На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Абхазия далёкая и близкая

Путевой очерк

«Чурчхэла, пиражки, сэмэчка, гарячая какуруза», чьи-то ноги, руки, некуда сесть и стать, хочется заткнуть уши, чтобы не слышать эти постоянные крики детей и заботливых мамаш… – нет, это не отдых, это какой-то страшный сон. На второй-третий день уже воешь, как волк, и мечтаешь о доме. Находятся, конечно, чудаки, которым по вкусу грязный муравейник курортных городов. Я не из них. Все прошлые поездки по морям оставили в памяти что-то доброе, тёплое, весёлое, но всё не то. Такого летнего путешествия, как в этом году, у меня не было никогда…

Серая сумка на колёсиках уже почти собрана, мама сидит в кресле и вспоминает, что мы могли забыть. Завтра поезд в семь утра. Нужно выспаться.

Какое-то странное чувство, что-то держит здесь, дома, и совсем не хочется уезжать, тем более, не знаешь по сути, куда едешь. За окном папа с Никитой машут. Ну, всё. В добрый путь. Путешествие начинается.

Спалось хорошо, наверное, устала сильно. Вот уже подъезжаем к Адлеру. Слышу чей-то детский голос: «Мама! Мы в Африку приехали! Здесь пальмы растут!». Душный плацкарт раскрывает двери, и африканский кипящий воздух врывается в лёгкие. Таксисты уже начеку: «Девчата, кому на границу?». Совсем не поняла, кто выдрал чемодан из рук, и уже мы в зелёном автомобиле «Кио Рио» слушаем «Белых лебедей», которые так печально парят над облаками. До границы оказалось не так далеко. В голове всплывала катастрофическая картина: гигантская очередь на таможне и многочасовая давка в духоте. Но туман моих фантазий быстро рассеялся, как и появился. Очереди не было в принципе. Десять-пятнадцать минут и мы – в Абхазии. Цены на такси оказались не маленькие. Мы решили ехать на автобусе или, в крайнем случае, на маршрутке. Но тут подошел скромный молодой человек, по виду коренной местный житель, предложил подвезти, объяснил, что много не возьмет, ему по пути с нами. Вот тут-то я впервые покаталась на настоящем «мерседесе» (в Абхазии российских машин почти нет, одни иномарки).

Решили ехать в Гагры. Ближе. Всю дорогу я глазела по сторонам. Такого чуда ещё нигде не встречала: справа – море, слева – горы, зелёные эвкалипты (никогда не думала, что они постоянно сбрасывают кору и не засыхают!). Природа совершенно не тронута руками человека. Отношение к животным удивительное: корова здесь – абхазский гаишник, может лежать посреди дороги, всё равно объедут, притормозят, пропустят и даже не посигналят. Позже видели, как цыплята у наших хозяев вообще на диване спят, а куры на деревьях, собак тоже никто не прогоняет, не отстреливает. «Вы не обращайте внимания на разрушенные дома. Это останки войны. Но мы уже отстраиваем города и сёла», – объяснил наш водитель Дима (очень странно, но у многих абхазцев русские имена: Дима, Марина, Тамара).

В Сухум, столицу Абхазии, мы попали случайно (просто в Гаграх не нашли подходящего жилья – всё занято). И, к слову сказать, за всё время отдыха ни чуточку не пожалели об этом. Столица Абхазии совершенно отличается от нашей Москвы: здесь нет высоких небоскрёбов, той суеты, грязной пыли, шума. Здесь гармония с природой: тишина, маленькие домики с такими же узкими дорожками. Шагаешь по улице и удивляешься: вот это ежевика, а вот лавровый лист растёт, гранат сплошь увешан красными «мешочками». Набережная чистая, огромные кедры тянутся вверх. А чайки – профессиональные воришки: стоят как часовые, задрав клюв, а только отвернёшься – они уже в твоей сумке булочку стяпали. Зато люди здесь порядочные – никогда чужого никто не возьмёт, калитку не закрывают, машину на сигнализацию тоже не ставят. «А зачем? Всё равно все свои», – удивляется наша хозяйка. К гостям относятся по-доброму: накормят за «спасибо», подвезут, если куда нужно. Чувство юмора у абхазских джигитов отменное. С ними не соскучишься.

Одеваются тут скромно, не вызывающе, не увидишь девушку, идущую в купальнике по городу, мужчины все купаются в море в шортах. «Увижу, что мужик в трусах мимо моей сестры пройдет, в асфальт его закатаю», – сказал мне как-то Аматхан, наш сосед.

Кухня здесь, как и нравы, тоже особенная: любят красный перец, специи, копчёные сыры, хлеб пекут изумительный. Мне удалось попробовать хачапури (тесто, запеченное с сыром), мамалыгу (смесь круп, похожа на нашу манную кашу), мацони (целебный кефир, меня спас от ожогов, а маму от переперчёной солянки).

