На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Человек уникального дара

Памяти Народного артиста Юрия Авшарова

  Прелюдия

И тополя уходят,

но след их озёрный светел.

 

И тополя уходят,

но нам оставляют ветер.

 

И ветер умолкнет ночью,

обряженный чёрным крепом.

 

Но ветер оставит эхо,

плывущее вниз по рекам.

 

И мир светляков нахлынет –

  и прошлое в нём потонет.

 

И крохотное сердечко

раскроется на ладони.

Федерико Гарсия Лорка

Знакомство

Служебный вход Театра Сатиры, серый денёк наполненный сомнениями: стоит ли менять намеченный и почти уже реализованный путь, из-за упрямо настойчивых успехов на Московском конкурсе чтецов? Все педагоги, неравнодушные к моему второму подряд лауреатству, не могли стерпеть «прозябания таланта в книжном шкафу, под названием Фил-фак. МГУ», из коего, они сами вышли и оттого не желали мне подобной скорбной участи.

Дабы не было сомнений в определении поприща, решили   получить непредвзятый совет. Ещё в Московской Филармонии слыла молва о порядочном во всех отношениях человеке, Юрии Михайловиче Авшарове. И хотя более того, знакомство не распространялось, мама отважилась испросить краткой встречи, для просмотра моих способностей на примере всё той же конкурсной программы.

Очень маленькая аудитория, может, просто гримёрка, не помню точно. Напротив – большой, внимательно-сосредоточенный, серьёзный человек, с копной волос и раскрывающим душу взглядом…

Я знала, что обычно он отговаривал от этого поприща, но читалось ему легко, не от желания произвести впечатление (в конце концов, будущее моё только надумывало меняться, и я того ещё и не осознавала вовсе), но во всё это недолгое время не покидало чувство, что он озвучит единственно верное решение.

Улыбаясь, он отшутился:

  – Да она у вас уже готовая актриса!

На подножку уходящего поезда

Я слишком поздно, даже отчаянно легкомысленно, в последний момент изменила намерения в выборе профессии: во МХАТ и ГИТИС набор уже закончился, а в Щепкинском и Щукинском уверяли, что думали друг на друга – кто возьмёт, да так с конкурсом всё и кончилось.

На крыльце гнезда Вахтангова, урвав свободную минуту, пережидая горячие деньки поступлений, курил худрук новобранцев Родион Овчинников, когда без меня забирали мои документы.

  – Да, я её помню… С такой характерной фактурой и не грубая, лиричная… Я бы взял, да на свой первый курс не я набираю… Постойте, так у Авшарова же сегодня добор, через полтора часа начинается!..

Так, от совершенно случайной встречи, попала к замечательному, истово преданному профессии педагогу, актёру Театра Сатиры, профессору,   Народному артисту, Юрию Михайловичу Авшарову.

Собрав к себе на курс уникальный педагогический состав, он взрастил в сердце своих питомцев безграничную любовь и преданность актёрскому мастерству, посеянную на почве усердного, упорного, кропотливого труда и внимания, усидчивости и вдохновения.

Был Пётр и Павел, жаркий летний день. Отстояли заутреню в Гефсиманском Черниговском скиту, что под Сергиевым Посадом. Нас ещё намедни уговорил остаться наш духовник и мой крёстный отец,   игумен Феофилакт:

  – Оставайтесь-ка вы после вечерней службы на Праздник! В колокольне переночуете.

На торжество съехалось много гостей, пели «Русичи», батюшка и меня попросил казачью песнь «сыграть», всегда их с удовольствием слушал. Вот так, за трапезой, в келью Святого Варнавы и пришло известие, что меня приняли на курс – подарок от Святых отцов.

Вечером сидели в беседке на даче. Мы бурно и радостно рассказывали все перипетии поступления: к кому на курс я так неожиданно попала, пришедшим папиному брату и его жене, а она кивнула спокойно:

  – Авшаров? Да, знаю – он мне дядя.

Мы оторопели – оказались ещё и в родстве! Однако это я никогда не афишировала, наоборот, лишь сильнее восприняла ответственность, усерднее училась.

Учитель

По осени, мы собрались в полуподвалах на Никитской, где обретались первые уроки:

– В чём суть профессии?

«Балет – это столп науки, на котором балансирует искусство».

«Гёте сказал, что профессия актёра сродни канатоходцу в цирке, а сцена – это канат, на котором он балансирует».

Г.Гейне:

Это мудрое безумье!

Обезумившая мудрость!

Вздох предсмертный, так внезапно

Превращающийся в хохот!

Вопросы Вахтангова перед репетицией:

Зачем во всём искусстве существует театр?

