На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Молитва о песне

Слово в творчестве Татьяны Петровой

"Россия — страна Слова, страна песни,

страна простора, страна Христа…"

(Г.В. Свиридов).

 

 «Каждое слово несет в себе Божественный смысл.

Для того, чтобы слово прозвучало,

нужно раскрыть его Божественный смысл.

Рисовать красоту Божьего мира – в этом суть песни…»

(Татьяна Петрова)

    

Великий русский писатель В.Г. Распутин определил роль поэта   Николая Рубцова как явление не случайное в русской культуре, назвав его одним из посланников  глубинной России, чтобы  явить её духовное значение. «Это вестники, которые пришли, чтобы разбудить в нас то лучшее, что дремлет в нашей душе» – сказал он. К таким же явлениям, но в русской вокальной музыкальной культуре можно отнести и творчество народной певицы   России Татьяны Юрьевны Петровой. Явить духовное предназначение русской народной песни как вершинного явления отечественной культуры стало главной задачей, определившей ее творческий путь.

Подобно многим лучшим деятелям русской культуры, она тоже «проросла сквозь почву России», что сформировало основу ее личности.  Из уральского деревенского детства, хотя и закончившегося для  Татьяны очень рано, она получила основы глубинной народной нравственности, идущей от благоговейного отношения к Богу и Божьему миру – людям, природе, укладу жизни. Особое место в этом мире принадлежало песне.  Тогда же заложилось в душе певицы и трепетное отношение к песне – как к молитве, а к песенному слову, как к слову Божьему. «Мы молились этими песнями», - очень точно сказала Татьяна Петрова о песнях своего детства.

Молитвенное отношение к песне осталось у певицы на протяжении всего ее творчества. Это видно даже по названиям – своеобразным  эпиграфам – ее программ.

Не каждому дано за словами видеть их глубинный, сокровенный смысл. Этим даром Господь в полной мере наградил Татьяну Петрову. На творческом пути певицы ей были посланы учителя, которые, помогая  оттачивать удивительные природные вокальные данные, прежде всего, формировали ее как личность. Особое место в этом отводилось отношению к слову.

Семь лет, сначала в музыкальном училище, потом в Институте имени Гнесиных, Татьяна была ученицей знаменитого педагога Елены Константиновны Гедевановой, которая внесла огромный вклад в развитие школы народного пения России. Она относилась к  совсем юной Татьяне с особой любовью, по-матерински. На всю жизнь певица усвоила главный завет Елены Константиновны, выражающий нравственное, осмысленное  отношение к пению: «ПЕТЬ ДОЛЖНО НЕ ПРАВИЛЬНО, А  ПЕТЬ ДОЛЖНО ПРАВЕДНО». А чтобы так петь, нужно и жить праведно, то есть, по христианским заповедям.  

Дальнейшее обучение Татьяны Петровой прошло в  школе сольного   народного пения  выдающегося педагога, профессора,  хормейстера, композитора, Народной артистки СССР Н.К. Мешко.  

Как отмечает Татьяна Петрова,  в своей уникальной системе подготовки профессиональных народных певцов Нина Константиновна Мешко даже нашла определения, которые обозначали роль и задачи слова в пении, такие как: «голошение», волевое ведение «Словозвука», особенности звукообразования. 

Особая роль в системе профессора Мешко отводилась  осмысленному  исполнению слова  в народном пении: «Пение от слова с приоритетом смысловой интонации», «образ пения – образ мышления». Это она сформулировала, ставшую знаменитой триаду «Мысль-Интонация-Звук», призвав всех своих нынешних и будущих певцов к сотворческой работе сознания в пении. «Искусство – это ВЕРА художника и СЛУЖЕНИЕ. Смысл его в воспитании людей, раскрытии их духовного мира, очищениях их сознания от вредных влияний». Эти слова Нины Константиновны стали девизом творчества Татьяны Петровой. Важные теоретические открытия, подкрепленные педагогической практикой, позволили Н. К. Мешко подготовить целую плеяду звездных солисток русской народной песни. Но в конце своей знаменитой книги "Искусство народного пения" она особо выделила Татьяну Петрову – как продолжательницу всего, чему посвятила свою жизнь. «Мы знаем русскую народную певицу, которая, не считаясь с выгодой, благородно, самозабвенно и самоотверженно несёт тему духовности и здорового, высокого патриотизма, этот патриотизм, ни в коей мере не посягая на ценность других, сохраняет духовное самосознание народа и самобытность её культуры. Имя этой певицы Татьяна Петрова. Поклонники её таланта, зрители её концертов и выступлений в редких патриотических телепередачах знают как она, вливая мощный духовный заряд, поднимает залы, укрепляет надежду и веру людей, их мужество и стойкость. Это и есть СЛУЖЕНИЕ".

