На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Все мы равны перед Божьим судом

К 95-летию Евгения Ташкова

Большой мастер отечественного кино Евгений Иванович Ташков (1926–2012) оставил в наследство зрителю фильмы, которые не устаёшь смотреть десятки раз, даже если знаешь их наизусть. «Приходите завтра», «Адъютант его превосходительства», «Майор Вихрь», «Уроки французского» по рассказу Валентина Распутина… Есть, конечно, и намеренно забытые его работы. Казалось бы, почему не показать одну из лучших экранизаций Достоевского, даже к 200-летию великого классика, по роману «Подросток»? Но нет, её как будто и не существует… Долгие годы тщетно пытался найти режиссёр деньги на съёмки биографического фильма о Фёдоре Михайловиче, написав сценарий. Не удалось при жизни осуществить задуманное в случае с другим замыслом – трёхсерийным телевизионным фильмом по роману Загоскина «Рославлев». Переживая безденежье и невостребованность в пору «демократических преобразований», Ташков пошёл в председатели жилищного кооператива. Позже ему предложили преподавать во ВГИКе…

 Мы беседовали с Евгением Ивановичем на кинофестивалях «Золотой Витязь», где он был членом жюри, – в Тамбове, Рязани… О переменах в нашей жизни и искусстве. О необыкновенной актрисе Екатерине Савиновой, жене. Его судьбе. О том, что с нами происходит…

 

РАСПОЗНАТЬ ТАЛАНТ НЕПРОСТО

В творчестве нередки случаи, когда человек поначалу вроде бы ничем особенным себя не проявляет. Ведь экзаменационный отбор – это лотерея. И бывают ошибки. С виду эрудированный, образованный абитуриент может пройти на «ура». А приехавший из какой-нибудь далёкой деревушки может с первого раза не показаться и не поступить. А потом выясняется, что этот, образованный, нахватался всего в наш информативный век и воспользовался запасами, что накопил, а сам из себя, по сути, ничего не представляет. И, бывает, из него потом ничего не получается. Вот поэтому раньше в тот же ВГИК набирали в два раза больше. За полгода или за год многое проясняется. Во всяком случае, потенциальные возможности студента можно почувствовать. Талантливые люди есть всегда. Только в них должна быть потребность. Об этом я снимал когда-то свой фильм «Приходите завтра». Но такая ситуация, как там, ныне подразумевает некий предварительный достаток. А если его нет? А есть только желание учиться и способности… Остаётся, наверное, совсем узкий коридор, минимальный процент мест, куда такой молодой человек может попасть.

 

ЕКАТЕРИНЕ САВИНОВОЙ ДАНО БЫЛО МНОГО ТАЛАНТОВ

У нас как бывало, снимешь картину – три-четыре года простой: значит, безработные. Ездили с концертами, подрабатывали. Человек очень наблюдательный, Катя рассказывала какие-то очень смешные истории – зафиксированные из жизни, обработанные микрорассказики. Такой у неё ещё был дар. Потом она говорила: «Теперь я вам немножко спою». И во втором отделении исполняла арии из опер, которые особенно любила. Ей дано было много талантов… До Гнесинского института она брала частные уроки пения. Голос – три с половиной рабочих октавы, даже трудно оказалось определить какой. Потом вроде бы решили, что контральто. Её ведь даже в Большой театр звали…

 Потом она заболела. Поначалу никто так и не понял, что это бруцеллёз. Где-то на рынке схватила заражённое молоко. А бруцеллёз выбирает в организме наиболее уязвлённое место – когда печень, сердце или центральную нервную систему. Тогда мы очень много снимали – 31 смена за месяц. Конечно, у неё было истощение. Потом появилась температура – 37,3, 37,4… Она долго скрывала: «А у меня давно такая температура, я уже привыкла». Я говорю: «Как?!» Отправили её в больницу. Через три дня выяснилось, что поражена центральная нервная система. У профессора, который её лечил, была такая теория, что психические заболевания не возникают извне. Он стал искать первопричину. И нашёл – бруцеллёз… Началось бесконечное переливание крови. Съёмки «Приходите завтра» прервали на год…

Позже, когда фильм был закончен, врачи-психиатры уверяли, что определить, какие эпизоды снимались до болезни, а какие после, им не составит труда. И, как ни странно, никто не угадал. Попали пальцем в небо. Думали: там, где она разухабистая, весёлая – это до болезни. Оказалось, совсем наоборот.

 

КОГДА РУХНУЛА СТРАНА

Я ушёл на пенсию, когда началась у нас в обществе вся эта белиберда. Стали предлагать мне какие-то жуткие актёрские роли. Причём однажды за любые деньги, то есть, что я назначу, то и дадут. Послезавтра съёмка. Еле выцарапал тогда почитать сценарий. И что же? Читаю – такой похотливый развратник. Ну уж нет, говорю, в этой роли я сниматься никак не буду, ни за что и никогда. Как я смогу смотреть потом в глаза родственникам, друзьям?.. Правда, был и другой разговор. Пришли ко мне режиссёры Ренита и Юрий Григорьевы и оператор Олег Мартынов – они снимали фильм «Мальчики» (по главам «Братьев Карамазовых» – Т.М.), предложили там роль. И я согласился, потому что это работа очень хорошая. Потом я написал сценарий о Достоевском. Это оригинальный сценарий. Охватывает он многие годы из жизни великого писателя. А заложенная идея, близкая мне, – это жертвенность. (Cценарий пролежал в бездействии восемнадцать лет, и Евгений Иванович уже не надеялся вернуться в кинематограф. Но за год до его ухода из жизни картина «Три женщины Достоевского», законченная уже больным Ташковым вместе с младшим сыном Алексеем, всё-таки появилась на экране – Т.М.).