Зачем в театре существует мой театр?

Зачем в моём театре существует спектакль?

Зачем в моём спектакле существует моя роль?

Зачем в моей роли существует этот эпизод?

Зачем репетиция?

Найти свой ход к любви? В роль надо влюбиться – тайна в глазах. Искать то, что затрагивает; играть то, что понятно, что чувствуешь.

Много блокнотов и тетрадок я исписала на его занятиях. Но то лишь ничтожно малая часть скрупулёзной работы, внимательного разбора материала. Лишь общий настрой, подготовка. А ещё и по каждому образу, персонажу целые россыпи планов, подтекстов, точек опоры и направлений, внешних и внутренних особостей, пластики, мимики, голоса, жестов… и сам он показывал так, что мурашки по телу…

«Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского

Этюды – первое приближение к персонажу. Любую секунду нашей жизни мы существуем в событии.

Двойная жизнь.

Своебразие типа, темперамента, характера человека, основная движущая сила. Чем он живёт? (семья, окружение, груз прошлого – фундамент). Насыщенная жизнь. Истоки качеств. Чувственный образ и его жизнь.

Определённое устремление. Что происходит, за чем следить? Наблюдение людей в момент логики, становления, всё зыбко, всё дышит.

Обострять задачу: «Интересен первый и последний раз». Пик. «Тот, кто постоянно ясен, тот по-моему, просто глуп». (В.Маяковский)

Игра между людьми на гране фола. «Всё запрещённое уже сказано».

Есть темы, за которыми стоят погибшие люди. Они требуют стопроцентной информации.

Не читки требуют с актёра,

А полной гибели всерьёз.

Б.Пастернак: «О, знал бы, что так бывает…»

За каждым человеком, словом стоит кровь. Как ломают людей – человек уже не человек.

Бутафория в этой теме невозможна.

Люди без души. Допрос – изменение души. Человек разрушен внутри. Пустота от лишения любой жизни. Чего мы должны добиваться? Ситуация неравновесия. Изменение людей от встречи с этим моральным асфальтовым катком.

Проза Ю.Домбровского массивна и тяжела, но неожиданно набирает высоту и летит. В нём полнота жизни била ключом. Чувство правды. Он смотрит откуда-то сверху. Его объём чтения непредставим, казалось, что он знал всё.

Из ничего возникает чудо театра – действо, непрерывный процесс движения. Театр – заповедник другого существования. Только если тратишь себя.

«Счастье не в открытии, а в открывании». (Ф.Достоевский «Идиот»)

Сухой жар Кориолана и «Антоний и Клеопатра»

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М.Лермонтов «Дума»

Таран – не боясь, «на всю катушку», ситуация закручивается до вопля. Океан не навязывает своей мысли – самим барахтаться. Столкновение страстей, стихий. Большей объективности. О каноне в искусстве, об истинном художнике:

«Между тем, истинный художник хочет не своего во что бы то ни стало, а прекрасного, объективно-прекрасного, то есть художественно воплощенной истины вещей, и вовсе не занят мелочным самолюбивым вопросом, первым ли или сотым говорит он об истине». (П.Флоренский «Иконостас»).

У каждого своя правда – столкновение.

Как Достоевский даёт своим героям высказывать свои позиции до конца, отсюда многоголосие, полифония и максимальная объективность.

  – Понимаю, хочу, но не могу.

«Трагическая диалектика Достоевского». (Н.Бердяев)

«Когда-нибудь в светлом будущем явится кто-нибудь и скажет, не послать ли всё к чертям и встретит поддержку, даже если всё будет хорошо». («Записки из подполья») Сделать так, как хочется, даже во вред себе – потребность пожить по своей воле. Своеволие у шекспировских персонажей очень сильно выражено. Мы привыкаем к уровню кухни, а его герои действуют на просторах. Необходимость крупного существования, когда несёт непредсказуемо, от предков, все препоны мелки для этой стихии – такие замахи, удары. Всё пластически крупнее.

Максимальная сила, характера, атмосферы. Живое столкновение. Пространство другое.

Умение обращаться с длинными текстами – насытить монолог. Текст должен рождаться из кипятка. «Все котлы кипят – слова плавают в кипятке». Особое напряжение. Размер раскачивает большой маятник ритма, слов. Ветры – наружу. Лёгкость, мощь, сила – энергия в основе, изначально. – Текст, прочитанный по логике.

Характеры сложные, живые, стихия явна, открытость, непосредственность, простодушие, основа характера, его каркас – искренность. «Характерность нужна актёру для того, чтобы быть искренним» (К.Станиславский). Прямое включение, на полном серьёзе.