  Георгий Васильевич Свиридов не только великий русский композитор, но и мыслитель, так определил суть русского искусства: «Искусство — часть религиозного (духовного) сознания Народа. Не будь этого сознания, оно превратилось бы в поверхностное «эстетическое развлечение».   Обозначив особую значимость духовной культуры для России, Г. Свиридов  выделил  два приоритетных начала русской музыкальной культуры: «Народная песня и старая церковная музыка — вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры».   Наиболее действенным из искусств он считал синтез Слова и Музыки. Причем апеллировал к Слову в божественном смысле, «как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира». Музыка для него это нечто бессознательное (чувства, ощущения — душа), но не имеющей собственной мысли. Воплощать мысль призвано Слово. А вместе они выражают Истину, служат ей. И именно в этом служении видел смысл творчества любого художника, а в сочетании Слова и Музыки определил для себя способ такого служения. Именно эти ипостаси русской музыки стали основами творчества и Татьяны Петровой.

В основе всей русской музыкальной культуры лежит библейское «Пойте Богу разумно». Музыка и слово — высшие формы человеческого бытия – столпы  русской музыкальной культуры. Особая роль в ней принадлежит слову. Слово — это то, чем человек соединяется с Богом, то, в чем дух обретает плоть, раскрывает свою сущность. Как хорошо заметил художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского В.И. Федосеев: «В начале было Слово» — библейская истина, но Слово прозвучало, а значит, было и звуком! А каким? Вселенским. Вот мой ответ».

      «Песня льется», «голос заливается», — напоминает оперный критик Эдуард Старк народные изречения и подчеркивая органичную связь русской песенной стихии и русской классической музыки. Многие лучшие русские композиторы отмечали первостепенное  значение слова в своем творчестве. Хорошо известны слова П.И. Чайковского: «Когда кончается слово, начинается музыка». Много размышлял на эту тему в конце ХХ века, Г.В. Cвиридов. Наиболее действенным из искусств он считал синтез Слова и Музыки,  апеллируя к Слову в божественном смысле, «как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира», которое оно призвано воплощать в мысли. В сочетании Слова и Музыки Свиридов определил для себя способ  служения Истине – главный смысл творчества любого художника. 

О первостепенной значимости Слова в своем творчестве говорили и великие русские певцы и певицы – от Ф. Шаляпина до А. Ведерникова и Д. Хворостовского, от Н. Плевицкой до И. Архиповой и Е. Образцовой…

  На вопрос, нередко задаваемый музыкантам о том, что для них первично – слово или музыка, Татьяна Петрова отвечает без колебания: «Слово и смысл, за ним стоящий». Смысл, стоящий за таким словом требует особой формы выражения, которую постоянно ищет и стремится совершенствовать певица. Ее творческое кредо: «Каждое слово несет в себе Божественный смысл. Для того, чтобы слово прозвучало, нужно раскрыть его Божественный смысл».

  Но, если с духовными песнопениями это хорошо понятно, то за многие десятилетия официального безбожия был почти утрачен в массовом сознании духовный смысл народной песни. "Народная песня выражает душу народа, его сокровенные мысли. Когда я стала изучать основы народных песен, то обнаружила, что после крещения народ выбрал Слово. В буквальном смысле! Слово во всем, в том числе, и в песне", – отмечает  певица.  Внутренняя суть и уникальные вокальные возможности позволили Татьяне Петровой соединить в своем творчестве три ипостаси: народную песню, классическую музыкальную культуру и духовную, идущую от сокровенного значения слова.

  Важнейшую роль в формировании личности певицы сыграл выдающийся мыслитель, богослов и историк церкви ХХ века митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). Своей духовной прозорливостью он дал певице напутствие, определившее весь её творческий путь: «Не зовись артисткой, зовись народной певицей. Потому что ты не артистка, ты, когда поёшь, каждый раз проживаешь... ТЫ ДОЛЖНА НЕ ТЕШИТЬ, А УТЕШАТЬ ЛЮДЕЙ". «Эта фраза стала для меня словно огоньком в лампаде», – признаётся певица, всегда хранящая  верность этому завету. – Что для меня русская песня? Она как свет, на который идёшь, как тепло, которым согреваешься. И для меня очень дороги слова, которые сказал мне однажды владыка Иоанн (Снычев): «Не тешить, а утешать». Внешняя разница в написании и произношении между словами минимальная, а внутренняя, смысловая – огромная и принципиальная, содержащая суть современного состояния культуры и выбора тех, кто ее создает. Ведь «тешить» – значит  забавлять, развлекать, веселить, потешать,  или доставлять удовлетворение, угождать. Утешать же значит успокоить, облегчить горе, тревогу участием, радовать, доставлять отраду. 

 Для Татьяны Петровой  проблемы выбора никогда не существовало. Какой бы дорогой ценой ей не приходилось платить за свои убеждения – карьерой, успехом, материальными благами, она никогда не изменяла выбранному пути. Объяснила она просто: «Песня – это очень высокое состояние души. Она настолько помогает нам в трудную минуту! И очень важно, каким высоким музыкальным и поэтическим миром ты себя окружаешь. Тогда тебе легче жить, когда есть вокруг тебя то пространство, в котором ты можешь быть собой, служить, делать Добро. Рисовать красоту Божьего мира. В этом суть песни».       

