На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

"Сам себе верёвку намыливает..."

Что остаётся, Марк? Разве что покаяться

"Процесс (...) готовили вовсе не мои "одноплеменники",

  а большевистский интернационал,

  и в первую очередь русские".

М. Дейч

"По одной еврейской

  или подозрительно звучащей фамилии

на область, край или целый регион набрать,

конечно, нетрудно".

С. Резник

В августовском и сентябрьском номерах нашего журнала за 2005 г . была опубликована сокращённая стенограмма " Дела Бейлиса ", переданного в журнал бывшим сотрудником радиостанции " Свобода " И . О . фон Глазенапом , который переписал страницы стенограммы из киевской газеты , попавшей во время Отечественной войны из киевских архивов в фашистскую Германию .

В своём кратком вступительном слове к публикации я изложил солженицынскую точку зрения на процесс Бейлиса из книги "Двести лет вместе ", вспомнил о депутатском скандале , спровоцированном изданием средневекового иудейского свода законов "Шулхан Арух ", многие положения которого с современной точки зрения разжигали расовую и религиозную рознь, сделал несколько исторических примечаний к самому процессу и привёл из книг, написанных евреями И. Бабелем, М. Либерман, Г. Брановером, примеры , свидетельствующие о том, что в ортодоксальной еврейской среде ( особенно хасидской ) живут дикие обычаи и ритуалы, дошедшие до сегодняшних дней из глубокой ветхозаветной древности. Статья Марка Дейча "Кровавый навет"1 появилась в газете "Московский комсомолец" 23.8.2006 года , ровно через год после стенограммы " Дела Бейлиса " в "Нашем современнике". Чтобы лишний раз не привлекать внимание широкого читателя к нашей публикации, Дейч побоялся указать, в каком журнале и когда она напечатана, но получилось глупо: полемизирует с какой - то неизвестно где опубликованной работой. Однако промолчать не мог и начал с того , что сочинил лживую историю о том , что в 60- х годах я "будучи членом партбюро секции поэтов Московской писательской организации , исправно голосовал за изгнание из Союза писателей Солженицына , Галича, Некрасова, Аксёнова, Копелева... и готовил партсобрания, на которых происходили эти изгнания". Матёрый лжец даже не сообразил, что Солженицына исключали из Союза писателей не в Москве , а в Рязани , Виктора Некрасова в Киеве , Аксёнова и Копелева партбюро поэтов исключать из Союза писателей не могло , потому что они состояли в секции прозы и стихов не писали . И вообще , партбюро могло исключать не из Союза писателей , а только из партии , в которой ни Аксёнов , ни Галич не состояли . Истины ради скажу , что если бы от меня зависело исключать этих ренегатов и разрушителей моего Отечества из Союза писателей или из партии – я бы без колебаний проголосовал " за ".

И ничего во всём этом горестного для диссидентов не было . Советское гражданство и членство в Союзе писателей было им ненавистно , но расстаться с тем и другим следовало с максимальной выгодой : с громким скандалом , с воплями мировой прессы , под гвалт всех зарубежных и отечественных правозащитников . Только при этом условии они были бы встречены на Западе с распростёртыми объятиями , с гарантией славы , денег , изданий , должностей на радиостанциях и т . д . Как граждане СССР и члены СП СССР они там были никому не нужны , и для новой жизни " исключение " и " лишение " были необходимыми и желанными процедурами .

Тем не менее я не исключал их – это мелкая ложь Дейча , которую можно было бы не заметить , но в его сочинениях присутствует ложь куда более крупная . О ней - то и пойдет речь впереди .

Вспоминая о деятелях культуры , которые в 1911 году поставили свои подписи под обращением в защиту Бейлиса , Дейч пишет , что среди них были " знаменитые писатели : Горький , Леонид Андреев , Алексей Толстой , Сергеев - Ценский , Фёдор Сологуб , Куприн ... А также Немирович - Данченко , академик Вернадский , ведущие профессора Московского и Санкт - Петербургского университетов ... Почти все они в скором времени оказались под ножом большевистской гильотины "2. Чего в этом утверждении больше — брехни или беспамятства , – не знаю : большего почёта , чем тот , которым были окружены Горький и Алексей Толстой в советское время , представить немыслимо , да и Сергеев - Ценский ( как и Алексей Толстой ) стал лауреатом Сталинской премии . Куприн возвратился в Советскую Россию и умер своей смертью в 1939 году , Леонид Андреев , Фёдор Сологуб , Немирович - Данченко и Вернадский также умерли своей смертью , и никакой " нож большевистской гильотины ", ни при Дзержинском , ни при Менжинском , ни при Ягоде не прикоснулся к ним .

Что же касается " ведущих профессоров Московского и Санкт - Петербургского университетов ", а среди них были учёные с мировыми именами ( В . В . Виноградов , М . Н . Сперанский , А . Дурново , А . М . Селищев , Н . К . Гудзий , П . Д . Барановский и многие другие ), то они , в количестве 70 человек ! в 1933-34 годах действительно подверглись жестоким репрессиям . 28 из них были расстреляны или погибли в лагерях , словом , оказались " под ножом большевистской гильотины " по " делу Российской национальной партии ". Следствие вели начальник 2- го секретного политического отдела ОГПУ Каган , начальник 4- го отдела ОГПУ Коган , следователь Альтман , допрашивал академиков и профессоров оперуполномоченный 2- го отдела СПО ОГПУ Шульман , следственное дело вел уполномоченный Иоселевич , направления в ссылку подписывал зампред ОГПУ Агранов ( Ф . Ашнин , В . Алпатов " Дело славистов ", М ., 1994).

Я написал об этих процессах заметки и опубликовал их в газете " Завтра " с таким выводом : " Так что " гильотина " была не только большевистской , поскольку строили её одноплеменники Дейча ".

Марк снова впал в истерику , прочитав список еврейских фамилий , задействованных в процессе " славистов ", и ответил мне очередной статьёй в " Московском комсомольце " (14.12.06), в которой стоял на своём : " Безусловно , это от начала до конца сфабрикованное " дело славистов " было одним из звеньев большевистской кампании против старой русской интеллигенции <...> И никакого заведомо антирусского процесса не существовало . Процесс был против невинных людей , подобранных сотрудниками " органов " прежде всего по социальному признаку . И готовили его вовсе не мои " одноплеменники ", а большевистский интернационал , и в первую очередь русские . Вот характерный пример . Весной 1934 года " дело славистов было закончено и подготовлено обвинительное заключение . Его подписали начальник 2 СПО ОГПУ Коган и его заместитель Сидоров . А визировал заместитель начальника СПО ОГПУ Люшков , утвердил начальник СПО Молчанов ".

Словом , процесс организовали " в первую очередь русские " и " никакого заведомо антирусского процесса не существовало "... Ах , Марк , внимательней надо было Вам читать книгу " Дело славистов ", написанную историками Ф . Д . Ашни - ным и В . М . Алпатовым . Кстати , ответственным редактором книги являлся академик Никита Ильич Толстой , с которым я был хорошо знаком и с которым не раз разговаривал о большевистском терроре и " одноплеменниках ". Так вот , в самом начале книги , где речь идёт о списке арестованных по делу , есть такой абзац : " на одну особенность списка обратил внимание С . Б . Бернштейн : " среди арестованных не было лиц с нерусскими фамилиями ( Бернштейн , 1989, с . 80), точнее говорить о неславянских фамилиях " ( Ф . Д . Ашнин , В . М . Алпатов . " Дело славистов ", с . 7).

Не нужно быть семи пядей во лбу , чтобы понять : авторы утверждают , что арестовывали учёных только с русскими и только со славянскими фамилиями , а это значит , что процесс можно именовать как " антирусский " или в крайнем случае " антиславянский "... А чего добивались от арестованных учёных следователи ? Историки Ф . Ашнин и В . Алпатов и академик Н . Толстой комментируют это так : " Недолго сопротивлялся следствию и Андрей Дурново <...> он дал обширные показания на допросе , которые вели не рядовые следователи , а " сами " заместитель начальника Секретно - политического отдела ( СПО ) Г . С . Люшков и начальник непосредственно отвечающего за дело 2- го отдела СПО Каган . А . Дурново подтвердил всё , что от него требовалось , и назвал ряд имён . В частности , он заявил : " До моего ареста я входил в контрреволюционную организацию русских фашистов ( не российских , г - н Дейч , а " русских ". Ст . K . j , объединившую различные националистические элементы ( русские , украинские , белорусские ) на платформе борьбы с Советской властью ".

