знаменитый "Манифест коммунистической партии»

Хотя некоторые историки уверены, что Маркс и Энгельс были масонами и имели высокую степень посвящения, серьёзные исследователи не находят тому подтверждение. В дальнейшем последователи Маркса публично заявляли о «несовместимости коммунизма с франкмасонством». В этом плане интересно отметить взаимоотношения Карла Маркса с Прудоном, французским публицистом, экономистом и социологом, одним из основоположников анархизма и масоном. В 1846 году в ответ на приглашение вступить в Брюссельский корреспондентский комитет он писал Марксу, что рад возможности обмениваться мнениями, но не хотел бы, чтобы в этом комитете объединились лидеры новой нетерпимости, что он предпочел бы "сжечь собственность на медленном огне вместо того, чтобы дать ей новую силу, устраивая Варфоломеевскую ночь для собственников". Как раз Прудон, по собственному его признанию состоял членом масонской ложи «Искренность, Союз и Дружба»с 1847 года, но выше степени Подмастерья не поднялся. В работе «О справедливости в революции и церкви»Прудон описывает свое посвящение следующими словами: «Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я ответил: — войной». В той же работе Прудон уточнял: «Масонский Бог является олицетворением вселенского равновесия. Бог — это Архитектор, он держит циркуль, уровень, угольник, молоток, все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога — справедливость. Вот вам и вся масонская теология».
Но вернёмся к I Интернационалу. Хотя Маркс, как пишет М. Зоркий, не принимал участия в его работе «на деле уже с 1864 года участвовал в определении всей политической линии Интернационала». Им были написаны «Учредительный манифест»и временный устав Международного товарищества рабочих и конкретно к конгрессу «Инструкция делегатам Центрального совета по отдельным вопросам». В программных документах Интернационала Маркс подчёркивал, что «завоевание политической власти стало... великою обязанностью рабочего класса». В статье Зоркого Маркс предстаёт как великий архитектор «нового мира», по чертежам которого этот мир строится в реальности под руководством Ленина – Сталина в СССР. В своей «Инструкции»Маркс даже «в сжатой форме «дал первый набросок основных принципов новой, коммунистической педагогики». Взгляды Маркса на диктатуру пролетариата, как на единственно возможный рычаг общественного переустройства, на кооперацию ( кооперативно-колхознная собственность как одна из форм социалистической собственности закреплена в Сталинской Конституции), на профсоюзы, которые стали в стране Советов приводными ремнями партии, на национальный вопрос («не может быть свободен народ, угнетающий другие народы»), нашли своё развитие у его верных последователей. На самом конгрессе, кстати, шла ожесточённая дискуссия с прудонистами. Единогласно было принято лишь предложение Маркса «о всеобщем вооружении народа и всеобщем обучении пользованию оружием». Конгресс также постановил отметить в протоколе, что все делегаты «сходятся в необходимости освободить человечество от уз религиозных предрассудков». Конгресс утвердил вводную часть подготовленного Марксом устава, где есть и такие моменты. На вопрос, почему до сих пор «борьба рабочих не привела к освобождению»даётся ответ: «вследствие недостатка солидарности между рабочими различных отраслей труда в каждой стране и отсутствия братского союза рабочего класса разных стран». Поэтому был принят пункт устава, где говорилось, что одна из целей руководства «когда потребуются немедленные практические шаги, например, в случае международных конфликтов, общества, входящие в Товарищество, действовали одновременно и единообразно». Конечно, Зоркий не случайно упоминал этот пункт. И заканчивалась статья не случайно так: «Дело Международного товарищества рабочих продолжает международная коммунистическая армия, борющаяся под знаменем Ленина — Сталина». У читателя складывалось впечатление, что, несмотря на то, что СССР единственная страна, строящая коммунизм, рабочие всего мира всецело солидарны с ней.

Статья «Парижская коммуна. К 70-летию со дня провозглашения»профессора А. Анекштейна подробно рассказывает о первом опыте «построения пролетарского государства — диктатуры пролетариата». В конце статьи, переходя к выводам, автор особо отмечает тот факт, что Парижская Коммуна «проявляла крайнюю нерешительность и робость в применении террора и насилия к своим врагам»и французский пролетариат по замечанию Ленина «вместо того, чтобы приступить к «экспроприации экспроприаторов увлекся мечтами о водворении высшей справедливости». (Опять сказалось влияние зловредных прудонистов с их теорией «справедливого обмена».) «Наши великие вожди Ленин и Сталин», конечно, учли эти ошибки. Заканчивает профессор Анекштейн цитатой Сталина: «Республика Советов является таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма. Парижская коммуна была зародышем этой формы. Советская власть является её развитием и завершением». Таким образом, статья призвана была не просто на фоне Парижской Коммуны показать гениальность вождей Октябрьской революции, но и подчеркнуть историческую неизбежность и легитимность советской власти.

