На сцене МХАТ им. М. Горького расцвёл «Вишнёвый сад», и мы, сидя в зале, чувствуем, как нежно касаются лица лепестки цветущей вишни. Мы дышим её ароматом, воздухом ранней весны, и душа наша наполняется нежной благостью, и распрямляется, и светлеет.
И что за душа, что за сердце должно биться в груди человека, чтобы он излучал так много света и добра, чтобы сердечность его в отношении к людям была неизбывной, чтобы образы, созданные им на сцене, были так впечатляющи? Этот вопрос неизбежно возникает в сознании, когда на сцену выходит тонкая, грациозная, дивная Наталья Вихрова, заслуженная артистка России, играющая Варю в этом спектакле. Впрочем, как играла она эту роль и в каждом предыдущем, начиная с 1988 года, когда впервые режиссёр С.Данченко выпустил этот удивительный «Вишнёвый сад».
Варя, тихая скромница, труженица, отдающая сердце, полное любви и преданность свою всем, кто её окружает, но почему-то именно ей в этой пьесе в обоюдной любви и отказано. Почему? Петя Трофимов, «вечный студент», предвестник революции и бури, бездумно дразнит её: «бла-го-ле-пи-е». Она верит в Господа, верит всем сердцем, находит в этом приют душе и отраду. Почему не состоялся её союз, «о котором все говорят» с Лопахиным? Этот вопрос остаётся в спектакле открытым. Казалось бы, А.П. Чехов не дал нам в пьесе ответа? Но, может быть, этот ответ всё-таки есть, и мы только в силу своей духовной незрелости и глухоты не можем его распознать? Варя, преданнейшая любимой семье, душа которой в жертвенности неисчерпаема, в исполнении Натальи Вихровой столь убедительна, что порой забываешь, что перед нами актриса. Отчего? Как удаётся Вихровой столь совершенное вживание в образ?
На этот вопрос, как, впрочем, и на поставленный выше: почему не состоялся союз Вари с Лопахиным? – найдём ответ, если откроем книгу тихих созерцаний Ивана Ильина «Поющее сердце»: «Если мы видим где-нибудь на земле, - пишет русский философ, - истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни… Самая крепкая связь на земле есть свободная связь, если она слагается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется перед лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоящего брака и каждой здоровой семьи лежит свободная духовная дружба». Вот и раскрыта тайна несчастливой любви Вари: нет, не способен понять и почувствовать это Лопахин.
У спектакля С. Данченко масса достоинств и одно из них – чистая, высокая православная душа актрисы Натальи Вихровой. От неё свет исходит.
У русской актрисы Натальи Вихровой за плечами богатая, интереснейшая судьба. Она одарила Наталью Вихрову работой со многими прославленными режиссёрами: её приглашали и приглашают в свои спектакли С.Данченко и Т.Доронина, А.Борисов и В.Белякович, Р.Виктюк и Л.Додин, О.Ефремов и Б.Щедрин.
Наталья Вихрова воплощала и воплощает на сцене характеры, созданные гениями русской и зарубежной классики: Фенечка в «Отцах и детях» И.Тургенева, Суок в «Трёх толстяках» Ю.Олеши, Марианна в «Тартюфе» Мольера, Анинька в «Господах Головлёвых» М.Салтыкова-Щедрина, Марфа в «Униженных и оскорблённых» Ф.Достоевского, Ирина в «Семейных праздниках» В.Белова, Вера в «Прощании с Матёрой» В.Распутина, Настасья Петровна в «Женитьбе Белугина» А.Островского, мама ослепшей Люси Шаровой в спектакле «Её друзья» В.Розова, Репникова в «Прощании в июне» А.Вампилова, и, наконец, Анна Оношенкова в «Вассе Железновой» М.Горького.
Перечислить всё, что создано актрисой за годы работы в Московском художественном академическом театре имени Горького, куда она была принята по окончании Школы-студии МХАТ и аспирантуры ГИТИСа в 1973 году, конечно, в короткой статье невозможно, но главные вехи пути, определившие направление творчества и давшие развитие таланту, нельзя не назвать.
Часто можно услышать, что наши современники не могут достичь в искусстве высот, взятых мхатовскими «стариками». Есть в этом суждении доля правды, и заключается эта правда именно в том, что уровень духовных постижений основателей театра определялся глубиной их погружения в православную веру. Случайно ли, что в знаменитом спектакле МХАТ 1972 года «Соло для часов с боем» играла на заре своей театральной юности молодая актриса Наталья Вихрова? Ольга Андровская, Алексей Грибов, Михаил Яншин, Марк Прудкин, Василий Станицин были её партнёрами в этом спектакле. И не только здесь она играла со стариками. Какие имена, какие мастера формировали молодую актрису!
Вернёмся в наши дни. Наталья Вихрова часто входит в ансамбль исполнителей в спектаклях, где играет великая русская актриса Татьяна Доронина. Как трогателен, как гармоничен их дуэт в «Вишнёвом саде»! То понимание, та духовная близость, которая их соединяет, определяет тон всего спектакля, а как важен их дуэт в горьковской «Вассе Железновой». Как сложен идущий на полутонах внутренний диалог Вассы – Дорониной и Анны – Вихровой! Спектакль, принципиально отличный от утвердившейся трактовки идеи и манеры исполнения классических ролей, завораживает не только пониманием образа Вассы и мастерством исполнения Татьяны Дорониной, но множество красок и оттенков привносит в спектакль хрупкая, верная и льстивая, трусливая, раздавленная жестокостью жизни и обстоятельств, когда-то красивая, возможно, совсем не плохая, а теперь подловатая Анна Оношенкова. Луч света порой пробивается в этом характере, порыв доброты, а то и благодарности к Вассе оживляет её лицо, но мрак нравственного падения даёт свой трагический отсвет. Чтобы так глубоко понять и сыграть этот сложнейший характер, нужна большая душевная отдача, нужна сила мастерства.
Сегодня Наталья Вихрова в середине пути. Она не прерывает труда восхождения в искусстве. Лирическая по сути актриса, она способна создать яркий, колоритный народный характер, и можно надеяться, что ещё много будет вдохновенных побед и высоких творческих достижений.
С юбилеем, дорогая наша Наташа! Здоровья, сил неизбывных!
Пусть свет радостных открытий окрыляет Ваш путь!
Галина Ореханова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"