В обвинительном заключении по " делу славистов " есть следующие формулировки , прямо указывающие , что обвинение строилось не по " социальному ", как утверждает Дейч , признаку , а по национальному , и главное – антирусскому : " Установлено , что в Москве , Ленинграде , на Украине , в Белоруссии <... > существовала <... > национал - фашистская организация , именовавшаяся " Российская национальная партия "; " В основу программных установок организации были положены идеи , выдвинутые лидером фашистского движения за границей князем Н . С . Трубецким . Сущность их сводилась к следующему :

1). <.. . > установление национального правительства .

2). Истинный национализм , а отсюда борьба за сохранение самобытной культуры , нравов , быта и исторических традиций русского народа .

3) Сохранение религии , как силы , способствующей подъёму русского национального духа "... ( стр . 56, 70-71).

Как видим , наибольшую ненависть у следователей в каждом пункте вызывало присутствие в любой форме " русского " начала .

Так что следователи глядели прежде всего не на " социальный признак ", что пытается доказать Марк Дейч , а на " национальный ". Понимая это , историки добавляют : " Почти при каждой фамилии характеристика : " националист ", " ярый шовинист ". Есть и похлеще : " махровый антисемит ", " ярая антисемитка ", " черносотенец ", " великодержавный шовинист ". Марк Дейч , посчитав , что я привёл в газете " Завтра " целых 5 фамилий огэпеушников - евреев , завопил в " Московском комсомольце ", что Куняев , мол , утаил тот факт , что русских тоже было много , гораздо больше , чем евреев . Но в своём раже он не учёл одного : я ведь не всех его соплеменников из карательных органов ,' причастных к этому делу , перечислил . Могу добавить к " еврейскому " списку палачей , готовивших " дело славистов ", сотрудника ОГПУ Халемского , сотрудника ОГПУ Финкельберга , сотрудника НКВД Фельцмана , прокурора Рогинского , прокурора Розовского , помощника прокурора Лурье , прокурора Глузмана , директора Института языкознания Бочачера Марка Наумовича , сотрудника НКВД Апетера . А с какой стати в ряд " русских чекистов " рядом с Молчановым и Сидоровым Марк Дейч ставит заместителя начальника СПО ОГПУ Люшкова ? Чекиста этого , якобы русского , по утверждению Дейча , звали Генрих Самойлович , в 1935 году ему , видимо , за расправу над русскими учёными было присвоено генеральское звание комиссара госбезопасности III ранга , впоследствии он стал начальником управления НКВД по Дальневосточному краю , а в 1938 году , подобно еврейским зарубежным чекистам троцкистской ориентации Вальтеру Кравицкому ( он же Самуил Гинзбург ), Александру Орлову ( он же Лейба Фельдман ), Игнатию Раису ( он же Натан Порецкий ), сбежал , но не на Запад , как они , а куда поближе – на Восток к японцам , которым этот " русский Генрих Самойлович " выдал важнейшую информацию о состоянии наших войск на Дальнем Востоке . Неблагодарные самураи в августе 1945 года , понимая , что проигрывают войну , прикончили перебежчика в Дайренской военной миссии , а иудины телеса сожгли . Недавно шёл по TV какой - то фильм о Ежове – и в нём показали фотографию " русского ", как считает Дейч , чекиста Люшкова . На кого он похож , этот ярковыраженный ... — говорить не буду , а то в расизме меня обвинит тот же " Московский комсомолец ".

Но глубинная суть процесса " славистов " заключалась не в том , даже , кого из сотрудников было больше задействовано : русских или евреев , а в том , как пишут историки : " методы следствия по данному делу были типичны для первой половины 30 - х годов , когда во главе карательных органов стоял Г . Ягода ". Именно благодаря этим методам академик А . Дурново быстро признался на допросе в том , что он " русский фашист ".

А сколько было в 20- ЗО - е годы подобных процессов местного масштаба против дворян , старых спецов , священнослужителей , " русских фашистов ", " антисемитов " – не счесть ! Полных масштабов всех этих антирусских чисток , замаскированных фразеологией о классовой борьбе , мы , видимо , не узнаем никогда .

В 1928 году Ленинградское ГПУ арестовало членов так называемой Космической академии наук . Следствие установило , что организация КАН являлась частицей существовавшего тогда в Ленинграде полутайного " Братства Преподобного Серафима Саровского ", о котором вспоминает в романе " Побеждённые " И . Головкина ( Римская - Корсакова ).

В него входили профессора , преподаватели литературы , учителя истории , студенты . Всего по делу проходило более 30 человек , заключённых после следствия в Соловецкий и другие лагеря . Многим из них следователем А . Строминым ( Геллером ) было предъявлено обвинение в антисемитизме . Чуть позже в том же Ленинграде чекисты А . Мосевич и Л . Коган внедрили через провокатора в студенческую группу , которая шла у них под названием " Союз возрождения России ", ими же разработанную антисоветскую программу и тут же произвели аресты студентов . Естественно , дело было названо " фашистским ". Несколько десятков студентов ушли в лагеря .

В 1995 году мы с сыном издали книгу " Растерзанные тени ". Это был сборник документов из дел 20-30- х годов ВЧК – ОГПУ — . НКВД , заведённых на друзей , родных и литературных соратников Сергея Есенина , на писателей из " Сибирской бригады " – Павла Васильева , Леонида Мартынова , Сергея Маркова . Кто же начинал и заканчивал такого рода дела ? Конечно же , главные ордера на арест выписывали Г . Ягода и Я . Агранов . Следователей и сотрудников по всем этим делам перечисляю подряд : " дело русских фашистов " — Алексея Ганина с товарищами – вёл начальник 7- го отдела СО ОГПУ Славатинский ; Сергея - Маркова по делу " Сибирской бригады " разыскал в степях Казахстана и этапом направил в Москву алмаатинский гэпэушник пом . нач . УСО Гринбаум ; Иванова - Разумника в 1933 году допрашивал Л . Коган ( Коганов было несколько – эта фамилия буквально рассыпана по разным делам ). А кому пишет прошение о возвращении в Москву из астраханской ссылки несчастный Иван Приблудный ? Опять же единоплеменнику Марка Дейча : " Обращаюсь непосредственно к ОГПУ и , в частности , к Вам , т . Фельдман , как к одному из вождей его . Выручайте меня из Астрахани ". Reno Павла Васильева вели оперуполномоченный Павловский , начальник 4- го отдела ГУГБ старший майор Литвин , капитан госбезопасности Журбенко . Из них только последний вроде бы русский или украинец ...

В 1920 году Есенин с братьями Кусиковыми был арестован ЧК в одном из арбатских домов . При аресте и обыске присутствовали местные жители , понятые , так сказать . Фамилии их цитирую по протоколу : " В . Вильд , товарищ Карпович и жилец Фонер ". Словом – дети Арбата . Оформлял дело об аресте Есенина и братьев Кусиковых следователь В . Штейнгардт .

В своём вступлении к публикации стенограммы " Дело Бейлиса " я повторил два широко известных вывода : 1) " голоса присяжных в вопросе о вине Бейлиса разделились пополам : шесть на шесть " , и 2) " умерщвление отрока Ющинского на еврейском заводе с синагогой было признано изуверским с подробно перечисленными признаками ритуального ".

Прочитав это , Марк Дейч окончательно вышел из себя : " Этот г - н ( это обо мне . – Ст . К . ) почти сто лет после ( так у автора . – Ст . К .) печально знаменитого процесса по делу Бейлиса решил уверить современных читателей в том , что убийство мальчика <...> было ритуальным , а евреи пьют кровь христианских младенцев ... Пришлось немного разоблачить поэта ". " Присяжные на процессе , будто бы признавшие ритуальный характер убийства Ющинского , а в вопросе о виновности Бейлиса якобы разделившиеся поровну " шесть на шесть ", – всё это злонамеренная и подлая ложь ". ( Из второй статьи М . Дейча " Правда от сивого мерина или кое - что о " поэтических аргументах ". " Московский комсомолец ", 14.12.2006). В одно и то же время с Марком Дейчем взвизгнул ему в унисон Семён Резник в " Международной еврейской газете " № 43-44 за 2006 год , статья " Ритуальные игрища нацификаторов России ". " Из трёхтомной стенограммы процесса Бейлиса он ( это обо мне . – Ст . К .) выудил обвинения евреев и иудейской религии в ритуальных убийствах . На процессе эти обвинения были изобличены как злобные бредни , что отражено в той же стенограмме , но не в куняевских извлечениях ".