«Народное просвещение в Парижской Коммуне»– так называлась вторая юбилейная статья, посвящённая той же дате. Её автор С. Фрумов подробно рассказал, как французские коммунары «в обстановке ожесточённого сопротивления церковников»создавали новую школу. И делал вывод: «Историческая заслуга Парижской Коммуны в области народного образования состояла в том, что она впервые в истории «взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения «силу попов»...

Раздел «Из истории ВКП (б)»представлен статьёй Н.В Елизарова «К двадцатилетию Х съезда РКП (б)», который состоялся в марте 1921 года в Москве и принял для преодоления «внутреннего политического кризиса»важнейшие решения, способствовавшие восстановлению сельского хозяйства и промышленности: о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике (нэпу). А в начале автор говорит о том, какой ценой «Советская страна достигла победы над интервентами и отечественной контрреволюцией». «В 1920 г. крупная промышленность дала, в общем, не больше одной седьмой (чуть больше 14%! – С.И.) своей довоенной продукции. Погрузка на железных дорогах уменьшилась почти в пять раз». «Посевные площади и сбор хлебов сократились почти вдвое». По замечанию Ленина: «Россия из войны вышла в таком положении, что её состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти...»А империалисты Антанты, сняв блокаду в 1920 году, стали действовать по поговорке : «не дубьём, так рублём». «Практически, – пишет автор, – эта формула означала следующее: развернуть торговлю с Советской республикой, наводнить нашу страну дешёвыми заграничными товарами, подрезать и прибрать к рукам нашу промышленность, овладеть нашей страной экономически, а затем подчинить её и политически...»На съезде шла ожесточённая борьба вокруг профсоюзов. «Застрельщиком её, – пишет Елизаров, – выступил иуда-Троцкий, этот убитый в прошлом году своими сторонниками международный шпион, провокатор и авантюрист». На Х съезде была принята также знаменитая резолюция по национальному вопросу. Вначале в своём докладе по этому вопросу «Товарищ Сталин указал на два уклона в национальном вопросе: великодержавный (великорусский) шовинизм и местный национализм». Но в тексте резолюции была указана особая «опасность и особый вред первого уклона в сторону великодержавности, колонизаторства». В итоге, в результате решений Х съезда, партия «обеспечила своё железное единство, добилась победы социализма в нашей стране и теперь уверенно ведёт народы Советского Союза к полному торжеству коммунизма».

Кстати, уже в 1921 году X съезд РКП (б) принял и специальную резолюцию «О грядущей империалистической войне», в которой, говорилось, что «буржуазия вновь готовится к грандиозной попытке обмануть рабочих, разжечь в них национальную ненависть и втянуть в величайшее побоище народы Америки, Азии и Европы, а вслед за этим неминуемо и остальных частей света. Приближается последний час буржуазии, и пролетариат должен быть предупрежден». Но в 20-е годы новая всемирная война не разразилась. Вместо этого руководство ВКП(б) и Коминтерна оказались перед фактом «частичной стабилизации капитализма»и нарастания «угрозы войны против СССР»со стороны «враждебного СССР капиталистического окружения». А через несколько лет 27 мая 1927 г. английское правительство консерваторов объявило о разрыве дипломатических и торговых отношений Великобритании с СССР, и 1 июня 1927 г., ЦК ВКП(б) выступил с обращением, в котором призвал советский народ быть готовым к отражению империалистической агрессии. На пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1927 г. Зиновьев так и заявил: «Война неизбежна, «вероятность»войны была ясна и три года назад, теперь надо сказать, – неизбежность». Сталин поправил его: «Война неизбежна, – это не подлежит сомнению. Но значит ли это, что ее нельзя оттянуть хотя бы на несколько лет? Нет, не значит. Отсюда задача: оттянуть войну против СССР либо до момента вызревания революции на Западе, лишь до момента, когда империализм получит более мощные удары со стороны колониальных стран (Китая и Индии)». А информационный отдел ОГПУ в сводке от 15 февраля 1927 г. сообщал: «После опубликования в прессе речей Ворошилова и Бухарина на XV Московской губпартконференции среди городского и сельского населения распространились по многим районам Союза слухи о близкой войне. На этой почве в отдельных местностях среди некоторой части городского и сельского населения создалось паническое настроение. Местами население старалось запастись предметами первой необходимости: солью, керосином, мукой и т.п. ».

