На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

«Дворянское гнездо» Станкевичей

Приглашение в путешествие по воронежским и белгородским просёлкам

В октябре 2013 года в Алексеевском районе Белгородской области, как и в Воронеже, и в Острогожске Воронежской области, широко отмечалось 200-летие Николая Владимировича Станкевича – философа, поэта, первооткрывателя и издателя Алексея Васильевича Кольцова. По сложившейся доброй традиции и в предстоящем октябре здесь вновь состоится посвящённый Станкевичу литературный праздник «Удеревский листопад».

«Сын сельского дворянина, выпускник словесного отделения Московского университета, почётный смотритель Острогожского уездного училища прожил всего лишь 27 лет. Короткий век его очерчен годами – 1813-м и 1840-м.

В небольшом творческом наследии есть поэзия, проза. Особенно важны письма, читаются они как художественно-философские очерки. Без Станкевича и его знаменитого московского кружка мир русской культуры остался бы «неполным». Духовным наставником признавали Николая Владимировича его великие современники. Наша гордость – так сказал о Станкевиче будущий русский писатель молодой Иван Тургенев. Под этими словами подписались бы совершенно разно мыслящие люди – западник Виссарион Белинский и славянофил Константин Аксаков, а ещё – историк Тимофей Грановский, философ Пётр Чаадаев, народник и анархист Михаил Бакунин, революционный демократ Александр Герцен, актёр Михаил Щепкин…

Не знавший лично Станкевича, Лев Толстой читал его переписку со слезами: «Никогда никого я не любил, как этого человека, которого никогда не видел». Михаил Бакунин считал, что знакомство со Станкевичем открывало новую «эпоху» в жизни.

Схоже мог бы заявить о себе, прежде всего, Алексей Кольцов. С легкой руки земляка воронежский поэт стал известен «по всей Руси великой». Именно в Удеревке «по сельским белым в сумраке холмам» бродили и задушевно беседовали два молодых человека. Московский студент прибыл домой на каникулы, а гость заехал из Воронежа.

Наш современник, писатель Владимир Кораблинов такой представлял эту встречу. Алексей Кольцов «стал читать. Сами стихи и манера чтения поразили Станкевича. Он слушал, не перебивая, точно боясь неосторожным словом спугнуть певца.

Кольцов прочёл ему «Путника», «Соловья», «Терем» и, наконец, последнее, что сочинил, – «Повесть моей любви».

Весь подавшись вперёд, Станкевич глядел на Кольцова, как на чудо, а тот всё пел, пел, и, казалось, не видел…ничего: одна степь струилась перед глазами, ветер посвистывал в ушах да серебряные волны ковыля плыли и плыли вдаль…»

Доброжелательный слушатель почувствовал в собеседнике божий дар. Дивная песня в 1831 году будет напечатана в «Литературной газете» с письмом к издателю: «Вот стихотворение самородного поэта г. Кольцова. Он воронежский мещанин, и ему не более двадцати лет от роду; нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогою, ночью, сидя верхом на лошади. Познакомьте читателей с его талантом». Стараниями Николая Станкевича выйдет в свет книга «чудных кровнородных песен», первая и единственная при жизни народного поэта. «Уважение, участие, сочувствие со стороны брата Кольцову были полные», – свидетельствовал младший Александр Станкевич»[1].

В селе Мухоудеровка, в бывшей дворянской усадьбе Удеревка обустраивается культурный туристический комплекс. В него входят музей Станкевича, дворянский парк и сад, фамильное кладбище, часовня, церковная купель на берегу реки Тихая Сосна. Асфальтируется участок дороги Удеревка – Острогожск с тем, чтобы привлечь экскурсантов-паломников в имение Станкевичей.

Жаль, что на этом маршруте обойден вниманием Каменский район Воронежской области. А ведь основным землевладельцем на указанной территории был отец Николая Владимировича – Владимир Иванович Станкевич. За ним числилось 15 тысяч десятин[2] (десятина примерно равняется гектару) угодий.

Именно здесь находилась помещичья усадьба «Марки», расположенная вблизи Дона на возвышенном берегу реки Марки. Тут непременно бывал Николай Владимирович. Почему бы не предположить, что и у Дона студент Московского университета встречался, слушал ещё неизвестные миру песни-стихи Алексея Васильевича Кольцова.

