На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Особый дар

Художник. Архитектор. Василий Кузьмич Маловица

Автопортрет он задумал написать в подражание Рембрандту. Гениального нидерландца с Рейна он считал своим учителем. Не по манере письма, а по философии бытия. С Рембрандтом у него, несмотря на то, что их разделяли многие столетия, были личностные отношения. Если бы они жили в одно время и умели дружить, то были бы друзьями. Портрет получился. Та же, что и у великого художника, мягкость мазка, та же цветовая палитра ­– бежево-коричнево-золотистая – с ненавязчивыми яркими пятнами, та же углубленность образа и скрытый внутренний смысл в облике. Так он вообще не писал. В основном его акварели – это рассказ о церквях и природе родной Украины. Какая же здесь чистая и прозрачная палитра! Если зелень весной, то это такая свежая и нежная зелень, какая бывает только в теплые майские дни после дождя. И на фоне этой свежести яркой белизной сияет березовая кора. Если осень, то это неяркое золото листвы, прозрачность уже оголенных веток, такая трепетная пора, когда начинает замирать природа и видны ее последние вздохи перед долгим и глубоким зимним сном.

Среди людей он, как истинный художник, чувствовал себя одиноким. Эта тема, тема одиночества в толпе, так образно воплотилась в возвышающейся въездной башне замка Любарта на одной из его акварелей.  Она, одна-одинешенька, стоит в зимнем мареве, а рядом ничего. Хотя тот, кто знает это место, видит совсем другую картину: стена, строения деревья. А у него вот так, по его видению, по его внутреннему ощущению. Работа эта притягивает своим жемчужно - серым колоритом, мягким мерцанием света, какой-то ведомой только автору тайной. Но нет в ней безнадежности: за башней, там, далеко, чудится дивное сияние, там портал в другой мир, мир духовности и гармонии. Этот вход в иной мир открывается и в чистом сиянии вокруг креста на куполе Андреевской церкви в Киеве. И уже понятно, что нет в мире одиночества для того, кто вручает себя Божьему промыслу. Свет надежды и радости он видит только в таком единении.

Его любимый сюжет – церкви. Храмы Волыни, храмы Киева. Какое богатство красок, какое радостное мироощущение, какая чистота и возвышенность образов. В действительности и церкви, и местность вокруг выглядят по-другому. Но он пишет так, как чувствует, видит так, как не видит никто другой. Вот почему даже хорошо знакомые зрителю места кажутся совсем  другими. Есть что-то сказочное в его акварелях: не наш мир, а тридевятое царство с его россыпью драгоценных каменьев, с яркими перьями жар-птицы и такой непохожей на нашу действительность жизнью. Это не значит, что его работы – просто картинки с примитивной красивостью. За яркими мазками и гармонией колеров просматривается внутреннее неприятие художником изуродованного человеком мира, пошлости, тривиальности окружения. У него очень высокие требования и к себе (в первую очередь), и к близким, и к той жизни, в которой он жил.

Таким предстает в своих работах замечательный художник и архитектор Василий Кузьмич Маловица (1930 – 2014). Все это поведала о нем выставка его работ в Луцком Доме культуры, устроенная его детьми в память об отце в год его несостоявшегося 85-летия.

 

Биографическая справка:

Маловица Василий Кузьмич (28.10.30 — 18.02.14.) родился в с. Саксагань Пятихатского р-на Днепропетровской области. В 1950 — 1956 гг. учился в Киевском художественном институте, после окончания которого был направлен на работу в г. Луцк. Работал старшим архитектором в Волынском областном отделе по делам строительства, а потом в Волынском филиале Гипрограда. Автор проектов учебно-реабилитационного центра (бывшая школа №8, 1962 г.) кинотеатров «Змина» (1963 г.) и «Проминь» (1965 г.), гимназии №4, Дворца ученической молодежи, здания исторического факультета ВНУ им. Леси Украинки, десятка зданий различного типа в городах Волынской обл., главный архитектор 33-го микрорайона.