1990-е годы разделили культуру на массовую и духовную. По меткому замечанию Г.В. Свиридова, «русская музыка превратилась в чужой подголосок, лишенный души, лишенный мелодии и веками сложившейся интонационной сферы, близкой и понятной русскому человеку». В эти годы особенно отчетливо начала проявляться обезличка слова и образа, то, что Г. Свиридов называл «вопиющей вульгарностью». В то же время, перемены, произошедшие в стране, вернули возможность открыто выражать православную суть русской культуры, являть в творчестве, что «дух русской музыки открывается из ее принадлежности Православной цивилизации» (В.В. Медушевский). Вопрос о духовном выборе стал особенно актуален для деятелей культуры в нашей стране в последнем десятилетии ХХ столетия. Для многих, но не для Татьяны Петровой и ее, оказавшихся в меньшинстве, единомышленников. Тех, кто, как и она,  также любит русское слово, русскую душу с ее нестяжанием, добротой и незлобивостью больше, чем славу и деньги. Тех, которые видят Божий мир во всей его красе и служат ему своим творчеством, зовут к жизни духовной и радостной. В 1990-е годы, которые нередко называют «лихими», Татьяна Петрова по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II задумала и стала проводить благотворительные вечера в Свято-Даниловом монастыре, главным содержанием которых были Слово и Музыка в их высоких духовных образцах.  Средства, полученные на них, помогли встать на ноги детским приютам и святыням русской духовности: Кирилло-Белозерскому, Хотьковскому и другим монастырям, женской Аносиной обители. Татьяна Петрова была одной из первых, кто восстановил почти утраченную за десятилетия традицию духовного певчества в народной песне, обратившись к ее сокровенному содержанию в слове.

Не случайно с той поры многие годы Татьяна Петрова самым тесным образом связана с Союзом писателей России, принимая участие почти во всех его мероприятиях. Со многими членами этого Союза у певицы сложилась многолетняя сердечная дружба, проверенная не только в странствиях буквально по всей стране, но и в очень непростых поездках в «горячие точки».

Многие замечательные русские писатели трепетно относились и относятся к Татьяне, видя в ней «берегиню русской песни». Очень проникновенные слова о творчестве певицы написали великий русский писатель Валентин Распутин, лауреат Патриаршей премии  Владимир Крупин,  литературовед Вадим Кожинов, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев и многие другие.

И в этом кругу мудрейших людей России, связанных со словом, Татьяна Петрова не потерялась. Случай в современном певческом мире практически исключительный, но Союз писателей России за многолетнее высокое и патриотическое служение отечественной культуре наградил певицу Татьяну Петрову своими высшими литературными премиями – Большой литературной премией, в специальной номинации «На благо России»,  международной премией «Имперская культура», а также премией поэта Алексея Фатьянова.

За годы исполнительской и гастрольной деятельности у певицы сформировался богатейший песенный репертуар – от лирических и обрядовых народных песен до церковных песнопений.

Именно слово, смысл песни, его  актуальность, а не мелодия, как бы хороша она не была, по признанию певицы, является для нее  творческим импульсом, главным критерием для выбора музыкального произведения, создания образов.  Прежде, чем взять песню в свой репертуар, Татьяна Петрова глубоко изучает историю ее создания и исполнения, творческий путь автора, его духовные воззрения. Поэтому она настолько чувствует глубинную суть поэтического слова, скрытую в выбранной песне, что иногда кажется: по-другому, глубже ее спеть нельзя. Об этом часто пишут слушатели певицы.

На протяжении всего творческого пути Татьяна Петрова ищет те песни, слова которых наиболее важны для ее слушателя. Те песни, что объединяют души поэта, композитора и самой певицы со слушателями через слово и мелодию, его раскрывающую. Нередко, не находя удовлетворяющих ее мелодических вариантов, певица обращается к другим  композиторам за новым музыкальным  прочтением стихов. Среди них были такие как А. Висков, Г. Шендерев, В. Панин, В. Панченко. Только композитор К. Акимов написал для Т. Петровой более тридцати песен и обработок. Благодаря таким творческим поискам певицей «своего» слова были положены на музыку стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова  и  авторов-современников Ю. Кузнецова, К. Скворцова, А. Васильева. Так формируется  СВОЙ, отличный от других репертуар Татьяны Петровой, в котором и особенности её поэтического мира, и ее ощущения времени.

Татьяна Петрова снискала репутацию не только прекрасной вокалистки, но и драматической актрисы, проживающей песню как маленький спектакль. В каждой песне она проникает в ее глубинный смысл, создает и доносит до зрителя заложенный в словах образ. Для этого в палитре певицы имеется множество вокальных и драматических красок. Голос Татьяны Петровой так богат многообразием тембровых оттенков, что его называют самоцветным, а саму певицу «уральским самоцветом».   В совершенстве владея мимикой и изменением тембра голоса, Татьяне удаётся превратить каждую песню в маленький спектакль, создать   яркие характеры.  Благодаря этому даже широко известные песни «Хуторок», «В лунном сиянии», «У церкви стояла карета» приобретают новое звучание и превращаются из «застольных» в нравственную проповедь.

