На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Сирийский пролог

Путевой очерк

Главный врач в госпитале Дамаска одет не в белый халат, а в военную форму — только что закончилась церемония прощания с убитыми солдатами и офицерами. У него красные от постоянного недосыпания глаза. Доктор просит не фотографировать его: накануне на пороге собственного дома террористы расстреляли главного врача другого госпиталя. Доктор рассказывает нам, как он любит Россию и мечтает, чтобы его сын поехал в Санкт-Петербург учиться на офтальмолога. Медицинская специализация стала чем-то вроде пароля и присяги на верность — президент Сирии Асад тоже офтальмолог.

И вдруг неожиданно мой собеседник говорит: "Я христианин, — и, показав на своего коллегу, продолжает: а он мусульманин".

Вообще-то в Сирии не принято говорить о конфессиональной принадлежности. Здесь всегда считалось, что это глубоко личное дело каждого человека — вопрос его духовной жизни. Но сегодняшние трагические события вынуждают людей идентифицировать себя по религиозному признаку.

Большое переселение

Христиане Сирии хорошо знают, что случилось с их единоверцами в Косово, Ираке и Ливии. В Ливии, правда, христиан всегда было мало. Но и там, едва взяв Триполи, повстанцы разорили церковь Святого Георгия, древнейший православный храм в Северной Африке. Пример соседнего Ирака более страшный. Уже через год после оккупации каждый десятый христианин покинул Ирак. Около 400 тысяч христиан попросили политического убежища в США и Европе, сотни тысяч иракских христиан осели в Сирии.

Еще с апостольских времен Ирак был одним из центров христианства — верующие бежали в Месопотамию, спасаясь от гонений в Римской империи. К началу войны 2003 года в Ираке жило, по разным оценкам, 1-1,5 млн христиан (примерно 5 процентов населения). Сегодня убийства христиан в Ираке стали частью повседневной жизни. Собственно, как и убийства вообще.

Сирия всегда славилась своей толерантностью и веротерпимостью, чем резко отличалась от стран Персидского залива. И христиане, и мусульмане, с которыми я встречалась, в один голос говорили о том, что отношения на бытовом уровне здесь всегда были добрососедскими.

"У обычных мусульман в Сирии нет никаких конфликтов с христианами",— свидетельствует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов).

Протоиерей Леонид (Калинин), настоятель храма Святого Климента в Москве и духовник Фонда святого апостола Павла, объясняет, что объединяет мусульман и христиан в Сирии: "В мечети Омайядов в Дамаске находится могила Иоанна Предтечи (у мусульман — пророк Яхья). Есть предание, что Иисус Христос (у мусульман — пророк Иса) сойдет с небес именно там, спустившись на минарет, который носит название Белый минарет Христа. Потом Иисус войдет в мечеть, воскресит Иоанна Предтечу и вместе с ним пойдет в Иерусалим, где будет вершить свой суд над нечестивыми".

Стоит ли удивляться тому, что Рождество и Пасха в Сирии входят в список национальных праздников. А в дни других христианских праздников верующие могут приходить на работу позже, чтобы иметь возможность помолиться. Христианские храмы, как и мечети, имеют льготы на оплату электричества и воды. Христиане в Сирии представлены в законодательной и исполнительной власти, дипломатии и во всех других сферах государственной и общественной деятельности. А министр обороны Сирии генерал-лейтенант Фаед Раджха — православный христианин.

Опять бегство?

Сирия, которую обычно воспринимают как мусульманскую страну, на самом деле неотъемлемая часть Святой земли. Каждый сириец может рассказать о пещере, где родился Авраам. И о другой пещере, на горе Касьюн над Дамаском, где Каин убил Авеля.

Евангелие от Луки повествует, что владыка Сирии Кириний, наместник римского императора Октавиана Августа, объявил перепись населения, для участия в которой Иосиф Обручник и Дева Мария и отправились в Вифлеем.

Антиохия была древнейшим центром христианства, именно там верующие в Христа и стали называться христианами.

Мало кто знает, что первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин, то есть сирийский православный араб. Так что связь между Антиохийской православной церковью и РПЦ самая прямая.

На встречу с Патриархом Антиохийским и всего Востока Игнатием IV я иду по Via Recta. Она же Прямая улица, самая знаменитая в Дамаске, о которой идет речь в "Деяниях апостолов". Сюда, в дом апостола Анании, Господь велел идти гонителю христиан Савлу, здесь он был крещен в Павла.

В зале приемов Антиохийского патриархата висит картина Васнецова — подарок Алексия I. Игнатий IV, которому исполнилось 90 лет, говорит, что знал четырех русских патриархов, причем троих из них — еще до того, как они стали патриархами.

В миру Хазим Хабиб Ассаад, патриарх Антиохийский, родился в небогатой православной арабской семье близ Хамы. В Американском университете Бейрута, где он изучал математику и философию, Игнатий был единственным монахом среди студентов.

Окончив Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, навсегда связал себя особыми узами с Россией.

Патриарх с благодарностью вспоминает о визите патриарха Кирилла, который в ноябре 2011 года специально приезжал, чтобы поддержать братскую церковь: "Я сказал ему: "Вы среди своих, вы для нас свой. Просим вашего благословения и молитв к Богу, чтобы он даровал мир нашему народу"".