Небольшой город жил в ожидании открытия нового кинотеатра. Люди бросали взоры на поднявшееся за забором здание. В нем было нечто новое, необычное для провинции. Казалось, мысль архитектора, задумавшего его, стремилась не столько ввысь, сколько вширь — чувствовалось желание охватить все, показать все — весь замечательный привольный мир. Конечно же, душа художника, родившегося на Днепропетровщине, была полна чувства простора и раздолья. Хотелось больше света — отсюда полностью застекленный фасад, хотелось свободного пространства — фойе получилось как бы парящим над землей, а стены его, казалось, стремились в бесконечность, хотелось современности, простоты линий — этого знака эпохи — и вот легкая лестница, ведущая к главному входу, не обремененная лишними деталями. Да и во всей постройке вообще нет архитектурных излишеств. И как же хорошо она вписалась в городское пространство, как хорошо она смотрелась в контексте пересекающихся улиц и парка Славы! (В прошлом году город начал реконструкцию здания, кстати, даже не посоветовавшись с человеком, создавшим его почти 50 лет назад). Вот таким получилось его очередное творение — кинотеатр «Проминь», комфортный, светлый, совсем новый в профессиональном решении. Неизвестно, был ли доволен создатель своим творением, но то, что лучанам оно пришлось по душе, это точно. Кинотеатр стал и концертным залом и местом проведения различных мероприятий и встреч. Конечно, и до того в городе были построены здания по его проектам, появятся они и после того. Но, как представляется, именно «Проминь» стал мечтой и ее воплощением художника-архитектора. Проектировать здания в городе со старинной историей очень сложно. Ему не хотелось работать в духе псевдостарины, это претило его вкусу истинного художника, а творить новое по соседству с остатками древнего оказалось непросто. Но он творил. И это было для того времени органичным и стильным.

В том, что он был художником, трудно сомневаться. Да и как иначе. Ведь он мечтал стать живописцем, стремился к этому, будучи еще простым рабочим пареньком из Ейска, рисовал так, что его приняли в Киевский художественный институт. И главными учителями его стали Иван Красный и сама Татьяна Яблонская. Несмотря на то, что он учился на факультете архитектуры, его студенческие художественные работы считались лучшими и не раз выставлялись среди самых значительных работ вуза. Его акварели экспонировались на  выставках и были обозначены в известных в художественном мире каталогах. Когда смотришь на его акварели, появляется ощущение радости бытия — вот они чудные краски, светлая палитра, чистый воздух, хрустальный звон Вселенной. Это присутствие Бога одухотворяет, казалось бы, обыденные, но вовсе непростые вещи. Свежесть воздуха, яркость солнечного луча, насыщенность колеров в деталях — весь этот чудный Божий мир живет и дышит под его кистью. Виды церквей и церковные купола в «Церковной горке», «Церквях Киева», «Старом городе», «Замке» и других этюдах передают его особое видение того, что в не такие уж далекие времена было под запретом, а особенно для человека, занимавшего важный пост в городе. Он, безусловно, был верующим человеком. Он молился, но своей молитвой, и об этом знают его близкие. И как в этом случае не вспомнить известную православную притчу о  трёх простых необразованных пустынниках, живших на одном острове. У них была только икона трех святителей и молились они простою молитвою: «Трое вас и трое нас, помилуйте нас». Как-то приехал на остров человек и стал их учить настоящей молитве, а научив, отправился на своем корабле далее. Но вскоре заметил, что учившиеся у него молитве старцы бегут за кораблем по водам и кричат: «Остановись, мы молитву твою забыли!» Человек был так изумлен, увидев их ходящими по водам, что сказал: «Молитесь, как молились». Старцы вернулись и остались при своей молитве.

Он тоже молился сердцем. Его сосредоточенность в себе, его собранность и внешняя суровость были отражением глубокой внутренней борьбы — борьбы между строгостью и четкостью архитектурный линий и импрессионистским мироощущением живописца. Поэтому он не любил называться архитектором, внутренне он чувствовал себя больше художником. Хотя, как архитектор, он выстроил по вполне определенному плану свою жизнь и жизнь своей семьи и свои взаимоотношения с детьми. Как архитектор он четко определил, что хорошо, что плохо, как должно быть и как не должно быть. И когда в жизни замечал несоответствие, страдал, как всякий человек, любящий порядок. Но в душе, как художник, он ощущал и замечал все полутона, все драматические переходы от воображаемого к реальному. И тоже страдал. От того, что строители выкопали и выбросили любовно посаженные им деревья возле дома, просто так, от невнимания и неуважения к живой природе. Страдал от того, что на глазах рушатся постройки, появляются колдобины и ямы на дорогах даже в центре города. От того, что ветшает и превращается в пыль так любимая им старая часть города, а на месте уничтоженной старины появляется новодел с коммерческим направлением. Он всё замечал  вокруг. Обострённым чувством, внутренним нервом, особенно в последние годы, когда ушла в  мир иной любимая жена. Скорее всего, тосковал по ней и по утраченным возможностям. Много гулял и любил бывать наедине с природой, пусть даже и не в лесу, и не у тихого озера, а в городском парке. Его подтянутую, прямую фигуру довольно часто можно было увидеть на аллеях. О чем думал  он, совершая в одиночестве свои прогулки? Трудно сказать, ибо он не делился ни с кем своими мыслями и переживаниями и никогда не вел праздных бесед. Он нес бремя художника. А это, как известно, тяжелая ноша.

Алла Мардиева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"