На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Из отряда строителей авианосцев

Николаевскому инженеру-конструктору и писателю Валерию Бабичу – 75!

Его статьи, посвященные истории николаевского судостроения и нашего края, уже более полутора десятков лет публикуют различные издания. А наиболее популярную его книгу «Наши авианосцы» читают во всех уголках бывшего Союза и во многих зарубежных странах – от Брюсселя до Шанхая. И это совершенно заслуженно. Эти книги отличают блестящее знание материала, ясный, немного суховатый, но выверенный стиль, прекрасное оформление. В своем жанре они вполне заслуживают национального знака качества, если бы таковой был. Кстати, центральное место в оформлении книг занимают прекрасные фотографии, большинство из которых сделал сам автор или собрал на протяжении многих лет в своем архиве. Отдельного внимания и особого уважения заслуживают работы Валерия Васильевича о николаевских журналистах старшего поколения, бывших в свое время свидетелями и участниками величайших достижений в истории Николаевщины и давших своими работами мастер-класс не одному поколению николаевских «акул пера».

Поразительно, но таких успехов Валерий Бабич достиг, не будучи профессиональным литератором или журналистом. По образованию он кораблестроитель, и в этом он тоже профессионал с самой большой буквы.

Помнится, в уже далеком 1978 году я работал конструктором в ЦКБ «Черноморсудопроект» и был в составе группы, проектировавшей первый отечественный вертолетоносец проекта 10200, шифр «Халзан». На корабле базировалось до 30-ти вертолетов различного назначения. По самым скромным расчетам на корабле требовалось оборудовать около полутора тысяч различных помещений, включая цистерны на тысячу тонн авиатоплива и погреба для двухсот тонн авиационного боезапаса, в том числе ядерного. На небольшой надстройке надо было найти место для 16-ти радиолокационных станций и нескольких десятков антенн радиосвязи. Легко сказать, но трудно сделать. Я занимался общим расположением и, глядя на мои творческие мучения, работавший у нас консультантом бывший главный инженер авиазавода в Кульбакино Георгий Васильевич Бирюков сказал: «Тебе надо познакомиться с Валерием Бабичем, который готовит заключение Черноморского завода по этому проекту». Тогда я впервые услышал его имя. Хотя техническое задание на проектирование вертолетоносца мы выполнили даже с превышением требований заказчика, на совещании на самом высоком уровне в Москве проект прекратили. По причинам скорее политическим, чем техническим. Но факт остается фактом – крупный авианесущий корабль был успешно спроектирован в Украине, в Николаеве, в «Черноморсудопроекте», и если бы обстоятельства сложились иначе, то вне всяких сомнений, он был бы успешно построен Черноморским заводом.

В 1999 году Валерий Васильевич принес одну из первых своих работ по истории строительства авианосцев в журнал «Новый векъ», где я работал заместителем главного редактора. Уже тогда он отличался от многих авторов скрупулезностью в работе и стремлением достичь наилучшего результата. Было заметно, что он совершенно не выносит работу, сделанную кое-как. Он – инженер, а это значит, что все должно быть выполнено в надлежащем порядке и доведено до логического завершения. Иначе материал «не сложится». И это его школа, его класс.

Начало работы Валерия Бабича в судостроении пришлось на время, когда отечественная индустрия приблизилась к мировому уровню, а кое в чем была впереди. Окончив в 1959 году судостроительный техникум, он был направлен на николаевское предприятие «ЭРА» и участвовал в строительстве на заводе имени 61 коммунара первого корабля проекта 61 «Комсомолец Украины». Эти корабли и их главная газотурбинная установка опередили свое время на много лет. За характерный звенящий гул, который создавала на ходу газотурбинная установка, на Западе их называли «поющими фрегатами». Только через 13 лет британцы смогли построить аналогичный корабль – газотурбинный эсминец «Шеффилд», а американцы свой знаменитый эсминец «Спрюэнс», положивший начало серии из 30-ти газотурбинных кораблей, построили еще позже. До сих пор корабли проекта 61 плавают под флагами Индии и России.

После окончания в 1967 году Николаевского кораблестроительного института Валерий Васильевич стал работать на Черноморском судостроительном заводе конструктором по ракетно-артиллерийскому вооружению на противолодочных крейсерах-вертолетоносцах проекта 1123 типа «Москва». Это были первые в Советском Союзе боевые корабли с групповым базированием вертолетов. В 1968 году Черноморский завод приступил к строительству судна космической службы «Академик Сергей Королев». Судно было спроектировано николаевским ЦКБ «Черноморсудопроект» в рамках советской лунной программы. На этом уникальном судне Валерий Бабич работал ведущим конструктором ЧСЗ по механизмам и системам, обслуживающим космический комплекс, в том числе важнейшей для этого корабля криогенной системы. Таким образом получилось, что с самого начала своей инженерной деятельности он был связан с проектами мирового уровня и имел дело с самой передовой техникой. Но главное дело его жизни было еще впереди.

Черноморский завод приступил к строительству серии тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 типа «Киев» в 1970 году. Валерий Бабич участвовал в строительстве и испытаниях всех этих кораблей сначала ведущим конструктором по авиационному комплексу, потом руководил группой ракетно-артиллерийского, авиационного и противолодочного вооружения, а в 1979 году, после сдачи «Минска», был назначен начальником конструкторского бюро отдела Главного конструктора ЧСЗ по всем авианесущим кораблям пр.1143 и наземному испытательно-тренировочному комплексу корабельной авиации «Нитка». Ему было 38 лет.

Проект 1143 отражал все самое лучшее и передовое, что тогда имела страна. С их строительством Советский Союз, а с ним и Украина, входили в элитный клуб стран, способных построить авианосный флот. В Крыму Черноморским заводом был построен полигон «Нитка», и на нем интенсивно проводились испытания корабельной авиации и тренировались летчики, прежде чем сесть на корабль. И в гуще этих событий

был Валерий Бабич. Неудивительно, что он решил отразить историю создания наших авианосцев в книгах, и сделал это блестяще.

Конечно, некоторые люди, озабоченные «демократическими ценностями», могут спросить: «А зачем нам вся эта история?» А затем, что страну и нацию создают не беды и поражения, а достижения и победы. Труды В. Бабича – наглядное и неопровержимое свидетельство того, что в недалеком прошлом Украина и Николаев были способны на такое, что недостижимо и ныне для большинства стран мира, включая страны Евросоюза. И пусть умники, утверждающие, что «наше будущее – это наши черноземы» отдадут себе отчет в том, что для того чтобы обрабатывать наши черноземы при нынешнем довольно высоком уровне мировой агрокультуры, нужно всего 3-5 млн. населения. А что будут делать остальные? Остается лишь надеяться, что станет понятной истина, что у нашей страны нет иного пути, кроме новой индустриализации.

Валерий Васильевич Бабич человек весьма разносторонний. Он прекрасно играет на фортепиано, профессионально фотографирует, владеет компьютерным дизайном. И во все свои увлечения вкладывает энергию, которой могут позавидовать и молодые. Куда бы он ни поехал, домой привозит подробный фотоотчет и новые идеи. Таким же энергичным, несмотря на подошедший юбилей, он остается и сегодня. У него сын, две дочери и четверо внуков. Пожелаем ему здоровья и долгих лет жизни.

Александр Карманов, конструктор, журналист


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"