Разговор с патриархом Игнатием IV — о судьбе сирийских христиан, которые все чаще становятся жертвами боевиков.

По последним статистическим данным, около10 процентов населения Сирии составляют христиане, принадлежащие к 12 церквям.

Патриарх Греко-католической церкви Григорий III Ляхам в интервью радио Ватикана предостерег: "Первыми жертвами безвластия в Сирии, если система власти в стране рухнет из-за массовых беспорядков, станут христиане". Они окажутся совершенно беззащитными перед экстремистами, как и христиане в Ираке.

По данным британского фонда "Варнава", созданного для помощи христианам в мусульманских странах, только в январе "два христианина, одному 28 лет, другому, у которого осталась беременная жена, было 37 лет, были похищены и позже найдены мертвыми — один был найден повешенным с многочисленными ранами на теле, тело другого расчленили и бросили в реку; еще четыре христианина были похищены. Их также угрожают убить, если выкуп не буден уплачен в срок. 15 января двое христиан были убиты в очереди за хлебом. Другой сорокалетний христианин был застрелен тремя вооруженными людьми, когда вез на машине двух своих маленьких детей. Надежный источник сообщил, что особой опасности подвергаются дети: если похитители не получают выкуп, их просто убивают".

25 января в Хаме боевики убили православного священника, молодого иеромонаха отца Василия (Нассара) (помимо церковного служения он занимался переводами духовных трудов с арабского на английский и греческий языки). Священник помогал раненому, когда по нему открыли огонь. Провожать отца Василия в последний путь пришла толпа христиан и мусульман.

29 января 2012 года артобстрелу подвергся монастырь Антиохийского патриархата в честь Рождества Божией Матери в городе Сейднае. Здесь со времен первых христиан хранится чудотворный образ Богородицы, написанный апостолом и евангелистом Лукой. Снаряд пробил стену и попал в одну из монашеских келий рядом с детским приютом, но не разорвался.

По словам патриарха, у Антиохийской православной церкви были контакты с сирийской оппозицией: "Мы спрашивали людей, которые говорят, что хотят перемен, что будет с христианами в Сирии. Ответа нет".

А в сентябре 2011 года патриарх Маронитский Бешара Рай, глава Маронитской церкви, был принят в Елисейском дворце и из беседы с президентом Саркози вынес убеждение: Франция и ее союзники намерены осуществить военное вмешательство в дела Сирии, хорошо понимая, что христианам Востока придется покинуть эту землю.

В поисках выхода из трагической ситуации христиане Сирии все чаще говорят о Латинской Америке — там уже живет достаточно большая сирийская диаспора и бегство в очередной раз видится единственным шансом на спасение.

На языке Христа

Солнце — шимша. Сердце — леппа. Дом — байфа. Тридцатилетняя Мейса Хури учит меня арамейскому языку. Языку, на котором говорил Христос. Пока я записываю, она читает на арамейском "Отче наш".

Единственное место на Земле, где до сих пор говорят на арамейском, здесь — в Маалюле, в 50 километрах от Дамаска. Маалюля — значит вход или проход в горах. Легенда гласит, что, спасаясь от преследователей-язычников, ученица апостола Павла — Фекла (по-арабски Такла) молилась, чтобы скалы расступились. И они расступились.

Пройдя через узкую щель в скалах, видишь чудесной красоты долину, раскинувшуюся среди желто-розовых гор. Здесь находятся три древних монастыря, один из которых — православный монастырь Святой Феклы, первая в истории женская обитель.

Около пещеры, где жила и лечила сирийцев святая Фекла, мы ждем пожилую монахиню: Иман Хана — рахиба, хранительница пещеры святой Феклы и ее мощей. И соответственно — старинных ключей от кельи. Сама она из окрестностей Хамы.

У мощей святой Феклы выставлены серебряные ножки, рядом серебряные и золотые ручки, сердечки — подношения тех, кого исцелили молитвы святой Фекле. Последнее чудо, говорит монахиня, произошло здесь всего несколько лет назад. Родившийся парализованным мальчик встал на ноги и пошел, пока его мать молилась в пещере. Сейчас он ходит и бегает. Эта семья живет в Маалюле, все их знают, и дом счастливых родителей стал тоже своего рода центром паломничества. Иман Хана говорит, что святая Фекла помогает всем без различия — и христианам, и мусульманам. Главное — искренняя молитва.

Рядом с пещерой — источник святой Феклы. Воду паломникам наливает молодая красивая женщина. Она родом из Хомса, там остались отец с матерью. Говорит, христианский квартал постоянно обстреливают боевики из квартала Баба Амр. Перебои с водой, нет отопления. Ее старики-родители боятся выходить из дома. Утешение она находит в надежде, что "страна успокоится". Рассказывает, что недавно в обители были копты из Египта. Говорили: "Как у вас хорошо, а у нас к христианам относятся очень плохо". Но им бежать вообще некуда: копты, как известно, коренное население Египта и их слишком много, чтобы сняться с места.

Нелли Кускова (Дамаск-Маалюля)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"