На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна

Первый год Патриарха Кирилла

Мы, человеки, по привычке земной жизни соизмеряем свой и чужой пути с календарными датами. Жизнь земная коротка, годы мелькают всё быстрей, слабость наша понятна и, если вдуматься, логична. Год — это много или мало? В современной быстротекущей жизни посреди новейших информационных технологий, меж мелькающих событий — временной интервал в год становится, пожалуй, огромным отрезком, вмещающим немалое. Особенно если это год в жизни Патриарха.

Вспомним, как немногим более года назад сердца православных, по утрате Патриарха Алексия II, были в смятении и скорби, как беспокоили нас два месяца тревоги и надежд, ожидания выбора, порою и острой полемики, чуть ли не ссор в православной среде (известно, кто нас ссорит) при выдвижении и обсуждении кандидатур на Патриарший престол нашей родной Церкви.

Господь всё устроил: 1 февраля 2009 г . нашим новым Патриархом Московским и Всея Руси стал митрополит Кирилл, и тройное «Аксиос!» («Достоин!») прозвучало под сводами Храма Христа Спасителя, а потом эхом раскатилось по всей Руси великой, по всем мировым Православным переделам.

Восхищает в нашем Патриархе умение открыто идти навстречу людям, любой аудитории — в храме, на улице или в телестудии — говорить с ней, побуждать внимать, покорять сердца, убеждать. А ведь это не просто словеса златоуста, как нынче водится у многих ораторов, особенно в нынешние времена болтовни в информационных студиях, нет, у Патриарха это всегда выношенная, с сердечным включением горячая проповедь, «страстно поднятый перст».

Недавно Патриарх замечательно высказался в телеинтервью, мол, если мы знаем о спасении, почему мы должны молчать, почему должны толерантно помалкивать в своих храмах? Если мы знаем Христа, мы должны об этом говорить окружающим.

Однако Патриарх Кирилл не только «говорящий Патриарх», он еще и делающий, «действенный Патриарх».

Напомним, что уже 7 февраля 2009 г . состоялся визит Святейшего Кирилла в Смоленск, первый визит Его Святейшества в Смоленскую епархию — в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Первенство понятное, ведь до избрания на Патриарший Престол Владыка Кирилл в течение почти 25 лет возглавлял эту епархию. Там, на породненной Смоленщине, отвечая на вопрос журналистов о целях и задачах, которые стоят в нынешних условиях перед Церковью, Святейший подчеркнул, что тут нет ничего революционно нового: «Конечно, это только общие контуры и некие акценты. Требуется, может быть, четкая прорисовка всех деталей, связанных с дальнейшим церковным развитием. Самое главное — Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель. Все остальное — некие механизмы и способы достижения этой цели».

Вот уж воистину: слово Церкви, исходящее из уст нашего Патриарха отзывается в сердцах людей, которые проникаются горячим — вдохновенным и вдохновляющим — словом нашего главного пастыря.

Патриарх Кирилл сам отмечает особую значимость своего визита на Украину летом минувшего года: «Посещая епархии, беседуя с иерархами, общаясь с народом Божиим на украинской земле, я вновь и вновь убеждался, что Святая Русь — это не умозрительное понятие и не просто часть нашей истории. Это и наша современность. Хотел бы особо отметить роль Украинской Православной Церкви, которая, несмотря на активную деятельность недругов церковного единства, успешно совершает свое спасительное служение, являясь подлинной Церковью народа Украины и в то же время, сохраняя духовное единство со всей Полнотой Русской Православной Церкви».

Отметим значимость этого акта и мы. Нам уже доводилось говорить об этом непосредственно в ходе самого визита («Десять дней, которые потрясут Украину»

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2344 ).

Патриарх тогда и в целом во время десятидневного визита, и в большой студийной телепередаче на канале «Интер», высказался фактически по всем актуальным вопросам современности, коснувшись чуть ли не всех сторон человеческого бытия — от личностно-нравственных до геополитических. И действительно тогда сформировалось и окрепло устойчивое, духоподъемное и жизнеутверждающее чувство: «прямо перед нами, для всей украинской паствы, и для тех, кто невоцерковлен, но считает себя принадлежащим к русской цивилизации — рядом с нами, на украинской земле, НАШ ПАТРИАРХ!»

Повторимся, снова акцентируем внимание на важнейшем посыле, сформулированном Патриархом. После украинского визита он делал это потом еще не раз, уточняя и поясняя. Политики нынешнего высшего эшелона об этом не говорят — то ли в силу большей «заточенности» на иные темы, то ль по причине продолжающегося духовного роста.

Но наш Патриарх внятно и отчетливо произносит то, что лежит на сердце у многих наших соотечественников большой Руси — самоопределяющих себя в русле Русской цивилизации, вне зависимости от всяческих границ, в первую очередь государственных.

