На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Накоротке

Добрый свет Фестиваля

Что и говорить, богатая историей курская земля уже изначально обещала насыщенную и яркую по форме программу фестиваля литературы и искусства, что прошёл в начале июня. Многие из писателей, том числе и я, были здесь впервые и каждый день стал для них открытием – новых имён, новых святых мест, новых небольших городов и весей с их уникальными памятниками и природой. И, конечно, большой эмоциональный и духовный заряд перед этим мы получили на Пленуме Союза писателей России и Белоруссии в областной библиотеке им. Н.Н.Асеева, где шёл откровенный и деловой разговор, связанный не только с юбилеем Победы, но и с сегодняшним состоянием культуры в стране, с ролью в ней нас, писателей.

Конечно, особо запечатлелись в памяти – монастырь Коренная пустынь с его церквями и памятником Серафиму Саровскому, свидание с уникальной иконой – Курской-Коренной «Знамение» Божией Матери. А на Коренской ярмарке многие купили на память об этом святом месте сувениры и подарки для родных.

А днём ранее писатели ближе знакомились с областью. Я вошла в группу, которая направлялась в Железногорск – сердце Курской магнитной аномалии. По пути мы посетили музей Георгия Свиридова, богатую экспозицию, посвящённую жизни и творчеству гения русской музыки. Удивительная деталь – в молодости на фото композитор очень похож на Блока. А далее – Музей-заповедник «Большой дуб», гду расположен мемориал памяти о сгоревших деревнях вместе с их жителями – в отместку за партизанское движение в этих местах. Страшные факты, отчего и сегодня перехватывает сердце…

И, наконец, знаменитая Курская магнитная аномалия, которой во что бы то ни стало хотели овладеть фашисты, отсюда и страшные битвы на этой земле. Панорама рудника

поражает воображение даже тех, кто хорошо знаком с кинофантастикой. А финалом этого насыщенного эмоциями дня стала встреча в Центральной городской библиотеке, читальный зал которой был заполнен истинными любителями литературы. Наш ведущий, поэт Александр Бобров, умело и энергично повёл встречу, так что выступали не только гости, но и сами хозяева – с песнями и стихами. Нас здесь ждали, и об этом говорили журналы с нашими публикациями, подготовленные для автографов, и содержательные, порой острые, вопросы, на которые звучали краткие и ёмкие ответы. Положенные два часа пролетели быстро, и нас всё не хотели отпускать. Было ясно, что встреча эта была обоюдно желанна и даже необходима для обеих сторон. И, кроме всего, мы, писатели, лучше узнали друг друга, не говоря о новых знакомствах с поэтами и прозаиками русской провинции, не уступающими столичным в таланте, а кое в чём и превосходящие их. О некоторых таких открытиях я и хочу рассказать.

«Соловьиный мальчик»

На последней странице небольшой книжки «Берсерк», где выходные данные,

стоит имя автора: Василий Николаевич Попов. А при знакомстве оказывается, что это очень молодой, почти юный, светловолосый человек с ясным взглядом и таким же лицом. Конечно, я открыла его маленький сборничек, чтобы посмотреть, о чём и как он пишет, – и прочитала тут же от первой до последней строки, – и потому, что книжка небольшая, и, главное, потому, что радостно было читать. Потом, правда, искала в интернете, что значит «берсерк», оттенков немало, но наиболее верное значение, как я поняла: воин, что готов сразиться с тёмной силой.

К слову, наверное, нежелательно заставлять читателя сначала распознавать значение заголовка, – у другого может не быть для этого времени или желания. Вообще, я из периода ученичества хорошо запомнила, что название должно привлекать, если хотите, интриговать читателя, вызывать желание тут же открыть книгу. Так же, как и раскрывать зерно сути сборника и, конечно же, быть гармоничным на слух. К примеру, когда молодая поэтесса называет свою первую книгу «Окурки», то с трудом верится в большое желание читателя окунуться в её содержание, хотя оно может быть и вполне нормальным с этической точки зрения.

… Вот и свет уже в окошке,

Мы на лавках, как на конях,

И горячие картошки

Заскакали на ладонях.

