На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Русский стиль

Русская религия, жизнь и культура

Как и всякий другой, русский стиль имеет историю вопроса. Сама русская история создавала основу его, христианство его одухотворило. Историков древности, со страхом и любопытством бросающих взор на славянские земли, прежде всего изумляло отношение славян к смерти. Пушкин не случайно взял одним из эпиграфов слова поэта средневековья о нас:

"Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать".

Это отношение к смерти, которое есть вообще главное в жизни человека и нации, и выделяет русский стиль из других. Наша, русская, жизнь не здесь, она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной, нет. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качества души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его в его дороге.

Но стиль вообще вряд ли связан с каким-либо именем. Русский стиль - дело соборное. Другое дело - инославные. Ходжа Насреддин, Шехерезада, Хайям - вот Восток. Акутагава - Япония, Лао Ше - Китай, Фолкнер - одна Америка, Хемингуэй - другая, а третьей и не доищешься, Сервантес, Лопе де Вега - Испания, Фейхтвангер - иудейство, Шелом-Алейхом - еврейство, Диккенс - католическая Англия, Агата Крмсти - Англия всех и так далее. Где совпадает нация и ее основная религия, где - нет, но стиль присутствует всюду. Деление религий, растаскивание их на секты, течения фундаменталистов, новаторов, традиционалистов и лжепророков вредят стилю, понижают его авторитет. Стиль готовит мировоззрение политиков, но политики у нас без мировоззрения, только с жаждой власти, отсюда все беды.

Образ жизни опять же глубоко национален, отсюда борьба русского стиля за его закрепление и продление. Индейка с яблоками на Рождество - вот и Англия, спагетти, да пицца, да капучино - Италия, но Россия - не' пельмени с медвежатиной, ее блюда многочисленны, русское обилие в еде предпочитали всегда гости. Помещик Петр Петрович Петух у Гоголя искренне сетует, что гости, перед тем как заехать к нему, по дороге перекусили. Помню по себе послевоенную нищету и голод, помню нищих, которые стеснялись войти в избу, если в ней обедали. Но обедавшие помнили о нищих. А обилие свадеб, крестин, поминок - все желанны за столом. Мы держимся за быт оттого, что в нем любовь к ближним и дальним.

Высмеивание космополитами вышивок гладью и крестиком, репродукции "Трех богатырей" в колхозной столовой - все это было убиванием русского быта и стиля. Вышивка - символ. Нет у девушки в руках иголки с ниткой - давай сигарету в пальцы. Соцреализм вроде бы и не отрицал национального, но оно было во многом картонной декорацией, ряженностью, привязкой к месту действия, а действие было одинаково везде: строительство неведомого светлого будущего. Стиль же предполагает следование не за идеей, а за периодами жизни, их ритмом и гармонией. Стиль в семидесятилетних испытаниях сохранялся в мечте о нем. Вырастая в сороковые, пятидесятые и так далее годы, мы ведь не только "Битву в пути", да Полевого, да Паустовского читали. Одна русская сказка, одна застольная русская песня перевешивали всю тяжесть соцреализма. Нерусская культура для России, как кукуруза, сеявшаяся по приказу за Полярным кругом, - все равно вымерзнет, сама вымерзнет, даже времени на возмущение ею тратить не надо.

А еще повезло в тяге по русскому стилю, что в шестидесятые хлынуло на нас засилье иностранной литературы, неплохой, кстати. Но как ни хорош Фицджеральд, а до Гончарова, например, ему как до звезд. То есть все мы перемолотили, Гамсуна оценили, Ремарком побаловались, а мало их для русского, который уже прочел: "Как ныне сбирается вещий Олег" или: "Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром", "По небу полуночи ангел летел"... Для русского, даже неверующего, но просто любящего Россию, нет сомнений, что Господь был в России. И как иначе после Тютчева: "Утомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде царь небесный исходил, благословляя".

Ведь если русский стиль был, а он был, существовал, то он и есть, он действует, он живет хотя бы в тоске по нему. Отсюда желание возврата к нему, отсюда обязанность русского художника его продолжать.

Проживать историю или жить в цивилизации? Но я никуда не денусь, я живу в цивилизации, но как писатель я живу историей. Я вхожу в общество потребителей, я просто обязан жить сегодняшней русской жизнью. Но надо видеть в бегущем времени проблески, пусть даже и гаснущие, вечности. Прогресс демократии вижу в одном - в прогрессе разврата, насилия, пошлости, в их агрессивности, в их лихорадочном румянце, в желании заразить всех.

Господа иностранцы никогда не поймут России, и не надо им ничего объяснять. Кое-что понимают те, кто понимает чувством, а всякие изыскания о России, об иконе и топоре - болтовня для сытых, справка для ЦРУ. Другое дело люди, полностью, по силе своей любви к России, начинающие ей служить: Востоков и Даль, Бодуэн де Куртенэ. Есть пунктик, когда ненавидящие Россию всегда вопят о частичках нерусской крови в Пушкине, Лермонтове и так далее. Дело разве в крови, дело же в любви к России, а значит, к православию. Но вообще для иностранцев мы непостижимы. Прости, Господи, я не видел никого глупее и самоувереннее американцев. Вспомним, к случаю, и князя Волконского. В лекциях, читанных в Америке по русской истории и культуре, он замечает, что заставь иностранца говорить о России, и он непременно сморозит глупость.

В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: "посидим поокаем", рубаха навыпуск, присядка, калинка-малинка, казачок, но стиль - не этнография в костюме и рисунке танца, - это образ мыслей.

Но снисходительно взглянет на наши доводы в защиту русской культуры демократ-неозападник: "Как ни кричите вы, русские, о своем самобытном пути развития, а вышло все по-нашему. Всякие ваши веча да земства, да совестные суды - побоку! Приучили же вас к парламентам и спикерам, никуда вы не делись. И префекты и плюсквампрефекты, и мэры и мэрии, и федеральность всякая уже хозяйничает в России. Ну, кинем вам кость, дадим Думу, так это все тоже наше, западное, иначе только названное. И выборы сделаем, какие хотим, так что можете не голосовать, командовать будем мы. И в экономике будете хлебать нашу кашу, будете всю западную заваль потреблять за большие деньги. И в образовании будем вас окорачивать, своих выучим, вашим - шиш. Деньги в красный угол поместим, молитесь. Все будем мерить на деньги. Культура только наша, то есть низкопробная, массовая, все сюжеты кино и театра о деньгах, насилии, роскоши, погоне за удовольствиями. Вся трагедия индейцев Северной Америки стала основой боевиков, вся история Европы - сюжетом для развлекательных фильмов, так же поступим и с русской историей. Ивана Грозного сделаем чудовищем, Петра - героем-реформатором, Екатерину - самкой, Павла - недоумком, Ломоносова-драчуном и пьяницей, Пушкина - волокитой, остальных соответственно. Посмотрят дети и взрослые десятка два лет, так и будут представлять русскую историю - в наших картинках. Это нам решать, что русским пить и есть, что любить, кого выбирать, что носить, за кого воевать, русские сами не способны ни к чему. Правда, мы ни разу со времен царя Гороха не дали русским быть в своей стране хозяевами, но нам лучше знать, кому верховодить в России..."

Так примерно говорят русским демократы нового толка. Западный путь развития во всем куда ни глянь. "Мы победили, - кричат они, - значит, мы сильнее, значит, наша идея жизнеспособней".

Но так ли?

Владимир Крупин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"