Есть у Татьяны Петровой  еще одно качество, редкое особенно для современной действительности, где принято даже минимальный талант преподносить в яркой упаковке, поражать публику невообразимо «пышными» нарядами и громогласием. В своем творчестве она  никогда не думает о самоценности  своего вокала. Обладая редким по красоте и широте диапазона сильным голосом, она никогда его не жалеет, но и не демонстрирует его возможности  просто так, чтобы понравиться публике, без работы над созданием образа, заложенного в слове и музыке. Ее певческое искусство отличает удивительно богатая, тонкая, умная и верная интонация и фразировка, благодаря которым создается яркая образность, голос всеми оттенками действует на слушателя. Т. Петрова прекрасно владеет искусством, присущим лишь большим мастерам вокала – иногда почти  шепотом она  доносит до слушателя фразу, и, произнесенная едва слышно, эта фраза воспринимается как кульминационная. Во  многих песнях (например, «Ангел» на стихи М. Лермонтова, «Ангел мой» на стихи Ф. Тютчева, «Душе моя», «Позарастали стёжки-дорожки») она  достигает  исключительного воздействия на слушателя тем, что сознательно гасит силу звука. Но экспрессивность иногда едва звучащего голоса певицы при этом  оказывается неизмеримо большей! И дикция как средство четкого донесения слова, смысла, содержания до слушателя также составляет одну из важных черт мастерства певицы. Искусство интонаций, множественность тембров характерны для пения  Татьяны Петровой. Её голос в зависимости от смысла звучит и как хрустальный колокольчик, и как «колокол на башне вечевой». В пении Татьяны Петровой  слова-мелодии, интонации её исполнения и чередования силы звука – всё подчинено смыслу звучащего слова. Благодаря этому, даже очень простые и скромные по слову и  мелодии песни приобретают у певицы глубокое образное содержание, остаются в душе и сердце слушателей. Очень точно написала об этом в своем комментарии к песне «Хуторок»  одна из слушательниц Татьяны Петровой: «Какое потрясающее исполнение! И каждая нота пропета, и каждое словечко обыграно!»

Как известно, многие оперные певцы и певицы обращались к исполнению народных песен. Татьяна Петрова своим исполнением подняла народную песню до уровня классической. И яркое исполнение певицей произведений М.  Мусоргского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, С. Слонимского показало ее богатые возможности петь классический репертуар. Остаётся только сожалеть, что не довелось в полной мере реализовать эту уникальную сторону её дарования.

У Татьяны Петровой удивительно доброе, истинно христианское, по-матерински теплое и сочувственное отношение к людям.   Это ощущается и в прочтении слов песен, и в интонации их исполнения, открывающих новые смыслы. Часто, благодаря певице, слыша хорошо знакомую мелодию, мы заново чувствуем и сопереживаем буквально каждому слову.

Вот лишь несколько примеров. Народная песня «Шумел камыш» в двадцатом веке несправедливо стала олицетворять собой символ пошлости и пьяного застолья, разошлась на отдельные цитаты в сатирическом контексте. Татьяна Петрова вернула этой песне первоначальный смысл – трагедии прельстившейся и обманутой доверчивой души, поруганной чести в мире порока и лжи. И вновь, ранее казавшееся бытовым содержание хорошо известной песни в исполнении Татьяны Петровой приобретает духовное значение.

  В свой альбом «Нежность» Татьяна Петрова включила популярные советские песни ХХ века. Певица посвятила этот диск памяти своих родителей и их поколению. "Я буду счастлива, – говорит она, – если, слушая эти песни, люди будут вспоминать тепло и ласку родительского дома". И для каждой из них тщательно подобрала свою сердечную интонацию, находящую дорогу к самому светлому в нашей душе, к вечным ценностям, которые объединяют людей разных поколений.  В исполнении Татьяны Петровой  мы слышим изначальную мелодию, но видим в любимых  и дорогих словах новые глубинные смыслы. В хорошо известной песне А. Пахмутовой на стихи Н. Гребенникова и Н. Добронравова «Нежность», которая была прекрасно спета многими выдающимися певцами,  Т. Петрова нашла свое интонационное и смысловое звучание.  Ключевым у певицы становятся слова-антитезы  «нежность» в значении «любовь» и «пусто», на которое практически не  обратили внимания другие исполнители. Но именно это слово показывает глубину и вселенский масштаб чувства любви, без которой все на земле теряет свой смысл, ведь «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». И эта песня стала утешающей и врачующей души многих людей. Вот что написала о ней на странице памяти артистов Ансамбля имени Александрова Татьяна Разина 27 декабря 2017 года: «Да, артистов, способных своим исполнением, проникнуть, словно скальпель в душу и заставить её трепетать и плакать, очень мало!!! И это просто дар Божий (наверное, это какое-то тонкое невидимое общение душ) и это – ЧУДО!!!»

  Мало кто знает, что замечательные слова поэта – актёра Андрея Мингалёва «Встань за веру, русская земля!» получили без преувеличения всенародную известность во многом благодаря Татьяне Петровой. Увидев однажды в малоизвестной телепередаче артистов Иркутского театра, которые исполняли эту песню в своём спектакле в образах былинных богатырей, Татьяна, с помощью  жившего в Иркутске писателя В.Г. Распутина, пригласила их в Москву на один из своих «Монастырских вечеров». Вместе с артистами  Т. Петрова  так проникновенно и сердечно исполнила эту песню, что она сразу же стала своеобразным гимном – призывом к возрождению духовного величия России. Где бы с той поры Татьяна Петрова не пела эту песню, реакция зала неизменна: сила ее слов в слиянии с музыкой В. Агапкина такова, что зал в едином порыве встает и слушает ее стоя! Не случайно именно этой песней-маршем по сложившейся традиции вот уже много лет завершается церемония вручения Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» (одним из первых лауреатов которой стала сама певица).

