На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Суд завершился. Дело продолжается

О взрыве американского "Боинга" в 1988 году

5 апреля 1999 года в Гаагу прибыли двое ливийских граждан, подозреваемых в подготовке и организации взрыва "Боинга-747" американской компании "Пан-Америкэн" Бассет Али Аль-Миграхи и Ламен Халифа Фима. Прибыли, чтобы предстать перед трибуналом, на специальном самолете ООН, который до того погожего апрельского дня был чуть ли единственным, приземлившимся в аэропорту Триполи.

Мало, кто надеялся, что дело дойдет до суда, особенно если учесть непримиримые заявления Ливийской Джамахирии и не менее прямолинейную, почти лишенную гибкости позицию главных заинтересованных лиц - США и Великобритании. Но компромисс удалось найти, что не может не радовать: стороны, занимающие полярные позиции по одному вопросу, могли если и не договориться, то начать договариваться. И то хорошо. Компромиссное решение сводилось к тому, что ливийских граждан будут судить не в Штатах, не в Англии и не в Ливии, а на нейтральной территории - в Голландии. Если их вина будет доказана (в таком исходе дела была абсолютно уверена "американская" сторона), Миграхи и Фима будут отбывать наказание в Шотландской тюрьме. Если они будут оправданы (в этом ни капли не сомневалась арабская сторона), то отправятся домой, в Триполи.

Муаммар Каддафи пообещал обеспечить доставку подозреваемых в Европу до 6 апреля и свое обещание сдержал. Тот факт, что ливийский лидер согласился выдать своих граждан, на Западе был воспринят как победа западной демократии. Москва оценила ливийский жест как "дальновидное и мудрое решение". Наверное, по большому счету. Хотя можно взглянуть на ситуацию проще, как на урегулирование юридического процедурного вопроса, для одних важного и принципиального, для других рутинного, неприятного, но необходимого. Так что вставать в позу было совсем не обязательно.

СУТЬ ДЕЛА

В среду 21 декабря 1988 года между 19.15 и 19.20, примерно через полчаса после взлета с полосы лондонского аэропорта Хитроу американский "Боинг-747", выполнявший рейс N 103 по маршруту Франкфурт - Лондон - Нью-Йорк, взорвался в воздухе. Взрыв произошел над небольшим шотландским городком Локерби, который тоже пострадал достаточно жестоко: 40 домов получили повреждения разной степени, в одном из них сгорела семья из 4 человек, а всего погибло 11 горожан, трое из которых дети. В больницы было доставлено 80 человек и 300 жителей эвакуированы. Из 259 пассажиров и членов экипажа самолета не спасся никто. Общий трагический итог катастрофы - 270 жертв.

В ходе аварийных работ в течение первых пяти дней удалось обнаружить останки 258 тел, а также оба черных ящика. В 19-15 радист самолета докладывает: "Полет проходит нормально. До свидания, ребята, минут через десять выходим на океан". До взрыва оставались секунды...

Сразу после катастрофы газеты начали печатать сообщения о тех, кто летел на "Боинге". Очень любопытное получалось досье. Президент ЮАР Питер Бота, как выяснилось, отложил свою поездку, хотя и планировал приобрести билет на этот рейс. Из Бейрута через Ларнаку (Кипр), Мальту и далее до Нью-Йорка намеревался двинуться посол США в Ливане. Билет он "достал" - посол, как никак, - но в Ларнаке вышел: срочные дела. Тем же рейсом из Ливана летела группа бравых агентов ЦРУ во главе с бесстрашным майором Чарльзом Деннисом МакКи, которого коллеги по плащу и кинжалу шутя называли "крошкой" за его богатырский рост. Есть информация, что в специальном поясе-контейнере (а не в коробке из-под "ксерокса") кто-то из команды МакКи вез 500 000 "баксов" наличными.

Большинство пассажиров составляли американские военнослужащие, направлявшиеся на рождественские каникулы из Западной Германии на родину, а также студенты Сиракузского университета США.

Был еще один пассажир, для которого путь в Нью-Йорк пролегал мимо дома на работу - представитель Генерального секретаря ООН по Намибии, шведский гражданин Бернт Карлссон, личный друг погибшего двумя годами раньше от руки киллера премьер-министра Швеции Улофа Пальме. Карлссон стал главной фигурой в одной из версий взрыва, предложенной еще в 1991 году российскими журналистами.

ВЕРСИИ

Большинство из тех, кто занимался расследованием, склонялись к тому, что причиной катастрофы явились технические неисправности самолета, находившегося к моменту трагедии почти 18 лет в эксплуатации. Эта версия прожила совсем недолго.

Би-би-си сообщила своим телезрителям: взрыв - дело рук арабских экстремистских группировок, стремящихся помещать делу урегулирования обстановки на Ближнем Востоке. В результате взрыва должен был погибнуть посол США в Ливане. "Арабская версия" пошла, как говорится, гулять по белу свету.