Но я отвечаю за свои слова , поскольку опираюсь не на вымыслы " черносотенных " публицистов той эпохи , а на солидные исследования историков , в том числе и еврейских , и сам никогда не утверждал того , что мне приписывает Марк Дейч . Я всего лишь пытался обнародовать разнообразные оценки процесса , но во время этой работы убедился , что Дейч , Резник и иже с ними или не знают многих суждений о процессе Бейлиса , в том числе и тех , которые имеются в стенограмме , или знают , но скрывают их .

В 1995 году в израильском издательстве Тешарим " был издан сборник " Дело Бейлиса . Исследования и материалы " ( Москва - Иерусалим , 1995 г . Серия " Памятники еврейской исторической мысли ").

Книга составлена из многих исследований знаменитого процесса , среди которых центральное место и по объёму и по значению занимает работа А . С . Тагера " Царская Россия и дело Бейлиса ". На неё , как на образец объективности , практически ссылаются авторы всех других работ . Впервые она была опубликована в Советском Союзе с предисловием А . В . Луначарского в 1934 году , как раз во время процесса над " Российской национальной партией "...

Вот как А . С . Тагер описывает момент вынесения приговора М . Бейлису :

" Наконец в оцепленном войсками зале суда появились присяжные заседатели . Вердикт присяжных включал ответы на два вопроса . Первый вопрос : доказано ли , что 12 марта 1911 г . Андрея Ющинского заманили в одно из помещений кирпичного завода , где ему были нанесены раны , сопровождавшиеся мучением и полным обескровлением ?

Старшина присяжных объявляет : " Да , доказано ". Первая партия за чёрной сотней . Ритуальный характер убийства признан судом <...> доказана ли вина Менделя Бейлиса ? <...> ответ присяжных гласит : " Нет , не доказана ".

Многие газеты той эпохи обнародовали результаты голосования . Вот один из примеров :

" Сами присяжные , не согласные с оправданием , не скрывали затем перед матерью Андрюши и её представителями , что их голоса разделились поровну : " шесть голосов были за признание вины , шесть стояло за оправдание " (" Заметки по поводу процесса об убийстве Андрюши Ющинского ", " Мирный труд ", Харьков , 1913, № 1).

Современный харьковский исследователь иудаизма , хасидизма и секты " Хабад " Эдуард Ходос в книге " Между Спасителем и Антихристом " ( Харьков , 2005 г .) так комментирует это оправдание Менделя Бейлиса :

" При вынесении вердикта голоса двенадцати присяжных заседателей разделились поровну : шестеро признавали вину Бейлиса , шестеро её отрицали . В соответствии же с законодательством того времени при равном разделении голосов присяжных решение принималось в пользу обвиняемого <... > Итак , что мы имеем : признание судом присяжных ритуального характера убийства А . Ющинского и оправдание Менделя Бейлиса ... То есть изуверское убийство было совершено с ритуальной целью , но не Бейлисом , а кем - то другим . Кем ? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден " ( стр . 29, 30).

Спустя 100 лет после процесса современный историк Эдуард Ходос утверждает , что " не найден " убийца . А Семён Резник с пеной у рта пытается доказать , что " на процессе Бейлиса тайное стало явным . Все убийцы были названы ". Но этого в судебном приговоре не было , и происходит это всё — обнародование имён якобы убийц Ющинского с русскими и украинскими фамилиями – лишь в воспалённом воображении Резника , до сих пор живущего страстями того процесса .

Даже богословы , защищавшие Бейлиса , когда дело доходило до вопроса о ритуальности убийства , путались и сдавались пред доводами обвинения ( хотя Дейч пишет , что они " подвергли уничижительной критике вымыслы о " ритуальных убийствах "). Профессор Троицкий : " Допускаю даже убийства с целью издеваться над религией христиан ... я допускаю это хотя бы и относительно младенца Гавриила Белостокского ". ( Стенографический отчёт Киевского судебного процесса . Т . II , стр . 375.) Представитель защиты профессор Тихомиров был вынужден признать по поводу цитат из Талмуда , которые приводила в речах обвинительная сторона : " Действительно , в Талмуде такой разнообразный материал , что кто хочет найти что - нибудь всё найдёт " ( Стенографический отчёт , т . 2, стр . 402).

В то время , когда раввины России в коллективном письме торжественно заявили , что во всех священных еврейских книгах " нигде не содержится ни малейшего намёка , который давал бы повод к подобному обвинению ", раввин Мазе , участвовавший в процессе , заявил о тех же книгах : " За литературу он [ еврейский народ ] совершенно не отвечает и ответственность с себя снимает ..." ( Стенографический отчёт , т . 2, стр . 404). Это обо всех расистских обычаях по отношению к гоям , акумам , шабесгоям и т . д . При подобных оговорках и признаниях защиты самому популярному защитнику Бейлиса Маклакову оставалось лишь с досадой выдавить из себя в конце процесса : " Может быть , и были изуверы , они могли быть везде , могли . быть и у евреев " ( Стенографический отчёт , т . 3, стр . 124).

Марк Дейч , высмеивая экспертизу профессора Сикорского , показания архимандритов Амвросия и Автонома , цитаты из книги монаха Неофита , выступление ксендза Пранайтиса , с торжеством повторяет слова адвоката Грузенберга : " Среди православных священников , среди православных учёных не было ни одного , который явился бы и своим именем священника , или православного христианина , или русского учёного поддержал бы эти мучительные сказки , этот кровавый навет ". Между прочим , гонорары знаменитых адвокатов , участвовавших в процессе , в несколько раз превышали годовой оклад министра . " Грузенбергу 30 000 руб ., а Карабчевскому 25 000 руб . и по 100 000 руб . каждому в случае полного оправдания евреев в кровавом навете " ( из письма чиновника особых поручений Любимова директору Департамента полиции Белецкому . ГАРФ . Ф . 1407. Оп . 1. Д . 1059. П . 19). Вот какие деньги исподволь управляли ходом процесса .

Однако надо бы напомнить Дейчу о том , что " ритуальную версию " комментировали и другие , куда более известные представители русской церкви . Знаменитый ныне священник и богослов о . Павел Флоренский , сосланный в 30- е годы на Соловки , в том числе и по обвинению в " русском фашизме " и " национализме ", сидевший на Соловках при начальниках лагеря , носивших фамилии Эйхманс , Дукис , Сенкевич , Бухбанд , и расстрелянный там при одном из них , писал о " деле Бейлиса " так :

" Я нисколько не сомневаюсь в существовании ритуальных убийств вообще ".

" Если на всём протяжении истории Израиля , даже в период великих царей и богодухновенных пророков , при сильной власти и живом , строго централизованном культе , всегда существовали всякие виды идолослужения , и в частности магические волхования , в основе которых лежит убийство человека , то почему современные иудеи и их поклонники так запальчиво отвергают даже возможность существования чего - либо подобного в нынешнее время , когда нет никаких сдерживающих начал ?.. Если на всем протяжении истории Израиль так жадно тянулся к крови , и ритуальным убийствам , и чёрной магии , если всегда был кровожаден и жестоковыен , то где же гарантии того , что в рассеянии , без обличающего голоса , без суровых кар со стороны своих царей в господстве своём над Mipo м – он сделался чист и беспорочен ? Если были ритуальные убийства даже тогда , то почему же не может быть их теперь ?" ( цитирую по книге : Розанов В . В . Сахарна . М ., изд . " Республика ", 1998, стр . 360, 438).

Полемизируя с гебраистом Хвольсоном , великий православный богослов Павел Флоренский писал :

" В своей книге " О некоторых средневековых обвинениях против евреев " <... > проф . Даниил Абрамович Хвольсон яростно нападает на самую мысль о возможности ритуальных убийств среди евреев "... " с адвокатски жаргонным нахальством рассуждает о том , что он внутренне не понимает и не желает понимать . Он с торжеством орёт на весь мир , что еврею - де запрещено даже глотать слюну при кровотечении из дёсен , и , значит , немыслимо употребление христианской крови "3.