Поиски сокровенного русского слова, особенно необходимого современникам, привели Татьяну Петрову к творчеству замечательных русских поэтов, не имевших или имевших очень малое, достойное их творчества, глубокое музыкальное прочтение.

Дважды, в 2000 и 2016 годах, Татьяна Петрова выпустила альбомы песен на стихи Николая Рубцова, которые продолжили традицию сочинения истинно русских песен на высоте классической музыки. Чтобы оценить значимость сделанного певицей, нужно вспомнить, что к моменту выхода первого диска «Окунись, душа, в чистую волну» в 2000 году  Николай Рубцов почти всегда пелся в гитарно-бардовском или популярном стиле, благодаря чему   творчество большого русского поэта утвердилось в массовом сознании как малозначительное и даже "маргинальное". В трактовке немногих композиторов, таких как Г. Свиридов, С. Слонимский, А. Лобзов,  Николай Рубцов предстает как поэт высокой классической традиции, стоящий в одном ряду с Блоком, Тютчевым, Есениным, являющихся достоянием  русской литературы. Перед Татьяной Петровой стояла сложная задача донести до слушателей слово Н. Рубцова как поэта-классика в глубине его духовных прозрений и народной простоте. Для диска, помимо известных к тому времени песен на стихи Н. Рубцова композиторов  А. Лобзова, И. Лученка, А. Морозова,   специально для Татьяны Петровой   были написаны   новые мелодии в русской классической традиции. Многие песни на стихи Николая Рубцова – такие, как «Деревенские ночи», «Березы», «Прощальная», которые она  теперь нередко включает в программы своих концертов, написал  для  певицы композитор К. Акимов. По-новому певица взглянула и на тексты хорошо известных песен. Так, в песне А. Морозова на стихи Н. Рубцова «В горнице»( «В звездную ночь»)  в советское время не исполнялась очень значимая, преображающая смысл песни,  последняя строфа:

Словно бы я слышу звон

Вымерших пасхальных сел…

Сон, сон, сон

Тихо затуманит все.

Восстановление этой строфы текста Н. Рубцова в исполнении Татьяны Петровой меняет весь смысл песни, возвышает ее от мира дольнего в мир горний, от душевного исполнения, звучавшего ранее, до духовного значения.

Как написал В. Позгалев, в те годы губернатор Вологодской области, в предисловии к первому диску: «Мысли и чувства<> ?обретают еще более возвышенное и пронзительное звучание,   когда они находят искренний и живой отклик в душе такой же чуткой и ранимой, такой же красивой и вдохновенной, какую имел близкий ему по духу и судьбе  человек. И если это происходит, то рождается чудо – чудо долгожданное и неповторимое, явленное через музыку и пение, и соединяющее в себе земное и небесное. И у этого чуда есть свои творцы, связанные единой судьбою – поэт Николай Рубцов и народная певица Татьяна Петрова».  

В песнях диска, кажется, что голосом Татьяны Петровой поет душа Николая Рубцова – по-детски чистая и высокая, зовущая от земной суеты и стяжания взглянуть на летящих по небу журавлей, вспомнить сокровенное, хранящееся в нашей генетической памяти, и  пойти вслед за ними по   земной дороге уже с другим пониманием смысла жизни:

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

 

Песни этого диска, как и другие песни Татьяны Петровой, нужно слушать не всуе, как сейчас это нередко происходит, а вслушиваясь в каждое слово, каждую интонацию, чтобы как родниковая вода из святого источника они омывали каждую душу… 

  Важный вклад внесла Татьяна Петрова в возвращение в русскую культуру поэзии Николая Клюева – «певца  глубинной Рублёвской китежской Руси», – чей голос звучал в хоре первых поэтов Серебряного века» (А.И. Михайлов). Репрессированный поэт, на безотзывные  годы и годы губительного для русской духовности двадцатого века оказался практически вычеркнутым из русской поэзии, «не оставив за ним ни малейшего казалось бы эха». И только в конце века сразу же, наряду с посвященными ему научными исследованиями, первыми разысканиями о его жизни и судьбе зазвучал признательный музыкальный ответ поэту со стороны новых поколений России, которого он не дождался от своего времени.  Проникшись удивительным клюевским словом и уникальным миром его поэзии, композитор Виктор Иванович Панченко создал около сотни(!)  песен на значительный пласт клюевской лирики. В 2009 году к 125-летию со дня рождения Н.А. Клюева Татьяна Петрова записала с Губернаторским оркестром русских народных инструментов Вологодской обл. под упр. Г. Перевозниковой диск "Певучие сказания" (Песни и романсы Виктора Панченко на стихи Николая Клюева). Он стал первой и до сих пор единственной записью цикла на стихи замечательного русского поэта из двенадцати песен В.Панченко на стихи Н. Клюева. Певице удивительным образом удалось проникнуть в многомерное клюевское слово, тянущееся к фольклору и насыщенное образами, почерпнутыми из народной мифологии, из древних легенд и преданий, из прошлого России и старообрядческого русского Севера. Некоторые песни этого цикла, такие, как «Посадская», «Радельная», «Вешние капели», особенно полюбились слушателям в исполнении Татьяны Петровой. А  среди почитателей песни «Вы деньки мои, голуби белые» (композитор В. Панченко, слова Н. Клюева) были такие строгие и почтенные ценители, как Патриарх всея Руси Алексий II и Н.К. Мешко!