В 1941 году, когда слухи о войне становились реальностью, 20-летие отметил и Декрет СНК РСФСР об электрификации. В календарь учителя статью на эту тему написал Н.М. Будницкий. Автор вспоминает поездку Ленина в подмосковное Кашино, на открытие сельской электростанции, где крестьянин Родионов сказал, что только «советская власть дала возможность крестьянам получить «неестественный свет»в свои избы. Этот «свет выведет их на правильный путь». Будницкий цитирует английского писателя Уэллса, побывавшего у Ленина в 1920 году и услышавшего от него про план ГОЭРЛО: «Можно ли вообразить более смелый проект в обширной плоской стране с бесконечными лесами и неграмотными мужиками, с ничтожным развитием техники и умирающей промышленностью и торговлей?»Автор приводит также любопытное письмо Сталина. В марте 1921 года во время болезни, прочтя сборник «План электрификации России»Сталин пришёл в восторг. На фоне ГОЭРЛО план Троцкого «хозяйственного возрождения»России с помощью «трудармии»Сталин назвал «убожеством, отсталостью», а все остальные планы, появляющиеся в печати «на позор нам», по его мнению, – «детский лепет приготовишек». Поэтому Сталин предложил «не терять ни одной минуты на болтовню о плане»и «начать немедленно практический приступ к делу». И поскольку по его мнению у авторов проекта «не хватает здорового практицизма (чувствуется в статьях профессорская импотентность)»он предложил в «плановую комиссию»влить людей живой практики, действующих по принципу «исполнение донести», «выполнить к сроку»и пр.»

В итоге уже в 1925 году электростанции СССР по выработке электроэнергии превысили уровень 1916 года. В 1938 году мощность советских электростанций достигла 8 692 тыс. квт, а производство электроэнергии – 39 600 млн. квт-ч, превысив уровень 1913 года в 20 раз. В 1939 году выработка электроэнергии на районных электростанциях увеличилась ещё на 9,7%. По количеству теплоэлектростанций наша страна заняла первое место в Европе. За две сталинские пятилетки потребление электроэнергии в сельском хозяйстве выросло в 11 раз. В 1942 г., прогнозировал автор, потребление электроэнергии «составит на душу населения 417 квт-ч. «По общей выработке электроэнергии Советский Союз уже к концу третьей сталинской пятилетки (1938 – 1942), обогнав Германию, выйдет на второе место в мире после США и на первое место в Европе». Но планы эти скорректировала война. Расходы на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвертую часть государственного бюджета, в 1940-м — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4 процента.

«Знаменитые деятели науки и техники»– этот раздел календаря разве что стоит пролистать и процитировать некоторые яркие характеристики представленных юбиляров. Михаил Васильевич Ломоносов (в 1941-м отмечали 230 лет со дня его рождения) – «живое воплощение способностей великого русского народа, так широко развернувшихся в сталинскую эпоху». Джордж Стефенсон (160 лет со дня рождения которого отметили в тот год) своим локомотивом, иллюстрирует мысль Маркса, что всякое изобретение является «всеобщим трудом», «кооперацией современников»и «использованием труда предшественников». Михаил Фарадей (календарь отмечал 150-летие со дня его рождения». «В Советском Союзе, как ни в одной стране мира, получают своё подлинное осуществление научные концепции этого величайшего учёного и ествествоиспыталя, вышедшего из рабочей среды». Среди поэтов и критиков в календаре много внимания отдано Державину, Лермонтову, Белинскому, Некрасову, Гончарову. Рассказывая о Белинском, авторы календаря, конечно, не могли обойти знаменитое его «Письмо к Гоголю». Цитаты из него и в наше время не сходили со страниц газет в дни празднования 200-летия со дня рождения критика. А особенно вот это место: «Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольна она твердила их!), а пробуждение в народе человеского достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре, – права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение».

  Отмечена в юбилейном разделе и пятилетняя годовщина со дня смерти Горького. «А.М. Горький умер 18 июня 1936 г., злодейски умерщвлённый подлыми троцкистско-бухаринскими агентами». В календаре представлены также знаменитые педагоги, музыканты, путешественники. Но есть смысл перейти в «Отдел педагогический»к статье И.М. Богданова «Народное образование в СССР».