Здесь, в Марках, умер отец Владимир Иванович, но похоронили его на фамильном кладбище в Удеревке. Имение по наследству перешло сыну Иосифу Владимировичу, предводителю дворянства Острогожского уезда. Здесь он и был похоронен в 1894 году. Его сын Владимир Иосифович стал последним владельцем усадьбы, о которой речь.

Биография древнего рода

 

Древний род Станкевичей (по-сербски Станковичей) первоначально несёт в себе сербскую кровь. По одной из версий, переезд Ивана Семёновича Станкевича, первого известного потомка Станкевичей, из древнего города-крепости Задар в Далмации (Венецианская республика) был связан с переселенческим движением сербов, которое в правление Елизаветы Петровны получило широкое развитие.[3]

Все Станкевичи были военными, патриотами России.

В русской культуре дворянский род в большей мере прославил Николай Владимирович Станкевич, писатель и драматург, просветитель и философ.[4] О нём и его творческом наследии написано немало научных трудов и книг. Одно из свежих изданий – «Станкевич» Николая Карташова. Книга вышла в московском издательстве «Молодая гвардия» в знаменитой  серии «Жизнь замечательных людей».

Нас же сейчас интересует родословная линия «каменского» Иосифа Владимировича, родного брата Н.В. Станкевича, непосредственного владельца Марковских угодий.

По версии местных краеведов, в частности, Фёдора Алексеевича Воробьёва, автора публикаций в районной газете «Светлый путь» и книги «Каменский район. Прошлое и настоящее» (Воронеж, 2013), Марковские владения ранее принадлежали «разорившимся дворянам Тевяшовым.[5] Первым владельцем имения в Марках был Иван Семёнович Станкевич (1735 – 1803). По ревизии 1795 года он имел всего 20 крепостных, переехал из Острогожска в Мухоудеровку на постоянное место жительства, откуда и стал управлять Марковскими землями, а также винокуренными заводами в уезде, в том числе и Марковским. У дворянина имелся конный завод.[6]

Важным событием, закреплявшим права Ивана Станкевича как потомственного дворянина, стала запись его рода в дворянскую родословную книгу «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II (1785). Дворянское губернское собрание определило внести Ивана Станкевича и его род в 4-ю часть родословной книги, куда записывались иностранные роды, принявшие российское подданство.

Затем владения переходят в руки его сына Владимира. Им на возвышенном правом берегу реки Марочка была заложена в 1822 году каменная Вознесенская церковь – стройная, невысокая, в формах классицизма, ныне не сохранившаяся. [7]

Следующим владельцем Марковских угодий становится Иосиф Владимирович (в 1850 – 1865 годы был депутатом дворянского собрания, в 1861– 1862 годы – мировым посредником, впоследствии – предводителем дворянства Острогожского уезда).[8] В 1863 году в северо-восточной части села Верхние Марки, некоторыми землями которого также владели Станкевичи, была выстроена каменная церковь Воздвижения Креста, в сооружении которой принимал участие Иосиф Владимирович.[9]

Как память о И.В. Станкевиче и его жене В.М. Стрижевской в Марках сохранилось здание бывшей больницы (открыта в 1903 году, построена и на средства, оставшиеся от отца Владимира Ивановича).[10]

Здание продолжает служить второй век людям – там располагается интернат для ветеранов.[11]

В 1900 году только при усадьбе «Марки» числились 138 жителей, винокуренный завод, оптовый винный склад, бондарня, конный завод на 5 жеребцов и 50 маток.

Из разговора со старожилом села Марки А.Н. Чекризовым стало известно, что «ещё у Станкевичей имелся кирпичный завод. Кирпичи делали высшего качества, они служат и поныне. На каждом ставился, говоря современным языком, фирменный знак – буква «С». А при кладке больницы в раствор подмешивали яичные желтки для крепости. Благодаря чему здание не разрушилось во время Великой Отечественной войны, когда в стену попал снаряд»[12]. На стене, кстати, отчётливо видны незначительно нанесённые повреждения (как будто бы в кирпичной кладке вырезан полукруг).

«Помещик также выращивал в Марках крупный рогатый скот, которых поили брагой – отходами с винокуренного завода, от чего бычки росли довольно быстро».[13]

Если пройтись по северной части Марок, то нетрудно заметить – в тени остатков старинного дворянского парка находится общественный центр села и несколько улиц застройки советского времени. Поднявшись по склону, попадаешь на площадь, а рядом с ней расположен дом культуры. Именно здесь раньше располагалась усадебная Вознесенская церковь.