  Татьяна Петрова «сказала свое слово» и в обширной музыкальной есениниане, насчитывающей более трех тысяч песен. Молитвенное отношение к песням на стихи Сергея Есенина певица испытывает с детских лет и на протяжении всей творческой жизни, не раз обращаясь к его поэзии. Как духовная звучит в ее исполнении с хором широко известная песня Е. Попова «Над окошком месяц». Специально для Татьяны Петровой написали песни на стихи Сергея Есенина композиторы В. Панченко, Н. Привалов, В. Захарченко. Певица вспоминает: «Виктор Панин, композитор, который преподавал в Гнесинке, предложил мне и Н. Н. Калинину, дирижёру Государственного академического русского народного оркестра имени Н.П. Осипова, цикл своих песен на стихи Есенина. Я спела несколько песен, среди которых «Троицыно утро», «Зашумели над затоном тростники»  – зарисовки, чисто симфонические картинки, в которых слово полностью совпадает с музыкой. Затем «Этой грусти теперь не рассыпать» – это песня-гимн, обращение к сегодняшней России. Сколько уже лет я её пою... Иногда даже заканчиваю ею концерты. Простые до боли, до слёз сердечные слова:

Это все, что зовем мы родиной,

Это все, отчего на ней

Пьют и плачут в одно с непогодиной,

Дожидаясь улыбчивых дней.

 

Слова на все времена».

          В стихах Есенина Татьяна Петрова раскрывает прежде всего духовное содержание его поэзии – обращенность души к небесам, красоту Божьего мира, милосердие к людям и всему живому. Песни Татьяны Петровой, исполненные ею с есенинской «нежностью грустной русской души», с неистовой любовью к родине и верой, что  мы непременно «доживём до улыбчивых дней», стали особенной страницей в музыкальном прочтении лирики великого русского поэта и давно уже нуждаются в записи в отдельном альбоме. Свидетельством этого стало приглашение певицы на празднование пятидесятилетия Государственного музея-заповедника С.А. Есенина летом 2015 года, когда она дала концерт-приношение поэту  на главной есенинской сцене страны.   

  Особая страница творчества Татьяны Петровой – песни замечательного православного поэта и музыканта Владимира Волкова, с которым певицу связывали многие годы человеческой и творческой дружбы. Его песни часто звучат на концертах певицы, они составили большую часть ее альбома «Тебе». Многие из  песен В. Волкова, такие, как «Монастырь», «Матушка Русь», «Царице моя преблагая»  в исполнении Т. Петровой приобрели особую глубину и прочно срослись с её именем,  а песня «Православная» давно «ушла в народ». Татьяна Петрова посвятила любимому соавтору и две передачи из своего радиоцикла «Песня — свеча души». Татьяна Юрьевна вспоминает: «Владимир Волков... Душа высокая, светлая, чистая, осветившая всё его творчество. Он был весь соткан из творчества. Его стихи и песни жили в нём постоянно, что бы он ни делал. А потом выливались естественным потоком, возводя на божественный пьедестал красоту жизни. Он умел видеть, слышать, чувствовать эту красоту, любил её безмерно и воплощал чудодейственно. ... С годами мой репертуар, словно набирающая половодье река, всё больше и больше наполнялся песнями Владимира Волкова. Один из последних моих дисков почти полностью состоит из них, потому что в его песнях живёт святость простоты и поэзии. Я очень люблю его песню «Посажу яблоньку...». В предельной искренности слов и мелодии, в изяществе и трогательности, его высокий талант большого православного поэта поёт славу жизни».  

        Слово песенное в исполнении Татьяны Петровой нередко становится сродни слову молитвенному. Подтверждением тому может служить уникальный альбом певицы «Белогорской земле посвящается», записанный в Храме Смоленской иконы Божией Матери г. Белгорода, где каждая песня, даже давно и хорошо известная,  спета в духовном прочтении. Ко всем песням   этого диска, духовным произведениям П. Чеснокова, Д. Христова, песням на стихи классиков и современных авторов, народным песням, тщательно подобрана своя интонация, исполненная высшей простоты и исцеляющей душу гармонии. Каждое звучащее слово певица в сопровождении хора словно прикасается к самому сокровенному в нашей душе.  И песня из светского приближается к литургическому звучанию. Восприятие такого пения требует богатства внутреннего мира слушателя, душевного соработничества, что сегодня при засилии суб– и попкультуры, навязываемого потребительского отношения к музыке и слову получило грубое определение «неформат». Это требует от творческого человека самоотверженного служения своему делу и веры в правильность избранного пути. «Я даже представить не могу, что это направление станет очень популярным. Это ведь молитвенное пение, которое в огромных залах непредставимо. Оно камерное. Народные светские песни я пою в больших залах, пою романсы. Но это другое. А со-молитвенников, их всегда немного. Мы, исполнители православной песни, все равно объединены в силе, когда делаем то дело, которое любим, то, в которое верим»,– говорит Татьяна Петрова.