«До Великой Октябрьской социалистической революции, – сказано в ней, – на современной территории СССР учащихся в общеобразовательных школах было 7,8 млн., что равнялось довоенной численности учащихся в школах Англии. В 1938/39 г. в СССР было 31,5 млн. учащихся, что превышает численность учащихся образовательных школ Англии, Франции, Германии и Италии ( в 1937/38 г. во всех этих странах обучалось 26,4 млн. человек). В СССР число учащихся в 1938/39 г. увеличилась по сравнению с довоенным временем в четыре раза». «В СССР, – пишет автор, – обучается в вузах в пять с лишком раз более, чем обучалось в царской России и значительно более, чем обучается в настоящее время во всех капиталистических странах Европы...»За 1933 –1938 г.г. в СССР построено 20 992 новые школы. В 1939 году грамотность населения поднялась до 81,2% . Самый высокий уровень её был на Украине — 85,9%, самый низкий в Туркмении — 67,2%. В 1937 году на нужды просвещения было израсходовано 4 млрд. рублей. Источником увеличения финансирования служила также «плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных заведениях и вузах, установленная постановлением СНК СССР с 1 сентября 1940 г.»

В каком-то смысле эту статью дополняет опубликованная следом речь народного комиссара просвещения РСФСР тов. Потёмкина В.П. на третьей сессии Верховного Совета РСФСР I созыва (опубликована в «Учительской газете»1 июня 1940 года). Он уточнил, что к началу 1940/41 учебного года в республике готово к открытию 112,5 тысяч школ, в которых будет обучаться 21 400 тыс. человек. Удельный вес расходов на народное образование в госбюджете составил около 40%. И это в то время, когда, по словам Потёмкина «в так называемых, богатейших государствах»окружающего капиталистического мира расходы на образование сокращаются. «В Соединённых Штатах Америки, – сказал нарком, – задолженность американских школ превысила в 1939 г. 3 млрд. долларов. В результате в Пенсильвании, например, 6 тысяч учителей не получали заработную плату около 10 месяцев подряд. В штате Нью-Йорк под угрозой увольнения находились в истекшем году 4,5 тысяч учителей. Не лучше обстоит с делом образования и в Англии».

Отметив, что «империалистическая война разгорается в грандиозный мировой пожар»и «в так называемых «демократических»державах физически истребляются сотни тысяч молодёжи»Потёмкин воскликнул. «Как не оценить, товарищи депутаты, мудрой политики, предохранившей нашу родину от вовлечения в эту кровавую бойню! Как не чувствовать глубочайшей признательности и горячей любви к тому, чьё руководство обеспечивает нам безопасность… Всем этим, товарищи депутаты, мы обязаны нашему Сталину!»

«Среди 560 кандидатов на сталинскую стипендию, – сказал далее товарищ Потёмкин, – выдвинутых Народным комиссариатом народного просвещения, имеются молодые люди, имена которых достойны быть названными здесь, с высокой трибуны Верховного Совета. Таковы, например, Игорь Шафаревич, блестящий математик, в семнадцать лет закончивший Московский университет…»

Уже в наше время знаменитый академик Шафаревич, автор книг не только поматематике, но и по русской истории и философии, вспоминал: «Когда я заканчивал университет перед войной, то задумывался: почему на наш факультет такие большие конкурсы? Ведь перед войной еще математика была абсолютно не престижной профессией… Меня удивляло: почему так много людей идет на наш факультет? Ядро из них – это те, кто любили математику, уже познали ее красоту. А большинство шло в математику, зная, что это не идеологическая наука, что можно в ней свободно работать. Никто не будет указывать. Даже физикам что-то указывали, предписывали определенную идеологию, а до математики так и не добрались. И суровая проза жизни математика не затрагивала ни планов, которые надо было выполнять, ни отчетов. Это был на самом деле какой-то уход в катакомбы».

