На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Скорбь и верность

Пока я помню – я живу…

Прошло без малого семь десятилетий с того страшного утра — 22 июня 1941г., и, казалось бы, многое могло бы и притупиться в сердцах и умах, но мы до сих пор говорим о каких-то событиях: «Это было еще до войны». Так расколото наше национальное и личностное сознание — на «до» и «после». До и после войны, которая стала для всех нас Великой Отечественной. Эти 4 года — миг для вечности — стали эпохой национального катарасиса и преображения. Десятки миллионов жизней (точное число до сих пор не определено, да и возможно ли), которые заплатил наш народ за победу, являются умонепостижимой жертвой, частица которой была востребована от каждой семьи.

Святые отцы учат тому, что все свершается судьбоносно, и агрессия против нас помраченного сознанием немецкого народа, нашествие коричневой фашистской чумы на наши земли — это была наша плата за все преступления, совершенные нами же на нашей земле в ХХ веке: революции, погромы, бойню гражданской войны, вероотступничество и глумление над святынями, кровавые репрессии, самогеноцид.

«Будь проклят сорок первый год…»

Разделив очень приблизительное количество жертв, которые сегодня аналитики определяют в 28 млн жизней советских граждан, на 1418 (именно столько дней длилась война), получим «приведенные» потери нашей страны: 20 тысяч жизней ежедневно, более 800 — в час, 13 — в минуту.

Не забудем и о том, что было разрушено 1710 городов, 70 000 сел и деревень, 32 000 промышленных предприятий, 98 000 колхозов. Расходы СССР и материальные потери в войне составили астрономическую сумму — 2,6 трлн. рублей.

Такие гигантские числа потерь рассудок вместить не в силах.

Неисповедимы пути Господни, но мы, человеки, всё терзаемся — чем же была эта война? Воздаянием?

Невозможно не возвращаться вновь и вновь к словам великого святителя: «Слава Богу, что (эта) война была».

Узнав свидетельства о митрополите Гор Ливанских Илии (Караме), преподобном Серафиме Вырицком — этих и иных молитвенниках, ходатаях за Русь пред Богородицей и Господом, упросивших победного спасения для Родины, сегодня отчетливо понимаешь провиденциальность Великой Отечественной войны, приведшей наш народ к духовному преображению, быть может, даже заново создав его. Поразительно: народ, предавший веру пращуров, в мороке безбожия уничтоживший десятки тысяч священослужителей и тысячи храмов, убивший миллионы соотечественников — затем путем умонепостижимого жертвенного очищения совершил именно восхождение на свою, если угодно, русскую Голгофу. По Евангелию — чтобы затем воскреснуть. Произошло ли (происходит ли) воскресение нашего Отечества в течение лет, последовавших после четырехлетия 1941—1945 годов — вот вопрос вопросов для цивилизации Руси.

Если пробовать размышлять трезво, то думается, что понесенный нами урон — духовный, интеллектуальный, физический, любой — оказался, хоть и искупительным, но все-таки чрезвычайным, а, быть может, невосполнимым. Нам не дано это восприять в полной мере.

Но мы — выстояли. Молитвами святых, жертвенным ратным трудом. Жизнь — продолжается, и мы должны дальше нести свой крест.

В украинских селениях

Где бы мы ни оказывались в своих украинских селеньях — в Харькове или Киеве, в городах и селах — на кладбище у отцов, не доживших до великого праздника, или среди сограждан на площадях, а то и в парке у Вечного огня, или глядя на телеэкраны, где идут фильмы о войне, звучат песни, мы должны — помнить.

Даже если сегодня кто-то навязывает украинскому народу прославление преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом, тех самых, кто стрелял в наших отцов и дедов, кто убил освободителя Киева генерала Ватутина. Они выдают бандер, шухевичей и прочих куков за освободителей Украины от фашизма, тогда как эти самые персоны служили в подразделениях гитлеровской военщины.

Уже прозвучали резонные суждения, что легче примириться с солдатами вермахта, чем с «вояками», предавшими свой народ и принимавшими участие в его уничтожении. С кем наших ветеранов хотели побратать, усадить за стол идеологи новейшей украинской власти? С карателями из дивизии СС «Галичина», батальонов «Нахтигаль» и «Роланд»?

Да не иссякнет в нас Правда отцов и дедов, сложивших головы в невиданной битве за Родину, да пребудет с нами наша Память, и да не лишит Господь нас разума, чтобы мы и впредь могли отличать патриотизм от нацизма, любовь от ненависти, добро от зла.

