На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Введение как видение

И пустынь, и пустыня на сердце…

Сколько помню себя, всякий раз, когда наша семья собирается за одним столом, заходит речь о Костромской глубинке. Слушая рассказы старших, я проникалась этой особенной и необычной жизнью, которою мой дедушка со своими друзьями-музейщиками жили ещё в 70-х годах прошлого столетия, когда с научными экспедициями ездили по заброшенным сёлам и церквям в поисках древней иконописи. И чем больше таких историй я слушала, тем сильнее мне хотелось увидеть своими глазами, прочувствовать эту костромскую жизнь, где нет дорог, нет электричества, откуда ещё в Советские годы люди с какой-то особой поспешностью уходили в города и оставляли свои дома уже навсегда.

Каждое лето мой отец и дядя собирались вновь посетить эти места, в которых бывали ещё во времена своих школьных каникул.

В сентябре 2008 года такому намерению суждено было осуществиться. Наше путешествие начиналось с составления списков, долгих сборов и укладывания рюкзаков, продумывания каждой детали экипировки, ведь мы ехали, не зная, что нас может ожидать по прибытии на место. Выехали ещё глубокой ночью, дорога лежала через Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Судиславь, Галич.

Конечно, после более обжитой Ярославской земли впечатляет природа Костромской области, холмистость этих мест, суровая красота по-настоящему таёжных лесов, Галичское озеро, древность окрестных сёл. Ведь ещё в XV веке Галич был соперником Москвы. Да, где сейчас Галич, а где Москва?

От Галича дорога пошла на Парфеньево, но, не доехав до городка несколько километров, мы свернули с трассы. Песчаный просёлок привел в деревню Никулино. Отсюда и предстояло начать пеший путь.

Никулино ещё живая деревня, хотя несколько домов стоят с заколоченными ставнями, в чащобах бурьяна. Видимо, их хозяева совсем перестали наведываться в эти места. Оставив машину возле одного из жилых домов, мы надели рюкзаки.

В путь! Погода прекрасная, сентябрь радовал свежим прохладным ветерком и солнцем, которое, вдруг пробиваясь сквозь серую наволочь, придавало осенней природе насыщенную яркость. Следующая деревня, попавшаяся на нашем пути, звалась Акулово и насчитывала всего две избы. В одной из них доживает свой век одинокая бабушка. Разве позавидуешь такой вот старости!

Дальше просёлок вёл через деревню Горохово, и до чего же было велико наше изумление, когда посреди деревни увидели столб с… картофоном! Вот оно – Медведевское нововведение по оснащению российских деревень связью с внешним миром. Видимо, Горохово ещё отстаивает своё право на жизнь и в XXI веке, чего нельзя уже будет никогда сказать о месте, в котором мы оказались, перейдя реку Нею вброд. Поднявшись на небольшую горку, оказались в деревне Солодихино. Здесь нас уже никто не поприветствовал. Только мрачноватый хоровод пустых и забытых домов с настежь открытыми дверями и разбитыми окнами и диких яблонь в садах. Картина навеяла тоску и непонимание. Ну, почему люди будто впопыхах всё вот так побросали: свои огромные дома, фотографии родных на стенах, детские игрушки, старинную утварь?

Дорога повела через старую таёжную вырубку. Тропки сходились и расходились, повсюду валялись пни, брёвна, хворост, идти было тяжко, ноги заплетались, но для меня всё это было таким новым, необычным, что я даже наслаждалась этими трудностями и восхищалась настоящим таёжным буреломом. И вот, наконец просвет, луг, а за лугом – снова эти огромные избищи, как корабли, которые потрясали своим диким видом, мощной архитектурой, никому теперь не нужной красотой. Деревня Макарьино раскинулась на высоком холме, в прекрасном живописном месте, при виде которого даже дух захватило. Мы сделали привал на дивном холме, с которого открывался наикрасивейший вид на луга и лес, величавые покосившиеся дома. Неожиданно навстречу вышел мужичок, макарьинский старожил. Выяснилось: хлеб, продукты и пенсии им привозят, если позволяют дороги, автолавки, на лето приезжают в некоторые дома, а в остальное время года он сам следит за жизнью деревни, да иногда в помощь приходит постоянный житель соседней деревни Михалёво, которая находится в километре отсюда.