Качество внутреннего устремления человека – основа характера. Люди действия, а не разговора.
Течение человеческой реки.

«Я везде, везде, везде…»

Игра с миром, опасная игра, чреватая катастрофой. Вызов всему. Азарт игры – непредсказуемость. Игра со всем мирозданьем на грани жизни и смерти.

Есть упоение в бою

У бездны мрачной на краю.

А.Пушкин «Пир во время чумы»

Всё разрушает игра сама с собой – привкус обречённости. Крупный жест. Гибельность, вызов смерти.

Существование на грани во всём теле. Пластика, балет, манера существования, движения.

Брать непреступные крепости миллионом разных средств. Азарт боя. Взять за горло. Сверху. Жажда крупного.

Игра по-настоящему не даёт вырваться – всё не так – трагически не так.

Слиться в глазах, в звучании, но для этого нужно мгновение покоя, но его нет.

Удар – сотрясение – Личность.

Ровная жизнь – смерть для искусства.

Энергетическая основа роли – жест, устремление – суть, заряд, по отношению к партнёру, миру. Крупный жест – основной чувственный стержень, вертикаль, уходящая в бесконечность, этим занято всё тело. Слово становится дорогим и весомым. Внутренние ритмы. Манера общения, принятия решений. Круг общения, шлейф. Манера: смотреть на мир, держаться, говорить, движение внутреннее и внешнее.

Вертикаль – сколько ходов вперёд! Взгляд с птичьего полёта. Устремление в горние высоты.

Крах – представлений: вертикаль переходит в горизонталь – жизнь, связь с землёй, природой, матерью.   Расхождение с идеалом и жизнью.

Всё опалили, выжгли слёзы

Горючей влагою своей.

Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»

Энергия особости. Ненавистно быть в толпе. Отделённые люди – обречённость – крах.

Сильная наполненность в противостоянии миру. Повадки, как ходят, чем живут, какой быт? Знание тела. В походке – сдержанная сила и мощь. Ощущение исключительности, стати, острый внутренний ритм.

Готовность на всё, вызов всему порядку вещей. Предельная ситуация. Всё любой ценой! Крайняя установка – последний шанс до предела. Идти до конца!

Самое главное висит в воздухе (Пушкин, Шекспир) Проведение – всему есть отклик.

Конкретная, острая ситуация в глазах. Ищется сознательный повод для бессознательных бросков. Искать повод для напряжения. Стремление отдаться этому стону.

Музыка помогает – она полётна. (П.Чайковский «Ромео и Джульетта» тема любви, С.Рахманинов «Алеко», Ф.Лист «Грёзы любви», Дж. Верди «Травиата», Р.Вагнер «Гибель Богов», Л.Бетховен…)

Особое качество внимания.

«Варвары»

        «Что-то нарушилось в гармонии Вселенной»

М.Горький «Варвары»

– вся пьеса о духовном кризисе.

А.Эйнштейн: «ХХ век характеризуется развенчанием идей и усовершенствованием средств, для их достижения».

Атмосфера:

1 акт – природа, жара, лето.

2 акт – замкнутое пространство, осень, зябкость.

Искать форму выявления реакции типа. Самое мучительное – найти оценку и реакцию, парадоксальную, неадекватную. Рождение нового человека, единственного, индивидуального и типичного.

Подтекст это энергия. Определённый, живой, вкусный подтекст сразу всё протащит – это присвоение текста.

Главное не спешить, всё проживать. Из любого можно сделать игру! Нет мелочей! Находить в каждом слове, малейшем появлении проявляться на полную!..

Важно понять, чего хочет человек, к чему стремится. Очень точный стержень, цель – его воплощение. Учитесь приносить!

Диалог лёгкий, идёт легко в смысле естественного движения.

Схема – точная работа – уметь действовать в схеме.

Найти действенное начало человека – действие его двигатель.

Искать максимум! Целый огромный мир! Странные, нелепые, тёмные – любые, огромные мечты. Очень крупно. Гуще!

Большие волны. Создавать ситуации. Свежее ощущение от происходящих событий.

Свои ритмы.

Три круга внимания: Космос, человек в Космосе, человек наедине со Вселенной.

Общение, зависимость друг от друга.

Существование в пустом пространстве и минимум движений требует максимального наполнения, это завораживает. Шаг становится событием. Человек всё время работает, варит своё.

Двумотивность (как минимум) поведения. Создаётся напряжение даже из простого.

Всё стремительней, легче (все разговоры). Общаться – не значит глазеть, не лезть, не заворачиваться.

Ф.Достоевский: «Человек поступает не так как нужно, а так как хочет».