 

Наливаем для согрева,

Завтра снова в путь далече.

Не забудьте белкам хлеба

Приготовить на крылечке.

И сразу окунаешься в добрую русскую глубинку, где есть ещё избушки среди леса, где картошки скачут на ладонях, где помнят о братьях наших меньших и заботятся о них. Подкупают короткие, весомые строки, их естественность, их наполненность судьбой, – что говорит о замечательном потенциале поэта, умению не растекаться мыслью по древу и чувствовать вкус слова.

Иду налегке с горы:

Слушал, как воет ветер,

Видел, как день горит,

Думал о белом свете.

 

Как хорошо дышать,

Роща поила соком.

Вот и прошла душа

Мимо небесных окон…

Это уже пахнуло классикой (да не возгордится раньше времени поэт!) – такая свобода внутри строки и такая образная и духовная наполненность… А вот и публицистика – но не голая, не заданная:

Чёрный лес, заснеженное поле,

Вдалеке саней весёлый бег…

За любовь к родимому доколе

Будет биться русский человек?

Рамки статьи не дают возможности приводить стихи целиком, но чуткое ухо читателя и по нескольким строкам распознает главное – это поэт, и поэт со своим голосом, своим напряжённым внутренним миром, щедро одарённый от природы. Хотя и до высот мастерства ещё не близко (нередко в стихотворении нет чёткого сюжета, есть погрешности в стиле, подчас явно хромает рифма). Но есть главное –«лица не общее выражение», умение просто и лаконично сказать о важном.

… И разрушим города навеки,

И пускай погибнут человеки!..

– Стойте, люди! Стойте… Надо жить.

Патриарх ушёл за нас служить.

Василий родом из Ангарска и, судя по всему, вобрал в свою душу и красоту, и глубинную суть Сибири. Я слышала, что после окончания Литинститута у него созрело желание обосноваться в Москве. Конечно, пожелаю ему удачи, и она придёт, если он сумеет сохранить всё богатство своей малой родины в душе и слове, а это ой как непросто! Но я верю, что так и будет.

… И вот он, мальчик соловьиный,

На сеновале спички жжёт,

И с длинным прутиком малины

Из-за угла отец идёт.

  Великая русская поэзия – тот самый судья, что не позволяет «жечь спички» ради забавы. И похоже, Василий Попов уже принял это к сведению.

Единство судьбы и строки

Когда мы ехали нашей творческой группой в Железногорск, нашим гидом по сельским просторам стал поэт Юрий Асмолов, связанный с этими местами всей жизнью своей. И гости, конечно же, подкидывали свои вопросы – о сегодняшней деревне, о дремлющих под солнцем полях и вообще о жизни в русской глубинке. И то, как отвечал на них Юрий, как рассказывал о незавидном положении современной деревни, свойственном всей сельской России, о нынешних нуворишах, готовых продать всё и вся, – говорило о его кровной близости с этой землёй, её историей и природой, её болями и радостями. Уже одно это невольно вызывало уважение к почти некрасовскому заступнику за родной край и его жителей.

Как в прошлые века, опять в России

На Божий суд, на правый суд

Крестьяне – люди самые простые –

Обиды горькие несут.

 

Их счастье и тревога – их землица,

За что ж их жмут, как крепостных?..

И если мне за них не заступиться,

То кто заступится за них?!..

Вот так, не меньше и не больше. Если не я, то кто? Многие ли из нас способны на это? Судить-рядить за кухонным или очередным круглым столом на ТВ, прекрасно понимая безопасность и бесплодность большинства из жёстко регламентированных «бесед» – это одно, а брать на себя неблагодарную ношу говорить правду там, где уж точно не погладят по головке, – это другое.

В последний день, перед нашим отъездом из Курска, Юрий подарил мне два своих сборника с логичными для этого поэта названиями: «Озимая пшеница» и «Письма из деревни». Кстати, встречу свою с истинной литературой он помнит до сих пор: это был рассказ замечательного земляка Евгения Носова «В чистом поле за просёлком».

В обоих сборниках Юрий верен себе:

… Я вроде не опальный, но печальный, –

Правителям переча и грубя,

Из города на хуторок недальний

На весь остаток лет сослал себя.