Свою "восточную" лепту внесло агентство Рейтер: виноваты не арабы, а "стражи исламской революции". В одно из отделений агентства позвонил неизвестный и от имени "стражей" заявил: взрыв "Боинга" - месть за уничтоженный в августе 1988 года американским военным кораблем иранский гражданский аэробус в Персидском заливе.

В начале 1989 года список подозреваемых обогатил бывший начальник оперативного отдела израильской разведки МОССАД Р. Эйтан. Он уверенно назвал террористическую группу, подложившую взрывное устройство в самолет: палестинская организация "15 мая". По словам Эйтана, она насчитывала 20-30 оперативных работников под руководством талантливого инженера Абу Ибрагима со штаб-квартирой в Багдаде.

Новое сенсационное заявление прессы: к взрыву причастна Швейцария! Скрупулезное исследование собранных обломков самолета позволило заключить, что электронные микросхемы взрывного устройства изготовлены концерном "Филипс", а интересующая следствие партия микросхем прошла через швейцарскую торговую фирму "Мебо".

Трудно пронести бомбу на борт самолета при современных методах контроля, как бы хорошо она не была замаскирована. Нужна лазейка. Американская телекомпания Эн-би-си заявила: лазейка была! По ее сведениям американское управление по борьбе с распространением наркотиков проводило секретную операцию по переброске с Ближнего Востока партий героина с целью выявления сети наркотических синдикатов в США. Так называемая "контролируемая поставка". Американские агенты работали, якобы, в контакте с немецкими властями и, конечно, с наркобаронами с арабского востока. Главной фигурой здесь был, видимо, некто Аль-Кассар. Так появился в сонме версий по делу Локерби сирийский и американский следы.

Отметилась своим видением событий и Си-эн-эн. Со ссылкой, как водится, на официальные источники она сообщила: взрыв подготовлен по заказу Ирана сирийским террористом Ахмедом Джибрилом - вновь "сирийско-иранский след". Мало того, Си-эн-эн заявила, что в операции принимал участие гражданин Ливана, сдавший в аэропорту Ла-Валетта багаж с вложенным в него взрывным устройством. Груз сначала проследовал во Франкфурт, а потом в лондонский аэропорт Хитроу.

В середине декабря 1990 года, через два года после трагедии, с сенсационным заявлением выступила английская "Индепендент". Опять со ссылкой и опять на высокопоставленные лица газета упомянула об участии в террористической акции Ливийской Джамахирии.

Все без исключения версии, а перечислены только самые глобальные, так и остались на гипотетическом уровне, ни одна не получила сколько-нибудь серьезных доказательств или подтверждений. Поэтому совсем нелогичным кажется тот факт, что "ливийский след" - единственный из всех - был моментально подхвачен большой частью мирового общественного мнения и получил реальное воплощение: с 15 апреля 1992 года были введены экономические санкции против Ливии, продлившиеся ровно 7 лет - от звонка до звонка.

УТЕЧКИ

Первый год судебных слушаний шел ни шатко, ни валко, с ленцой, длительными перерывами на сиесту. Сообщений было мало. Но иногда всплески случались. Они позволяли делать выводы неоднозначные, порой взаимоисключающие, но удивительные до сенсационности.

Например. Британская сторона - одна из самых заинтересованных в процессе вдруг заявила, что за взрывом самолета и подготовкой варварского теракта стоит не Ливия (о чем кричали на всех углах сами англичане чуть ли не 10 лет), а иранские и сирийский террористы. Эту версию российские журналисты высказывали еще в 1991 году, но, как известно, не все англичане внимательно читали в год развала СССР советскую прессу.

Официальных заявлений английского правительства по этому поводу не появилось. И слава Богу. Потому что в случае публикации подобных, нужно (по логике США и той же Великобритании) немедленно вводить санкции против Ирана и Сирии.

Сдержанней всего, но также твердо и незыблемо вели себя представители Соединенных Штатов. Их позиция - держать санкции против Ливии до приговора суда. В то время, когда остальные страны охотно и с пользой для себя возобновляют сотрудничество с Джамахирией, позиция США выглядит старомодно, но принципиально.

Вскользь и отнюдь не для всех сообщалось, что на суде выступил бывший сотрудник израильской разведки МОССАД. Он открыто заявил о причастности этой одной из самых влиятельных спецслужб на Ближнем Востоке к шотландской трагедии. Утечка из МОССАД не новость, да и данная информация - не сенсация. МОССАД фигурировала в 1990 и 1991 годах в многочисленных газетных публикациях, как возможный участник - косвенный, сторонний, заинтересованный или незаинтересованный - взрыва "Боинга".