Неграмотный еврей Мендель Бейлис , который был на волосок от обвинения в ритуальном убийстве , – это обвинение многие считали справедливым - киевский протоиерей Григорий Прозоров писал митрополитуФлавиану : " Оправдали несомненного участника в ритуальном мучении Андрюши Ющинского только потому , что злодей не захвачен на месте " ( РГИА СПб , ф . 796 [ Канцелярия Святейшего Синода ]. Оп . 205. Ед . хр . 739), – закончил свою жизнь в Нью - Йорке , окружённый почитанием соплеменников , в комфорте и холе , а великий русский человек Павел Флоренский за свои убеждения был распят на Соловках , и его страстное слово проповедника об этом деле мы , его духовные дети , забывать не вправе . Да не будет предана забвению эта жертва .

А вот как высказался о " ритуальной дискуссии " архиепископ Антоний ( Храповицкий ) в газете " Жизнь Волыни " от 2.09.1913 г .

" В 1903 и 1905 ко мне приходил раввин Скоморовский и просил сказать слово против погрома в церкви и упомянуть в этом слове или в печатном заявлении о том , что евреи не повинны в ритуальных убийствах . Как враг погромов , я в обоих случаях сказал слово против избиения евреев . Но в обоих упомянутых случаях моей беседы с раввином я решительно отказался заявлять о своём непризнании ритуальных убийств , совершаемых евреями , а , напротив , выразил своему собеседнику убеждение в том , что эти убийства существуют <... > случаи ритуальных убийств несомненно бывали и за последнее время истории и в древности ".

Более того , Антоний Храповицкий ( будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви ) в том же интервью вообще готов был даже посчитать ритуальное убийство не самым страшным преступлением в начинающемся XX веке . Как бы предвидя все грядущие , в том числе и наши времена , он сокрушался :

" Я в значительной степени извиняю этот ужасный обычай и , во всяком случае , считаю патриархальных евреев не столь вредными для русских , как новый тип еврея - нигилиста , потерявшего всякую веру . Те изуверы убьют одного мальчика из десятка миллионов , а эти развращают и нравственно убивают всё наше юношество посредством нигилистической и порнографической печати и тому подобными средствами ".

***

Вот так - то . Но Марку Дейчу , как гласит русская пословица , хоть плюй в глаза – всё Божья роса . Он по - прежнему будет бессовестно лгать о " Процессе Российской национальной партии ", о том , что " никакого заведомо антирусского процесса не существовало ", что " готовили его (...) в первую очередь русские ". А то , что ГУЛАГом – главным управлением лагерей , трудовых поселений и мест заключения , куда отправили " славистов ", руководил квартет в составе М . Бер - мана ( начальник управления , сменивший Л . Когана ) и трех его заместителей : Я . Д . Раппопорта , Н . И . Плиннера и 3. Б . Кацнельсона , – его не смутило , потому как – какие же это евреи ?! – это же , по Марку Дейчу , " большевистский интернационал ". Но почему же тогда чекистов Молчанова и Сидорова из этого " интернационала " он называет не просто " большевиками ", а " русскими "?

Ну что ж , постараемся отплатить ему той же монетой .

Пока академиков М . Н . Сперанского и В . Н . Перетца , а также профессора В . В . Виноградова перегоняли из одной тюрьмы в другую , остальных 70 славистов развезли по исправительно - трудовым лагерям .

Члена - корреспондента Академии наук СССР Н . Н . Дурново с другим членкором Ильинским доставили на Соловки , где начальниками лагеря один за другим в те времена были Ф . Эйхманс , К . Дукис и Бухбанд ( без имени ). Эйх - манс , насколько я знаю , был латыш , остальные – " нерусские большевики ", думаю , что Дейч догадается , кто они были по национальности .

Сотрудника Русского музея Б . Г . Кржижановского отправили в Беломоро - Балтийский лагерь , где в начале 30- х годов начальником был Э . Сенкевич , а его сменил Семён Григорьевич Фирин .

Известный профессор ЛГУ Б . Л . Личков попал в Дмитлаг , где начальствовали Б . Кацнельсон и Е . Раппопорт – опять же люди с " большевистскими фамилиями ".

Думаю , что это были другие Кацнельсон и Раппопорт , нежели заместители начальника управления ГУЛАГа , поскольку у них были другие инициалы . А чего удивляться ? В конце концов , и начальником секретариата НКВД был некий Я . А . Дейч , но уверен , что нынешнему Марку Дейчу он не был родственником и , возможно , не был даже однофамильцем . Профессора МГУ П . А . Расторгуева и членкора АН СССР лингвиста А . М . Селищева загнали в Карагандинский лагерь – вроде бы там казахи были титульной нацией , но лагерной жизнью руководил Коринман , которого сменил О . Линин . Кто из них был из одного колена с М . Дейчем и С . Резником — пусть они догадаются сами . Профессор Литинсти - тута В . ф . Ржига , по учебникам которого я занимался в 50- х годах на филфаке МГУ , вместе с научным сотрудником Исторического музея А . Д . Сидельниковым отправились отбывать срока в Свирьлаг , где с 1932- го по 1937 год начальниками побывали А . Я . Мартинелли , Н . М . Лапидус , Э . Ю . Тизенберг . Пусть Марк Дейч , если у него совершенно нет совести , попытается доказать , что это были русские люди .

Знаменитый главный специалист Центральных реставрационных мастерских П . Д . Барановский , спасший Собор Василия Блаженного от посягательств " русского большевика " Л . М . Кагановича , вместе с академиком П . И . Нерадовским поехали в Сиблаг , которым в те годы командовал некий человек неизвестной национальности с характерной древнерусской фамилией И . М . Ёиксон .

Двоих профессоров – А . И . Вознесенского , А . Н . Дурново ( брата того , который попал на Соловки ) загнали в Среднеазиатский лагерь – Сазлаг . Начальниками лагеря были кто угодно , но только не таджики или узбеки . К . Озолс и И . Литвин – фамилия " географическая ", если вспомнить наркома иностранных дел Литвинова – он же Меер Генох Мовшевич Баллах .

Ленинградского профессора А . А . Автономова загнали дальше всех – в БАМлаг , под присмотр двух начальников с фамилиями С . Мрачковский и Н . Френкель . Итак — в семь лагерей разъехались слависты , и в каждом из них как на подбор были начальники с изысканными для России фамилиями . А всего лагерей в системе ГУЛАГа было несколько десятков , и в каждом из них " кадровый состав " высшего звена был приблизительно такой же , как в семи лагерях , куда сослали славистов . Так что подследственные после суда из одних " большевистских " рук попадали в такие же " большевистские " руки .

Кстати , данные эти взяты не из эмигрантских " черносотенных " сочинений А . Дикого или князя Н . Д . Жевахова , а из вполне демократических исторических исследований , сделанных при участии " Мемориала " и " Солженицынского фонда ". Назову некоторые из них : " Система исправительно - трудовых лагерей в СССР . 1923-1960", " Звенья ". М ., 1998; " Россия . XX век . Документы . Гулаг ( Главное управление лагерей ) 1918-1960 г .", М ., 2002. Международный фонд " Демократия ", изд . " Материк "; " Империя Сталина ". Биографический энциклопедический словарь ": М ., Вече , 2000; В . Роговин " Партия расстрелянных ". М ., 1997; А . И . Солженицын " Двести лет вместе ". М ., Вагриус , 2006; Н . В . Петров и К . В . Скоркин " Кто руководил НКВД в 1934-1941 гг .". М ., Звенья , 1999.

К 1938 году почти все эти начальники Главного управления и непосредственно лагерей по непреложному закону всех революций , пожирающих своих отпрысков , были уничтожены . И я вспоминаю сцену из замечательного романа " Факультет ненужных вещей " честного писателя Юрия Осиповича Домбровского , с которым я имел честь не только быть знакомым , но и вести разговоры и который вдохновенно читал мне многие свои лагерные стихи . Особенно запомнилось его потрясающее чтение баллады – " Выхожу один я из барака - месяц словно жёлтая собака "... Но в " Факультете ненужных вещей " есть сцена почище этой баллады .

