На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Судьбы великих олицетворяют историю и соединяют эпохи

Очерк

Мы вспоминам его как верного советчика и друга, с ним прошли полжизни, приобщились к тому вещему и притягательному миру, который представлен классическими именами русской словесности. Мы – это Светлана Мезина, Петр Тарасовец, Надежда Щедрова, Сергей Пискурев, Александр Иванов, Вячеслав Качурин, Владимир Пучков, Сергей Гаврилов, Аркадий Суров, Александр Финогеев. В этом ряду и автор настоящих строк. В разные годы Валерий Николаевич вручал нам членский билет Союза писателей России…

Он был неформальным членом нашего сообщества, региональной творческой организации литераторов Украины.В 2013 году в николаевском издательстве была опубликована книга В.Н. Ганичева «Росс непобедимый.

По образцу современной публицистики он любил снабжать книгу своеобразным лидом: «Историческое повествование, были и легенды о южном «окне» России и создании Черноморского флота, о городах и селах, воздвигнутых трудом и разумом наших людей в Причерноморье в веке XVIII-м». Такой угол зрения писателя рождался в результате освоения новейших знаний о послепетровской эпохе, когда Россия, получив выход в северные моря, обратила свой взор на юг. Его персонаж Михаил Васильевич Ломоносов в диалоге с императрицей Екатериной говорит: «…Негоже светлице с одним окном быть, а наши русские избы все с окном на полудень построены…».

Исторические пристрастия литератора В.Н. Ганичева формировались еще в пору учебы на истфаке Киевского университета. Тогда ему впервые открылось имя Григория Петровича Данилевского, который проявлял огромный интерес к прошлому Малороссии, написал первую биографию украинского философа Григория Сковороды. Советские издатели представляли Данилевского как автора этнографических работ и авантюрных романов («Княжна Тараканова», «Сожженная Москва»). Однако этот талантливый исследователь и прозаик (род. на Харьковщине, сын бугского улана) в своих исторических сочинениях выходил за рамки бытописательства. Одним из первых он рассказал об освоении земель вдоль Черного моря. Вслед за Данилевским Ганичев считал, что заселение Северного Причерноморья русскими и украинскими крестьянами, немецкими и славянскими колонистами, армянами, греками сопоставимо с освоением Сибири. Прекрасный знаток XVIII века он делал своих любимых героев Петра I, Екатерину II, Потемкина, Суворова, Новикова, Фонвизина, Хераскова персонажами литературных произведений и добивался в их изображении удивительной достоверности и художественной правды еще благодаря тому, что включал в текст строки поэтических произведений. Судьбы великих, считал В.Н.Ганичев, олицетворяют историю человечества и соединяют эпохи.

Согласимся, интерес к судьбоносным моментам прошлого и в советские годы выходил за рамки обыденного чтения, поддерживался исторической прозой М.Шолохова, А.Платонова, М.Булгакова, Б.Пастернака, А.Солженицина, в Украине – П.Загребельного. Ю.Мушкетика, Р.Иваничука, авторами журнальных публикаций о борьбе украинского казачества за волю, русско-турецких войнах, русско-японской войне 1905 года, достижении морского выхода на Балтику и южные моря. И все-таки «королем» исторической темы в литературе 80-х годов был Валентин Пикуль. Его романы «У последней черты», «На задворках великой империи», «Фаворит» интриговали читателя, высвечивали правду и зло, открывали внутренние черты характера исторических личностей. Проза Пикуля плохо соответствовала официальным идеологическим установкам, читательские аналогии с историей новейшей России вызывали опасения партийной власти. Именно тогда, в начале 80-х в Риге, где проживал Пикуль, произошла первая встреча Ганичева с Валентином Саввичем. Они сразу же потянулись к друг к другу и в долгих беседах обнаружили удивительное единомыслие исторических взглядов. Пикуль «не отбрасывал отрезки времени, – вспоминал Валерий Николаевич, – не делил его на петровское, екатерининское, николаевское, ленинское, сталинское. Для него все это была история Отечества с его радостями и горестями». Не один раз В.Н.Ганичев дивился тому, с каким тщанием этот бывший моряк хранил и работал с документами, иконографическими материалами. Домашней библиотеке писателя, собранной им исторической библиографии мог бы позавидовать любой профессор.

На этой волне и рождалось повествование «Росс непобедимый», впервые опубликованное в 1985 году. Николаевский музей судостроения и флота сохраняет десятки бумаг из личного архива В.Ганичева, говорящих и о его скрупулезной работе над документами региональной истории. Среди них официальные рапорты Черноморского адмиралтейства, приказы, ордера, мемуарные источники. Такому мощному натиску концептуальных свидетельств невозможно не верить.