Можно добавить к сказанному выступление одного австрийского "фри лансера" в 1997 году, также повторившего чуть ли не слово в слово русскую версию взрыва самолета. Целью террористов, как явствовало из журналистского расследования, была ликвидация того самого Бернта Карлссона, имевшего неопровержимые доказательства незаконной торговли оружием ряда шведских фирм, в том числе концерна "Бофорс". Концерн, кстати, жив и здоров, хотя в последнее время сильно подпортил себе репутацию взятками индийским чиновникам.

Высказывания английских экспертов, бывшего еврейского разведчика и действующего австрийского журналиста наводят на мысль, что нашу прессу все же читают за рубежом, что радует, но с опозданием, что не может не огорчать.

ГААГСКИЙ КОМПРОМИСС

У Международного суда, который принято считать самым авторитетным в мире, было, как виделось, два пути: оправдать или осудить бывших сотрудников ливийских спецслужб Аль-Миграхи и Фиму. Это как раз тот случай, когда компромисса, так любимого политиками, дипломатами и даже непримиримыми оппонентами, быть не может.

Ливийские адвокаты свою линию подготовили тщательно и обоснованно. Ожидалось, что всплывут новые обстоятельства дела, до сих пор не ставшие достоянием мирового общественного мнения. Не всплыли.

Что могло сказать обвинение? Старые аргументы известны. Во-первых, перемещение багажа с рейса "Эйр Мальта" на "Пан-Ам", долгое время являвшееся козырной картой адептов "ливийской версии". Факт несколько путанный, но в целом не доказан. Во-вторых, пластиковый обломок от, предположительно, таймера, который, предположительно, был использован во взрывном устройстве. Считается, что путешествия этого куска пластмассы следователи "проследили" аж до самой Ливии. Данная улика появилась чуть ли не 10 лет назад. Но слабость ее не только в возрастном плане, но также по причинам техническим, юридическим и логическим - одни предположения.

Последнее из известных "вещдоков" - полуобгоревший кусочек ткани то ли от рубашки, то ли от пиджака, купленного, вероятно, на Мальте. Улика тоже не выдерживает критики: опознание останков рубашки и ее покупателя (по фотографии) проводил владелец мальтийского магазинчика через три (!) года после катастрофы - вот это память!

Ждали сюрпризов с американской стороны. Вдруг Штаты обнародуют 5 пресловутых документов ЦРУ по "делу Локерби"? Об их существовании в свое время американцы проговорились сами, а что в них - молчат. Или вдруг будет дан ответ на вопрос: почему посол США в Ливане, имевший билет до Нью-Йорка, сошел на Кипре? Может, ему видение было или хотел в Ларнаке чего прикупить из мануфактуры?

Итак, обошлось без сюрпризов. Зато нашелся компромисс. Состоит он в том, что один из обвиняемых, господин Миграхи, признан виновным, а второй - Ламен Фима - оправдан. Такова суть обвинительного заключения. Виновному грозит пожизненное заключение, оправданному - триумфальное возвращение на родину. Ливия не возмутилась, но апелляцию готовит.

Прокомментируем. Суд работал 22 месяца. Это - не рекорд, но все равно много. За это время он так и не нашел прямых доказательств виновности двух ливийцев. Все обвинение строилось лишь на уликах косвенных. Это - минус.

В течение всей работы суда главной версией являлась "ливийская". Это что - пристрастность, результат давления США и Великобритании, недостаток следственный материалов, плохая информированность судей и обвинителей, некомпетентность? Где же многочисленные "следы": сирийский, иракский, иранский, палестинский, швейцарский, израильский, ливанский, американский, немецкий? Да, представители террористических групп и организаций не любят "сотрудничать" со следствием. Им глубоко плевать на Международный трибунал и на свои собственные правительства. Их не допросишь. Но от этого их вина не становится меньше. Со следствием сотрудничает Ливия, так против нее вводят санкции. Она соглашается на суд над своими гражданами, и их осуждают. Она привозит горы документов, а от них отмахиваются. Это тоже не в актив судейской команды.

Недовольна потерпевшая сторона - родственники погибших в ужасной катастрофе. Они считают, что пожизненный срок - слишком гуманно, надо бы убить виновного или виновных. Кровожадная позиция, но понять можно.

В России, Великобритании, США, Италии, Австрии велись и ведутся до сих пор независимые расследования дела Локерби. Прошло много времени, и журналистский пыл поутих. Но дело потихоньку движется. Выводы расследований никак не совпадают с мнением суда. Еще один минус. Где же позитив?

Журналистская точка зрения мало волнует суд, что естественно. Но над журналистскими публикациями все же меньше смеются, чем над вердиктом уважаемой судебной инстанции, от которой все ждали результата, а получили компромисс.

Владимир ЩЕДРИН


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"