К следователю ОГПУ Якову Нейману приезжает по делу из Москвы его двоюродный брат – крупный чин прокуратуры Роман Штерн . ( Заметим , что оба брата не русские люди , что должно очень огорчить Дейча , силящегося доказать , что в те времена репрессии " готовили в первую очередь русские ".)

Братья радостно восторгаются , выпивают , вспоминают местечковую трудную юность , черту оседлости , и , уложив старшего брата спать , Яков Нейман произносит внутренний монолог , обращенный к их отцу , ортодоксальному , патриархальному еврею :

" Посмотрел бы ты сейчас , Абрам Ноевич , какой я мундир ношу , с какими он у меня Нашивками , значками , опушечками , в каком кабинете я сижу , чем занимаюсь ! Небось расстроился бы , замахал бы руками , заплакал : " Ой , Яша , зачем же ты так ? Разве можно !" Можно , старик , можно ! Теперь уж не я перед людьми виноват , а они передо мной . И безысходно , пожизненно , без пощады и выкупа виноваты ! Отошли их времена , настали наши . А вот к лучшему они или к худшему , я уж и сам не знаю , ну ничего , торопиться нам некуда подождём , узнаем . Всё скоро выяснится ! Всё ! Теперь ведь до конца рукой подать . Я чувствую , чувствую это , папа !"

Чувствует еврейский чекист , что скоро стать ему лагерной пылью . Отольются ему слёзы загубленных им славистов !

Юрий Домбровский не случайно изобразил двух братьев , работающих в карательных органах : в те времена евреи шли во власть и в первую очередь в ЧК - ОГПУ - НКВД семьями . История сохранила фамилии двух братьев Леплевских Израиля и Григория . Первый дослужится до комиссара ГБ 2- го ранга , второй через коридоры ОГПУ дойдет до должности заместителя генерального прокурора СССР . Братья Берман Матвей и Борис сделают карьеру не хуже . Первый станет начальником всего ГУЛАГа , второй - заместителем начальника иностранного отдела НКВД .

Семья гомельских хасидов Нехамкиных : в каком родстве они состояли друг с другом , трудно сказать . Известно по словам Давида Азбеля одно : " Не случайно свела судьба Питомцев этого славного рода в ЧК , ГПУ , НКВД , прокуратуру . Один из этой семьи , Рогинский , достиг даже " сияющих вершин " – был заместителем прокурора СССР ". ( Журнал " Время и мы ", Нью - Йорк , 1989, № 105, стр . 204.)

Беленькие ... Тут не разберешься – кто родные , кто однофамильцы , поскольку их шесть человек ! Точно известно , что трое – Абрам , Ефим и Григорий – были братьями . В ЧК служил Абрам , Ефим был в Наркомфине , Григорий в Коминтерне ... Остальные ( с другими отчествами ) – кто где : Захар – в совконтроле , Марк – в наркомснабе , Борис – в торгпредстве .

Дейчи ... Тут картина очень серьезная . Самый успешный Дейч Я . А . - комиссар ГБ 3- то ранга , Макс Дейч – председатель правления треста " Уголь ". Мендель Дейч – деятель Бунда , Л . Г . Дейч – профессиональный революционер . Если к ним прибавить моего нынешнего оппонента Марка Дейча , то Дейчей будет пятеро , они на почетном втором месте после Беленьких .

Сольцев всего двое : А . Сольц , которого звали " совесть партии ", в " расстрельные " 1934-1938 гг . был помощником Вышинского . А Исаак Сольц - служил в юстиции .

Мироновых два . Но , видимо , не братья , поскольку один , С . Миронов - Король , начальник Днепропетровского НКВД , а другой , Л . Миронов - Каган , - комиссар ГБ 2- го ранга . Были еще братья по фамилии Бак Аркадий и Соломон . Первый – председатель Губчека в Иркутске , второй черт знает кто , но тоже чекист . Эпштейнов было пятеро , как Дейчей . Можно было бы " братские списки " продолжать , но нет сил рыться по справочникам и выяснять , кто есть кто . Картина и без того впечатляющая .

Семен Ефимович Резник может быть спокоен , его фамилия встречается в справочниках лишь однажды : в историю вошел российско - американский революционер И . Резник .

Ну а о Кагановичах с тремя расстрелянными братьями я уж писать не буду . Это все знают . Кстати , почти все упомянутые мною здесь родственники и однофамильцы были расстреляны ( кроме Дейча и Резника ) в 1937-1938 гг . Словом , настоящая братская могила .

***

В новейшей истории образовались , грубо говоря , два враждебных друг другу подхода к освещению репрессий 20-30- х годов . Кто – русские или евреи задавали тон в карательных органах ?

В начале перестройки мне попалось на глаза стихотворение Фазиля Искандера , опубликованное в " апрелевской " газете " Литературные вести ", редактируемой Оскоцким . Искандер нарисовал в стихотворении образ , как это ему виделось , " типичного " чекиста : русского , русоволосого , который к тому же был " синеглазый , дерганый слегка ". Словом — парень из " вологодского конвоя ", жестокость которого писатели - демократы попытались сделать сущностью ЧК—НКВД .. Такие же усилия предпринимала Л . К . Чуковская , когда , вспомнив , что одним из следователей по делу академика Вавилова был чекист по фамилии Хват , писала :

" Десятки тысяч потенциальных хватов , мучавших Вавилова , (...) сломавших на следствии 2 ребра Ландау всегда подспудно таились в нашем народе ? Каково их социальное происхождение ?" ( Д . Самойлов - Л . Чуковская . Переписка . М ., 2004, стр . 285).

Особенно меня трогает это " в нашем народе " и о " социальном происхождении ". Думаю , что она была достаточно информированной женщиной , чтобы знать , кто руководил НКВД и ГУЛ А Го м в те времена . Но о своих – молчок . Во всем виновны русские хваты .

Особенно подробно и тщательно тема " вины русских " разработана в воспоминаниях бывшего энкаведешника и литератора , зятя одного из главных чекистов Г . Бокия , Льва Эммануиловича Разгона . Блистательно проанализировал все эти разгоновские комплексы Вадим Валерианович Кожинов в работе " Загадка 1937 года ". Лучше , чем он , не скажешь о мемуарах Разгона , изданных в 1988-1989 гг . трехмиллионным (!) тиражом . Кожинов подробно анализирует главу из воспоминаний Разгона , которая называется " Корабельников ". В ней речь идет о рядовом энкаведешнике , занимающем низшее место в служебной иерархии . Корабельников попал в тот же лагерь , где сидел Разгон , представлял из себя тип человека - лакея , подобострастно глядящего на начальство . Даже о свергнутых генералах ЧК – Бокии , Бермане , Паукере – он говорил в лагере с восхищением . Никакого зла он Разгону не сделал , был его постоянным собеседником , но Разгон признается : " Из множества злодеев , которых мне пришлось встретить , Корабельников произвел на меня особо страшное впечатление ", " его прямые пшеничные волосы ... снились по ночам , и я стонал во сне и просыпался , покрытый липким потом ... И сейчас ( то есть полвека спустя ! – Ст . К .) я совершенно отчетливо вижу его круглое и плоское лицо ... Когда я думаю о нем , меня начинает бить дрожь от неутоленной злобы ". Не начальников Корабельникова , чьи кровавые приказы он исполнял , а именно этого ничтожного винтика ненавидит патологической ненавистью энкаведешник Лев Эммануилович Разгон .

" И это , – пишет кожинов , – может иметь только одно объяснение : Бокий и ему подобные все - таки " свои " ( пусть даже они приказывали убивать и " своих "!); напомню , что Бухарина - Лурье , по её признанию , не смогла дать пощечину " своему " Андрею Свердлову " ( Андрей Свердлов – человек их клана и друг детства – первым допрашивал жену Бухарина ). Однако мысль Кожинова идет дальше : " Но вернемся к сюжету " с Корабельниковым . По - видимому , одна из причин ( или даже главная причина ) его появления в книге Разгона попытка как бы " переложить " на него " вину " за 1937 год . Ведь в заключение своего рассказа о Корабельникове Разгон заявляет ; " В моих глазах этот маленький и ничтожный человек ... стоит неподалеку от главного его бога от Сталина "... Что ж , может быть , Разгон с определенной точки зрения прав ? Вот , мол , наверху вождь , диктатор , в конце концов , " царь ", " самодержец " Сталин , внизу – " представители народа ", рядовые Корабельниковы , а посредине разгоновский " клан ", обреченный быть раздавленным сближающимися друг с другом , " вождем " и " народом " ( стр . 471).

