На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Круговорот добра в природе

Очерк

Эта строчка из заметок мамы. 5 июля у неё Юбилей! Ей было бы… Нет, не принимает всё существо прошедшего времени – как в её заметках сказано, что «время придумали люди», как Никола Тесла говорил не о прямолинейности света и времени, а о всеобщем, едином информационном, вневременном поле, эфире.

Мальцева Людмила Васильевна – актриса, культуролог-исследователь, дипломант Сорбонны, старшина по Культуре в Союзе Казаков, Заслуженная артистка Южной Осетии, кавалер ордена «Златна значка» (Сербия») и лауреат премии «Имперская культура», педагог – профессор ВГИКа и МОСГУ, отмечена грамотой Президента РФ и множеством грамот государственных и общественных организаций, благодарностей…

Это всё официальный и далеко не полный перечень её достоинств и заслуг…

Но главное, что она за Человек – и здесь нет границ её любви – к творчеству, родным, друзьям, людям – всему на что обращался её светлый, синеокий взор. Какой круговорот – её небезразличных мыслей о всём важном, о всех нас… И каждому найти то самое дорогое и нужное слово…

Истово преданная призванию, как она чувствовала настоящее, выносила со сцены летучее слово вперёд, навстречу слушающим, слышащим...

Много слов теснят душу в бессилии выразить переполняющие чувства… В иной, иносказательной форме, в метафизичном осмыслении, это под силу только поэту – провидцу, дервишу – кому открыто больше – Тимуру Зульфикарову:

 

                    ПОЭТ

                               Людмиле и Полине – ценителям

                                 Поэзии и любимицам поэтов…

 

                                       …Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

                                                                                              А. Пушкин

 

Поэт – это звёзды звёзды алмазнотекучие алмазнопадучие звёзды

Поэт – это вечное сердцебиенье хрустального альпийского родника

Поэт – это лепет птенцов в яйцетекучих херувимски доверчивых алых гнёздах

Поэт – это духмяный пчелиный васильковый ветер в перламутровых отзывчивых

                                                                          тополях

 

Поэт – это родимые вечнохмельные тесные слёзные други други блаженные

Поэт – это одиночество которое глубже Вселенной

Поэт – это бессонная боль за одичалые забурьяненные поля

За зарубленные задушенные безвинные леса

За одряхлевшие обмелевшие беззащитные реки

За заброшенные заколоченные затравленные кормилицы-деревни

За всех родных чужих далёких близких страждущих ликующих болящих обделенных

                                                                         убиенных

 

Поэт – это нежнолестные нежнольстивые нежнолепестковые фиалковые

                                                                          девы сомлелые

Поэт – это лукавые вечно обнаженно отворенные для игрищ любовных жены

                                                                          жены жены

Их лона бутоны бездонные – это вселенные распахнутые текучие необузданные 

                                                                         непознанные

Их лона – это улья кишащие бредовые земляничные малиновые чародейные

                                                                         чадородные

Поэт – это пчела загустевшая загулявшая задремавшая в струях медовых

 

Поэт – это ярохмельной многошумный многоликий праздник кружащийся

Где словно на Вечере Тайной

За столом восседает Сам Господь Бог Опечаленный

А тамада – сатана улыбающийся

 

Поэт – это бесконечные необъятные сладчайшие дурманные маковые объятья…

                                                                          соитья… приволья… застолья…

Где вина крылатые плещутся бьются безумствуют в девоподобных

                                                                          женоподобных бокалах

 

Поэт – это летучая очарованная Смерть сладко вожделенно нежданная

Которая словно Ангел

Или случайный прохожий святой божий странник цыган вечный пыльный Пианица

Внезапно безумно срывает сдирает со стола захмелевшую залитую винами

                                                                          скатерть

Вместе с бокалами рассыпающимися и душами улетающими

 

Айхххйя!

О Боже!

И стол стал гол как алчный гроб

Но гроб извечно пуст

 

Ибо поэтов как любимцев забирает Сам Господь…

 

 

Я приведу её некоторые мысли о значимости слова в культурном и историческом национальном коде из обрывков её дневников и записей, которых я много нахожу и много боюсь упустить:

«Язык – душа народа.» ( Лев Толстой)

«Язык – вернейший симптом душевного здоровья нации.» (Владимир Лапшин)

 

Сколько она читала, изучала… Даже к каждому занятию со студентами готовилась, как к защите диссертации, перелопачивала уйму литературы, записывала, буквально, на ходу услышанное в беседах или выступлениях...

