На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Русь заповедная. Волшебный образ святок

в картинах удивительного живописца Юрия Сергеева

В созвездии художников – учеников Ильи Сергеевича Глазунова – творчество Юрия Сергеева сияет светом особенным. Однажды увиденные его полотна, как русская сказка, песня народная, всплеснут такое заветное души, что сердце забьётся чаще, наполняясь любовью к красоте утраченного бытия. Завораживающие тайной национальной самобытности его «Гадания», «Бабушкины наряды», «Одевание невесты» – всё плоть от плоти наше, кровное, согревающее непременным теплом и уютом русского быта, укрепляющее вековечностью, кажется, незыблемых устоев.

Но как, совсем  не застав той старины глубокой, сумел  художник донести до нас столь давнее ушедшее прошлое так живо, что, глядя на его четырёхметровое полотно «Пир Ивана Грозного в Александровской слободе», кажется, будто и сам там побывал – повстречал и гнома-скомороха, с рожком веселящего гостей, и всевластного царя с неизменным карающим посохом? Настоящая картина приходит как божественное откровение, убеждён художник, но в любые эпохи искусство требует от своих служителей мастерства, самоотверженности и самоограничения.

– Мне хотелось посвятить своё искусство нашим бесценным сокровищам, о которых принято умалчивать, – объясняет смысл  своей темы в живописи Юрий Алексеевич. – Эрмитаж завален греческой мифологией. А десять веков дохристианства на Руси – что мы знаем о них? Не одни же у нас лапти да балалайки. Я хочу показать, какими мы были богатыми, какими самобытными, какими красивыми в Руси изначальной.

Русь древнеславянская   с её обрядами, обычаями, поверьями, преданиями – мир постоянного изучения живописца. Откуда, из каких веков пришёл к нам кокошник, задаётся вопросом художник, разве неинтересно? Кстати сказать, многие головные уборы и бабушкины наряды, изображённые на полотнах Юрия Сергеева, сшиты его руками – научился он этому мастерству с девятнадцати лет, ведя уроки домоводства в обычной школе между четырьмя попытками  поступить к Глазунову тогда в Суриковский институт. Может, ещё и потому  так натуральны на его картинах убранства старинных русских одежд (хотя это никак не самоцель!)  – от сверкающей парчи  до таинственно мерцающего жемчуга.  И – никакого псевдоблеска, псевдолюбования.

 Не подчиняясь своеволию времени, художник живёт своими темпами,  своими художественными и нравственными принципами. С его фанатической любовью к прекрасному и своей умом не познаваемой Родине уже не первое  десятилетие преподаёт в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которую создал его учитель. Пишет две-три картины в год, каждый раз погружаясь в далёкие столетия и стараясь отрешиться от всех «раздражителей» века нынешнего: «Уединяюсь, обложившись книжками, чтобы не слышно было ни радио, ни телевизора, ни телефона… Да и если работать в московской квартире среди бетона, что получится? Нужна натура. Потому свои картины я пишу не в Москве. Понадобилось ржавое железо – приношу из сарая старый ржавый топор… Вот Рябушкин – через материал передал Русь».

В старину как гадали девицы на Святки, разъяснит нам «Ночное гадание». На дубовом столе – по колечку от каждой, каравай, деревянная кружка с водой. Всех рассудит петух – в мифологии вещая птица. Клюнет воду – достанется пьяница-муж, каравай – быть богатой невесте, а колечка какого коснётся – той первой и замуж.

На картинах Юрия Сергеева – спокойные, открытые и вместе с тем загадочные лица, их живое свечение – будто лучик закатного солнца проник на холст. Простой русский народ художник знал не понаслышке. Основной его мастерской было и остаётся  родное село Красное под Юрьевом-Польским на Владимирщине, где прошли детство и юность и позируют  ему близкие, узнавая себя на картинах,  – кто в расшитом узорами сарафане у старинного кованого сундука или на празднике урожая в цикле «Русь языческая», кто за самоваром или перед зеркалом с горящей  свечой за таинственным святочным гаданием.

Студентам академии Юрий Сергеев считает своим долгом неустанно напоминать: «Если художник в какой-то мере помогает людям выжить в нынешние трудные времена, значит, он живёт по древнечтимым законам веры, надежды и любви». По этим законам живёт он сам и его удивительное, до конца не постижимое, как всё чудесное, творчество.

Татьяна Маршкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"