«Наше единство, — сказал он в своей речи, подводящей итог истекшему году патриаршего служения, — должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий. Русская Церковь — это не только Церковь Российской Федерации, и даже не только исторической Руси. Попечение нашей Церкви о ее верных чадах сегодня простирается на многие страны. Россия, Украина, Беларусь и Молдова являются ныне ядром обширного пространства нашей общей цивилизации, берущей начало в Днепровской купели святого равноапостольного князя Владимира».
Так — уверенно, внятно, трезво, но и возвышающее — может говорить только духовный вождь Русского мира. И именно таковым мы сразу ощутили Патриарха Кирилла, несущего нам изустную правду.

Патриарх Кирилл, будучи на Украине, сформулировал нам также, что Русская цивилизация располагает и потенциями, и уже накопленным достоянием такого духовного и интеллектуального уровня, что нам нет необходимости стоять у дверей Европы с протянутой рукой, что мы сами можем предложить идеи будущей жизни человечества, что Западу следовало бы пересмотреть свои взгляды на Восточно-славянский мир и перейти от патерналистского похода к равноправно-партнерскому.

«Я отнюдь не выступаю против западного мира — я хорошо знаю Запад и жил на Западе, — подчеркнул Святейший в прямом телеэфире на «Интере». — Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта — у меня это вызывает большие сомнения. Я думаю, что наше единство — единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить».

Четко и спокойно Патриарх публично поставил на место Виктора Ющенко, в очередной раз «высунувшегося» с навязчивой идеей «поместной украинской церкви». «Такая Церковь на Украине уже есть, господин Президент, — сказал Патриарх Кирилл. — это каноническая Украинская Православная Церковь!»

В завершение телеэфира на «Интере» Святейший сказал тогда: «Да поможет Господь Украине исцелить те раны, которые существуют на ее теле, чтобы мир Христов пребывал со всеми нами!»

В завершение украинской темы отметим: мы понимаем, что сегодня Украина превратилась в передовую линию русского фронта. И это не аллегорическая фигура, а духовная реальность. Отсюда — и значимость нашего совместного духовного стояния на Украине.

Следует подчеркнуть также отзывчивость нашего Патриарха к реалиям современности, которые, в сущности, каждая по-своему, имеют важное значение в общем деле духовного воспитания нашего народа. Всем памятны и высказывания и размышления Патриарха не только о церковных («необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской Православной Церкви»), но и о молодежных, армейских, образовательных и иных многоразличных проблемах.

Мы отметим и внимание Патриарха к значимости эфирного присутствия (телевидение, радио и интернет). В самом деле, современная жизнь общества и индивида перенасыщена, пронизана информационными полями. Следовательно, живое слово пастыря, с одной стороны, оказывается прямо спасительным для тех, кто готов ему внимать, с другой, оно выполняет функцию вытеснения врага. И если, по исполняющемуся пророчеству преподобного Лаврентия Черниговского, в дома современных людей диавол заходит через домашние мониторы («диавол придет в новостях; многое скажут, де, мы хотим слушать и узнавать новости»), то как раз нам всем следует немало потрудиться, чтобы выдавить из эфира вражеское, и Патрирах тут — наш ведущий.

Да, отмечают пастыри и прихожане, «почивший Патриарх Алексий II знаменовал начало новой эпохи, и его приемник Патриарх Кирилл поддерживает планку на достойной высоте; в то же время новый Предстоятель не идет след в след по уже проторенному пути, а предлагает новые адекватные ответы на вызовы времени»; «многое уже сделано и наработано, но это только начало, многому предстоит еще реализоваться в определенной перспективе сообразно Промыслу Божию», однако «даже самые востребованные новации вводятся всегда очень взвешенно, продуманно и с хорошей выдержкой»; «за прошедший год заметно усилился авторитет Церкви в обществе»; «Церковь стала активной и в области образования, благодаря чему появилась реальная возможность преподавания в школах предмета ОПК»; «церковная жизнь стала гораздо более динамичной, многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы, в первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов». Отмечены и «прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран».

«Патриарх Кирилл будет добрым кормчим», — заметил сразу по интронизации нового Патриарха архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Видим, что будущее время глагола, «будет», за год патриаршего служения утвердительно превращается в реальность — «есть».

«У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна, у нас нет возможности составлять «наброски и черновики» страниц общецерковной летописи, ибо мы призваны служить и действовать именно в эту историческую эпоху и на том, месте, которое каждому определил Основатель Церкви и Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос», — так говорит Патриарх Кирилл.

Мы молимся за нашего Патриарха Кирилла, который смиренно просит наших молитв, ибо тяжка, ответственна и вряд ли умопостижима патриаршая ноша.

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"