Любое творчество – это сопротивление. Наряду с Шекспиром, Достоевским. Научится читать Достоевского.

Входить, погружаться в внутренний образ. Глухой голос Достоевского.

Сущее, что живёт в человеке. Достоевский в зрительном образе.

У Достоевского нет лишнего слова!Требователен к слову. Язык разнообразный. Синтаксис. Из слов творит Слово. Слово Достоевского событийно. «Стушеваться» – слово Достоевского – слово юности. Пушкинская речь Достоевского – всечеловек – тайна человеческая – это личность в человеке. Всечеловечности Христа. Быть Русским – быть всечеловеком.

 

Со словами работать сложнее, чем с цифрами. Работа с различными образами. Логико-семантические законы и схемы. Дискрипторы – ключевые слова, характеризуют одно направление.

 

Истина – мужество и высокая культура мысли…

«Главная боль писателя – гибель языка.» (Крупин, «Огонёк»)

Гибнет язык, гибнет культура. Жизнь души теплится в языке.

Потерялась обрядность – а в ней был смысл. Голосила до свадьбы, а теперь всю жизнь.

В природе и культуре нет мелочей…

Основной вопрос философии: «Что первично?» Как правильно и достойно прожить жизнь. В русской нравственной философии. Каково общество – таков и человек. Человек должен оставаться человеком при всех обстоятельствах. Мы дикари, так как оторваны от корней. Главный урок – в области морали, нравственности.

 

18.08.92.

А.П. Чехов: «Писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цельКаждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы кроме жизни, какая есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет Вас».

Народ внутренне чувствует натуральное. Вот это пение! Вот это да! Ему хочется так же спеть!!! Пение захватывает физически. Дышишь – Душа – Космос. Твоё дыхание общается с космосом. Хоровое пение – солисты. Праздник внутри – ликование.

Звук летящий из душ в космос. Он вызывает ликование.

 

13.01.94.

Ив. Ильин: «Но, чтобы найти в самом себе силы, необходимые для борьбы и умение, необходимо отчаяться во всём и во всех, кроме Господа, необходимо восстановить свою религиозную веру, как таинственный и живой ключ духовной жизни. Возвращение к вере и молитве. Поэзию творит сердце.

 

* * *

Так нежданна Людушка,

Точно всё во сне…

А казацкой удалью –

Песней лес звенел!

 

Сосен перезвоны,

Ёлочек гурьба…

То напев уронет –

Только грудь пошла.

 

Как на шатком мостике

Каблучков раскат –

Переступки, гвоздики, –

Да на два гласка.

 

Серебрянка слышала,

Лес в ладони бил!

А потом вдруг, свыше –

Месяц стать родил –

 

Через лево плечеко,

Сбросив облака,

И не мне переча,

А тебе: «Ну как

 

Не раскинуть чуда,

Да любовь не жечь!»

Видно я хочу так,

Чтоб тебя сберечь.

                   1977

Автор этого посвящения – поэт и Заслуженный художник России, мой папа, Дмитрий Нечитайло, – надписал на одной из многочисленных тетрадей, найденной на даче в Заветах Ильича с записями его супруги: «Заветно-заповедная тетрадь» Людмилы Мальцевой. Вот некоторые выдержки из записей:

 

31 июня 2003 г.

Блаженные денёчки в Заветах! Так хочется побыть подольше, но – дела, суета, суетная Москва неумолимо тенят к себе, а здесь покой, творчество, книги, шум деревьев, тишина и спящая кошка на столе. Читаю записи Свиридова и «Кубань» за ‘86г. и… заливаюсь слезами. Душа стенает.

Вчера был очень удачный концерт в санатории «Берёзовая роща». Как слушали! (А говорят – богатенькие, им чего повеселей…нет, настоящее чувствуют сразу!) «Глас народа – глас Божий!»

«Как упоительны в России вечера»

Для Цветаевой «искусство, как дело жизни поэта, было СВЯТО… Жизни вне искусства, у неё просто не было… (Р. Гуль) … «шёл через книгу, – в автора».

 

Цветаева – лирик и энергичный, как раз то, что мне надо!

* * *

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

— Не жалейте! Всё сбылось,

Всё в груди слилось и спелось.

 

Спелось — как вся даль слилась

В стонущей трубе окрайны.

Господи! Душа сбылась:

Умысел твой самый тайный.

М. Цветаева

 

12 авг. 2003 г. Заветы.

