На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Кто спасет Кадаши?

Все на продажу капиталистического отечества!

Страшная вещь — беспамятство. Люди, вроде, ходят по улицам, создают семьи, едят, ездят на курорты, пляшут на дискотеках, «трутся на тусне», учреждают фирмы, даже возводят какие-то дорогостоящие, немалые по размерам строения. Но на самом деле —нередко лишены чего-то важного в своей сердцевине, а именно исторической и духовной памяти. И их проблематично называть людьми русскими, поскольку они совершают деяния, с этим определением несовместимые.

Красивое есть место в прямой видимости Кремля, прямо за Большим москворецким мостом — историческое, заповедное. Мы, ленивые и нелюбопытные (прав Пушкин!), мало знаем о том, что здесь, на этом пространстве нашими предками выстроено за многие века целое созвездье выдающихся православных храмов, а также гражданских сооружений, имеющих общественную культурную ценность.

В частности, тут располагается одна из исторических рабочих слободок, именовавшаяся Кадаши, потому что тут жили и работали кадочники.

Духовным центром Кадашской слободы с конца XVII в. стал Храм Воскресения Христова — жемчужина нарышкинского барокко, церковь-красавица, церковь-сказка. В 1934 г . храм был закрыт безбожной властью, и в нем располагались различные государственные учреждения, в числе которых архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине ХХ в. храм был бережно отреставрирован архитектором-реставратором Г.В. Алферовой. В 1966 г . здание храма передали реставрационному центру им. И. Грабаря (ВХНРЦ).

В новейшие времена всяческих свобод, в 1992 г ., образована приходская община во главе с настоятелем — известным протоиереем Александром Салтыковым. Но лишь с 2006-го центр им. И. Грабаря освободил и нижнее помещение храма с тремя приделами — Успению Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу и Тихвинской иконе. Сейчас возобновлены богослужения во всех приделах, храм благоустроен.

Внешне, не смотря на лихолетья, храм красы не утратил. В последние годы позолочены купола, отреставрирована историческая ограда церкви по 2-му Кадашевскому переулку. Но храм по-прежнему нуждается в полномасштабной реставрации — на стенах по всему периметру разрушительный грибок, в кровле пробиваются все новые деревца.

Воскресенский приход выпускает православный журнал «Мир Божий», при храме действует музей «Кадашевская слобода», в котором собраны уникальные исторические и церковные реликвии. Здесь проводятся экскурсии для взрослых и детей, а также праздничные мероприятия для школьников на Рождество и Пасху. На базе музея устраиваются общественные конференции «Кадашевские чтения» (каждый раз по их итогам издается иллюстрированный крупноформатный сборник), цель которых — сохранение культурного наследия Москвы и возрождение православной культуры. В июне 2009-го года чтения прошли уже 5-й раз.

Инициативная группа Кадашевской общины собрала вокруг себя из числа прихожан разных социальных групп, и, что интересно, в незаурядное силовое поле попали доброхоты из других городов и даже стран, прежде всего, разумеется, из родственной Украины. Р едкость для Москвы: на территории Воскресенского храма, можно сказать, у самих его врат, стоит церквушка в честь преподобного Иова Почаевского, малоросса, выдающегося борца за Русское православие против греко-католической унии, монаха, подвижнической жизнью и крепостию веры подтвердившего и свое родовое имя — Иван Железо.

Казалось бы, живите православные, молитесь, возрождайтесь. Но нет. Вместе с «нежданной» активностью прихожан, он стал, вместе с примыкающими к нему территориями, объектом внимания и пунктом нешуточного интереса некоей бизнес-структуры — офисно-жилищного элитного комплекса «Пять столиц».

Прихожане храма, московская интеллигенция в течение последних двух лет оказались в непрерывном противостоянии с бизнес-застройщиками — неоднократно появлялись протестные материалы прихода в прессе, а также обращения к чиновным лицам разного уровня. Уже и председатель Москомнаследия В.А. Шевчук не раз публично подтверждал, что никакого коммерческого строительства на территории храма Воскресения Христова в Кадашах и на его охранной зоне не будет.

Хотя, как сообщал информационный портал «Lenta.ru» в публикации Анны Ильичевой от 20 августа 2008 г ., «судьбой объекта культурного наследия федерального значения одновременно занимались Россвязьохранкультура и Москомнаследие, но на деле никто не несет ответственности за нарушения, допущенные в Кадашах».

