На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Свет души православной

Артистка Художественного театра Татьяны Дорониной

На сцене МХАТ им. М. Горького расцвёл «Вишнёвый сад», и мы, сидя в зале, чувствуем, как нежно касаются лица лепестки цветущей вишни. Мы дышим её ароматом, воздухом ранней весны, и душа наша наполняется нежной благостью, и распрямляется, и светлеет.

И что за душа, что за сердце должно биться в груди человека, чтобы он излучал так много света и добра, чтобы сердечность его в отношении к людям была неизбывной, чтобы образы, созданные им на сцене, были так впечатляющи? Этот вопрос неизбежно возникает в сознании, когда на сцену выходит тонкая, грациозная, дивная Наталья Вихрова, заслуженная артистка России, играющая Варю в этом спектакле. Впрочем, как играла она эту роль и в каждом предыдущем, начиная с 1988 года, когда впервые режиссёр С.Данченко выпустил этот удивительный «Вишнёвый сад».

Варя, тихая скромница, труженица, отдающая сердце, полное любви и преданность свою всем, кто её окружает, но почему-то именно ей в этой пьесе в обоюдной любви и отказано. Почему? Петя Трофимов, «вечный студент», предвестник революции и бури, бездумно дразнит её: «бла-го-ле-пи-е». Она верит в Господа, верит всем сердцем, находит в этом приют душе и отраду. Почему не состоялся её союз, «о котором все говорят» с Лопахиным? Этот вопрос остаётся в спектакле открытым. Казалось бы, А.П. Чехов не дал нам в пьесе ответа? Но, может быть, этот ответ всё-таки есть, и мы только в силу своей духовной незрелости и глухоты не можем его распознать? Варя, преданнейшая любимой семье, душа которой в жертвенности неисчерпаема, в исполнении Натальи Вихровой столь убедительна, что порой забываешь, что перед нами актриса. Отчего? Как удаётся Вихровой столь совершенное вживание в образ?

На этот вопрос, как, впрочем, и на поставленный выше: почему не состоялся союз Вари с Лопахиным? – найдём ответ, если откроем книгу тихих созерцаний Ивана Ильина «Поющее сердце»: «Если мы видим где-нибудь на земле, - пишет русский философ, - истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни… Самая крепкая связь на земле есть свободная связь, если она слагается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется перед лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоящего брака и каждой здоровой семьи лежит свободная духовная дружба». Вот и раскрыта тайна несчастливой любви Вари: нет, не способен понять и почувствовать это Лопахин.

У спектакля С. Данченко масса достоинств и одно из них – чистая, высокая православная душа актрисы Натальи Вихровой. От неё свет исходит.

У русской актрисы Натальи Вихровой за плечами богатая, интереснейшая судьба. Она одарила Наталью Вихрову работой со многими прославленными режиссёрами: её приглашали и приглашают в свои спектакли С.Данченко и Т.Доронина, А.Борисов и В.Белякович, Р.Виктюк и Л.Додин, О.Ефремов и Б.Щедрин.

Наталья Вихрова воплощала и воплощает на сцене характеры, созданные гениями русской и зарубежной классики: Фенечка в «Отцах и детях» И.Тургенева, Суок в «Трёх толстяках» Ю.Олеши, Марианна в «Тартюфе» Мольера, Анинька в «Господах Головлёвых» М.Салтыкова-Щедрина, Марфа в «Униженных и оскорблённых»   Ф.Достоевского, Ирина в «Семейных праздниках» В.Белова, Вера в «Прощании с Матёрой» В.Распутина, Настасья Петровна в «Женитьбе Белугина» А.Островского, мама ослепшей Люси Шаровой в спектакле «Её друзья» В.Розова, Репникова в «Прощании в июне» А.Вампилова, и, наконец, Анна Оношенкова в «Вассе Железновой» М.Горького.

Перечислить всё, что создано актрисой за годы работы в Московском художественном академическом театре имени Горького, куда она была принята по окончании Школы-студии МХАТ и аспирантуры ГИТИСа в 1973 году, конечно, в короткой статье невозможно, но главные вехи пути, определившие направление творчества и давшие развитие таланту, нельзя не назвать.

Часто можно услышать, что наши современники не могут достичь в искусстве высот, взятых мхатовскими «стариками». Есть в этом суждении доля правды, и заключается эта правда именно в том, что уровень духовных постижений основателей театра определялся глубиной их погружения в православную веру. Случайно ли, что в знаменитом спектакле МХАТ 1972 года «Соло для часов с боем» играла на заре своей театральной юности молодая актриса Наталья Вихрова? Ольга Андровская, Алексей Грибов, Михаил Яншин, Марк Прудкин, Василий Станицин были её партнёрами в этом спектакле. И не только здесь она играла со стариками. Какие имена, какие мастера формировали молодую актрису!

Вернёмся в наши дни. Наталья Вихрова часто входит в ансамбль исполнителей в спектаклях, где играет великая русская актриса Татьяна Доронина. Как трогателен, как гармоничен их дуэт в «Вишнёвом саде»! То понимание, та духовная близость, которая их соединяет, определяет тон всего спектакля, а как важен их дуэт в горьковской «Вассе   Железновой». Как сложен идущий на полутонах внутренний диалог Вассы – Дорониной и Анны – Вихровой! Спектакль, принципиально отличный от утвердившейся трактовки идеи и манеры исполнения классических ролей, завораживает не только пониманием образа Вассы и мастерством исполнения Татьяны Дорониной, но множество красок и оттенков привносит в спектакль хрупкая, верная и льстивая, трусливая,   раздавленная жестокостью жизни и обстоятельств, когда-то красивая, возможно, совсем не плохая, а теперь подловатая Анна Оношенкова. Луч света порой пробивается в этом характере, порыв доброты, а то и благодарности к Вассе оживляет её лицо, но мрак нравственного падения даёт свой трагический отсвет. Чтобы так глубоко понять и сыграть этот сложнейший характер, нужна большая душевная отдача, нужна сила мастерства.

Сегодня Наталья Вихрова в середине пути. Она не прерывает труда восхождения в искусстве. Лирическая по сути актриса, она способна создать яркий, колоритный народный характер, и можно надеяться, что ещё много будет вдохновенных побед и высоких творческих достижений.

С юбилеем, дорогая наша Наташа! Здоровья, сил неизбывных!

Пусть свет радостных открытий окрыляет Ваш путь!

Галина Ореханова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"