Кому нужны мои мечтания, искания, мысли? Только мне? И только?

… Стоит почитать дневники Свиридова или поговорить с лучшими, умнейшими людьми современности – Курбатовым, Ямщиковым, Распутиным, Крупиным, Лихоносовым. Но они – все в одиночку.

Заветы, милые Заветы! Как же вы успокаиваете и возвращаете к жизни! Каждый раз ловлю себя на точащей мысли – я очень мало сделала!

Как отчаянно эти молодые борются за место под солнцем! Без страха и упрёка, «Мне надо!» – и всё! Плевать на мнение и прочая. Работоспособность. Одержимость. Уверенность. Смелость. Где-то Жестокость.

Да у нас другой менталитет. У нас было сфумато, дыхание, лиризм, если не сказать, разгильдяйство…

Где я? Что я? Где моё? Результаты. Видимые результаты где?

Мне со всех сторон кричат в уши – пиши! Пиши хоть по несколько строчек, хоть по 15 мин., но каждый день! В Заветах есть стол, окно, лампа, кресло, торшер, есть моя светёлка. Здесь пишется. Здесь я бы расписалась, но когда?! За лето были раза 4 по 1; 1,5 дня. Когда? Жизнь суетна и затягивает бытом и мелочёвкой.

Как-то хочется осознать себя, осознать и почувствовать. 20 с лишним лет без работы, всё время на голодном пайке, выдирала крохи, чудом удержалась хоть в какой-то профессиональной форме, да и не в какой-то, а, говорят, очень даже ничего. Так что же? А что же, теперь уже ничего не остаётся, как идти всё тем же «путём одиноких и отважных», как говорит НЮ. Востребован. А я – вся на собственном адреналине. Вот и живи!

Ах жизнь, жизнь, как же ты всё разбиваешь и ставишь на свои места. Что наши бедные чувства. Обстоятельства – вот материализм. А чувства – дух, они сейчас не в моде и не в цене.

 

20. 08. 03.

Есть невыносимые дни, которые нужно пережить. Собраться с силами, с духом или наоборот – расслабиться; ничего не чувствовать, ничего не слышать, ни ощущать. Такая пустота внутри и ТОСКА! Тоска! Убийственная. Понимаешь, почему люди запивали, просаживали у цыган состояния, стрелялись, наконец, – терпежу ведь нет никакого: «Мне некуда больше спешить, мне некого больше любить…» Дивные денёчки в Переяславле – Колдовское Плещеево озеро, где понимаешь, что время придумали люди, его нет, есть вечность. Вечность, как яичко над озером. Потом узнала, что у него двойное дно, бездонье, точнее, и «что удивительно»… сначала мелко-мелко с километр, а потом – бездонье пропасти «утопленник утонет здесь, выловить смогут под Воронежем где-то…»

А Синий Камень! Легла на него, закрыла глаза, и вдруг почувствовала бездну сверху и снизу. И как-то почувствовала, что это тот самый мост между временами, о котором Цыбин говорил. Никитский монастырь! Св. Никита. Источник –  восторг и ужас! И… вместе, три дня вместе, дивная природа. Творчество, люди, родные по духу…

 

23.08.03.

Однако, мудрец, всё-таки Латынин, кум мой. Он говорит: «Я принимаю людей такими, какие они есть. Только усиливаю их лучшие качества, и стараюсь смягчить дурные». Прекрасная политика, для себя в первую очередь – меньше нервов, не надо перевоспитывать, это бесполезная трата собственной жизни. Сегодня с утра какое-то блаженное умиротворение – вот она та гармония с природой. Заветы за одну ночь умеют залечить раны…

Москва меня разъедает, я схожу с ума и обессиливаю, а здесь – всё как-то становится на свои места, умиротворение и покой. Почему-то вдруг вспомнилось, как мы ранним-рано с крохой доченькой, часов в 5-6 утра электричкой, потом автобусом добирались до Черниговского скита. А потом сыроватая свежесть, холодок в храме, трапезы в келье у батюшки Феофилакта. Казалось это будет вечность, всегда, и вот – нет ничего, только благостные воспоминания.

Что такое писание – воспоминание ощущений, фактов, воскрешение живых чувств. Что это? Это дар, или трудоёмкая работа и понуждение?

Вот уж сколько лет я хочу писать и не могу! Вот только дневники. Я столько вижу, столько чувствую, столько мест, столько встреч и не могу это должным образом запечатлеть. Вот только эти записи…

 Всё-таки – Любовь, Любовь и Искусство – вот две вещи, которыми стоит заниматься на свете, да они, наверное, и неотделимы.