Не забудем и то, что харьковский голова, а позднее губернатор Евгений Кушнарев, идейный вождь Востока и Юга Украины, выкрикнувший в дни помаранчевого помрачения с трибуны Северодонецка слова «Вставай, страна огромная!..», спустя два года был убит.

То есть война против нас — не прекращается.

«Приказываю категорически запретить разговоры на русском»

Приведем фрагмент приобретшего в последние годы новую известность приказ 9 марта 1942 года № 24/5-6, подписанный бургомистром Харькова А. И. Крамаренко и его заместителем Л. Э. Кублицким-Пиоттух ом:

«…Уже пятый месяц над свободным городом рядом с победоносным германским знаменем развевается наше родное жёлто-голубое украинское знамя как символ новой жизни, нового возрождения нашей матушки-родины. Однако, к большому сожалению и стыду для всех нас — украинцев, всё ещё остаётся кое-где позорное большевистское наследие. К большому стыду для всех нас, и к вполне понятному гневу украинского населения, приходится слышать в некоторых учреждениях, даже в районных управах, разговоры на русском языке со стороны представителей власти, которые чуть ли не стыдятся своего родного языка. Позор за это тем, кто становится свободным гражданином освобождённой родины. Позор и не место с нами тем, кто брезгует своим родным языком. Мы этого не допустим, этого не должно быть. Поэтому приказываю категорически запретить в дальнейшем кому-либо из представителей власти разговоры на русском языке в рабочее время в учреждениях».

Из таких приказов выросло и то, что духовные наследники таких крамаренок вытворяют сегодня на Украине с русским языком, загоняя его в резервацию в образовании, телевидении, государственной и общественной жизни.

Братья украинцы, а не превращаемся ли   мы (от лености и желания потреблять) в жвачных животных или даже в растительность, которой все едино: что нацизм, что нашизм, что Геббельс, что Тягныбок, — лишь бы кусок сала лежал на куске хлеба да дионисийские «дыки танци» свистали, как на шабаше, на евровидениях?

А наши дети-внуки, что они знают об этой великой войне? Проведенный не столь давно в Киеве опрос среди старшеклассников показал, кого считают они «героями войны» – Гитлера, Сталина, Штирлица.

Смеяться? Плакать? Назвать молодежь манкуртами или жертвами беспамятного времени и западной пропаганды?

«Не до ордена, была бы Родина…»

Чьи военные поэтические строки вспомнятся нам, тем, кто еще помнит, сегодня, 22 июня 2009-го?

Может быть, харьковчанина Михаила Кульчицкого, учившегося в Харьковском университете и в Московском литературном институте, с его знаменитым: «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота…»

Убит под Сталинградом в феврале 1942-го.

Или — грандиозное и страшное стихотворение поэта с украинской фамилией, Семена Гудзенко «Перед атакой» («Когда на смерть идут — поют, / а перед этим можно плакать…»), 1942-го года, завершаемое такими строками:

… Бой был коротким. А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей я кровь чужую.

Гудзенко скончался от ран в 1953-м.

Почитаешь, повспоминаешь – на перехвате горла.

«Пока я помню – я живу…»

О чем мы плачем в этот скорбный день, 22 июня? О миллионах — ближних и дальних — ушедших жизней, своим жертвенным уходом оставивших невосполнимую брешь в нашей — частной и общей — жизни? О своей коллективной и неистребимой вине перед верою предков — недавних и далеких поколений? О нашей единой — как оказалось семь десятков лет спустя, все еще нерастраченной скорбной и светлой памяти?

Мы чувствуем себя частью чего-то несоизмеримо большего, чем мы сами.

Отечества? Какого?

Ответим: единой нашей духовной родины — цивилизации Руси, терзаемой врагом и сегодня.

Значит, мы пока еще есть как целое, если мы вместе плачем об Отечестве.

Как сказано — если живы слова и чувства, значит, и дело еще не погибло.

ИЮНЬ 1941-го

Тополя.

И глазницы умолкших дворов.

Не слыхать топоров.

Никого — на полях.

Лишь пылит

по дороге пехота

                       подошвой нестертой.

Соль земли серебрит гимнастерки.

Полыхает полынь

там, где швы

               меж холстин огородных.

По отчизне пехота пылит.

И — еще ни одной похоронки…

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"