А вот как вспоминает сталинский стипендиат 1941 год: «Я помню чувство катастрофы в начале войны. Нас, аспирантов, студентов отправили рыть под Москвой противотанковый ров. Это было где-то за Можайском. Мы там рыли его месяца полтора. До начала немецкого наступления на Москву. Надо сказать, что немцы не пошли на наш ров. Им бы хана была, такой мы прекрасный ров вырыли: Но они шли прямо по Минскому шоссе. Орудийные разрывы были уже совсем рядом. Как-то нас подняли ночью, и мы пришли в Можайск, сели на один из последних уходящих поездов. Приехали в Москву. Помню, отоспался ночью, и утром решил поехать в университет, пришел к метро, не работает. Это был единственный день за все эти десятилетия, когда метро в Москве не работало. Я пошел пешком, встречаю знакомых. Меня спрашивают: "Вы их видели?»"Кого?»"Немцев": Нам позвонили и сказали, что немцы вступили в Москву"… А утром уже началось какое-то бегство из Москвы – 16 октября. Ехали машины легковые, грузовые – все на Восток. И вдруг по радио сообщают: в 12 часов выступление Молотова. Жду выступления, в 12 часов сообщают, что выступление откладывается на час. А в час сообщают какой-то совсем иной приказ какого-то начальника, что замечена нерегулярная работа парикмахерских, бань, еще чего-то, и такого быть не должно, все службы должны работать: Что-то в эти часы или даже минуты изменилось в Москве и в стране, пошел откат в другую сторону. Мне кажется, этот день еще в истории недостаточно расшифрован и изучен. С него начался перелом в войне... Сначала было чувство поражения, а потом уже отвоевывание потерянного. А вместе с этим и постоянная тяжелая работа, и голод, и гибель близких – годы войны все-таки для меня самые неизгладимые. И с позиций значимости событий – ничего рядом не поставлю. Тогда я понял, что, кроме числа мобилизованных солдат, количества боеприпасов и других зримых материальных вещей, способно материализоваться, стать реальным фактором духовное чувство, какой-то идеалистический порыв. И это и было в нашей жизни в годы войны. "Не в силе Бог, а в правде»– это же реализовывалось наяву. Такие идеи оказываются в жизни более существенны, чем материальные цифры».

Но понимание этого пришло гораздо позже и не ко всем… Заставка к «Отделу антирелигиозному»в настольном календаре учителя на 1941 года, пожалуй, может служить символом ко всему изданию. В центре триптиха под лозунгом: «Религия – опиум народа»изображена обезглавленная церковь. Над вратами её вывеска «Клуб»и над ней пятиконечная звезда. Вместо трёх куполов развеваются три флага, по мысли художника видимо вместо трёх глав во имя Бога Отца и Сына были подняты флаги в честь Маркса –Ленина –Сталина.

Ну а в своей статье, «Происхождение и реакционная сущность христианских праздников», Н. В. Румянцев добросовестно пытается доказать, что религиозные праздники вредны прежде всего тем, «что они оживляют и поддерживают у отсталой части трудящихся религиозные, а следовательно, реакционные настроения, а также тем, «что они расшатывают трудовую дисциплину и наносят ущерб народному хозяйству». Далее автор приводит факты того как к примеру «праздник «троицы»всё ещё играет реакционную роль, отвлекая собой многих от срочных работ и сопровождаясь традиционным пьянством»: «Газета «Безбожник» от 11 июня 1939 года писала: «В колхозах «Гигант», «имени Политотдела», «Путь к социализму», «Зелёная роща», «Красная поляна»и «имени Кирова»(Орловский район Орловской области) на два дня остановилась работа из-за поповского праздника троицы… В колхозе «8 марта»(Погорельский район Калининской области) сев затянулся… Три дня подряд колхозники праздновали троицу. Бригадир Е. Бабкин и К. Коновалов из колхоза «Заветы Ленина»(Мичуринский район Ростовской обл. ) перепившись на троицу, так избили конюха А. Титова, что его пришлось ночью везти за семь километров в амбулаторию». «Вот к чему приводит иногда «троица»!»– восклицает автор. И добавляет, что к тому же на троицу из-за «дикарского обычая «завивать берёзку»ежегодно уничтожается масса молодого березняка…»

Самое удивительное, что как раз самая «рекционная часть общества», те самые пресловутые попы, в первом в мире богоборческом государстве, в первый же день войны повели себя наиболее адекватно. И язык, на котором они заговорили с народом и сегодня кажется современным и актуальным.

22 июня 1941года в воскресенье, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский), отслужив Литургию, собрался уже читать Акафист, как ему сообщили о начале войны. Местоблюститель тут же произнес проповедь, в тот же день размноженную на ротаторе и разосланную по немногим сохранившимся еще приходам для зачтения отцами настоятелями с амвона прихожанам. Проповедь была следующая:

«Пастырям и пасомым Православной Церкви

Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере.

Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому-то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Большия сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу.

Патриарший местоблюститель

смиренный Сергий, Митрополит Московский и Коломенский. Москва.

22 июня 1941 года»

Напомню что Сталин со своим знаменитым обращением к советскому народу: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!» - выступил 3 июля 1941 года.

Воронеж

22 июня 2011 года

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"