На страницах книги Ганичева живут и действуют как вымышленные персонажи, так и подлинные исторические фигуры: Ф.Ушаков. А.Суворов, первый архитектор г. Николаева И.Старов, военный инженер И.Князев, строитель города и верфи М.Фалеев, князь Г.А.Потемкин, подписавший 27 августа 1789 года ордер «Именовать… новозаводимую верфь на Ингуле – город Николаев». В художественной структуре книги значительная роль принадлежит биографии бывшего запорожского казака Щербаня, сумевшего вынести все испытания судьбы и ставшего жителем нового города Николаева. Подобные литературные персонажи создают «сквозное действие», поддерживают романную версию произведения. Можно сказать, что образами Щербаня, строителя Фалеева, капитан-лейтенанта Егора Трубина автор воссоздал родословную первых жителей города на Южном Буге.

Исторические репутации отцов-командиров, народные сцены, малоизвестные страницы Причерноморья, диалоги принимаются естественно и легко. Характерная стилистика языка, включающего украинскую речь, авторитетные свидетельства великих современников, корифеев русской литературы, писавших о прошлом «полуденной России», ее строители и защитники, сама история – все это преобразилось в художественный текст. Многие главы книги открывают эпиграфы, строки из украинских дум, народных и солдатских песен.

Чередуя новеллистические, эссеистские или историко-исследовательские главы («Кинбурн», «Раны победителей», «Всем довольны», «Ветер»), автор зачастую использует фольклорные приемы, например, временные зачины: «1788 год. Идет вторая при Екатерине русско-турецкая война…». А вот выразительные батальные сцены, сам светлейший, который «безуспешно топчется» в окружении подданных у стен неприступной Очаковской крепости («Ключ от моря»). «У сего Лимана, – размышляет князь, – очаковской крепостью море и степь в один узел собираются. И кто им владеет, тот на Черном море и в Причерноморье хозяин». Потемкин не желает делить славы победы с Суворовым, который почти ворвался со своими гренадерами за турецкий вал. Нет, Очаков – ключ от моря достанется ему, императрица первой узнает о его военном успехе.

Существует еще одна особенность ганичевской прозы. В произведениях автора «Росс непобедимый» присутствует мифологическое начало. Постоянно обращаясь к региональной теме, писатель невольно формирует свое представление об объекте исследования, создает художественный образ края. В исторических сочинениях Ганичева Бугский край, Николаев – центр мифологического пространства. Введя в повесть главу «День невест», сюжет с тремястами девушек, которых мастеровые адмиралтейства выбирают в жены, а потом ведут в храм венчаться, В.Н.Ганичев создал региональный культурный миф о Николаеве – городе невест. Стать основателем мифа о родном крае – великая удача для литератора.

Хорошо известны многолетние усилия писателя по увековечению Федора Ушакова – адмирала российского флота и ревностного приверженца христианских ценностей. Служение отечеству и духовное подвижничество стали поводом к канонизации флотоводца. Идея Ганичева о причислении Ф.Ф.Ушакова к лику святых нашла поддержку русской православной церкви. Сегодня у российских и украинских моряков есть свой духовный покровитель.

Николаевское издание дает основания говорить о еще одной особенности. В книге впервые представлена широкая визуальная панорама сюжетов и персонажей: фактически появился соавтор – художник-иллюстратор Сергей Пантелейчук. Следуя маршрутом ганичевского текста, он создал своеобразный дневник, куда внес более ста больших и малых рисунков, изысканных заставок, затейливых буквиц и художественно оформленных колонтитулов. Персонажи книги – корабельные мастеровые, чубатые казаки, флотские офицеры, сам светлейший князь Таврический получили прописку и в событийном времени, и хроникально-бытовом, не имеющем безусловного начала и конца. Жизнь продолжается.

 

***

Возвращаясь в любимый писателем XVIII век, с полным основанием можем говорить – В.Н.Ганичев показывает выверенные обстоятельства. Персонажи его повествования, преображенные в художественные образы, грешники и праведники, идеалисты и властолюбцы создают представление о героях истории. Вспомним пословицу, и одним праведником спасается целый город, а идеалистами не раз спасались целые поколения. Автор стремится развенчать застарелые мифы, возвеличить героическое, создать памятник верным сынам отечества. Ни Россия, ни Украина не имели блаженных времен, говорит он, жизнь наших народов всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов, испытаний. Каждому дорог свой символ: плакучая ива, береза у дороги или овеянная легендами горькая степная полынь. Отсутствие любви к национальной истории, культуре, героическому прошлому – реальная угроза обществу. Писатель тревожился за наше бездуховное время, лишающее человека исторической памяти.

Евгений Мирошниченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"