Как и все туристы-отдыхающие, мы мечтали съездить на какую-нибудь экскурсию. Хотелось побывать везде, но бюджет ограничен, поэтому выбирали, что душе ближе. И вот мы едем на озеро Рица. Экскурсовод по сто раз повторял нам названия абхазских речек, гор и ущелий. В итоге – никто ничего не запомнил. Либо названия оказались слишком замысловатыми, либо мы необучаемыми, а скорее всего красота абхазской природы всему виной: все мы, затаив дыхание, глядели по сторонам. Наша маленькая «маршрутка», как чайка, летела над пропастью по серпантину. Глянешь вниз – мурашки пробираются по коже, от крутых подъёмов и спусков закладывает уши и хочется вдохнуть полной грудью, вобрать в себя весь этот чистый целебный воздух.

Первая остановка – пасека. Нас сразу проинформировали: «Пчёла-абхазянка добрая, не кусает, так что не бойтесь. А если укусит, то это грузинский партизан». Потом нам рассказывали о целебных свойствах горного мёда, научили, как отличать настоящий мёд от сахарного сиропа: «переворачиваешь банку, если один пузырёк поднимается вверх – подделка, а два, большой и следом маленький, – мёд настоящий. Также можно капнуть чайную ложечку мёда на блюдце, а сверху налить воду и покачать: у настоящего мёда есть память – покажутся соты, у сиропа памяти нет». Затем нас напоили вкусной медовухой, и все довольные и счастливые отправились в добрый путь. Дорога оказалась нелёгкая, всё выше поднимались каменные горы. И вот мы подъехали к ущелью. Расстояние между двумя отвесными 400-метровыми скалами всего25 метров! Стоишь, как маленькая букашка, а на тебя сердито смотрят эти два грозных старика… Разрешили сфотографироваться. Я примерила на себя национальный костюм абхазской невесты. Джигит на джипе заявил, глядя на меня: «Я хочу её украдать!»

По пути к водопаду «Девичьи слёзы» нам поведали старую легенду: Когда-то очень давно здесь жила абхазская царевна. Её голос был звонче горного ручья, танцевала она, словно пташка парит над облаками, к тому же была редкой красавицей и рукодельницей. Как и предполагается во всех сказках, ей очень завидовали местные жители. И вот однажды девушка, какая сгорала от зависти, решила утопить красавицу. Та, узнав об этом, горько заплакала, и её слёзы полились ручьём по горному обрыву. Злодейка выполнила своё намерение. Братья царевны пытались спасти несчастную, но не смогли. С тех пор её горькие слёзы катятся по горам, как жемчужины. Существует поверье, что, умывшись в этом водопаде, оставляешь свои беды здесь, а красавица-царевна поплачет за тебя.

У водопада «Мужские слёзы» легенда схожая, вот только водоток сильнее (наверное, абхазские мужчины больше плачут, чем женщины).

Когда мы добрались до озера Рица, поднялся жуткий ветер (погода в горах меняется очень быстро). Не успели и глазом моргнуть, как тучи заволокли небо, холодным воздухом подуло с гор. Озеро превратилось в бурлящее море: хватало высокой волной с берегов ветки и листья, закручивало их в вихре и поглощало, как голодный хищный зверь. Желание купаться отпало само собой. Промёрзнув с жирным чебуреком в руках, я опять залезла в машину.

Через какие-то 10-15 минут солнце снова заулыбалось, тучи исчезли, и вот мы у Голубого озера. Такого чуда я ещё не встречала! Оно действительно было ярко голубым, даже не бирюзовым. Оказывается, волшебные водоросли в сочетании с особым углом падения солнечных лучей создают такой магический цвет. Ледяная вода сводила пальцы на ногах. Напоследок полюбовавшись этим чудом природы, мы отправились дальше.

Впереди ещё было много интересного: канатные дороги, висячие мосты и – винный дегустационный зал в Гудауте.

Домой возвращались весёлые и счастливые. Водитель нам попался настоящий джигит. Распевал песни, пританцовывал в такт «на тормозах», а когда в салоне стало душно, вообще настежь открыл дверь, и мы ехали над пропастью, визжа и стуча зубами.

Оставшиеся четыре дня отходили от поездки, ели персики и купались в чистом, тёплом Чёрном море, съездили в Ботанический сад (растений здесь вместе взятых больше, чем во всей Европе) и обезьяний питомник, от души насмеялись, глядя на шустрых мартышек. Под конец совсем не хотелось уезжать… Хозяева дома стали такими родными, море своим. Но всё имеет свойство заканчиваться. К счастью, добрые воспоминания останутся надолго. А вдруг судьба ещё забросит меня в красавицу-Абхазию? Буду жить в горах у самого синего моря, и работать в сухумской газете «Апсны».

Екатерина Мушурова, студентка факультета журналистики Воронежского государственного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"