Но горевать о сложностях не в правилах певицы. Она ищет и находит другие формы общения со слушателями, чтобы донести  до них слово в песне и размышлениях о русской культуре в целом. Помимо большой общественной работы и участия во многих фестивалях и конкурсах в качестве почетного гостя и члена жюри, в последнее время, Татьяну Петрову можно нередко услышать на православном радио «Радонеж». В своём авторском  цикле радиопередач «Песня –  свеча души» она с редкой любовью делится своими знаниями и размышлениями о выдающихся деятелях русской культуры.

Много лет певица, продолжая завет своего любимого педагога Н.К. Мешко, обучает студенток-вокалисток на кафедре  хорового и сольного народного пения в Российской академии музыки имени Гнесиных, передавая им любовь к русской песне и слову, которую она несет.

  Всю жизнь Татьяна Петрова неустанно учится и возрастает как в книжной премудрости, так и в духовном плане. Ни одного дня и в будни, и в праздники она не проводит без чтения. Поэтому она очень хорошо знает и святоотеческую и художественную литературу, не говоря уже об истории русской музыкальной культуры. И в обыденной жизни она очень бережно относится к речи –  не любит пустословия, всегда очень точна в выборе нужного и яркого образного слова, которому может позавидовать и филолог. Не только музыка, поэзия и проза, но и философия, политика, живопись, кино не проходят мимо ее внимания, становятся предметом глубоких размышлений и, в конечном итоге, находят отражение в творчестве.

Готовясь к концертам, певица  не только репетирует с музыкантами, но и делает подборку информации об исполняемых произведениях, нередко обращаясь к серьёзным специалистам.  Часто репетиции Татьяны Петровой с оркестром, несмотря на жесткий лимит времени, сопровождаются певицей коротким, но очень емким и важным комментарием об истории песни, ее глубинном смысле. И это – не потеря времени, а важная работа, которая творит просто чудеса! Объединяя музыкантов и певицу, а затем и зрителей в одно целое, она рождает в их душах осмысленное восприятие сокровенного слова, хранящегося в песне в обрамлении музыки. И на концертах, которые чаще всего ведет сама певица, она обращается к слушателям, делясь с ними важной и интересной информацией о песне. Это и есть то важнейшее соборное единение вокруг сокровенного слова и музыки, о важности которого говорил Г.В. Свиридов, и которое, по верной мысли  певицы, «делает население народом».   

   Хорошо об этом сказал известный литературовед и мыслитель Вадим Кожинов: «А Татьяна Петрова…  действительно певица в высшем значении этого слова, а для этого… нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поет песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно, и в то же время, когда она поет песни, созданные современниками, вот только сейчас, они становятся в этот ряд, то есть они присоединяются к той великой культуре».

Это понимают и слушатели ближних и дальних стран, которые тянутся к русской культуре, русской песне в исполнении «народной певицы России» как животворящему источнику. И сегодня, хотя певицу давно уже не видно на «первых кнопках» телеканалов, благодаря современным техническим возможностям их становится все больше. Особенно отрадно, что среди них немало молодежи. Все больше людей, в том числе из дальних, иногда даже политически не дружественных стран, интересуются ее творчеством, подписываются  на  страницы певицы в социальных сетях, оставляют свои восторженные отклики.  Можно смело сказать, что  сегодня ей удаётся объединить сердца людей словом и звуками настоящей русской песни. Ведь как хорошо сказал великий русский философ Иван Ильин: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения». О прямом подтверждении этих слов в отношении творчества Татьяны Петровой вспоминает писатель Иван Чуркин: «Она приехала вместе с группой писателей в Мордовию – в Санаксарский монастырь. <>Мы немного опоздали к назначенному времени, и когда перешагнули порог монастыря – застыли в изумлении: над монастырем свободно и необыкновенно радостно лился голос Петровой.

 

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

 

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

 

Мы привыкли, что в монастырских стенах льется духовное песнопение, а тут голубем взмывается ввысь светская песня на стихи Сергея  Есенина. Парит и не портит особенного монастырского настроения».

И еще одно яркое свидетельство писателя об этой поездке:

 «После исповеди, литургии и причастия нас пригласили в монастырскую трапезную. Там гости, священники, братия монастыря, прихожане. Людей никто не подгонял – они вставали и говорили, как чувствуют себя в этой обители.

Среди нас была и народная певица России Татьяна Петрова. Она встала и запела "Колокольный звон". Монахи сначала робко, а потом все увереннее подхватывали припев песни.

Мы все были в оцепенении, и многие плакали, когда голос певицы, чуть-чуть подрагивая от охватившего волнения, как молитву, как утверждение, пропевал: «Русь еще жива, Русь еще поет».

Я выглянул в окно –  сотни прихожан стояли на коленях и молились Таниному голосу, Таниной песне...». Нужно ли еще что-то добавлять к этим словам?

     Молитвенное служение русской песне отмечено выдающимися деятелями культуры разных стран, для которых певица Татьяна Петрова стала олицетворением русской православной песни. «Свет православный несет ее голос, – говорит известный сербский поэт Зоран Костич. – А мы любим Россию, которая набирает силу из своего таланта, из своей красоты".