Михалёвского вынужденного отшельника зовут Юра. Мы навестили и его. У Юры своё хозяйство: гуси, бараны, куры и полный арсенал техники, всё, что нужно для круглогодичной жизни в заброшенной деревне. Вот на таких людях, подумаешь, ещё кое-как и держится наша забытая Костромская глубинка.

После Михалёва одолели вброд таёжную речку Идол. Поднявшись в гору, оказались средь зарослей крапивы и бурьяна, а когда-то это было большое село Введение-Каликино Каликинской волости, Чухломского уезда. Это место было одним из главных в нашем путешествии, потому что именно этот лес и этот бурьян хранят, как мы вскоре убедились, два памятника культуры, два больших православных храма.

Первой из-за тесно растущих стволов леса вдруг открылась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная, как я потом прочитала, в 1783 году на деньги прихожан. Сколько же проживало в окрестностях народу, если собрали такие немалые деньги? Это очень большой и красивый храм с сохранившейся, правда, только под куполом настенной живописью. Но двери выломаны, окна выбиты, со стен сбиты изображения святых, вокруг храма стоят покосившиеся от времени кресты забытых могил. Такая картина наводит ужас и тоску, боль от понимание того, что в стенах этой церкви уже никогда не пройдёт служба, с каждым годом всё более будут рушиться своды под воздействиями природных условий.

В эти минуты нам невольно вспомнилась древняя легенда о чудесном граде Китеже, который вместе со своими храмами ушёл когда-то под воду озера, чтобы не достаться чужеземцам. Так и Введение будто закрылось лесом от недоброго людского взгляда, от разрушения и осквернения человеком.

В пятистах метрах от Введения стоит ещё одна церковь – Георгия Победоносца. Видимо, приход был очень большой, и одной церкви оказалось местному населению недостаточно. В Советское время в храме был склад кормов для домашней скотины, и до сих пор пол застлан прелым овсом двадцатилетней давности. В трапезной растет лес, но на сводах ещё хранятся росписи со сценами Страшного суда. Мне даже удалось сфотографировать несколько фрагментов, и даже по любительским снимкам видно, что росписи в хорошем состоянии. Это, пожалуй, единственное, что произвело благодатное впечатления среди полной разрухи. Недалеко от церквей – две разрушенные избы. Вот и всё, что осталось в память о большом селе. И невольно поразишься, вспомнив: а ведь в этих костромских глухоманях никогда-никогда не было войны.

Первый день нашего путешествия подходил к концу. Добравшись до деревни Коняево, мы остановились на ночлег в маленьком охотничьем домике, в котором дверь хоть и не закрывается на замок, но поддерживается порядок и самый скромный уют приезжающими из города охотниками. После смерти последних деревенских стариков остальные дома разорили и разбили, электричество обрезали, а самодельный фонарик на деревянном столбе всё ещё сиротливо стоит над берегом реки…

Следующим утром мы тронулись в обратный путь, но другой дорогой. Перейдя Нею вброд, оказались в могучем хвойном лесу, где некоторое время потратили на поиски молодых пихт, чтобы потом высадить их на Ярославской земле.

За лесом стояла деревня Беликово, в которой нам впервые повстречались детишки, бегающие на улице, и плотник, который очень спешил починить крышу своего огромного дома до первого снега. Хочется верить, что он всё-таки успел. В этой деревне постоянно проживают несколько семей, которые переехали сюда подальше от городской жизни. Пройдя три километра по красивой лесной дорожке, мы навестили ещё одно нежилое село, Васиковку, в котором стоит церковь XVIII века. По большим церковным праздникам в храме ещё проходят службы, но вместо колокола на колокольне висит диск КАМАЗа. Значит, колокола были когда-то сняты и после открытия храма их уже не вернули.

Дорога от Васиковки до Никулино – ещё два километра. Мы уезжали домой уставшие, переполненные такими противоречивыми впечатлениями от увиденного, но с желанием снова вернуться в этот особый мир Костромской глубинки, где пустые деревни, брошенные дома, дикие яблони, покосившиеся ставни на окнах и Введение как чудесное видение, закрытое лесом от сглаза…

Александра Лощиц


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"