 

К ИСТИНЕ О ДОСТОЕВСКОМ

На Достоевского всё время навешивают собак, не имеющих к нему отношения. Конечно, он был человеком очень сложным по характеру. Но внутренняя его жизнь удивительна и привлекательна. Вот говорят: он копается в собственном пупке, вытаскивает червей, всю грязь наизнанку… Всё это клевета. И поскольку я услышал, что американцы собираются снимать многосерийный фильм о Достоевском как историю великого грешника, то решил показать его таким, каким он истинно был.

Существует много разных исследований, монографий, книг о Достоевском. Мне близки работы Юрия Селезнёва, современного исследователя жизни и творчества писателя. К сожалению, он умер в расцвете лет. Но вот приём, открытый ещё Мережковским, которым пользуются критики иного толка. Мережковский бросается, так сказать, на грудь Фёдору Михайловичу с выражением любви и преклонения, обливаясь слезами, а потом постепенно мажет его дёгтем… Вот я сейчас вспоминаю обо всём этом и начинаю нервничать, что так и не удалось в своё время снять «Идиота» – его берегли тогда для Тарковского, уже работавшего за рубежом. Пытался я поставить и «Братьев Карамазовых». Не до Пырьева, а после. Почему? Согласитесь, если в экранизации «Братьев Карамазовых» нет «Легенды о великом инквизиторе», а в «Преступлении и наказании», где, правда, грандиозно играет следователя Смоктуновский, нет последней части, это, по меньшей мере, странно.

 

КТО ВЕРИТ В СЛУЧАЙ – НЕ ВЕРИТ В БОГА

У каждого своя судьба. На то и своя воля, но воля и Господня. И если человек приходит к Богу, жизнь его начинает высветляться. А если нет, рано или поздно погружается во мрак. Мало кто осознаёт, что человеческое достоинство в том, что все мы равны перед Божьим судом. Когда я был ребёнком, бабушка нас водила в храм. Очень важно, чтобы это происходило до семилетнего возраста. Потом человек начинает скитаться, как блудный сын.

Как получилось, что я стал тем, кем стал? Во время войны к нам в деревню Быковы Хутора Сталинградской области приехала актриса Александринского театра и начала вести кружок. Я заразился искусством. Ведь искусство – как болезнь. После десятилетки я год проболтался в железнодорожном институте, куда поступил за компанию. Нас троих, позднего, 1927 года рождения, не взяли на фронт (Евгений Ташков родился 18 декабря 1926 года, но в свидетельстве о рождении записали 1 января 1927 года – Т.М.). Когда я понял, что выбрал не своё, впал в жуткую депрессию. В конце концов, написал заявление во ВГИК, поступил на актёрский факультет. Что это – случайность, нет?.. Есть такое изречение: кто верит в случай – не верит в Бога. Ничего случайного-то в общем не бывает. А режиссёрский факультет я так и не окончил. Хотя в своё время Сергей Аполлинариевич Герасимов предлагал идти сразу на третий курс. Тогда я снимал фильм «Жажда».

 

ЧТО ДОРОГО ИЗ ТОГО, ЧТО СДЕЛАЛ

«Уроки французского». Думаю, там я ни в чём не погрешил. Когда мы сняли фильм, Распутин расплакался немножко и сказал: «Фильм производит более сильное впечатление, чем рассказ». Конечно, в кино есть цвет, свет, музыка (для фильмов Ташкова писали музыку наши лучшие композиторы – Борис Чайковский, Андрей Эшпай – Т.М.)… «Подросток» для меня – прежде всего Достоевский. К «Адъютанту его превосходительства» отношусь с сомнением…

 

КТО ВИНОВАТ

Мы должны быть воцерковлены, а потом уже можно говорить об искусстве. Как-то я пошёл в театр смотреть «Разбойников» Шиллера. На сцене происходило следующее: нескольких разбойников поймали, а другие решили их спасать. Подожгли город с разных сторон. И когда один из разбойников вошёл в горящий дом и увидел дрожащего от страха ребёнка, с репликой «Ты замёрзнешь!» бросил его в огонь. И что бы вы думали? В зале раздался гомерический хохот. Кто же виноват, что зритель, а в театре было много детей, стал так реагировать на боль? Мы виноваты, кинематограф, телеэкран, который внёс львиную долю в то, что произошло с нашими людьми.

Набирая курс во ВГИКе, я читал работы абитуриентов и часто приходил в ужас, какой гадостью они напичканы. Ведь все мы пропитываемся той пищей, которую едим. Уходят понятия греха, совести, целомудрия… По существу, мы живём в бесовщине. Но эта тема у нас как бы неприкасаемая. Давно не смотрю телевизор и не жалею об этом.

Публикация Татьяны Маршковой


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"