Творчество Татьяны  Петровой получило высокую оценку и корифеев в музыке.  Очень дорогого стоит оценка, которую дал в своём интервью выдающийся деятель русской музыкальной культуры,  легендарный дирижёр Владимир Федосеев. На вопрос: кого из исполнителей народной музыки и романса он мог бы назвать и выделить, он ответил: «Да, кроме Татьяны Петровой, никого и не назову».

Свой недавний круглый юбилей и сорокапятилетие(!) служения русской культуре Татьяна Петрова, находясь в прекрасной творческой форме, встретила в звании Заслуженной артистки России. Но почему-то без правительственных телеграмм и официальных почестей.  Десять лет назад в своем интервью певица сказала: «В этом году 35 лет моей творческой деятельности. Но я никогда не была упомянута ни в одной газете, олицетворяющей нашу культуру. Но при всем при том мне кажется, что надо спокойно делать свое дело. И все равно когда-нибудь вода камень проточит. Недавно, например, канал «Культура» поставил в сетку один из последних моих концертов. И там были удивлены, как много пришло зрительских откликов на этот эфир. Такое вселяет надежды». Эти слова она могла бы повторить и сегодня.

  А народ неизменно платит Татьяне Петровой огромной и искренней любовью. Не имея возможности встретиться с певицей лично,   любящие ее зрители,  обращаются к Татьяне Юрьевне иногда просто под ее роликами в интернете. Выражая недоумение, а часто и возмущение, что не видят такую прекрасную певицу на телеэкранах, они благодарят ее за творчество, которое трогает и будит их души. Вот лишь несколько из сотен мнений зрителей:

Мила (фамилия не указана) о передаче «Пока все дома» в гостях у Татьяны Петровой», канал ОРТ, эфир  11.10.2015:

«Спасибо, за то, что напомнили о Татьяне Петровой! Слушать не наслушаться! Голос поистине льётся, превращаясь из тонкой струйки в полноводную реку! Её голос родился вместе с ней, он продолжение её сути, её красоты… Я сегодня слушала её пение и душа моя замирала... Есть голоса, которые взращивают, "дрессируют", буквально вытягивают из певца, и он надрывно тужится, чтобы продемонстрировать свои успехи. Татьяне этого ничего не надо. Мы сегодня видели, как она разговаривала и сразу пела, для неё это обыденно. Ей не нужно было «распеваться", "разогреваться", специально готовиться, она поёт, как дышит или говорит... Обидно и не понятно, почему мы не видим её на экранах телевизоров, почему нам не дают возможность наслаждаться таким пением…»

 

О песнях в исполнении Татьяны Петровой:

Любовь Кононенко 

«НАРОД, у которого есть такие песни и певицы – НЕПОБЕДИМ ВО ВЕКИ!».

 

Виталий Шипилов 

«Татьяна Петрова – выдающаяся русская певица!!!!Слава России!!!!».

 

Anna heidt 

«Низкий поклон Татьяне!!! Да, только такое исполнение может и поднять русский дух!!!! Огромное спасибо!!! Благоденствия и мира всем!!!».

 

Татьяна Георгиевна Андренко 

«Настоящая песня о любви к РОССИИ, в потрясающем исполнении ТАТЬЯНЫ ПЕТРОВОЙ (истиного УРАЛЬСКОГО САМОЦВЕТА )  трогает душу, взывая к лучшим чувствам россиян. Какое счастье, что в нашем духовном наследии есть такие шедевры».

 

Тодор Бойчев 

«Поздрави от България! Възхитен съм! Винаги я слушам тази песен! Поздравления!»

 

Cesar Chagas

«Замечательно!!! Большое спасибо. Привет из Бразилии».

 

Салгир Ягубов 

«Татьяна – солнышко наше русское. Спасибо тебе за песню».

 

Сергей  Колишенко 

«Будто голос Отчизны».

 

Александр Смирнягин

«Больше и лучше исполнить невозможно».

 

Elena Bezina 

«Великая Певица потрясающе исполнила эту песню !!  Браво !!! Сколько лет прошло, а ее песня актуальна и сегодня для всех россиян, и для всех русских, хотя многие не живут в России. Такая песня должна чаще звучать по радио и ТВ, а не только в дни  праздников».( Латвия )

 

Ольга Моисеенко

«Непревзойденная и любимая Татьяна Петрова... Так мало осталось настоящих русских певиц. После ее концертов всегда выходишь с обновленный душой и светлыми мыслями. Ее голос, как вода из чистого родника, неожиданно открывшегося в густом лесу после темноты ...»

 

Иван   11.10.2015     

«Я все думал, откуда такое пение, а потом понял – от порядочности оно, от ума. Таня, дорогая, невзирая ни на что, и дальше говори нам, что мы русские и должны себя уважать. Спасибо тебе, голубушка, за счастье видеть тебя, слышать тебя, дружить с тобою и набираться веры, живительной силы из колодца, где плещется живая вода по имени русская песня».

 

Любовь Кононенко

«Народ, у которого есть такие песни и певицы –  непобедим вовеки!»

 

Виталий Шипилов

«Татьяна Петрова-выдающаяся русская певица!Слава России!»

 

Садакацу Цчида, пианист (Япония):

«Татьяна Петрова – Великий Православный Музыкант»!

Елена Койнова, лауреат Международной премии «Имперская культура»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"