Великому русскому композитору и музыканту Вячеславу Овчинникову
В последние дни так и звучит в душе мелодия из поэтичного фильма Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». Немножко грустная, щемящая, как расставание с юностью, но исполненная светлых надежд: всё лучшее еще впереди… Образ неистребимости жизни, силы жизни, который всегда видел в музыке Вячеслава Овчинникова Сергей Бондарчук, освещает всё созданное им на земле за его долгую и, наверное, все-таки счастливую жизнь.
Знала, что он тяжело болен, но до конца не верилось, чтобы «угас как светоч дивный гений», что не услышу его ободряющий мягкий баритон – унынием он никогда не нагружал. Только в последние дни просил о нем помолиться…
Вячеславу Овчинникову было девятнадцать, когда он завоевал консерваторский зал своей музыкой. Его Первой симфонией дирижировал Александр Гаук. Ученики знаменитого дирижера вспоминали, что как-то придя на занятия в класс, Александр Васильевич был сильно взволнован, и, против обыкновения, долго не мог начать урок: он находился под впечатлением симфонии студента, которую в то время репетировал с оркестром. А фортепианные сочинения в исполнении автора любил слушать Генрих Нейгауз.
Мне посчастливилось познакомиться с Вячеславом Александровичем в 1977 году, когда я готовила о его творчестве статью для газеты. Позвонила Георгию Васильевичу Свиридову. Он называл Овчинникова настоящим, подлинно русским талантом.
Жизнь не балует большими художественными явлениями. В советские времена они были – в литературе, музыке, на сцене и экране. Потрясением в искусстве второй половины XX века стала киноэпопея «Война и мир» Бондарчука с музыкой Овчинникова как творческое взаимопроникновение двух гениев, поразившее грандиозной мощью.
По признанию Сергея Фёдоровича, работать с Овчинниковым было нелегко, но «это-то и интересно… Когда сталкиваются люди, которые не сразу и не во всем сходятся, тогда такие столкновения обогащают обоих, пробуждая в каждом из художников и мысль, и чувство…» Напомним, что композитор, тогда еще студент Московской консерватории, одержал победу в конкурсе писать к фильму музыку. С тех пор они остались сотворцами: Бондарчук работал только с Овчинниковым, снимая «Степь», «Они сражались за Родину», «Бориса Годунова».
Как сейчас перед глазами – а ведь прошло-то без малого сорок лет! – ясный сентябрьский день, Овчинников и Глазунов с хоругвями в торжественном шествии на Куликовом Поле. 600-летие величайшей битвы в истории Родины. Нет, его патриотизм никогда не был показным и пафосным. Воин в музыке, он создавал оратории «Гимны Отечеству» и «Сергий Радонежский», сочинял оперу о судьбе поэта Алексея Кольцова «На заре туманной юности», «Элегию памяти Сергея Рахманинова»… Утверждая в своем творчестве жизненность симфонии как жанра, ее способность воплощать в себе всю сложность окружающего мира, писал сюиты, баллады, инструментальные концерты, музыку к кино. Всегда узнаваемая, с ее распевностью, космосом симфонизма и полетом в небеса, его музыка оставляла чувства гордости за свое Отчество, неистребимой веры в жизнь, дарованной Богом на земле, победы света над тьмой.
А каким прирожденным он был дирижером! Кто бывал на концертах Вячеслава Овчинникова, никогда не забудет, как умел он встрепенуть душу Чайковским и Бетховеном, Римским-Корсаковым и Листом, Малером и Рахманиновым, глубоко постигая дух сочинений и поднимаясь до вдохновения их создателей. Это всегда были и неожиданность, и высочайшее исполнительское искусство.
В так называемое постперестроечное время, а длится оно уже тридцатилетие, при жизни композитора практически забыли. Разве что год-другой назад включал фрагменты из сюиты «Война и мир» в концерт киномузыки Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Как-то прошла по телеканалу «Культура» неплохая передача из цикла «Острова»… Открылся конкурс юных музыкантов имени В.А. Овчинникова в его родном Воронеже.
Слава Богу, сохранились записи. Вот только так и не удалось Вячеславу Александровичу при жизни увидеть свое собрание сочинений на компакт-дисках. О помощи не хотел просить никого.
В работе не изменял раз и навсегда заведенному порядку. Самыми плодотворными оставались ночные часы. Звонить Вячеславу Александровичу утром не имело смысла, бодрствовал только ближе к вечеру. От быстротекущей жизни не отгораживался, посматривал телевизор, остро реагировал на происходящее. Болела душа о разладе с Украиной.
Сегодня, прощаясь с Вячеславом Александровичем Овчинниковым на земле, поклонимся великому русскому композитору и музыканту, с которым выпала честь жить в одно время, подарившему нам, простым смертным, свое неповторимое вдохновение.
Татьяна Маршкова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"