 

И пусть меня читают лишь старухи,

И пусть меня читают лишь деды, –

Пишу о том, что вижу: о разрухе,

Продажности и паводках беды,

 

Что правят нами – хоть кричи разбой,

Что там и тут – беспутье и поборы,

Кругом – шинки, шарашкины конторы,

А на полях – пырей и зверобой…

Его творческая программа на первый взгляд проста, но именно она и ждёт полной духовной отдачи, осознанного отречения от благ цивилизации в понимании горожанина, верности земле, подарившей ему и несказанную красоту природы, и любовь близких по духу людей и твёрдую решимость стоять и в жизни, и в поэзии за всё, что составляет соль и цвет родного края:

… Невзирая на напасти,

Где б ни выпало мне жить,

И при всякой-якой власти,

Всё, к чему душой причастен,

Буду помнить и любить.

Поэтическая откровенность и прямота, идущие из глубины любящего сердца, не могут оставить равнодушным того, для кого родина – не пустой звук. Порой чувствуется перекличка с самим Есениным – в самом высоком смысле этого понятия, и это тоже замечательно, потому что деревня наша по большей части еле выживает сама, а что уж говорить о самородках, которых попросту некому рожать! И благодатная курская земля с её соловьями, как часть трудно живущей России – не исключение: и здесь немало временщиков погуляло, да и сегодня многие из них ещё вольготно себя чувствуют.

… Свет от берёз! Зимой и летом,

И по весне, и в листопад

Они одаривают светом

Не разбирая – всех подряд.

 

…Но я смотрю на чудо божье

И мне тревожно стало вдруг:

Лишь вековое бездорожье

Его хранит от хищных рук.

Хорошего поэта всегда отличает умение для каждого произведения найти свою, единственно необходимую, форму. Юрий Асмолов это умеет. У него есть стихи и про братьев наших меньших, и о детях, и для детей. Тонкий юмор, понимание детской психологии, умение воплотить это в коротких строчках – приметы истинного мастерства, согретого истинным талантом.

Сына не дозваться –

Сыну три годка –

Он завёл хозяйство –

Майского жука.

 

… Жук-то жук, однако

Имя нужно всё ж:

Он хоть не собака,

Но ведь и не вошь.

Вон опять за шторкой

Сын его пасёт…

Окрестили Жоркой,

Жорка-вертолёт.

Вот такой человек живёт, мается, как все, и трудится – не только на творческой ниве – курский писатель от самой матушки-земли Юрий Асмолов, встреча с которым была для нас и по-человечески радостной, и в чём-то поучительной. А иначе и не могло быть.

Накоротке

Были и другие встречи, порой накоротке, но и они оставили по себе добрую память, потому что подтверждали, что русское слово живёт и сдаваться новым временам не собирается. Обновляться – пожалуйста, жизнь есть жизнь, а вот подменять себя сленгом и матом из подворотни – этот номер не пройдёт. И главное – живы и, надеюсь, ещё долго будут жить носители этого удивительно ёмкого, и тёплого, и сурового, если надо, а для выражения сердечных чувств – нежного, душистого, тающего в любящем взгляде, и потому почти божественного, – Слова. Такая вот наша задача, совсем не простая. Одно дело – самим понимать и ценить прекрасную суть родного языка, другое – пленить его красотой, меткостью и мудростью – тех, кто чаще говорит с безликим, подчас агрессивно невежественным, компьютером, чем с культурным человеком. Но, по Асмолову, если не мы, то кто? И есть надежда, что наши встречи с читателями-курянами, в том числе юными, заронили в них главное – музыку поэзии, дали многим из них нужный духовный настрой, поскольку вопросы задавались самые разные, в том числе очень не простые. И, как правило, писательские ответы были максимально ответственными, хотя и простыми по форме.

В то же время сама пишущая братия не теряла времени – заводились новые творческие знакомства, шёл обмен книгами и адресами, расширялся горизонт литературной России. К примеру, ижевский поэт Василий Глушков пустил в ход один из номеров журнала «Луч», где я среди прочих читаю такое его стихотворение:

Я покуда ещё ничейный,

И баян у меня – дружок:

Захочу – поплыву по теченью

На какой-нибудь бережок.