 

24.08.03.

Сегодня утром хотела задуть свечу, после того, как Митя помолился и… не смогла!

Так покойно, благостно было в уголку, что рука сама потянулась в крестном знамении. И вдруг осенило: вот она, связующая нить поколений и русских людей! Веками одни и те же слова «трепещет в сердце знакомый звук волшебных слов»! И Александр Невский, и Александр Пушкин, и Александр Суворов, и Гумилёв Николай, и Николай Гоголь, и Николай Лесков, и Николай Моисеев (владыка Феофилакт) – все читали одни и те же слова, в течении всей своей жизни, а то и по нескольку раз на день: «Отче наш…», «Господи помилуй!», «Богородице – Дево, радуйся!» Как Цыбин говорил: «Вера – это прикосновение к энергии предков». Я всё думала, а как? Вот он ключ! «Отче наш!..» Как Синий Камень соединяет небо и землю, пропускает через себя века и космос, так и молитва – вечная, чудная, великая Тайна и благодать. А от этого – восторг, восторг единения, причастности Великому, великому народу, великой стране, великой истории. И радость великая, что не один, что не сирота, не Иван, родства не помнящий, а великое единое воинство, и сколько их прошло, и сколько рядом, и сколько будет ещё! Дай-то Бог!

Ах, какие у Надьки Мирошниченко стихи!

Когда б мы ни приехали сюда,

Здесь наши голоса, здесь наши строки.

Здесь чувства безо всякого стыда,

Поскольку чистоплотны и высоки.

 

Здесь струнный воздух. Здесь поёт вода.

Здесь серебро по золоту церквушек.

Здесь ловят звёзды через провода

Наивные пророчества кукушек.

 

Здесь соловьи. Конечно, соловьи.

По зарослям их щёлканье и трели.

Здесь русский дух. Здесь пузыри земли.

Здесь Божий глас слышней под вздох свирели.

 

Когда б мы ни приехали… Да вот

Зачем же не тогда мы были вместе?

И нашей жизни беспощадный ход

Мы превратили в будущие песни.

 

Вот, зараза же, ну, как дышит, так и пишет! Как песня льётся, как трава шелестит

Разбила корабли. Мосты сожгла

Берёзы за меня. Со мной подснежники,

А всё равно сгорело не дотла.

И умираювсё равноот нежности.

«Отче наш!..» А Поэзия – это потом! То, что объединяет. Но ведь был Синий камень, были озёра, были кривичи, поляне, славяне, и в них же тоже моя кровь текла, так значит с ними меня единят озёра, камни, вода, небо. Природа и вера. Земля меня с ними единит и Дух, вот почему и ладанку с землёй Казаки на груди носили; дабы пуповину не разорвать. В сердце молитва – Дух, а на сердце – Земля Родная, материя.

 

Русь как былина, всё время звучит.

 

Стратегически – любовь к Родине определяет вечность.

 

Ах, сколько записей, как кладезей в пещерах, занесённых временем, воспоминаний сколько – её, о ней. И папа пишет, словом светлым озаряя то, что случилось словно бы вчера: «Весна 1977 года. Заскочил к другу в мастерскую, (напротив телеграфа) – Махуд – достойный ученик Салахова – вместе учились в Суриковском художественном институте. Он писал портрет девушки – познакомились – Людмила – оканчивала Щепкинское театральное училище, последний курс М. Царёва. Вышли вместе – провожал, шли по Кузнецкому. Много вдохновенно говорил, что живу на даче, родители большие художники. Пригласил на Масловку в библиотеку художников – буду читать поэму свою «Кудеяр». Людей было мало, Людмила пришла. Говорила, что это чтение решило её судьбу… Полюбил сразу. Цветущая весна».

 

* * *

              Л.В. Мальцевой

 

Актриса вещая, трудись!

Гортань преобразует небо,

Отбросив сигареты, ёмко

Слова прорвутся из груди.

 

Пока огонь поёт в крови –

Любовь и вера твой Акрополь,

Страдание души огромно –

 

Актриса вещая, борись!

Пространство личностью означив,

Не в нас ли врублен дух казачий!

 

Актриса вещая, молись –

Закляв пригубленное слово,

Которое грядёт весомо,

Когда выносят Вас на бис!

       (Дм. Нечитайло, 1977)

Полина Нечитайло


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"