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». (А.Пушкин «Элегия»)

Завышенная планка, что и добраться нельзя, но она есть.

Трагическая судьба у того, кто считает, что у него трагическая судьба» (В. Непомнящий).

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто иль темно.

М.Лермонтов «Дума»

Мир эгоистичен, мир, которому нельзя верить, где все люди гребут под себя.

Пьеса об усталом поколении – ничего свежего, всё прокручивается по многу раз – всё вяло-уставшее. Стон. Неустроенность человеческая, муки потерянности.

Щемящая нота потерянных идеалов.

В четвёртом действии всё разваливается – зябко и холодно – осенняя разруха.

Возникает много ассоциаций театральных, художественных, музыкальных, литературных.

Может быть лишь вспышка, но всё кончится крахом. Забыть и не думать ни о чём.

«О ты, последняя любовь!» (Ф.Тютчев).

«Мы провода под током» (Б.Пастернак «Объяснение») – Взрыв в конце концов… но вдруг… Нет энергии, соответствия. Тревога сидит страшная. Брожение, маята. Развал.

Счёт к миру. «Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен про вас не споют» (В.Маяковский «Легенда о Марко»).

Важно точно найти   суть происходящего, особенно, его оттенок.

«Молодое искусство прямолинейно, здорово, грубовато, а старое искусство многоцветно, но отмирающее, как увядание осени – оно богаче, но слабее» (К.Леонтьев).

Особый характер – и в этом особенная прелесть. Чтобы в зале был резонанс.

Готовность всё взорвать, всё идёт к заключительному аккорду – вагнеровский Траурный марш из «Гибели богов».

Обречённость на неудачу. Тоска по идеалу.

Подхватывать. Интенсивно существовать.

Стремление – живой лёгкий, внятный диалог. Присвоение текста. Живые люди, образы, а не персонажи.

Первый прогон 23 февраля 2003 года. Замечания.

Больные точки в роли, где выявляются стороны человека.

Очень конкретно! Не пылить вообще.

Остро, чётко, конкретно в партнёра!

Не пробрасывать текст. Не торопить.

«Красота – это энергия!» (А.Кончаловский).

На программке дипломного спектакля:

«Дорогая Полина!

Вот и последние «Варвары».

Очень рад, что дал Вам эту Катьку. Потому что Вы сделали из неё такой сгусток энергии, такого самородка, что диву даешься. Такие не могут родиться на скудной загаженной городской почве. Такие родятся в глухих, но черноземных уголках.

Спасибо за работу, за преданность профессии, за поиск!

Успехов!

Целую

       Ваш Авшаров

5/VI – 2003г.»

Когда уходят такие люди

  – Наташа, я не знаю, что тебе сказать…

  – А я не знаю, что тебе ответить.

Ю.Назаров – Н.Нечаевой, два часа после смерти мужа.

Ещё никто не может осознать,

Понять, принять, преодолеть, поверить.

Шла репетиция – сижу на сцене.

И отчего-то вспомнился короткий

Мой разговор с Учителем,

Он был уже в больнице.

Всё, вроде, профилактика, не больше.

Передавала отзыв о спектакле, что он поставил.

Кто смотрел – в восторге.

А у меня всё не доходят ноги.

Но обязательно, на следующем буду…

А вот подумалось, на досках стёртых сцены:

В больнице Мастер – вдруг как помрёт?..

И тут же, как обожглась, я отшатнулась мыслью:

Как можно?! Нет причин к унынью!

Еще не срок! Так много надо сделать…

В обед мне позвонили…

Сказали то, что я совсем недавно гнала из головы,

Самой себе не веря.

Сбылось предчувствие –

Горячими слезами

             жгло щеки,

Падали с ресниц намокших

         горечь,

Необратимость и неверье разом.

«Должно быть, тот, кто создал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.

Что значит человек,

Когда его заветные желанья

Еда да сон? Животное, и всё».

Он   – Человек, Он – Мастер, «Рыцарь Театра» –

Жар Педагога и Творца в Искусстве.

На зависть, злобу, хамство и обиды

Одно оружье – Творчество имел.

В последний час рассказывал о «Горе от ума»,

Как ставить, разбирал по   тексту…

И разом, вдруг,

       колени подогнулись –

Упал и голову на простынь уронил.

«В этом большом теле жила необъятная, пламенеющая душа, вертикаль, уходящая в бесконечность, что, наконец, нашла своё пространство безграничного» Р. Овчинников на Прощании с Мастером, фойе Театра Сатиры, 2 февраля 2010г.

2010г.

Полина Нечитайло


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"