 

Во что лучшее приоденусь

И на бабий пойду «пикник».

  – С ними?... – Да на любую тему,

И без всяких «сурьёзных» книг.

 

Всё у ладушек наготове –

Вдосталь водочки, перепеч…

А уж пыл-то их, пламень вдовий

Даже может и пень зажечь.

И поневоле видишь весёлые глаза уже очень не молодого человека, зато по-прежнему поэта!

А вот небольшая юмористическая книжка писателя всё из того же Железногорска – Геннадия Александрова. И называется она – «Быльки». Тираж всего 300 экземпляров, такие вот времена. Но если триста человек на какое-то время забудут о своих насущных делах, о неприятностях с начальством или здоровьем, расцветут улыбкой и подарят её другим, – это уже немало. А если ещё книга написана добротным русским языком, очень даже приспособленным и к юмору, – то как не порадоваться и за автора, и за его земляков! И, чтобы не быть голословной, приведу маленькую «быльку» – «По единой?»:

«После концерта, посвященного 15-летию Железногорской детской хоровой школы «Дружба», в банкетном зале Дворца культуры Михайловского ГОКа состоялся праздничный ужин. Разумеется, детей на него не позвали, зато почетных гостей было хоть отбавляй. Столы сдвигались в ряды, чтобы вместилось больше народу. И только за одним столиком, где расположился священник о.Анатолий, имелись свободные места. Священник на вид был человеком строгим, неулыбчивым, его седые брови сдвигались к переносице, борода воинственно топорщилась.

– Геннадий, составьте, пожалуйста, компанию отцу Анатолию, – попросила меня директор хоровой школы Елена Лоскутова. – А то неудобно: сидит человек одиноко, как в общепите... Перед ним стесняются «распрягаться», поэтому... В общем, Ген, посиди с ним, ладно? Он допоздна не будет.

  Я подсел к священнику. Он принял меня равнодушно. Некоторое время мы молчали, глядя на ведущих торжества и рассеянно скользя взглядом по кушаньям на столе. Их было немало: салаты из овощей, фрукты, ветчина, сыр... Над блюдами возвышались колоколенки бутылок: сок, минералка, вино «Очи черные», две бутылки водки с видом Коренной пустыни.

Когда на подиум взошла глубоко декольтированная дама, мой сосед по столу смущенно отвратил очи от зала, привстал над столом, прочел скороговоркой «Отче наш» и перекрестил яства.

– Ну что, по единой? – спросил он меня, кивая на «Коренскую» водку.

– По единой, – сказал я, радуясь, что наше молчание прекратилось. Откупорил, налил по рюмке. Выпили с батюшкой степенно, без кряканья и нюханья «мануфактуры», запили минералкой. Из закуски я успел съесть лишь пару виноградинок, как снова услышал:

– По единой?

Я без удивления отнесся к столь быстрому предложению продолжить. Мало ли! Возможно, священник справедливо считал, что поздно выпитая вторая – это загубленная первая.

– Давайте, – кивнул я и снова налил. Выпили так же стремительно.

На подиуме появлялись то артисты, то гости с речами. Отец Анатолий чувствовал себя в светском обществе неуютно, старался не смотреть на действо, и тогда его взгляд упирался в стол.

– По единой? – опять спросил он.

– По третьей, – поправил я, наливая.

Батюшка поднял палец кверху и усмехнулся.

Две бутылки водки мы распили в одночасье, почти не закусывая. Оставались «Очи черные». Я потянулся с вином к рюмке отца Анатолия, однако он остановил.

-Я же сказал: по единой. Выпили по единой бутылочке – и хватит.Прости, Господи!

И, поклонившись мне, как ни в чем не бывало вышел из зала».

Классик сказал, что, пока народ может шутить над собой, – он бессмертен. С таким оптимистичным настроем я и заканчиваю свои заметки о том, что курский соловьиный край по-прежнему богат на таланты, а встречи писателей, подобные этой, одинаково ценны как для читателей, так и для самих литераторов. А всё вместе работает-таки на русскую культуру!

Валентина Коростелёва


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"