Многие соплеменники Разгона и Дейча занимались коллективным подлогом , пытаясь сделать русских ответственными за кровь 1937 года . Энкаведешник Хенкин ( племянник популярного юмориста ЗО - х годов ), ставший в 70- х и 80- х годах сотрудником радиостанции " Свобода " (" своих " энкаведешников даже туда на работу брали ) писал в воспоминаниях почти то же самое , что его старший товарищ Разгон о замене " кадров " в " органах ": "... На место исчезнувших пришли другие . Деревенские гогочущие хамы . Мои друзья ( по НКВД . — Ст . К .) называли их " молотобойцы ( Хенкин К . Охотник вверх ногами . М ., 1991, стр . 36).

Поэту Фазилю Искандеру полезно было бы знать , кто создавал культ ЧК в эпоху Ягоды , Агранова , Бермана . " Чекисты , механики , рыбоводы "... " весёлые люди моих стихов " – Э . Багрицкий ( Дзюбин ); " Пей , товарищ Орлов , председатель ЧК " – М . Светлов ( Шейнкман ); " Чтобы прошёл художник школу суда и следствия и вник в простую правду протокола , в прямую речь прямых улик " – П . Антокольский ; " Меч большевистского Марата " — А . Безыменский ; " Довольно ! Нам решить не ново . Уже подписан приговор " — М . Голодный ( Эпштейн ); " Во имя чекистской породы " — П . Коган и т . д . Словом , чекисты - евреи руководили ГУЛАГом , а евреи - поэты восхваляли их подвиги . У русских поэтов той же эпохи – Твардовского , Исаковского , Смелякова , Заболоцкого – таких пафосных строчек в честь чекистов мы не найдём . А у евреев не только поэты , но и критики дули в ту же дуду . Откроем , к примеру , " Литгазету " от 1 мая 1937 года . В ней статья Э . Дельмана - отца Натана Эдельмана . Такой пахучий панегирик Волго - Балту – концлагерю , руководимому Л . Коганом , С . Фириным , Я . Раппопортом , Н . Френкелем , хоть нос зажимай . Пусть это знает Марк Дейч . Так что честь советского еврейства в разборках на тему " Кто виноват " спас из писателей , может быть , единственный праведник Юрий Домбровский . Да ещё в какой - то степени Валентин Катаев , если вспомнить " Уже написан Вертер " ( после чего он был объявлен антисемитом ). Остальные – Борщаговский , Гроссман , Чуковская , Хенкин , Галич , Разгон ( да несть им числа !), ну и , конечно же , Дейч с Резником – эти десятилетиями надрывались , чтобы всю кровь 1930- х годов взвалить на русского человека , на " вологодский конвой "... Но никто ( кроме Разгона ) из них не сидел . Сидел , и много — Юрий Домбровский . И его показания никаким ихним гевалтом не заглушить . Он единственный понял , что евреям надо покаяться . Низкий поклон его памяти за мужество .

***

В 1990 году историк Фаттей Шипунов опубликовал в " Нашем современнике " цикл очерков " Великая замятия ". В одном из очерков он привел список фамилий руководителей ЧК – ОГПУ – НКВД разного уровня . В этом списке были и латыши , и евреи , и украинцы , и русские ( Никишов , Иванов , Рыбкин , Лебедь и т . д .). " Полный список погромщиков и палачей еще предстоит раскрыть народу ", – писал Шипунов . Он не уточнял , " кто есть кто " в списке , и не подсчитывал , сколько в этом перечне еврейских фамилий . Но , как говорится , чует кошка , чье мясо съела . Прочитав список палачей и наткнувшись на еврейские фамилии , Семен Резник впал в истерику : " Другие оставлены за кадром : их имена еще " предстоит раскрыть народу , – с негодованием цитировал он Шипунова . – А пока селекция : по одной еврейской или подозрительной фамилий на область , край , целый регион набрать , конечно , нетрудно . Тем более без ссылок на источники ". И завершает Резник сей гневный пассаж традиционной , можно сказать , ритуальной пропагандистской фразой , которая звучит , как заклинание : " Так создается новый кровавый навет , перед которым бледнеют средневековые обвинения в употреблении христианской крови " ( Резник С . Красное и коричневое – книгао советским i Нацизме . Вашингтон , 1990). Итак , дело Менделя Бейлиса Семен Резник с ам сравнивает с делами 30- х годов , когда была расстреляна , к примеру , вся верхшка ГУЛАГа , которой не повезло , как Бейлису , быть оправданной и которая подверглась в 1990 году " кровавому навету ". Значить , одно обнародование фамилий евреев - чекистов надо считать таким же " кровавым наветом ", как обвинение Бейлиса ? Зачем же такие фрейдистские проговорки , Семен Ефимович ? Вам нужны " ссылки на источники "? Пожалуйста . Только не обижайтесь . Для начала прочитайте итоговый вывод из книги популярного историка Г . В . Костырченко " Тайная политика Сталина : Власть и антисемитизм ", М ., 2001, изд . " Международные отношения ", книга издана при финансовой поддержке Российского еврейского конгресса " – это вам не " Алгоритм " и не " Вече "!

" С 1 января 1935 г . по 1 января 1938 г . представители этой национальности ( какой – уточнять не буду . – Ст . К . ) возглавляли более 50% основных структурных подразделений центрального аппарата внутренних дел " ( стр . 110).

Есть любопытные свидетельства , доказывающие , что большевики тех времён придавали весьма важное значение тому , какой национальности чекисты работают в тех или иных республиках , краях , областях . Подлинные справки из отделов кадров на эту тему в книге " Россия . XX век . Документы . Гулаг ( Главное управление лагерей )" существуют . Все их разбирать не буду , но в связи с " делом славистов " скажу только , что справки эти свидетельствуют , например , что в белорусском ОГПУ служило 397 белорусов и 182 еврея , в Украинском 1518 украинцев и 925 евреев ... Может быть , поэтому и голодомор , организованный на Украине во время коллективизации , был столь фантастически жестоким ... Конечно , и русских людей в органах было немало , но , думаю , соотношение их с евреями правильно отражено в статье С . Н . Семенова , публикуемой в этом же номере .

Справки эти ( насчёт национального состава по всем республикам и областям ) подписывал начальник сектора кадров НКВД Я . М . Вейншток . Он же оперативный секретарь наркома МВД , он же , ранее , начальник тюремного отдела Главного управления государственной безопасности . Матёрый чиновник . Опытный . Думаю , что Вейнштоку верить можно .

***

А вот передо мной книга историка Е . Лукина " На палачах крови нет " ( изд - во " Библиополис ", С .- Петербург , 1996), в которой автор исследует кадровый состав Ленинградского управления НКВД в 30- е гг .

В 1934-1937 гг . начальником управления был Леонид Михайлович Заковский ( он же Штубис Г . Э .).

В 1938 г . его сменил Михаил Иосифович Литвин . Первым заместителем обоих в 1937-1938 годах был Натан Евнович Шапиро - Дайховский . Просто заместителем – Арон Меерович Хатаневер . Секретарем парткома и одновременно начальником секретно - политического отдела являлся Кирилл Борисович Гейман . Начальником контрразведки служил Яков Ефимович Перельмутер , начальником дорожно - транспортного отдела числился Михаил Израилевич Брозголь . В должности заместителя начальника экономического отдела состоял Яков Ржавский . Начальником секретно - оперативного управления , работавшего в основном с интеллигенцией , был Вячеслав Ромуальдович Домбровский . Его ближайший соратник Альберт Робертович Стромин ( Геллер ) фабриковал дела академиков С . Платонова , Е . Тарле , Д . Лихачева , а также дело " Братства Преподобного Серафима ". Начальником водного отдела был Мирон Ицаакович Мигберт , экономическим отделом ведал Григорий Яковлевич Раппопорт . В так называемой " бригаде смерти " ( следователи , которые вели допросы , пытали , выбивали показания ) состояли Дмитрий ( Манасия ) Фигур и Софья Гёртнер (" Сонька Золотая Ножка ").