Похоронен Иосиф Владимирович был в слободе Марки. К сожалению, жестокие революционные потрясения, атеистические вихри уничтожили Марковскую церковь, были осквернены могилы на церковном кладбище. Как рассказывали старожилы, при строительстве здания Дома культуры не раз видели человеческие кости в ковше экскаватора, роющего траншею под фундамент...

 

Паломническая тропа

 

От Острогожска до Каменки – тридцать километров, почему бы не расширить белгородский «станкевический» маршрут в марковском направлении?

Экскурсию можно начать в Острогожске, где родился Николай Владимирович Станкевич (ранее ошибочно указывалось место его рождения – село Удеревка). Здесь расположен прекрасный историко-краеведческий музей с художественным отделом, в котором выставлены картины кисти великих русских художников – земляка И.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко…

А далее в районном Каменском историко-краеведческом музее его главный хранитель Фёдор Воробьёв покажет туристам схемы Марковской усадьбы, расскажет интересные сведения о родословной Станкевичей, представленные на выставке, покажет фирменный кирпич с фамильной буквой «С» Станкевичей. Затем по дороге в Марки туристы проедут по известным своей красотой донским холмам и равнинам, посетят в селе Верхние Марки восстанавливаемую Крестовоздвиженскую церковь. В Марках им покажут уцелевшее построенное Станкевичами здание больницы, остатки дворянского парка, Дом культуры, где раньше стояла Вознесенская церковь и находилась могила последнего владельца Станкевичей. Здесь с высокого холма открываются природные красоты донского мелогорья. Рядом прекрасный донской пляж, а ещё хутор Козки с «беленькой криницей» с целебными родниками.

И, наконец, на обратном пути на выезде из села Верхние Марки  экскурсантам стоит только спуститься вниз по тропе – где освежат, утолят жажду далеко прославившиеся Серебряные ключи – Святой источник, самый многоводный в округе, где когда-то лечили свои недуги и Станкевичи.

Возвращаемся в Каменку и едем по воронежской автотрассе в сторону Россоши до поворота на село Ольхов Лог, Татарино. Через областную межу попадаем в Белгородскую область в сёла Матрёно-Гезово и Мухоудеровку. В ней-то расположен государственный музейный комплекс «дворянского гнезда» Станкевичей.

Маршрут также можно дополнить посещением Костомаровского Спасского женского пещерного монастыря или Успенского мужского монастыря в Дивногорье. Таким образом, поездка может быть рассмотрена и как насыщенная паломническая.

Но это уже тема отдельного рассказа...

 



[1] Чалый П.Д. В Удеревке листопад / П.Д. Чалый // Подъём. – 2009 – № 1. – С. 200-202.

[2] Якубин Р., ветеран войны и труда, житель г. Казани. О Станкевичах / Р. Якубин // Светлый путь. – 1990. – 8 августа.

[3] Свалов А. Первые Станкевичи / А. Свалов // Белгородский литературно-краеведческий альманах «Удеревский листопад», выпуск 3-й к 200-летию Н.В. Станкевича. – 2013. – С. 5.

[4] Акиньшин А., Ласунский О. Семейный портрет Станкевичей / А. Акиньшин // Новая жизнь. – 1991. – № 87.

[5] Воробьев Ф.А., Осадченко В.С. Марки Слобода на Дону // Изд-во: ГУП «Воронежская областная типография». – 2012. – С.64.

[6] Кригер Л. Усадьбы Воронежской области / Л. Кригер // Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземья. – 2011. – С. 366.

[7] Серегин Л., преподаватель КСШ № 2. О Станкевичах / Л. Серегин // Светлый путь. – 1990. – 21 августа.

[8] Акиньшин А., Ласунский О. Семейный портрет Станкевичей / А. Акиньшин, О. Ласунский // Новая жизнь. – 1991. – 23 июля. – № 88.

[9] Акиньшин А., Ласунский О. Семейный портрет Станкевичей / А. Акиньшин, О. Ласунский // Новая жизнь. – 1991 г. – 25 июля. – № 89.

[10] Открытiе больницы // Воронежский телеграфъ. – 1903. – № 130.

[11] БУЗВО «Каменская больница». URL: htt://kamenka-crb.medportal.oblzdrav.vrn.ru/about/ (дата обращения: 22.09.2015).

[12] Со слов А.Н. Чекризова, местного жителя с. Марки.

[13] Со слов А.Н. Чекризова, местного жителя с. Марки.

Екатерина Мушурова, студентка Воронежского государственного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"