Москомнаследие действительно приостановило строительство, поскольку инвестор попытался согласовать проект, и г-н Шевчук все-таки действительно «держит оборону». Однако компания ООО «Торгпродуктсервис», ведущая активную «зачистку» территории вокруг храма в предвкушении строительства, все это время не выполняла своих обязательств по демонтажу учиненных вкруг храма производственных руин.

А. Ильичева в конце своей публикации сохранила сдержанный оптимизм и оставляла шанс на разумный выход из сложившейся ситуации: «Конечно, застройку Москвы остановить невозможно. Да этого и не надо делать. Однако в некоторых случаях (как в Кадашах) необходимо комплексное градостроительное решение, а не частная инициатива инвесторов. «Если бы рассматривался проект не плотной застройки, а регенерации территории с буферной зоной, то город бы только бы выиграл», — отметил Михаил Амосов, долгое время занимавшийся проблемой Кадашей, во время работы инспектором в Россвязьохранкультуре. Причем, альтернативный проект для застройки территории Кадашей существует. Альтернативу комплексу «Пять столиц» разработала группа архитекторов (Канаев И.П., Лазарева А.В., Саратовская Е.П.). Они предложили разредить плотную застройку, воссоздать на месте поздних фабричных построек слободские дома и организовать зеленую зону вокруг храма. Какой из проектов будет реализован – покажет время».

Но за прошедший год «время показало», что по-прежнему далеко не всех волнует тот факт, что не лишь Кремль, но и его заповедная зона находятся под охраной и ЮНЕСКО, и законодательства по сохранению памятников (Федеральный закон № 73 –ФЗ от 25.06.02 г. «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации»).

Но какой новый русский не любит не только быстрой езды, но и чтоб из окна его офиса был виден Кремль — на расстоянии чуть ли не вытянутой руки! Какой такой русский, извините за выражение, девелопер и инвестор, останется в стороне от лакомого дерибана? Нет таких! Не те времена. Нынче иное время пришло, новые песни придумала жизнь, новые лозунги: «Все на продажу капиталистического отечества»!

Но вот член Совета Федерации Российской Федерации В. А. Краснов 13 июля 2009 г . обратился с письмом к мэру Москвы Ю. М. Лужкову, в котором констатировал, что на недавней, 33-ей Международной конференции ЮНЕСКО в Севилье было подвергнуто резкой критике состояние памятников в центре Москвы, а также напомнил, что ООО «Торгпродуктсервис» давно просрочил срок аренды земельного участка строительства комплекса «Пять столиц», о чем Кадашевский приход известил руководителя Москомзема Дамурчиева В.Н., с просьбой не продлевать аренду, так как это будет противоречить законодательству».

Письмо сенатора к мэру Москвы завершается такими словами: «Убедительно прошу Вас принять необходимые меры к сохранению данного участка по ул. Большая Ордынка д. 8, стр.1 в составе территории памятника и запретить строительство комплекса «Пять столиц» на территории памятника и в его охранной зоне. Еще раз позволю себе напомнить, что предлагаемый комплекс «Пять столиц» по неоднократным заключениям специалистов не только уничтожает градообразующую среду памятника и изолирует его от города своим массивом, но и вызывает гидрогеологические условия для физического развала уникального памятника. Полагаю, что все это невозможно допустить (выделено мной – С.М.). Прошу Правительство Москвы окончательно утвердить ранее согласованные границы территории памятника».

Из этой истории видим: как и в прежние времена, люди, в чьей жизни занял существенное место Воскресенский храм в Кадашах, разделились на две, кажется, несоединимые группы: одни храм и его исторические окрестности спасают, возрождают, лелеют, а другие всячески препятствуют жизни его и окружающей его исторической слободы, так сказать, все время норовят перекрыть кислород.

Разумеется, каждый волен ездить на «навороченной тачке», иметь при себе «конкретный ствол» и высокооплачиваемых телохранителей и чувствовать себя «упакованным». Всякий волен ворочать миллиардами и лоббировать свои деловые интересы с помощью коррупционных схем и без оных.

Ничего этого не было ни у Христа, ни у его последователей, русских преподобных, всероссийских батюшек — Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадтского. Однако с ними, и именно на их стороне было и остается главное — любовь, которая и есть правда.

Именно она и победит в окончательной перспективе.

15 июля 2009

Станислав Минаков (Харьков)


 
Ссылки по теме:
 

  • Кто спасет Кадаши?

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"