На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Каждый день перед сном я благодарю Бога

Послесловие из святой жизни

У каждого человека должно быть качество, за которое он мог бы себя уважать. Но для того, чтобы его в себе обнаружить, человек должен прикоснуться к чему-то более трепетному, чем собственная косность, к чему-то, хоть и менее утонченному, но беспредельно честному. Я думаю, что для этого годится чья-либо жизнь, которая прошла мимо и воспламенила твою сущность опуститься для банального сравнения.

И это касается буквально всех, потому как все мы живем один за счет другого. Правда, порой этого совершенно не замечая, а то и гневно отрицая.

Для того чтобы упорядочить в себе всякого рода пристрастия, очень давно изобрел я такую форму общения с самим собой. Называется она «Час благодарения». А сводится к следующему.

Каждый день перед сном я благодарю Бога за то, что дал мне возможность продлить бытиё до такого-то возраста, что избавил в свое время от соблазнов и пристрастий, за которые было бы мне стыдно и мугутно, что послал мне прекрасных людей, которыми я горжусь и на каких уповаю, что даровал врагов, которые дали возможность до конца оценить высокую сущность друзей; благодарю я судьбу и Бога за то, что дал мне какие-то, пусть и микроскопические, но способности, и позволил познать самого себя лучше, чем об этом думают другие.

Все эти упоминания снабжаются именами, коли надо, датами, по мере необходимости – местом происходящего.

И вот среди тех, на кого я уповаю в «Час благодарения», мне особо дороги два имени – Петра Исаевича и Раисы Федоровны Овчинцевых.

Оба вместе, по-житейски говоря, они совершили великий подвиг, вырастив и воспитав четверых детей, дав им всем высшее образование. И это с учетом того, что сами были людьми, мягко сказать, не шибко грамотными. И не из-за собственной лежэсти и недостаточного прилежания, а оттого, что жизнь у них была сплошь из зигзагов и изломов.

Их подвиг станет еще выпуклей, коль добавить, что один из сыновей – Михаил – стал ученым, а другой – Владимир – писателем, и сделается до конца понятно, чего стоили эти два русских человека, на руках которых до самой смерти не оттухали мозоли.

Петра Исаевича я в живых никогда не видел. Но есть резон думать, коли состоялась бы встреча, мы не остались бы безразличны друг к другу по той причине, что он был моим читателем, а может, и почитателем тоже, ибо именно его или подобного ему я вижу, когда глубокой ночью иду по стопам своих героев, живу их жизнью, болею их болезнями, умираю их смертью. Петр Исаевич сравнил меня с Шолоховым, не подозревая, какую взвалил на себя ношу вины, что ли, или чего-то ей подобного, потому что когда бы воспоминание о нем как о читателе ни появлялось, редакторы безжалостно вымарывают эти слова, наивно думая, что мне нужна чужая слава.

Несколько иную, но стыдность испытал я однажды во время выступления вместе с группой московских писателей на заводе им. Куйбышева, где тоже неожиданно напал на своего читателя, который сказал, что как инвалид войны лежал в госпитале, где ему чистили кость. И вот наркотики его не брали. Но жена принесла ему «Смертный грех», и он забыл про боль.

Что там было! Мои товарищи обвиняли меня, что это я их специально решил скомпрометировать и потому научил старика сказать подобные слова.

А все просто. И моих читателей, и моя душа настроены на одну волну, потому мы друг друга и слышим, по возможности чтим и даже любим. Больше того, они являются моими соавторами.

Всякий раз, когда я проезжаю мимо Краснооктябрьского кладбища на машине, то непременно даю протяжный сигнал в знак того, что помню Петра Исаевича, с кем хоть никогда не виделся, но какое-то время прожил в одном ритме восприятия жизни.

И, естественно, в ритме со своим отцом жил сын Петра Исаевича замечательный поэт Владимир Овчинцев, который в стихах, посвященных его памяти, написал так:

Он подымался тихо на заре.

Наполнит ведра,

Отопрет ворота –

Не виден и не слышен во дворе,

Как и его неспешная работа.

Он что-то все строгал, пилил молчком.

Он поливал, окучивал в спокойствии.

Все делалось как будто в удовольствие.

Ну словно затянулся табачком!

И вот его не стало.

Будто гром.

Неведомая вдарила забота.

И все, что он чуть-чуть недоработал,

Осилить стало трудно вчетвером.

Петр Исаевич, его отец и дед – весь род Овчинцевых имел дело с железом. Все работали на заводе «Баррикады», чтобы остаться в эпохе, до которой не дожили, строителями новой жизни.

А вот духовный прорыв был, та традиция откровения, которая порождает лозунг: «Не ищите будущего извне, оно – в вас», жила. И они искали. И находили. И до сих пор в доме Овчинцевых помнят мандолину, на которой играл, угорев от железа, Петр Исаевич, еще не зная, что наш ханжеский век спишет этот инструмент из разряда почитаемых чуть ли не в утиль.

Тяжело пережили утрату Петра Исаевича в семье Овчинцевых. Утешением было лишь то, что здравствовала та, кто с самозабвением и желанностью, как только умеют русские женщины, блюла покой и мир этой семьи, теперь уже вдова, мать четверых детей, Раиса Федоровна Овчинцева.