Чтобы было ясно , " кто есть кто ", жизнеописания вышеперечисленных фигурантов снабжены фотографиями хорошего качества . Без фотографий в книге помещены справки о жизни и смерти начальника восточного отделения контрразведывательного отдела Наума Абрамовича Голуба , начальника отделения ( не сказано какого ) Аксельрода ( ни имени , ни отчества , ни рода ), начальника отделения Якова Меклера . Чтобы успокоить Марка Дейча , сообщаю , что русские в аппарате тоже были : комендант ленинградского УНКВД Александр Поликарпов и рядовые сотрудники Михаил Матвеев и Петр Мелюхов . Рядовым сотрудником числился также бывший одесский шулер Израиль Яковлевич Чоклин ( удостоен фотографии в фас и профиль — в 1938 г .). Этот список фамилий и должностей кроме Резника полезно будет прочитать Дейчу , считающему , что процессы 30- х годов организовывали " русские ".

Вопреки цифрам , фактам , документам Марк Дейч и Семен Резник с пеной у рта каждый раз начинают свой очередной гевалт , свою психическую атаку – лишь бы никому не позволить разобраться в том , кто и в какой степени ответственен за чекистский террор 20-30- х годов .

Именно про таких , как они , писал Г . Штурман в работе " Шульгин и его апологеты " (" Новый мир ", 1994, № 11, стр . 224): " Поразительно единодушие , с каким мои соплеменники отрицают какую - либо свою провинность в русской истории XX века ".

Именно таких , как Дейч и Резник , имел в виду Солженицын во втором томе работы " Двести лет вместе ". Вспоминая о том , что 5 августа 1933 года в газете " Известия " был опубликован указ о награждении в связи с завершением строительства Беломорканала высших руководителей ОГПУ Г . Ягоды , М . Бермана , С . Фирина , Л . Когана , Я . Раппопорта и Н . Френкеля высшей правительственной наградой – орденом Ленина , Солженицын пишет : " Все их портреты опять крупно повторены были в торжественно - позорной книге " Беломорканал ", формата , как церковное Евангелие , как на тысячелетнее царство впереди .

И вот 40 лет спустя я повторил эти шесть портретов негодяев в " Архипелаге ", – с их же выставки взял , и не выборочно , а всех управителей , кто был помещен . Боже какой всемирный гнев поднялся : как я смел ?! Это антисемитизм ! Я клейменый и пропащий антисемит . В лучшем случае : приводить эти портреты был " национальный эгоизм " – то есть русский эгоизм ! И поворачивается язык , когда на соседних страницах " Архипелага ": как покорно замерзали " кулацкие " пареньки под тачками .

А где же были их глаза в 1933, когда это впервые печаталось ?"

Из 34 советских писателей , создавших это " Евангелие ", 22 были евреи и лишь 12 русские . Пропорции , как видим , у писателей были даже " покруче ", нежели у чекистов .

... Время прошло . Много книг издано , раскрывающих эту тему . Сегодня евреи , кто поумней , даже израильские , уже не поднимают гвалт в таких случаях . Остались последние защитники безнадежного дела : Дейч и Резник . Еврейские камикадзе . Но такие защитнички лишь наносят вред представителям честного еврейства вроде вышеупомянутых Азбеля , Пасманика , Штурман .

***

Впрочем , патологическая страсть что - либо приврать , сочинить , передёрнуть у Марка Дейча и у Семёна Резника черта профессиональная . Помню , как Семён Резник в 1990 году встретил группу советских писателей статьёй " Десант нацистов в Вашингтоне ". Резник тогда заявил , что делегацию возглавляет член президентского Совета Валентин Распутин – " антизападник и антисемит ". Что в составе группы член редколлегии " Литгазеты " Светлана Селиванова , которая пытается в газете проводить " нацистскую линию "; что вместе с писателями в Америку приехала нанайка Евдокия Гаер , которая борется " против рыночной экономики и за " равноправие " русского народа , якобы угнетаемого евреями и другими инородцами "... Всё вышесказанное было " геббельсовской " ложью : Евдокии Гаер и Распутина с нами не было . А уж утверждать , что при главном редакторе еврее Чаковском Светлана Селиванова проводит в " Литгазете " " нацистскую линию " – для этого надо было быть либо идиотом , либо профессиональным лжецом ... Впрочем , можно быть и тем и другим одновременно . В одном из номеров " Огонька " за 1990 год , издеваясь над газетой " Русское воскресенье ", утверждавшей , что одним из первых декретов Советской власти был декрет об уголовном наказании ( вплоть до смертной казни ) за антисемитизм , Дейч выступал адвокатом чекистов и юристов революционной эпохи : " Декрет опять же выдуман . Правда , в уголовном кодексе 1926 года существовала статья 59, пункт семь , который гласил : " пропаганда или агитация , направленная к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни , а равно распространение , изготовление и хранение литературы того же характера влечёт за собой лишение свободы на срок до двух лет ".

Вот такая либеральная статья . Нет в ней ничего об антисемитизме , ничего о смертной казни ... Вот , мол , какие добренькие , по словам Дейча , были эти самые его соплеменники .

Но я думаю , что А . В . Луначарский лучше знал суть дела , когда в брошюре " об антисемитизме " ( Госиздат , 1929. М . - Л .) на странице 38- й писал : " Когда этот декрет был написан Я . М . Свердловым (! – Ст . К .) и принесён Ленину , Ленин его прочёл и красными чернилами и своей собственной рукой на этом документе приписал : " Совнарком предписывает всем совдепам принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения . Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона ".

А сам официальный текст декрета , опубликованный в газете " Известия ВЦИК " от 27 июля 1918 года , гласил с торжественностью ветхозаветных скрижалей :

" Декрет Совета Народных Комиссаров

О пресечении в корне антисемитского движения

По поступившим в Совет Народных Комиссаров сведениям , контрреволюционеры во многих городах , особенно в прифронтовой полосе , ведут погромную агитацию , последствием которой были местами эксцессы против трудового еврейского населения . Буржуазная контрреволюция берёт в свои руки то оружие , которое выпало из рук царя .

Самодержавное правительство каждый раз , когда ему нужно было отвести от себя гнев народный , направляло его на евреев , указывая тёмным массам , будто все их беды от евреев . При этом еврейские богачи всегда находили себе защиту , а страдала и гибла от травли и насилия еврейская беднота .

Теперь контрреволюционеры возобновили травлю против евреев , пользуясь голодом , усталостью , а также неразвитостью наиболее отсталых масс и остатками вражды к евреям , которая была привита народу самодержавием .

В Российской Советской Федеративной Республике , где провозглашён принцип самоопределения трудовых масс всех народов , нет места национальному угнетению . Еврейские буржуа враги нам не как евреи , а как буржуа ( логика Дейча : " не евреи , но большевики - интернационалисты ". – Ст . К .). Еврейский рабочий нам брат .

Всякая травля какой бы то ни было нации недопустима и позорна .

Совет Народных Комиссаров объявляет антисемитское движение и погромы евреев гибелью для дела рабочей и крестьянской революции и призывает трудовой народ Социалистической России всеми средствами бороться с этим злом .

Национальная вражда ослабляет наши революционные ряды , разъединяет единый , без различия национальностей , трудовой фронт и на руку лишь нашим врагам .

Совнарком предписывает всем Совдепам принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения . Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона .

Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совнаркома Вл. Бонч-Бруевич

Секретарь Совета Н. Горбунов".

Семен Резник пограмотней Марка Дейча , потому что он слышал о существовании ленинского декрета и так писал о нем в книжице " Красное и коричневое ", признавая , что декрет действовал на всю катушку :

" Вскоре после революции в связи с разгулом еврейских погромов советское правительство приняло декрет , запрещавший антисемитскую деятельность ". Смягчил Семен формулировку , Опустил самое главное : " ставить вне закона " ( это все равно что ставить к Стенке ). Ну да ладно ... Не в этом дело , а в том , что еврейские погромы – любимый пропагандистский конек Семена Резника . В этой же вашингтонской книге жалкую фарсовую ссору на сцене Центрального Дома литераторов , где писателю Анатолию Курчаткину то ли разбили очки , то ли он сам их уронил и разбил , Семен ухитрился поставить в ряд знаменитых " еврейских погромов ". Но это - глупость хотя бы потому , что Анатолий Курчаткин – русский . В той же книге Резник , видимо , заболевший манией преследования , пишет ; " О том , как патриоты собирают адреса евреев в Москве , Ленинграде , Киеве и других городах , хорошо известно ".

