На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Восславивший тысячелетие Руси

Шедевр Михаила Осиповича Микешина

Отчего-то по касательной ко вниманию российского общества прошла выдающаяся дата, соединившая в себе сразу две: во-первых, 1150-летие зарождения русской державности и, во-вторых, 150-летие грандиозного памятника, установленного в Великом Новгороде именно к тысячелетию Руси. Он и называется так, замечательно – «Тысячелетие России».

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Приведу замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей (вот чем нам бывает люб Интернет!): «От всей души поздравляю русский народ и все братские народности, которые проживают на территории России, с великим юбилеем! Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период, не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке…»

В мутное время мы живем: с телеэкранов не сходят в прайм-тайм сплетенно-скандальные передачи, калькированные с американских программ, какие-то пошлые телесватанья, какое-то, так сказать, «новое тоталитарное искусство»: КВНы и многие прочие «гы-гы-гы и бу-га-га». Нам чуть ли не каждый день рассказывают о жизни (или смерти) заграничных августейших особ: кто погиб в автокатастрофе с любовником, кто куда вышел в нацистской форме или вообще без оной, как будто для русского человека «нету других забот». И вот что странно: проходят лишь кратким сюжетиком в новостях события российской истории, которые должны бы предстать с телеэкрана в развернутой широте, стать вхожими в каждый дом, в каждую душу, ибо именно они, а не перманентная ржачка и жвачка делают народ единым народом.

СМИ, конечно, сообщили о праздновании в Великом Новгороде 1150-летия зарождения Российской государственности. В послании первого лица Новгорода Ю. Бобышева прозвучали отрадные и точные слова, которые впору заучить каждому школьнику: «Великий Новгород – город уникальной судьбы, хранитель тысячелетней русской культуры, древнейший православный центр России. Здесь начинал княжить легендарный Рюрик. Под сводами Грановитой палаты в новгородском кремле впервые прозвучало само слово «Россия». <…> Великий Новгород – символ стойкости народного духа, город воинской славы России. Его успехи и достижения – это заслуги многих поколений патриотов, которые мужественно защищали северо-западные рубежи древней Руси и границы Советского государства. Разрушенный до основания в годы Великой Отечественной, город был заново отстроен руками наших отцов и дедов, усилиями всей страны. А сейчас древний Новгород снова молодеет и хорошеет усилиями, прежде всего, своих жителей – новгородцев. И потому в год 1150-летия зарождения Российской государственности он снова, как и 150 лет назад, – центр большого праздника».

Все в тему, все точно. Кратко сообщается о масштабных мероприятиях, прошедших, начиная с 21 сентября: международных научно-исторических конференциях, о поезде молодых волонтеров из Питера, параде реконструированных исторических судов «Из варяг в греки», некоторые из которых проделали путь к Новгороду в 1200 км. Жаль только, большая страна Россия, а вместе с ней и весь Русский Мiр слабо проинформированы об этом празднике и, по сути, участвовали ли в нем? Первые лица государства, так сказать, «большой политикум», это событие оставили, увы, без внимания. А не следовало бы.

Празднование в Великом Новгороде началось у памятника «Тысячелетие России» (находится он в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.). Остановимся же хоть ненадолго и мы у шедевра Михаила Осиповича Микешина, скульптора, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленном в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора в году 900-летия Крещения Руси (1888).

Отметим, что стилистически Микешин использовал один прием – собирания опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. Микешинский «конек» – многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. Во всех случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Авторами проекта памятника являются наряду с Микешиным скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Конструктивно памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте (монумент, по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Некоторые наблюдатели полагают, что памятник напоминает по форме знаменитую шапку Мономаха.

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Вокруг державы – второй и третий уровни – установлены шесть скульптурных групп. Всего памятник содержит 129 человеческих фигур – князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, сибиряка), а также литераторов, композиторов, ученых.

Автор проекта М. Микешин предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Собирание имен для создателей памятника, находившихся в критичных по времени обстоятельствах, было, на наш взгляд, непростой задачей, ввиду их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин со товарищи соединил скульптурные портреты, действительно значительнейших персон России всех времен.

Чудесно названы скульптурные группы. Например, «Просветители» – от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека до Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдем, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены уже в начале ХХ в. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор включил в пантеон великих своего современника архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 г., всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 гг.

То же можно сказать и о других героях-современниках, включенных на памятнике в великий именной ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

* * *

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний фашистских захватчиков был и демонтаж грандиозного творения скульптора М. Микешина. Генерал К. Герцог, командир 291-й пехотной дивизии из состава 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и даже проложили специальную узкоколейку от новгородского кремля до вокзала. Но прежде чем 20 января 1944 г. город был освобожден советскими войсками, грабители успели увезти лишь бронзовую решетку работы профессора Боссе и художественные фонари, окружавшие памятник.

На месте памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранилась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной Кремлевской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п., исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал: «Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Замечательный поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,

Волховские кинув берега,

Я и сам прошел тогда впервые

Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах –

Витязей поверженных тела…

Их пытал тупой немецкий обух,

Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.

Хмуро смотрит Петр за горизонт,

Будто видит накрененный косо

К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!

Снова новгородские полки

На закат по вражескому следу

Двинулись от Волхова-реки.

Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник еще до окончания войны – 2 ноября 1944 г. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Воистину: жива, жива литая бронза. Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

В сущности, М. Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за 1000 лет на этой территории, во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный Крест, жили на русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.

Станислав Минаков (Харьков)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"