Этого святого человека я знал, потому как она явила собой трогательный образ высокой доброты. С малолетства оставшись без отца и без матери, она не обратила сиротство, как некоторые, в предмет спекуляции и прилюдного нытья, не забывая при этом, на манер кукушат, истеснять тех, кто им делает добро. Она вся ушла в доброту, чтобы собственный недобор материнской любви и ласки не повлиял на тех, кому нужна была отдача ее сердечного тепла.

С семи лет она батрачила. К шестнадцати прошла все круги ада. И это продолжалось до тех пор, пока не встретила на своем пути молодого рабочего парня, с которым и связала свою судьбу.

В ту пору, когда в Сталинграде был ад кромешный, она, вылезши из Долгого оврага с двумя оклунками через плечо, в которых, кстати, были дети, пошла в сторону Сибирь-горы, только чтобы вынести из этого пекла самое дорогое для нее.

Платье на ней подтлело, косы были посечены осколками. А она шла, святая женщина. Шла, вела и несла своих детей. Стремилась спасти то, что было для нее дороже всего на свете.

А в это время в катакомбах завода «Баррикады», то и дело оглушаемый разрывами бомб и снарядов, ни минуты не переставал думать о семье Петр Исаевич. Но он не в силах был чем-либо помочь. Железный вихрь не давал поднять головы.

И вот в одном из мешков, которые – через плечо – несла Раиса Федоровна, был ее сынок Вовочка. Но не этот, теперешний Владимир Овчинцев, а предтеча его имени, не вынесший тех лишений, которые сожгли еще не обретшую твердость жизнь.

Володя – теперешний – родился в год Победы, и радость, которую пережил тогда весь народ, постарался не омрачить своим пришествием. Он рос, учился, зрел. И, как отмечено было, с детства тяготел к слову. Не увлекался виртуозностью языка, а эдак просто и тихо говорил о самом сокровенном. Потому многие его стихи немедленно становились песнями. И среди первых, конечно же, сказание о судьбе матери.

Мать сегодня бедна на слово

Оттого, что из рук все валится

Оттого, что не может справиться

С рюкзаком своего меньшого.

Суетится с потемок, старая.

Хоть уложено все, переуложено.

Вот присела она, усталая,

На дороженьку, как положено.

Теребит уголки платочка.

Фартук вылинявший поглаживает,

Сына жалостливо не упрашивает,

Не останется. Сын — не дочка.

Мать не плачет. Она умеет.

Все с лихвою давно оплачено:

И бездомничала, и батрачила,

И бывало куда труднее, –

И разграбленное, и спаленное,

И не спрашивай, что страшнее:

То ли мужняя похоронная,

Что осталась навеки с нею,

То ли хата с промерзлой печкой

И с забывшей о хлебе полкою,

То ль глаза ребятишек колкие,

Что прокалывали сердечко?

Как я выдюжила — не спрашивай.

Неподатлива мать на слезы.

Вот и младший летит за старшими,

Батька истый, как тот – серьезный...

А у сына в душе, что в омуте.

Кепку тискает виновато.

Прошлым летом, вот так же, помнит он.

Провожали среднего брата.

Упадет голова на грудь,

Только вздрогнет мать, встрепенется

И по-прежнему улыбнется.

Скажет бодро: «Пора в путь!»

Мать не плачет, она ведь сильная,

А в пустую квартиру вернется,

Сядет молча, в платочек сатиновый

Просто молча глазами уткнется...

Мне была тоже близка их биография потерь, потому, как и я, — мальчишкой, потерял своего братика, тоже Володю, который был моложе меня на десять лет. И я помню глаза моей, испепелившей себя в нужде матери.

И вот Раисы Федоровны тоже не стало. Умерла целая эпоха памяти, чей плодотворный опыт подпитал бы не одно поколение поэтов, загадочная, как и все живое. И только перед ее прахом, перед ее святым ликом я впервые осенил себя крестным знамением, потому что знал и буду знать всегда: Бог наградил меня знакомством с ней, чтобы я не извел себя в поругании и зле.

А окончу я эти скорбные строки опять же словами сына Раисы Федоровны Володи Овчинцева:

Ничего я о матери не скажу –

Даже если сто песен хороших сложу.

Даже если сто книг посвящу ей одной,

Сто портретов не высветят образ родной.

Хоть всю жизнь посвящу и листу, и холсту –

Все равно мою мать ты увидишь не ту.

Но когда я смогу, до последнего дня,

Поделиться последнею каплей огня

С незнакомым, чужим и беду разделю

С тем, кого я люблю и кого не люблю,

И когда от моей доброты на глазах

Протрезвеет мой друг, обезумеет враг.

Вот тогда, может быть, ты увидишь, дружок,

Нет, не матери образ –

Лишь первый штришок...

И вот сейчас, стоя у дорогих сердцу могил, неожиданно понимаешь не то, что Россия – это часть человечества, а что ежели мы теряем таких людей, нам не зазорно жить по законам мертвых...

Евгений Кулькин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"