Для чего собирают адреса ? Конечно , для погромов ! И Резник с геббельсовским размахом нагоняет страх на слабонервных евреев : " Среди еврейского населения России давно уже царит паника ...", " Азербайджанцы могут бежать из Армении в свою республику или в Москву ", " Армяне могут бежать из Азербайджана <...> А евреям бежать некуда ", – восклицает матерый провокатор и добавляет , обливаясь слезами : " Нет для них безопасного места на всей Руси великой !" Но почему же бежать некуда ? Убежал ведь Невзлин в Израиль , Гусинский в Испанию , Березовский в Англию . Есть куда бежать ! Да сам Резник в Америку в свое время от погромов едва - едва успел драпануть . ( Один Ходорковский за всех отдувается .) Сколько воды утекло с тех пор ! Сколько армян погибло , азербайджанцев , таджиков , осетин , чеченцев , ингушей , абхазцев , русских ... Словом , тех , кому " было куда бежать ". А погромов все нет и нет . И все евреи целы . И Радзиховский в знаменитой статье " Еврейское счастье " пишет : " Евреи сегодня в России оказались сильнее , чем 20 лет назад . Больше того , рискну предположить , что евреи имеют больший удельный вес в политике и бизнесе , чем в политике и бизнесе любой другой христианской страны ".

Впрочем , Резник может со злорадством вспомнить Копцева , психически нездорового юношу , который в одиночку , как самоубийца , бросился с ножом на еврейскую толпу в синагоге и сумел нескольким мужчинам нанести какие - то поверхностные порезы . Но его тут же скрутили и посадили на 16 лет . А совсем недавно судили кингисеппскую банду абсолютно здоровых грабителей и убийц . Отправили они на тот свет около десятка граждан и получили каждый от 10 до 12 лет . Так что декрет об антисемитизме , написанный рукой Свердлова , у нас действует до сих пор . В следующем году юбилей будем праздновать – 90 лет декрету .

Этот документ , на мой взгляд , принёс евреям больше вреда , чем пользы , потому что , будучи сформулированным в таком виде ( борьба только с антисемитизмом , а не с любым шовинизмом или расизмом ), он поставил еврейское население в исключительное , привилегированное , особо охраняемое государством положение , которым в то жестокое и неправовое время можно было легко воспользоваться и для внесудебных расправ , и для устройства в общественной пирамиде и в пирамиде власти . Напомню , что за антисемитизм предусматривались самые тяжкие наказания , вплоть до смертной казни . Расстреливали и ссылали , как при Сталине , даже за анекдоты . Но благодаря этому волна антиеврейских настроений опять и опять начала нарастать уже в 20- е годы .

Из частного письма академика В . И . Вернадского в 1927 году :" Москва - местами Бердичев ; сила еврейства ужасающая а антисемитизм ( и в коммунистических кругах ) растет неудержимо "4.

Вот почему Серго Орджоникидзе в том же 1927 г ., на XV съезде партии , пришлось в своём отчёте ЦК и РКИ уделить немало места национальному вопросу . В партии , видимо , к тому времени ( ещё " досталинскому ") началось брожение по поводу еврейского засилья в партийном и государственном аппарате . Чтобы пресечь подобные настроения , Орджоникидзе привёл в своём выступлении цифры , свидетельствующие о том , что на Украине в советских и партийных органах , в госаппарате "... в столице русских 33,4 проц ., евреев 30,3 проц ., украинцев 30,5 проц ., по всей республике русских 17,2 проц ., украинцев 54,3 проц ., евреев 22,6 проц ."

" По Белоруссии в столице русских 6,7 проц ., коренной национальности 46,3 проц ., евреев 38,3 проц ."

" По всей республике русских 4,9 проц ., коренной национальности 60,5 проц ., евреев 30,6 проц ".

" По Крымской республике в столице русских 57,6 проц ., евреев 23,8 проц ., коренной национальности 12,7 проц ."5.

Кстати , участники съезда , судя по докладу Орджоникидзе , отнюдь не ощущали себя однородной массой " большевистского интернационала " ( как считает Марк Дейч ), но прекрасно понимали , кто из них русский , а кто еврей . Видимо , поэтому главная роль докладчика по национальному вопросу была поручена именно грузину .

 

Несмотря на то , что процентные выкладки в докладе Орджоникидзе содержат данные по всем национальностям административно - бюрократической системы , свою речь он специально закончил следующими словами , которые вошли в полное противоречие с цифрами : " Отсюда , между прочим , видно , что всякие разговорчики о еврейском засилье и т . д . не имеют под собой никакой почвы ".

Какова всё - таки была тяга к власти у неразумных сынов Израиля ! Напомню , что это был 1927 год . " Еврейские большевики " не вняли первому предостережению , и через десять лет бунт против их чрезмерного присутствия во всех властных структурах государства от партии до НКВД наберёт такую силу , что станет подобным цунами , которое получит имя Большого Террора или Репрессий 1937 года .

Я не понимаю одного : зачем врать Дейчу и Резнику ? Ведь на каждое их очередное враньё неизбежно находятся опровержения : в исторических исследованиях , в архивных документах , в первоисточниках . Рано или поздно всегда выплывают " аргументы и факты ", обличающие ложь . Когда я поделился этими мыслями с историком Сергеем Николаевичем Семеновым , тот мрачно усмехнулся :

– Чем больше они упорствуют , кричат , что ни в чём не виноваты , – тем быстрее всё проясняется . Сами себе верёвку намыливают ...

Другой , более взвешенной и более христианской точки зрения придерживается Вадим Кожинов в заповеди , которая завершает его работу " Загадка 1937 года ".

" И все же , подводя итоги , необходимо сказать о другой и очень важной стороне проблемы . Конечно же , охарактеризованные выше попытки возложить ответственность и вину за 1937 г . на так называемых деревенских хамов несостоятельны чисто фактически и безнравственно - лживы . Однако те из моих читателей , которые попросту переложат ответственность и вину на " друзей " Хенкина и Разгона , по сути дела , поставят себя в один ряд с этими авторами ".

Конечно , хорошо бы покаяться Дейчу и Резнику если не за преступление своих единокровных предков и однофамильцев (" сын за отца не отвечает ", как сказал товарищ Сталин ), то хотя бы за отчаянные попытки сокрытия этих преступлений , то есть за ложь . Хорошо бы вспомнить евангельские слова Христа , обращенные к фарисеям : " Ваш отец диавол ", " Когда говорит он ложь , говорит своё , ибо он лжец и отец лжи "... Что остаётся , Марк ? Разве что покаяться . Всё - таки у Вас имя евангельское ...

1 Почему - то многие книги и статьи , написанные евреями на эту тему , как по заказу имеют почти одинаковые заголовки : Кацис Л . " Кровавый навет и русская мысль ", М ., Иерусалим , 2006; Самюэл Морис " Кровавый навет : странная история дела Бейлиса "; Резник Семён " Растление ненавистью . Кровавый навет о России ", М ., Иерусалим и у него же " Кровавая карусель ", 2001; Гессен Ю . " Кровавый навет ", М ., 1912; Бонч - Бруевич " Кровавый навет на христиан ", Петроград , 1918. Все заголовки у них под одну пропагандистскую гребёнку .

2 " Под обращением подписалось более 500 человек ", – пишет Дейч . Семён Резник , правда , в книге " Вместе или врозь " сообщает , что обращение было подписано " двумястами ведущих деятелей русской культуры " ( М . 2003, стр . 69). Что это ? Образованные евреи считать разучились ?

3 Свящ . П . Флоренский . " Проф . Д . А . Хвольсон о ритуальных убийствах " - приложение к книге В . В . Розанова Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови "; из письма о . Павла Флоренского , цитируемого В . Розановым в статье , " нужно перенести всё дело в другую плоскость ( к делу Ю щинского )". Розанов В . Сахарна . М . 1998, стр . 314, 356-360.

4 Из письма И . Н . Петрукевичу 14.6.1927 г . " Новый мир ", 1989 г . 12, стр . 219.

5 Из стенограммы XV съезда ВКП ( б )

Станислав Куняев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"